Решение Минобрнауки РТ от 14.11.2014 N 44 <О мерах по модернизации системы профессиональной ориентации в Республике Татарстан>
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2014 г. № 44
Современные процессы модернизации во всех областях экономики, стремительные темпы развития технологий предъявляют постоянно растущие требования к качеству трудовых ресурсов.
Навыки непрерывного образования, умения обучаться в течение всей жизни, осознанно выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи.
В этом контексте профориентационная работа приобретает особое значение и становится важнейшей составляющей образовательного процесса. Она представляет собой целостную систему научно-практической деятельности социально-экономических институтов, ответственных за подготовку учащихся к выбору профессии и решающих комплекс задач по формированию у школьников способности профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным запросам личности и потребностям общества.
Сегодня в профессиональном самоопределении школьников существует ряд проблем. Среди них можно выделить следующие.
1. Потребность экономики и общества в специалистах не совпадает с личными планами молодежи. Рынок труда в настоящее время перенасыщен такими специалистами, как, например, юристы и экономисты. Вместе с тем выпускники выбирают данные профессии, заранее предполагая, что дальнейшее трудоустройство будет сложным.
2. Профессиональные планы старшеклассников не всегда совпадают с их личными качествами. Старшеклассники выбирают будущую профессию, не учитывая индивидуальные качества, необходимые для успешной реализации в ней. Таким образом, начав трудовую деятельность, многие вынуждены переквалифицироваться.
3. Отсутствие у большинства старшеклассников навыков аналитической, прогностической и проектной деятельности не позволяет им планировать собственную жизненную стратегию и профессиональную карьеру. Выпускник четко представляет свое будущее, свою цель, однако не видит способов достижения данной цели.
4. Недостаточная информированность старшеклассников о мире профессий делает осознанный и самостоятельный выбор будущей профессиональной деятельности затруднительным. Это приводит к тому, что выпускники делают выбор профессии, основываясь на ее престижности, выборе друзей, или по советам родителей.
5. Существует недостаток или отсутствие компетентных консультантов в образовательных организациях, способных осуществлять эффективную профориентационную работу.
Чтобы решить данные проблемы, необходимо использовать новый опыт, технологии и лучшие практики профориентационной работы.
Заслушав и обсудив выступления участников заседания, коллегия Министерства образования и науки Республики Татарстан РЕШИЛА:
1. Принять к сведению информацию о мерах по модернизации системы профессиональной ориентации в Республике Татарстан.
2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием детально изучить представленный на коллегии опыт и лучшие мировые практики в развитии профессиональной ориентации, организовать необходимую работу по внедрению положительного опыта в образовательных организациях.
3. Министерству образования и науки Республики Татарстан совместно с муниципальными органами управления образованием разработать план ("дорожную карту") и организовать работу по созданию и внедрению единого республиканского профориентационного пространства, которое будет включать в себя:
- информирование учащихся о мире профессий;
- профессиональную диагностику школьников;
- предпрофильную подготовку и профильное обучение;
- профориентационную работу с использованием потенциала профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и предприятий;
- систему профессиональных проб;
- изучение отечественного и мирового опыта профориентационной работы и работы с одаренной учащейся молодежью;
- подготовку квалифицированных кадров для данной сферы;
- обеспечение необходимых организационных и материально-технических условий для создания педагогами школы разнообразных по содержанию и назначению элективных курсов, а также внесение изменений в уже созданные специальные курсы (в рамках дополнительного образования), получившие высокие экспертные оценки и доказавшие эффективность и востребованность среди учащихся;
- создать на базе межшкольных учебных комбинатов сеть центров профориентационной работы с целью формирования единой региональной среды по профориентации;
- организовать систематическое проведение единых уроков профориентации и республиканских акций;
- при формировании профильных классов учитывать индивидуальные достижения учащихся (портфолио);
- изучить опыт г. Перми по реализации проекта "Основная школа - пространство выбора", учитывающего профессиональные пробы и предпрофильную подготовку.
4. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием совместно с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и предприятиями Республики Татарстан разработать муниципальные программы профориентационной работы, в которых должны быть учтены:
- организация профессионального информирования;
- организация профессиональной диагностики;
- организация профессиональных проб;
- сетевое взаимодействие школ с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и предприятиями;
- создание цифрового образовательного ресурса "Электронный музей профессий", что позволит расширить возможности социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Министерству образования и науки Республики Татарстан:
- проработать вопрос грантовой поддержки приоритетных мероприятий муниципальных программ профориентационной работы, а также мероприятий по изучению зарубежного опыта профориентационной работы и работы с одаренной учащейся молодежью в 2015 году;
- организовать в 2015 году повышение квалификации муниципальных координаторов профориентационной работы;
- разработать в 2015 году Атлас профессий Республики Татарстан, адаптируемый под различные возрастные группы и уровни образования;
- проработать вопрос создания Республиканского центра профессиональной диагностики на базе межшкольного учебного комбината Советского района г. Казани.
6. Институту развития образования Республики Татарстан:
- в 2015 году разработать типовую вариативную модель профессиональных проб в рамках предпрофильного обучения, методические рекомендации по разработке индивидуальных траекторий образования с учетом выбранного профиля;
- создание банка данных лучших разработок классных часов на профориентационную тематику.
Заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан - министр
Э.Н.ФАТТАХОВ
------------------------------------------------------------------