По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.04.2014 N А65-816/2014 <О признании постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 3-10/э от 28.09.2012 в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2,81 руб./кВт.ч, соответствующим приказу Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 N 240-э/5>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2014 г. № А65-816/2014

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2014 г.
Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2014 г.

Арбитражный суд Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Хасанова А.Р., судей Нафиева И.Ф., Абульхановой Г.Ф.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зиннатовой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Моисеева Федора Василевича, г. Набережные Челны, к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, об отмене постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-10/э от 28.09.2012 в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2,81 руб./квт.ч, как противоречащего приказу № 240-э/5 Федеральной службы по тарифам России от 06.10.2011, и установке тарифа, что был принят на тот момент для одноставочного дневного тарифа, об отмене подпунктов 1.1.2, 2.2 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-17/э от 21.12.2012 в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3,13 руб./квт.ч, как противоречащего приказу № 230-э/3 Федеральной службы по тарифам России от 09.10.2012, и установке тарифа, что был принят для одноставочного дневного тарифа, об обязании ОАО "Татэнерго" пересчитать переплаченные суммы владельцами 2-тарифных счетчиков с ноября 2012 г. и о зачете этих сумм в счет будущих платежей,
с участием:
от заявителя - Моисеев Ф.В., паспорт,
от ответчика - Садыкова Э.Д., по доверенности от 16.01.2014, Уразлина Л.Р., по доверенности от 16.01.2014,
от третьего лица - 1 (Федеральная служба по тарифам) - Сапаров Н.Ч., по доверенности от 25.10.2013,
от третьего лица - 2 (открытое акционерное общество "Татэнергосбыт") - Склямина И.В., по доверенности от 31.12.2013,
от прокурора - Догадин С.В., удостоверение,

установил:

Моисеев Федор Василевич, г. Набережные Челны (далее - заявитель), обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань (далее - Ответчик, Госкомитет РТ по тарифам), об отмене постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-10/э от 28.09.2012 в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2,81 руб./квт.ч, как противоречащего приказу № 240-э/5 Федеральной службы по тарифам России от 06.10.2011, и установке тарифа, что был принят на тот момент для одноставочного дневного тарифа, об отмене подпунктов 1.1.2, 2.2 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-17/э от 21.12.2012 в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3,13 руб./квт.ч, как противоречащего приказу № 230-э/3 Федеральной службы по тарифам России от 09.10.2012, и установке тарифа, что был принят для одноставочного дневного тарифа, об обязании ОАО "Татэнерго" пересчитать переплаченные суммы владельцами 2-тарифных счетчиков с ноября 2012 г. и о зачете этих сумм в счет будущих платежей.
Определением суда от 13.03.2014 было принято изменение предмета заявленных требований, согласно которому заявитель просил признать недействующим постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-10/э от 28.09.2012 в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2,81 руб./квт.ч, как противоречащее приказу № 240-э/5 Федеральной службы по тарифам России от 06.10.2011, подпункты 1.1.2, 2.2 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-17/э от 21.12.2012 в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3,13 руб./квт.ч, как противоречащие приказу № 230-э/3 Федеральной службы по тарифам России от 09.10.2012.
Определением суда от 13.03.2014 к участию в деле привлечена Прокуратура Республики Татарстан.
Определением суда от 13.03.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная служба по тарифам.
Определением суда от 08.04.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Татэнергосбыт".
Заявитель представил ходатайство об объединении дел, об отложении судебного разбирательства.
Представитель ответчика относительно ходатайства об объединении дел возразил.
Представитель третьего лица - 1 относительно ходатайства об объединении дел оставил вопрос на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - 2 относительно ходатайства об объединении дел возразил.
Прокурор относительно ходатайства об объединении дел возразил.
Представитель ответчика представил дополнение к отзыву.
Дополнение к отзыву судом приобщено к материалам дела.
Для рассмотрения ходатайства заявителя суд остался в совещательной комнате.
В удовлетворении ходатайства заявителя об объединении дел судом отказано.
Представитель ответчика относительно ходатайства об отложении судебного разбирательства возразил.
Представитель третьего лица - 1 относительно ходатайства об отложении судебного разбирательства оставил вопрос на усмотрение суда.
Представитель третьего лица - 2 относительно ходатайства об отложении судебного разбирательства возразил.
Прокурор относительно ходатайства об отложении судебного разбирательства возразил.
В удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства судом отказано. У суда отсутствуют основания затягивать рассмотрение спора по существу.
Заявитель заявленные требования поддержал, представил письменные пояснения, которые судом приобщены к материалам дела.
Представитель ответчика требования заявителя не признал, представил письменные пояснения, которые судом приобщены к материалам дела.
Представители третьего лица - 1, 2 требования заявителя не признали.
Прокурор просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Как следует из материалов дела, постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 28.09.2012 № 3-10/э (далее - постановление Госкомитета РТ по тарифам № 3-10/э) установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток, для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Данное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан от 15.10.2013 за № 1684 и официально опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 19.10.2012 № 208, признано утратившим силу с 1 января 2013 г.
Постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 21.12.2012 № 3-17/э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан" (далее - постановление Госкомитета РТ по тарифам № 3-17/э) установлены и введены в действие с 1 января 2013 г. цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан. Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан от 28.12.2012 за № 1786 и официально опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 21.12.2012 № 260, признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
Заявитель, полагая, что оспариваемые постановления противоречат приказам ФСТ России № 240-э/5 и № 230-э/3 соответственно, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующими постановления Госкомитета РТ по тарифам № 3-10/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2,81 руб./кВт.ч, подпунктов 1.1.2, 2.2 постановления Госкомитета РТ по тарифам № 3-17/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3,13 руб./кВт.ч.
Арбитражным судом дело рассмотрено в порядке главы 23 АПК РФ, осуществлена проверка оспариваемых нормативных правовых актов на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемые нормативные правовые акты.
Как следует из материалов дела, в качестве обоснования своих требований Заявитель в заявлении указывает, что оспариваемые постановления ущемляют его права и права других владельцев 2-тарифных счетчиков, так как в свое время, поддавшись назойливой рекламе ОАО "Татэнерго" об экономии 2-ставочного тарифа и установив такие счетчики, теперь вынуждены уже больше года нести гораздо большие расходы, чем владельцы одноставочных тарифов и счетчиков.
Также Заявитель указывает, что согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) в рамках своих полномочий устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровень цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. На основании вышеуказанных приказов ФСТ России были установлены максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Республики Татарстан в 2012 - 2013 гг. и которые не должны были превышать эти уровни независимо от дифференциации тарифов.
Ответчик, третьи лица и прокурор в отзывах указали, что заявление является необоснованным, подлежащим оставлению без удовлетворения, оспариваемые постановления приняты в пределах предоставленных полномочий и соответствуют федеральному законодательству.
Госкомитет РТ по тарифам в письменном отзыве на заявление от 13.03.2014 указывает, что оспариваемые Заявителем постановления приняты в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования тарифов. Расчет дифференцированных по зонам суток тарифов на электрическую энергию произведен в строгом соответствии с пунктом 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.
Ответчик указывает, что предельным уровням тарифов, установленным приказами ФСТ России от 06.10.2011 № 240-э/5 и от 09.10.2012 № 230-э/3, должны соответствовать только одноставочные недифференцированные тарифы, данные уровни не распространяются на дифференцированные по зонам суток тарифы, в связи с чем положения оспоренных постановлений в части установления дифференцированных по зонам суток тарифов не могут противоречить указанным приказам ФСТ России. Дифференциация тарифа по зонам суток обусловлена изменением стоимости электроэнергии в течение дня: в пиковой зоне суток (днем) потребление электроэнергии максимально, в связи с чем загружается оборудование, вырабатывающее энергию с высокой стоимостью, в ночные часы оно выводится из работы, поэтому стоимость энергии ниже. При этом цена, не дифференцированная по зонам суток, представляет собой величину, находящуюся между тарифом в пиковой зоне и тарифом в ночной зоне.
Кроме того, как указывает Ответчик, оспариваемыми постановлениями не нарушаются права и свободы Заявителя, так как согласно пункту 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, потребители вправе самостоятельно выбирать вариант тарифа путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). Любой потребитель, в том числе Заявитель, может направить письменное заявление исполнителю коммунальных услуг либо гарантирующему поставщику о выборе им одноставочного не дифференцированного по зонам суток тарифа.
ФСТ России в письменном отзыве от 18.03.2014 указывает на необоснованность доводов Заявителя о несоответствии оспариваемых постановлений федеральному законодательству. В обоснование своих доводов указывает, что ФСТ России, как уполномоченный федеральный орган, устанавливает предельные уровни тарифов в сфере электроэнергетики и осуществляет федеральный государственный контроль соответствующих тарифов. Предельные уровни тарифов на электрическую энергию установлены приказами ФСТ России от 06.10.2011 № 240-э/5 и от 09.10.2012 № 230-э/3 в среднем по субъектам Российской Федерации. Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию для населения устанавливаются без учета особого порядка ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением, дифференциации по группам потребителей, зонам (часам) суток и календарной разбивки. При дифференциации регулируемый тариф на электрическую энергию для конечных потребителей может иметь величину, отличную от установленных предельных уровней тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону. При осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов корректных расчетов в соответствии с формулами пункта 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, тариф в часы пиковой зоны должен быть выше, чем одноставочный тариф на электрическую энергию, а тариф в часы ночной зоны - ниже, чем одноставочный тариф на электрическую энергию. В связи с чем факт превышения предельных уровней тарифов, утвержденных приказами ФСТ России, не может быть установлен путем сравнения величин отдельных тарифов (пик, ночь).
Прокурор в письменном отзыве от 07.04.2014 указывает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в рамках предоставленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" полномочий, соответствуют федеральному законодательству. Одноставочные тарифы на электрическую энергию, установленные оспариваемыми постановлениями, не превысили предельные максимальные уровни тарифов, установленные ФСТ России. Заявление доказательств нарушения указанными нормативными правовыми актами прав и законных интересов Заявителя не содержит.
Судебная коллегия арбитражного суда находит доводы Заявителя несостоятельными, заявленные требования не подлежащими удовлетворению, позицию Ответчика, третьих лиц и прокурора обоснованной по следующим основаниям.
Приказом ФСТ России от 06.10.2011 № 240-э/5 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2012 год" (далее - приказ ФСТ России № 240-э/5) установлены и введены в действие с 1 января 2012 г. предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2012 год, в том числе в среднем по Республике Татарстан (с учетом НДС): с 01.01.2012 минимальный уровень тарифа - 242,00 коп./кВт.ч, максимальный - 243,00 коп./кВт.ч; с 01.07.2012 минимальный уровень тарифа - 257,00 коп./кВт.ч, максимальный - 258,00 коп./кВт.ч.
Приказом ФСТ России от 09.10.2012 № 230-э/3 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год" (далее - приказ ФСТ России № 230-э/3) установлены и введены в действие с 1 января 2013 г. предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год, в том числе в среднем по Республике Татарстан (с учетом НДС): с 01.01.2013 минимальный уровень тарифа - 257,00 коп./кВт.ч, максимальный - 258,00 коп./кВт.ч; с 01.07.2012 минимальный уровень тарифа - 288,00 коп./кВт.ч, максимальный - 299,00 коп./кВт.ч.
Постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 28.09.2012 № 3-10/э (далее - постановление Госкомитета РТ по тарифам № 3-10/э) установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток, для населения и приравненных к нему категорий потребителей.
Постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 21.12.2012 № 3-17/э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан" (далее - постановление Госкомитета РТ по тарифам № 3-17/э) установлены и введены в действие с 1 января 2013 г. цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.
Пунктом 6 статьи 23.1 Закона "Об электроэнергетике" установлено, что предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 468, установлено, что Госкомитет РТ по тарифам является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством.
Полномочия Госкомитета РТ по тарифам по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, предусмотрены подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 вышеуказанного Положения.
Таким образом, Ответчик является полномочным органом на территории Республики Татарстан по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Согласно части 1 статьи 23 Закона "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 62 Основ ценообразования установлено, что на основании одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год ФСТ России устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (отдельно на электрическую энергию (мощность)), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), начиная с периода регулирования, следующего за периодом, в котором в соответствующем субъекте Российской Федерации социальная норма потребления электрической энергии (мощности) применена впервые.
Указанные предельные уровни регулируемых цен (тарифов) могут устанавливаться как в среднем по субъектам Российской Федерации, так и отдельно для энергоснабжающих организаций (гарантирующих поставщиков, энергосбытовых организаций), поставляющих электрическую энергию (мощность) на территорию соответствующего субъекта Российской Федерации по регулируемым ценам (тарифам).
Приказами ФСТ России № 240-э/5 и № 230-э/3 установлены предельные уровни тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации, в том числе в среднем по Республике Татарстан.
Постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 25.11.2011 № 3-8/э (в редакции постановления Госкомитета РТ по тарифам № 3-10/э) установлены одноставочные недифференцированные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей, с 1 января 2012 г. в размере 2,43 коп./кВт.ч, с 1 июля 2012 г. - 2,57 коп./кВт.ч.
Постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 21.12.2012 № 3-17/э установлены одноставочные недифференцированные тарифы на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей, с 1 января 2013 г. в размере 2,57 коп./кВт.ч, с 1 июля 2013 г. - 2,88 коп./кВт.ч.
Таким образом, одноставочные недифференцированные по зонам суток тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей, установленные указанными постановлениями Госкомитета РТ по тарифам, соответствуют предельным минимальным и максимальным уровням тарифов, установленным приказами ФСТ России № 240-э/5 и № 230-э/3.
Согласно пунктам 2 и 3 указанных приказов ФСТ России соответственно органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов производят дифференциацию тарифов по зонам (часам) суток в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее - Основы ценообразования), регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах: одноставочная цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности; одноставочная, дифференцированная по 2 и по 3 зонам суток цена (тариф), включающая в себя полную стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии. Интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются ФСТ России. Выбор варианта цены (тарифа) производится потребителем путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) с даты, указанной в уведомлении, но не ранее даты ввода в эксплуатацию соответствующих приборов учета, позволяющих получать данные о потреблении электрической энергии по зонам суток (при выборе одноставочной, дифференцированной по 2 и 3 зонам суток цены (тарифа)).
Согласно пункту 63 Основ ценообразования регулирующие органы устанавливают регулируемые тарифы в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми ФСТ России. Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке утверждены приказом Федеральной службы по тарифам № 20-э/2 от 06.08.2004 (далее - Методические указания).
Пунктом 71 Методических указаний установлен порядок расчета тарифов, дифференцированных по зонам суток, из которого следует, что в основу расчета тарифа на электрическую энергию, дифференцированного по зонам суток, положен средний одноставочный тариф покупки от производителей электроэнергии и с оптового рынка.
В данном же пункте указаны исходные данные, используемые для расчета, и методика дифференциации тарифа по зонам суток. Из формул для расчета следует, что ставка на электрическую энергию одноставочного тарифа на электрическую энергию, рассчитанного для нижнего диапазона, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, участвует в расчетах как одно из исходных данных, необходимых для определения ставки тарифа на электрическую энергию, потребляемую в иной зоне суточного графика нагрузки.
Методика дифференциации тарифа по зонам суток определена таким образом, что величина дневного (пикового, полупикового) тарифа неразрывно связана с величиной ночного.
При осуществлении расчетов в соответствии с формулами пункта 71 Методических указаний тариф в часы дневной зоны должен быть выше, чем одноставочный тариф на электрическую энергию, а тариф в часы ночной зоны - ниже, чем одноставочный тариф.
Экономическая обоснованность оспариваемых тарифов, дифференцированных по зонам суток, заявителем не опровергнута.
Пунктом 6.13 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, определено, что ФСТ России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
В соответствии с пунктом 30 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 дней со дня принятия решения об установлении тарифов представляет в ФСТ России заверенную копию этого решения, а также информацию о составе тарифов, показателях, использованных при расчете тарифов, по формам (в том числе в электронном виде), направленным ФСТ России в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Согласно пунктам 5.3.8, 5.3.9 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 332, ФСТ России осуществляет в установленном порядке отмену решений об утверждении тарифов в электроэнергетике, принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации; применяет меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании тарифов, о естественных монополиях и об электроэнергетике; а также осуществляет иные полномочия, в части осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).
Исходя из материалов дела и пояснений представителя ФСТ России следует, что в рамках осуществления полномочий ФСТ России признаков нарушения Госкомитетом РТ по тарифам при принятии оспариваемых постановлений действующего законодательства не выявлено.
Таким образом, доводы Заявителя о нарушении положениями оспариваемых постановлений в части установления тарифов на электрическую энергию, дифференцированных по зонам суток, предельных максимальных уровней тарифов, установленных приказами ФСТ России № 240-э/5, № 230-э/3, суд считает необоснованными, поскольку требование о соответствии указанным предельным уровням относится к установлению одноставочного (не дифференцированного по зонам суток) тарифа, на основании которого в порядке, определенном пунктом 71 Методических указаний, рассчитываются тарифы, дифференцированные по зонам суток.
Доказательств того, что положения оспариваемых нормативных правовых актов нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Заявитель в материалы дела не представил.
Оспариваемые Заявителем постановления обеспечивают возможность потребителю осуществить в своих интересах выбор варианта тарифа и не нарушают права и законные интересы потребителей, поскольку введение дифференцированных по зонам суток тарифов обеспечивает как снижение нагрузки на энергосистему в пиковой зоне, так и предоставление возможности потребителям, чье основное потребление приходится на ночную зону, получить экономию в результате применения дифференцированных по зонам суток тарифов.
С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что оспариваемое постановление Госкомитета РТ по тарифам от 28.09.2012 № 3-10/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2,81 руб./кВт.ч, соответствует приказу ФСТ России от 06.10.2011 № 240-э/5 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2012 год", оспариваемые подпункты 1.1.2, 2.2 постановления Госкомитета РТ по тарифам от 21.12.2012 № 3-17/э в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3,13 руб./кВт.ч, соответствуют приказу ФСТ России от 09.10.2012 № 230-э/3 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2013 год".
При таких обстоятельствах требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101 - 112, 167, 168, 169, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Татарстан

решил:

в удовлетворении заявленных требований Моисеева Федора Василевича, г. Набережные Челны, отказать.
Признать постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-10/э от 28.09.2012 в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 2,81 руб./кВт.ч, соответствующим приказу Федеральной службы по тарифам от 06.10.2011 № 240-э/5.
Признать подпункты 1.1.2, 2.2 постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-17/э от 21.12.2012 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан" в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3,13 руб./кВт.ч, соответствующим приказу Федеральной службы по тарифам от 09.10.2012 № 230-э/3.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
А.Р.ХАСАНОВ

Судьи
И.Ф.НАФИЕВ
Г.Ф.АБУЛЬХАНОВА


------------------------------------------------------------------