Постановление ГС РТ от 24.12.2014 N 329-V ГС "О докладе Кабинета Министров Республики Татарстан о ходе реализации программ развития образования в Республике Татарстан"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. № 329-V ГС
О ДОКЛАДЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Заслушав доклад Кабинета Министров Республики Татарстан о ходе реализации программ развития образования в Республике Татарстан, Государственный Совет Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению доклад Кабинета Министров Республики Татарстан о ходе реализации программ развития образования в Республике Татарстан (прилагается).
2. Предложить Кабинету Министров Республики Татарстан утвердить порядок подготовки и представления в Государственный Совет Республики Татарстан, а также размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежегодного доклада Кабинета Министров Республики Татарстан о ходе реализации программ развития образования в Республике Татарстан согласно части 2 статьи 7 Закона Республики Татарстан от 22 июля 2013 года № 68-ЗРТ "Об образовании".
Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.Х.МУХАМЕТШИН
ДОКЛАД
ГОСУДАРСТВЕННОМУ СОВЕТУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН В 2014 ГОДУ
Стратегия развития образования в Республике Татарстан
на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" на 2014 год
С целью кадрового и научно-технологического обеспечения инновационного развития Республики Татарстан, формирования и удовлетворения потребности личности в развитии и получении знаний в 2014 году осуществляется третий этап реализации Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2014 № 391; от 25.10.2014 № 781; от 15.11.2014 № 878.
На реализацию Стратегии развития образования в 2014 году предусмотрено из республиканского бюджета 1 995 338,0 тыс. рублей. Из них в рамках комплекса мер по модернизации общего образования Республики Татарстан выделена сумма в размере 212 349,7 тыс. рублей, на реализацию иных мероприятий - 1 045 111,45 тыс. рублей.
Дошкольное образование
В целях модернизации муниципальных систем дошкольного образования и реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы были осуществлены следующие мероприятия:
в рамках конкурса "Лучший билингвальный детский сад" предоставлен грант по 1 млн рублей 50 лучшим дошкольным образовательным организациям (на общую сумму 50 000,0 тыс. рублей);
оснащены игровым и интерактивным оборудованием дошкольные образовательные организации: 66 комплектами игрового оборудования, 29 развивающими комплектами (лего), 106 интерактивными столами, 3 физкультурно-спортивными комплексами (на общую сумму 56 600,0 тыс. рублей);
в рамках проведения Года дошкольного образования 56 новых детских садов оснащены 550 инновационными учебно-методическими комплектами, отобраны 4 лучшие работы воспитателей - победителей смотра-конкурса методических разработок "Инновационные технологии в дошкольном образовании" (на общую сумму 3 608,7 тыс. рублей);
в целях кадрового обеспечения системы дошкольного образования проведена курсовая подготовка и повышение квалификации 4 920 педагогических работников дошкольного образования (на сумму 29 756,5 тыс. рублей);
предоставлены субсидии на возмещение затрат 6 негосударственным (частным) организациям дошкольного образования и 25 дошкольным группам в 5 общеобразовательных организациях (на сумму 40 003,3 тыс. рублей).
Общее образование
В 2014 году в Республике Татарстан продолжается реализация Комплекса мер по модернизации общего образования, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2013 № 147 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации общего образования Республики Татарстан в 2013 году и на период до 2020 года".
В рамках Комплекса мер осуществлены следующие мероприятия:
с целью оснащения современным оборудованием общеобразовательных организаций заключены 15 соглашений с муниципалитетами, согласно которым муниципалитетами предусмотрена закупка для школ учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного оборудования и инвентаря, компьютерного оборудования (на сумму 9 100,0 тыс. рублей);
реализован проект "Электронное образование в Республике Татарстан": разработаны электронные образовательные ресурсы по 20 предметам учебного плана основного и среднего общего образования, произведены оснащение и замена в общеобразовательных организациях 880 точек беспроводного доступа Wi-Fi, установлены для дистанционного образования детей-инвалидов 55 комплектов специализированного компьютерного оборудования, обновлено программное обеспечение, приобретены электронные образовательные ресурсы (на сумму 43 725,0 тыс. рублей);
в библиотеки школ приобретено около 390 687 (580 612 экземпляров с учетом частей) экземпляров учебников (на сумму 145 218,0 тыс. рублей);
проведено повышение квалификации и профессиональная переподготовка 1846 руководителей и педагогических работников общеобразовательных организаций, руководителей управлений и отделов образования, руководителей и методистов информационно-методических центров, кадрового резерва руководителей общеобразовательных организаций (на сумму 14 306,7 тыс. рублей).
В рамках Стратегии в 2014 году реализованы и иные мероприятия:
в целях выявления и поддержки творчески и эффективно работающих руководителей и педагогов продолжается реализация кадровых грантов "Наш лучший учитель", "Наш лучший директор школы", "Наш новый учитель", "Наш лучший педагог дополнительного образования", стипендии магистрантам "Учитель будущего", выплачены гранты для 3 074 человек (на сумму 308 484,85 тыс. рублей);
адресной выплатой поддержаны одаренные дети и их педагоги: 116 победителей Всероссийских олимпиад (по 25 тыс. рублей) и призеров Всероссийских и региональных олимпиад (по 10 тыс. рублей) и 110 педагогов, их подготовивших (премии по 45 тыс. рублей, 35 тыс. рублей, 25 тыс. рублей, 20 тыс. рублей); проведены 6 профильных смен с охватом 716 человек, 1 международный турнир с охватом 200 человек (на общую сумму 35 000,0 тыс. рублей);
в целях реализации приоритетного национального проекта "Образование" поощрены 89 лучших учителей Республики Татарстан (на сумму 7 832,74 тыс. рублей);
за осуществление функций классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися предусмотрены выплаты 21 630 классным руководителям общеобразовательных организаций республики (на общую сумму 251 000,0 тыс. рублей).
Активно развивается система национального образования:
300 участников приняли участие в международной олимпиаде по татарскому языку и литературе (на сумму 12 277,0 тыс. рублей);
10 000 пользователей обучаются дистанционно в образовательной системе татарского языка "Ана теле" (на сумму 85 999,38 тыс. рублей);
проведены Всероссийский съезд учителей татарского языка с участием представителей образовательных организаций с татарским этнокультурным компонентом содержания образования субъектов Российской Федерации, фестиваль юных поэтов и писателей, мастер-класс учителей родных языков с общим охватом участников 1 244 человека (на сумму 2 940,0 тыс. рублей);
50 участников приняли активное участие в Межрегиональном молодежном форуме интеллектуального творчества "Агыйдел" (на сумму 1 511,68 тыс. рублей);
на 268 единиц оснащен оборудованием и мебелью ресурсный центр национального образования - МБОУ "Татарская гимназия № 2 им. Ш.Марджани при КФУ" (на сумму 5 021,7 тыс. рублей);
закуплено 16 единиц программного обеспечения электронных приложений к региональным учебникам по татарскому языку и литературному чтению для начальной школы (на сумму 10 200,0 тыс. рублей).
С целью поддержания инновационного характера образования:
проведен Год математики: 1900 учителей стали участниками олимпиады, вручены 26 сертификатов по 10 тыс. рублей учителям - победителям конкурса методических разработок, 700 человек стали участниками форума (на сумму 4450,0 тыс. рублей);
продолжается реализация проекта "Русский язык в Республике Татарстан" с охватом 41 000 участников (на сумму 3 000,0 тыс. рублей);
создается система инновационных общеобразовательных организаций Республики Татарстан с открытием IB-школы (на сумму 2 500,0 тыс. рублей);
в рамках профессионального развития и методического коучинга педагогических работников и управленческих кадров общеобразовательных организаций Республики Татарстан продолжается сингапурский проект с охватом 20 080 участников (на сумму 89 974,4 тыс. рублей);
300 пользователей стали участниками проекта "Английский язык для Республики Татарстан" (на сумму 4 500,0 тыс. рублей);
36 человек приняли участие в проекте "Пражская школа" (на сумму 3 776,7 тыс. рублей);
проведено обучение и повышение квалификации 637 работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием, педагогических работников коррекционных школ, детских домов (на сумму 4 088,4 тыс. рублей);
предоставлены субсидии на возмещение затрат 10 негосударственным (частным) общеобразовательным организациям (на сумму 55 478,3 тыс. рублей);
проведены мероприятия по формированию в Республике Татарстан сети базовых образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 104 общеобразовательных организациях, включая 15 специальных коррекционных школ (на сумму 158 373,0 тыс. рублей);
для обучающихся ГБОУ "Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа имени Героя Советского Союза Гани Сафиуллина" приобретено обмундирование (на сумму 4 589,88 тыс. рублей);
реализован проект "Школьная карта" (на сумму 696,8 тыс. рублей).
Дополнительное образование
В целях грантовой поддержки организаций дополнительного образования, поддержки созданных площадок научно-технического творчества, оснащения современным оборудованием учреждений общего и дополнительного образования, увеличения занятости детей и молодежи спортом и физической культурой реализуются следующие мероприятия:
в рамках развития сети психолого-педагогических медико-социальных центров поддержано 15 школьных психолого-педагогических служб, поставлено 285 единиц оборудования (на сумму 14 925,0 тыс. рублей);
обучающиеся образовательных организаций приняли участие в республиканских спортивно-массовых мероприятиях: в I школьной Спартакиаде по зимним и летним видам спорта - более 43 000 человек, 258 человек - в финальных республиканских соревнованиях молодежи допризывного возраста "К защите Родины готов!", 1 200 человек - в республиканском конкурсе среди команд общеобразовательных организаций на лучшую физическую подготовку, 500 человек - в финале фестиваля обучающихся профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (на сумму 10 000,0 тыс. рублей);
в рамках проекта "Школа после уроков" создано 20 базовых площадок научно-технического творчества с охватом 792 человек, дополнительно поддержано 18 базовых площадок научно-технического творчества, в конкурсе на лучшее использование кабинета технологии в развитии научно-технического творчества приняли участие 160 участников, оказана целевая поддержка участия детей во всероссийских и международных соревнованиях технического профиля (на сумму 39 676,4 тыс. рублей);
повысили квалификацию 520 педагогических и управленческих кадров сферы воспитания и дополнительного образования детей (на сумму 3 227,5 тыс. рублей);
1200 человек приняли участие в фестивале муниципальных образований Республики Татарстан по поддержке детского технического творчества, выставлено 1987 экспонатов детского технического творчества (на сумму 5 880,9 тыс. рублей);
в рамках проекта "Страна-Авиация" создано 5 пилотных площадок авиационной профориентации учащихся Республики Татарстан (на сумму 6 000,0 тыс. рублей);
транслировано 48 телевизионных передач на татарском языке "Белем деньясы" ("Мир знаний") (на сумму 6 550,0 тыс. рублей).
Профессиональное образование
В целях развития международного и всероссийского сотрудничества, укрепления материально-технической базы профессиональных образовательных организаций, оснащения центров профориентационной работы в организациях профессионального образования осуществлены следующие мероприятия:
оснащено пять ресурсных центров подготовки кадров для ведущих отраслей экономики республики (на сумму 199 959,13 тыс. рублей);
в 46 профессиональных образовательных организаций поставлено более 200 единиц компьютеров, 1000 ноутбуков, 183 комплекта проекционной техники и 214 точек доступа Wi-Fi (на сумму 83 241,95 тыс. рублей);
в целях повышения качества образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях в соответствии с требованиями ФГОС открыт Центр развития профессионального образования (на сумму 20 000,0 тыс. рублей);
пять бизнес-проектов профессиональных образовательных организаций поддержаны грантом по 2 млн рублей (на сумму 10 000,0 тыс. рублей);
выплачены стипендии Президента Республики Татарстан 28 студентам образовательных организаций высшего образования (сумма 7 352,0 тыс. рублей);
более 250 человек по 25 компетенциям приняли участие в региональном этапе развития движения Worlds Skills Russia (на сумму 58 000,0 тыс. рублей);
выплачены 115 грантов "Лучший мастер", 47 грантов "Новый мастер" мастерам производственного обучения (на общую сумму 12 571,1 тыс. рублей);
осуществлено повышение квалификации 496 руководителей и педагогических работников профессиональных образовательных учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан (на сумму 19 978,0 тыс. рублей);
в рамках развития инклюзивного образования предусмотрено повышение квалификации 450 работников образования по теме "Инклюзивный подход в современном общеобразовательном процессе: актуальные вопросы теории и практики" (на сумму 4000,0 тыс. рублей);
предусмотрена закупка мебели для двух профессиональных образовательных организаций Республики Татарстан.
Оценка качества образования
В целях эффективности оценки образовательных достижений обучающихся, деятельности образовательных организаций, повышения качества предоставляемых образовательных программ и образовательных услуг осуществлены следующие мероприятия:
для 34 694 участников 9-х классов проведено республиканское тестирование по математике, русскому и татарскому языкам (на сумму 6824,17 тыс. рублей);
закуплен программный комплекс для проведения ГИА-9 (на сумму 3 206,25 тыс. рублей);
проведены мониторинговые исследования уровня предметной обученности обучающихся 4-х классов с охватом 36 915 участников (на сумму 1 000,0 тыс. рублей);
два участника приняли участие в III международной научно-практической конференции "ЕВРООКО" (Казахстан) по вопросам оценки качества образования (на сумму 100,0 тыс. рублей);
осуществлено повышение квалификации 274 работников образования по теме "Оценка качества образования" (на сумму 412,3 тыс. рублей);
оснащен ГБУ "Республиканский центр мониторинга качества образования" 400 единицами телевизионной, компьютерной техники на сумму 41 023,53 тыс. рублей.
Наука и научные исследования
300 обучающихся общеобразовательных организаций стали участниками республиканского фестиваля науки (на сумму 999,9 тыс. рублей).
В результате реализации Стратегии развития образования и Комплекса мер по модернизации системы общего образования Республики Татарстан ожидаются следующие прогнозные результаты:
1) повышение качества образования на всех его уровнях;
2) ориентированная на инновационное развитие республики система кадрового обеспечения образования и профессионального развития работников образования;
3) повышение экономической эффективности системы образования;
4) благоприятные условия для успешного изучения родного языка;
5) единое электронное образовательное пространство республики;
6) эффективная интеграция профессионального образования с региональной экономикой;
7) развитая инфраструктура научно-технического творчества детей и молодежи;
8) система комплексной работы с талантливыми и одаренными детьми;
9) укрепление нравственного и физического здоровья детей и молодежи.
Государственная программа
"Развитие образования и науки Республики Татарстан
на 2014 - 2020 годы"
Министерством образования и науки Республики Татарстан разработана Государственная программа "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденная Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 № 110.
Общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы за период 2014 - 2020 годов, за счет средств бюджета Республики Татарстан составляет 203 029 343,2 тыс. рублей.
Государственная программа состоит из 6 подпрограмм:
1) "Развитие дошкольного образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников данной сферы";
2) "Развитие общего образования, включая инклюзивное, и повышение квалификации работников данной сферы";
3) "Развитие дополнительного образования, включая образование детей-инвалидов, и повышение квалификации работников данной сферы";
4) "Развитие профессионального и послевузовского образования и повышение квалификации работников данной сферы";
5) "Развитие системы оценки качества образования";
6) "Развитие науки и научных исследований в Республике Татарстан".
В 2014 году объем финансирования мероприятий государственной программы по дошкольному, общему, дополнительному и профессиональному уровням образования, оценке качества, науке и научным исследованиям составляет 33,3 млрд рублей.
Государственная программа позволила в 2014 году улучшить результаты школьников Республики Татарстан по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования; повысить удовлетворенность населения качеством образовательных услуг; повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить финансово-хозяйственную самостоятельность образовательных организаций за счет реализации новых принципов финансирования (на основе государственных (муниципальных) заданий); повысить привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров; полностью обеспечить потребности экономики Республики Татарстан в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития.
Федеральная целевая программа
развития образования на 2011 - 2015 годы в 2014 году
Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 гг. была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 163-р.
Целью Программы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного, социально ориентированного развития Российской Федерации.
В задачи Программы входит модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития; приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Программа реализуется в 2011 - 2015 годы в два этапа. На первом этапе (2011 - 2013 годы) сформированы стратегические проекты развития образования, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений. В результате реализации первого этапа получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности.
На втором этапе (2014 - 2015 годы) формируются новые модели управления образованием в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий.
В 2014 году реализация Федеральной целевой программы развития образования осуществлялась по двум направлениям:
1) "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";
2) "Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации".
Мероприятия программы осуществляются на базе одной стажировочной площадки и 10 базовых площадок.
Объем финансирования мероприятий программы в 2014 году составляет 213 666,5 тыс. рублей. По направлению "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", в том числе подмероприятия 1.8. "Создание условий для распространения моделей государственно-общественного управления образованием и поддержка программ развития регионально-муниципальных систем дошкольного образования" и 1.9. "Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием", объем финансирования составил 100 320 тыс. рублей (41 131 тыс. рублей из бюджета Российской Федерации и 59 189 тыс. рублей из бюджета Республики Татарстан).
По направлению "Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации" общая сумма финансирования составила 113 346,5 тыс. рублей, из них 28 336,5 тыс. рублей - средства федерального бюджета, 85 010 тыс. рублей - средства республиканского бюджета.
Благодаря реализации программы стажировочная площадка и 10 базовых площадок (образовательные организации) были оснащены компьютерным игровым оборудованием, а также современным технологическим оборудованием и программным обеспечением.
Были сформированы и продолжают развиваться несколько моделей государственно-общественного управления образованием на основе комплексной диагностики социокультурной и образовательной ситуации в регионе, районе, школе, представляющих не только локальный интерес. Их объединяет общая направленность на содействие модернизации дошкольного, общего образования как институтов социального развития, обновление и наращивание соответствующей ресурсной базы, обеспечение взаимодействия между институтами государственного и общественного управления как компонентами целостной системы.
Первая модель выстраивается на идее участия профессионального сообщества, родителей и субъектов образовательных отношений в обновлении содержания, форм и методов образовательной деятельности, а также в разработке и реализации проектов и программ развития образовательной организации. Коллегиальные органы управления обеспечивают функционирование отдельных сфер образовательной деятельности.
Второй вариант центрируется на создании и функционировании Фонда попечительства. При участии Фонда создаются различные общественные комиссии, рабочие группы по выполнению благотворительных программ ресурсообеспечения образовательной организации и вовлечению в благотворительную деятельность новых членов местного сообщества. Организуется обучение актива Фонда методам и навыкам некоммерческой деятельности по таким направлениям, как управление НКО, социальный маркетинг, развитие связей с общественностью, фандрайзинг, экономическая деятельность НКО и др. Разрабатываются и выполняются совместные с общественной организацией социальные и благотворительные программы, направленные на развитие дошкольной образовательной организации.
Третья модель базируется на концепции гармоничного сочетания как экономического, административного, так и социального, профессионального компонентов. Государственный компонент модели представлен экономической и административной составляющей управления. Общественный компонент включает в себя родительский комитет, органы самоуправления, избираемые в соответствии с Уставом, а также внутреннее профессиональное сообщество, ученическое самоуправление, представителей бизнеса, общественных организаций, ассоциаций выпускников, национально-культурных сообществ. Используются различные формы взаимодействия между двумя компонентами.
Все модели государственно-общественного управления приняты в соответствии с Концепцией развития государственно-общественного управления образованием в Республике Татарстан до 2020 года, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 16.07.2014 № 4040/14.
Для успешной реализации программы был утвержден коллегиальный орган, рассматривающий особенности реализации мероприятий ФЦПРО - Координационный совет при Министерстве образования и науки Республики Татарстан (Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан от 22.04.2014 № 2278/14).
Реализация направления "Обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования по государственно-общественному управлению образованием" способствовала разработке дополнительных профессиональных образовательных программ, обеспечивающих обучение и повышение квалификации педагогических и управленческих работников системы образования. Более 700 человек прошли очное и дистанционное обучение, были проведены "круглые столы", стажировки, форумы, конференции и вебинары. Были разработаны комплекты информационных, дидактических, научно-методических, контрольно-измерительных материалов. Деятельность базовых площадок регулярно подвергалась мониторингу, которые позволили существенно улучшить условия и качество обучения.
------------------------------------------------------------------