По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2014 N А65-979/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Положения о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по автобусным регулярным муниципальным маршрутам города Набережные Челны, утвержденного постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан от 05.03.2013 N 1543>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. № А65-979/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2014 года.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2014 года.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего Гилялова И.Т., судей Адеевой Л.Р., Мазитова А.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Галлямовой Г.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению индивидуального предпринимателя Слотина Владимира Николаевича, г. Набережные Челны, (ОГРН: 304165003600090, ИНН: 163900048555) к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан, индивидуальному предпринимателю Щелокову Евгению Евгеньевичу, г. Набережные Челны, (ОГРН: 313165022400058, ИНН: 165036050887) о признании недействительным Положения о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по автобусным регулярным муниципальным маршрутам города Набережные Челны, утвержденного постановлением № 1543 МКУ "Исполнительный Комитет муниципального образования "г. Набережные Челны" РТ" от 05.03.2013 (принятое в виде Положения б/н к постановлению № 1543),
в отсутствие сторон и третьего лица,

установил:

Индивидуальный предприниматель Слотин Владимир Николаевич, г. Набережные Челны (заявитель), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования города Набережные Челны Республики Татарстан (ответчик-1), индивидуальному предпринимателю Щелокову Евгению Евгеньевичу, г. Набережные Челны, (ответчик-2) о признании недействительным Положения о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по автобусным регулярным муниципальным маршрутам города Набережные Челны, утвержденного постановлением № 1543 МКУ "Исполнительный Комитет муниципального образования "г. Набережные Челны" РТ" от 05.03.2013 (принятое в виде Положения б/н к постановлению № 1543).
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, третье лицо - в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ), не явились.
Определением суда от 26.03.2014 принят отказ заявителя от заявленных требований к индивидуальному предпринимателю Щелокову Евгению Евгеньевичу, производство по делу в данной части прекращено, индивидуальный предприниматель Щелоков Евгений Евгеньевич привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
До судебного заседания от заявителя в электронном виде поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие заявителя. Судом данное ходатайство удовлетворено.
От ответчика до судебного заседания поступил отзыв, который судом приобщен к материалам дела.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие сторон и третьего лица.
Как следует из материалов дела, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан № 1543 от 05.03.2013 утверждено Положение о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по автобусным регулярным муниципальным маршрутам города Набережные Челны (далее - Положение о порядке допуска перевозчиков).
Данное постановление опубликовано в газете "Челнинские известия" № 19 от 13.03.2013.
Заявитель, полагая данное Положение о порядке допуска перевозчиков в части установления оценочных критериев по допуску перевозчиков к конкурсу не соответствующим ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О защите конкуренции", ч.ч. 2 - 4 ст. 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", ст. 4.6 КоАП РФ, ст.ст. 17, 18 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗ от 10.12.1995, ст. 19 ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" № 170-ФЗ от 01.07.2011, Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденному постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 № 720, ГОСТ Р 51825 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", ГОСТ Р 51004-96 "Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества", ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения", Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 41.522-05 (Правила ЕЭК ООН № 52) "Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М2 и М3 в отношении их общей конструкции" и другим, в том числе указанным в п. 1 гл. 1 Положения о порядке допуска перевозчиков, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании данного постановления недействующим.
Арбитражным судом дело рассмотрено в порядке главы 23 АПК РФ, осуществлена проверка оспариваемого нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции Арбитражного суда.
Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или Арбитражный суд в установленном законом порядке.
Часть 1 статьи 192 АПК РФ предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в Арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку суд приходит к выводу, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривается Арбитражным судом, рассмотрение дела относится к компетенции Арбитражного суда.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон № 131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся в том числе и создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Таким образом, в силу указанных норм организация пассажирских перевозок в конкретном населенном пункте осуществляется органом местного самоуправления для удовлетворения общественной потребности.
Суд приходит к выводу, что условия для осуществления пассажирских перевозок (транспортного обслуживания) населения создаются органом местного самоуправления в силу требований Закона № 131-ФЗ, следовательно, создание этих условий производится в рамках административных правоотношений, возникающих между органом местного самоуправления, реализующим свои полномочия по организации обслуживания пассажиров наземного пассажирского маршрутного транспорта общего пользования, и перевозчиками.
Определение органом местного самоуправления в силу закона таких условий осуществляется, таким образом, не в сфере рынка услуг, не связано с обеспечением единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защитой конкуренции и созданием условий для эффективного функционирования товарных рынков. Следовательно, рассматриваемые административные правоотношения не подпадают под действие Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку не затрагивают вопросы конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке) и иные вопросы функционирования товарных рынков.
С учетом изложенного оснований проверять оспариваемое Положение о порядке допуска перевозчиков на соответствие ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" у суда не имеется.
При изложенных выше обстоятельствах суд не усматривает оснований и для проверки на соответствие оспариваемого Положения о порядке допуска перевозчиков частям 2 - 4 статьи 24 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях". При этом суд учитывает, что данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с подготовкой, заключением, исполнением и прекращением концессионных соглашений, которые по своей природе связаны с созданием и использованием имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне. К тому же частями 2 - 4 статьи 24 указанного Закона регулируются вопросы конкурса, связанного с заключением именно концессионного соглашения, то есть отличного от конкурса, проводимого согласно оспариваемому Положению в целях регулирования пассажирских перевозок для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Соответствие оспариваемого Положения о порядке допуска перевозчиков требованиям Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) также не проверяется. В соответствии со статьей 4 данного Закона в систему законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения включены, в том числе, муниципальные правовые акты органов местного самоуправления городского округа, которыми регулируются вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
- принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа (подпункт 4 статьи 6), и устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения (статья 21).
Статьями 17, 18 Закона № 196-ФЗ установлено, что находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации транспортные средства подлежат техническому осмотру, проведение которого предусмотрено законодательством в области технического осмотра транспортных средств, определены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств.
Оспариваемое Положение о порядке допуска перевозчиков не регулирует вопросы, связанные с проведением технического осмотра транспортных средств, с обеспечением безопасности дорожного движения при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств. Каких-либо положений, противоречащих указанным нормам, оспариваемый нормативный правовой акт не содержит.
В силу статьи 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" технические регламенты принимаются в целях:
- защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
- обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.
Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720, определено, что данный Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств (п. 1).
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования" (принят постановлением Госстандарта РФ от 14 ноября 2001 г.) в силу п. 1 данного стандарта распространяется на услуги пассажирского автомобильного транспорта, оказываемые организациями и индивидуальными предпринимателями на территории Российской Федерации (далее - исполнители). Данный стандарт устанавливает классификацию, общие требования к услугам пассажирского автомобильного транспорта, включая требования качества и безопасности, а также методы их контроля. При этом данный стандарт является обязательным в части требований безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу граждан.
ГОСТ Р 51004-96 "Услуги транспортные. Пассажирские перевозки. Номенклатура показателей качества" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 25 декабря 1996 г. № 701) устанавливает номенклатуру рекомендуемых показателей качества пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта общего пользования, и основные положения по выбору показателей в соответствии с целями управления качеством пассажирских перевозок и совершенствования транспортного обслуживания потребителей. Нормы, конкретные требования к показателям качества и методы их оценки должны быть установлены в нормативной документации каждого вида транспорта на пассажирские перевозки, утвержденной в установленном порядке. На основании данного стандарта разрабатываются нормативные документы по номенклатуре показателей качества на пассажирские перевозки, осуществляемые отдельными видами транспорта в международных, дальних, местных сообщениях, включая пригородные и внутригородские перевозки.
Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 52051-2003 "Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 7 мая 2003 г. № 139-ст) даны классификация и определения видов механических транспортных средств.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 41.52-2005 (Правила ЕЭК ООН № 52) "Единообразные предписания, касающиеся транспортных средств малой вместимости категорий М_2 и М_3 в отношении их общей конструкции" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 декабря 2005 г. № 459-ст) определяет предписания, предъявляемые транспортным средствам малой вместимости категорий М_2 и М_3 в отношении их общей конструкции, их технические характеристики.
Оспариваемое Положение о порядке допуска перевозчиков регулирует иные правоотношения нежели указанные в Техническом регламенте о безопасности колесных транспортных средств, утвержденном постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 г. № 720, и приведенные выше ГОСТ, следовательно, не может проверяться на соответствие указанным нормативным актам.
Довод о несоответствии такого критерия как наличие ДТП с участием транспортного средства участника открытого конкурса, за предыдущий и текущий год (по справке ГИБДД), по вине водителя участника открытого конкурса и значение этого критерия статье 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) судом не принимается, поскольку срок, установленный статьей 4.6 КоАП РФ, применяется исключительно в рамках привлечения виновного лица к административной ответственности и учитывается для определения наличия обстоятельств, отягчающих административную ответственность в порядке статьи 4.3 КоАП РФ. Следовательно, оспариваемое Положение как регулирующее иные правоотношения на соответствие статье 4.6 КоАП РФ проверено быть не может.
В то же время в силу части 5 статьи 194 АПК РФ Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое Положение в полном объеме.
На территории Республики Татарстан пассажирские перевозки населения и их организация регулируются специальным законом - Законом Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" (далее - Закон № 70-ЗРТ).
Статьей 11 Закона № 70-ЗРТ предусмотрено в том числе:
- пассажирские перевозки транспортом общего пользования осуществляются перевозчиками в соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок, заключенным в установленном порядке по результатам конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования (далее - конкурс) (п. 1);
- конкурс проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозок пассажиров и багажа, и является способом регулирования пассажирских перевозок, осуществляемых транспортом общего пользования, для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках (п. 2);
- предметом конкурса является заключение договора на осуществление пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации, соответствующих законодательству Российской Федерации и настоящему Закону.
Объектом конкурса являются лоты (лот), включающие в себя один или несколько маршрутов с указанием необходимых параметров (начало и конец маршрута, количество и потребительские характеристики подвижного состава, интервалы движения или количество рейсов) (п. 4);
- в конкурсе могут участвовать как отдельный перевозчик, так и группа перевозчиков, объединившихся в форме, предусмотренной гражданским законодательством, для совместного выполнения пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения, соблюдающие установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению пассажирских перевозок, при условии если они:
1) имеют лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, предусмотренную законодательством Российской Федерации;
2) не находятся в процессе ликвидации (реорганизации);
3) не признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке банкротами и в отношении которых не проводится процедура банкротства;
4) не имеют задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год, предшествующий дате проведения конкурса, размер которой превышает 25 процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (п. 6);
- победителем конкурса признается перевозчик, предложивший лучшие условия транспортного обслуживания. Конкурсная комиссия проводит отбор перевозчиков по следующим критериям:
1) наличие подвижного состава, соответствующего требованиям к подвижному составу, изложенным в извещении о проведении конкурса и конкурсной документации, принадлежащего перевозчику на праве собственности или ином законном основании;
2) опыт работы перевозчика по осуществлению пассажирских перевозок (в том числе на данном маршруте);
3) характеристики предлагаемых для перевозок транспортных средств (возрастная, экологические показатели, техническая структура, удобство пользования для отдельных категорий граждан);
4) наличие помещений и оборудования, позволяющих осуществлять стоянку, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, предрейсовых, послерейсовых медицинских осмотров водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств;
5) анализ данных о состоянии аварийности по вине водителей транспортных средств и транспортной дисциплине участников конкурсов, а также информации о невыполнении участниками конкурса требований законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения (п. 10);
- порядок допуска к конкурсу, порядок и условия организации и проведения конкурсов, а также конкурсная документация утверждаются нормативными правовыми актами уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (п. 11).
Положение о порядке допуска перевозчиков в оспариваемой части соответствует Закону Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан".
С учетом всего вышеизложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое Положение о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по автобусным регулярным муниципальным маршрутам города Набережные Челны, утвержденное постановлением № 1543 МКУ "Исполнительный Комитет муниципального образования "г. Набережные Челны" РТ" от 05.03.2013 (принятое в виде Положения б/н к постановлению № 1543) соответствует Закону Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан", в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Согласно статье 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 169, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.
Признать Положение о порядке допуска перевозчиков к осуществлению пассажирских перевозок по автобусным регулярным муниципальным маршрутам города Набережные Челны, утвержденного Исполнительного комитета муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан от 5 марта 2013 г. № 1543, соответствующим Закону Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан".
Выдать индивидуальному предпринимателю Слотину Владимиру Николаевичу, г. Набережные Челны, (ОГРН: 304165003600090, ИНН: 163900048555) справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 800 (одна тысяча восемьсот) руб., излишне уплаченной по платежному поручению № 3 от 15.01.2014.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
И.Т.ГИЛЯЛОВ

Судьи
Л.Р.АДЕЕВА
А.Н.МАЗИТОВ


------------------------------------------------------------------