<Письмо> Минобрнауки РТ от 03.12.2014 N 22806/14 "О направлении результатов изучения деятельности в сфере воспитания и дополнительного образования детей"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПИСЬМО
от 3 декабря 2014 г. № 22806/14
О НАПРАВЛЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет методические рекомендации по итогам изучения в октябре - ноябре 2014 года состояния методического сопровождения деятельности кадров сферы воспитания и дополнительного образования детей в отдельных муниципальных образованиях республики для организации соответствующей работы.
Рекомендуем данные материалы проработать на совещаниях с участием руководителей образовательных организаций с дальнейшим обсуждением и проработкой на уровне каждой образовательной организации.
Заместитель министра
С.В.ГИНИАТУЛЛИНА
Приложение
ИНФОРМАЦИЯ
ПО ИТОГАМ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ
СОПРОВОЖДЕНИЮ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
Цель:
1. Анализ управленческой деятельности в сфере воспитания и дополнительного образования детей;
2. Руководство:
- воспитанием и дополнительным образованием детей;
- работой детских и подростковых общественных организаций;
- индивидуально-профилактической работой с подростками группы риска;
- организацией целенаправленной скоординированной работы по родительскому всеобучу.
Анализ управленческой деятельности в сфере воспитания и дополнительного образования детей в отдельных муниципальных образованиях показал, что приоритетными направлениями воспитательной работы являются формирование здорового образа жизни, развитие творческих способностей учащихся, гражданско-патриотическое воспитание учащихся, использование национально-регионального компонента в рамках краеведческой работы, организация межведомственного взаимодействия.
Деятельность муниципальных образовательных организаций строится с использованием стандартов организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях Республики Татарстан, разработанных Министерством образования и науки Республики Татарстан. Организована работа методических объединений заместителей директоров по воспитательной работе. В соответствии с положениями об отделах (управлениях) образования исполнительных комитетов муниципальных районов к основным функциям отделов (управлений) отнесены анализ и прогнозирование тенденций развития образования; организация воспитательной работы среди учащихся и воспитанников.
Информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций муниципальных образований в сфере профилактики правонарушений, как правило, осуществляет методист по воспитательной работе отдела (управления) образования исполкома муниципального района РТ. Сформирован пакет нормативно-правовых документов в сфере профилактики. Создан банк данных о детях, находящихся в социально опасном положении, и их семьях.
Вместе с тем выявлен ряд проблем, существенно снижающих эффективность деятельности образовательных организаций:
- материалы августовской конференции не используются в планировании, организации методической работы;
- отсутствует объективное рейтингование деятельности образовательных организаций (далее - ОО);
- нормативно-правовая база не обновляется;
- отсутствует преемственность в работе кадров сферы воспитания, система наставничества;
- не используются в работе модельные стандарты качества предоставления услуг в сфере дополнительного образования детей, организации летнего отдыха;
- неэффективна сложившаяся система анализа деятельности ОО (анализ деятельности по отчетам);
- не налажено систематическое изучение деятельности ОО с выходом в ОО, по итогам выходов проблемные вопросы не анализируются;
- вновь поступающие нормативно-правовые документы и методические материалы на уровне района, методических объединений не прорабатываются;
- ОО не владеют полной информацией о документах, мероприятиях, других материалах, направляемых из МОиН РТ;
- итоги работы, материалы ежемесячных семинаров-совещаний с заместителями начальников по воспитательной работе отделов (управлений) образования в территориях не обсуждаются, методическая работа не корректируется по итогам;
- предлагаемые программы дополнительного образования детей, реализуемые в ряде образовательных организаций, не соответствуют заявленным требованиям;
- не продумана тематика педагогических советов ОО по вопросам воспитания, решения по итогам рассматриваемых вопросов носят формальный характер;
- в ряде общеобразовательных организаций неэффективно взаимодействие школ и УДО;
- неэффективно используются ресурсы дополнительного образования в школе;
- нет контроля со стороны УДО за качеством предлагаемых и реализуемых программ дополнительного образования в школах;
- отсутствует система внутришкольного контроля за организацией воспитательной работы, деятельностью объединений дополнительного образования детей;
- неэффективно используются ресурсы методических объединений ЗДВР, классных руководителей;
- не налажена система методического сопровождения деятельности ОО ДОД;
- не используются ресурсы детских общественных организаций в развитии системы воспитания и дополнительного образования детей;
- протоколы педагогических совещаний носят формальный характер, не фиксируют конкретные поручения, ответственных за исполнение, сроки исполнения.
Пути решения обозначенных проблем:
1. Провести анализ планов воспитательной работы на всех уровнях, работы методических объединений с учетом решений августовской конференции работников образования и науки 2014 года, скорректировав их на второе полугодие; для повышения эффективности проводимой работы планирование работы проводить по схеме:
Цель
Задачи
Мероприятия
Индикаторы эффективности
Ожидаемый результат
Цель 1
Задача 1
Мероприятие 1.1
Индикатор 1.1.1 Индикатор 1.1.2
Результат по задаче 1
Мероприятие 1.2
Индикатор 1.2.1
Индикатор 1.2.2
Задача 2
Мероприятие 2
Данную схему предложить для планирования образовательным организациям и классным руководителям.
2. Сформировать рабочую группу по разработке критериев эффективности деятельности ОО в сфере воспитания и дополнительного образования детей с учетом рекомендаций МОиН РТ, существующих рейтингов; утвердить критерии приказом по отделу (управлению) образования; предложить на основе разработанных критериев аналогичные работы проводить в ОО.
3. Использовать ресурсы рейтинговой оценки при заключении эффективного контракта с руководителями ОО, для принятия управленческих решений.
4. Обновить на всех уровнях нормативно-правовую базу, должностные инструкции кадров сферы воспитания и дополнительного образования с учетом современных реалий.
5. Еженедельно на совещаниях прорабатывать поступающие новые материалы, принимая соответствующие управленческие решения, закрепив их протоколом, с конкретными сроками и ответственными лицами по исполнению, осуществлять контроль по исполнению документов.
6. Восстановить систему наставничества, в том числе по закреплению опытных ЗДВР за вновь назначенными.
7. При вступлении в должность своевременно обеспечить передачу номенклатуры дел.
8. Провести обучающие семинары по изучению и внедрению стандартов качества муниципальных услуг:
- Приказ МОиН РТ № 1465/14 от 20 марта 2014 г. "Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в многопрофильных организациях дополнительного образования в новой редакции";
- Приказ МОиН РТ № 2531/14 от 6 мая 2014 г. "Об утверждении Модельного стандарта предоставления муниципальной услуги "Организация отдыха и оздоровления детей в каникулярный период в пришкольных лагерях с дневным пребыванием" в новой редакции;
- Приказ МОиН РТ № 2529/14 от 6 мая 2014 г. "Об утверждении Модельного стандарта качества муниципальной услуги по организации предоставления дополнительного образования детей в общеобразовательных организациях".
9. Организовать регулярные посещения заместителями начальников по ВР, методистов по ВР муниципальных органов управления образованием школ и УДО внеклассных мероприятий, классных часов, объединений дополнительного образования в школах и УДО, родительских собраний, по итогам посещения вырабатывать рекомендации, при необходимости корректировать деятельность профильных методобъединений.
10. Провести обучающие семинары по организации внутришкольного контроля в сфере воспитания, дополнительного образования, обеспечить регулярное посещение руководителями ОО мероприятий, проводимых классными руководителями, педагогами дополнительного образования детей.
11. Провести детальный анализ качества программ дополнительного образования детей, реализуемых в школах, особое внимание обратив на программы 2 - 3 года обучения.
12. При организации деятельности объединений дополнительного образования использовать ресурс социального заказа школы, родителей и обучающихся.
13. С целью повышения эффективности деятельности детских общественных организаций:
- проводить регулярные встречи-сессии руководства муниципального образования с лидерами детского движения по решению актуальных вопросов в сфере воспитания;
- внедрить систему активного участия детей в принятии решений по всем направлениям воспитательной работы.
14. Принять комплекс мер по организации работы по самообразованию кадров сферы воспитания на всех уровнях.
------------------------------------------------------------------