По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Республиканской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 26.11.2014 N 12-14 "О соблюдении прав детей-сирот, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, создании условий для их полноценного развития в области образования, в том числе инклюзивное образование"



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОМИССИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 ноября 2014 г. № 12-14

О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-СИРОТ, А ТАКЖЕ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ИХ ПОЛНОЦЕННОГО РАЗВИТИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ,
В ТОМ ЧИСЛЕ ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Заслушав и обсудив информацию Министерства образования и науки Республики Татарстан, Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав отмечает следующее.
По итогам 2013 года детское население Республики Татарстан составило 750 тысяч человек, в том числе 1,5% - дети, оставшиеся без попечения родителей. На учете органов опеки и попечительства состоят около 12 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей, из них более 11 тысяч детей (92%) проживают в семьях граждан республики.
В настоящее время в целях организации комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения детьми образования в республике функционируют 4 постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии в городах Альметьевск, Нижнекамск, Набережные Челны, Казань (Республиканская ПМПК) и 43 комиссии временного созыва.
На 1 ноября 2014 года в республике в 15 государственных учреждениях для детей-сирот всех ведомств воспитываются 657 чел. Из 346 воспитанников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот 112 являются детьми с ограниченными возможностями здоровья.
На начало текущего учебного года в базе данных о детях с ограниченными возможностями здоровья 19279 детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и умственного развития, в т.ч. детей школьного возраста 13584 человека.
6690 детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих возможность посещать образовательные организации по месту жительства, учатся по основным образовательным программам.
В 2013 - 2014 учебном году 366 детей-инвалидов из числа обеспеченных специализированным компьютерным оборудованием обучались с применением ресурсов системы дистанционного обучения "Телешкола". В обучении 352 детей-инвалидов использовались электронные образовательные ресурсы информационной системы "Электронное образование в РТ", "КМ-Школа", а также сервис Skype и электронные пособия, включенные в состав программно-технического комплекса для ребенка-инвалида.
С целью реализации конституционного права на образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в домах-интернатах, организовано обучение более 600 детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости, в т.ч. в учреждениях социальной защиты, в Сабинском и Дербышинском домах-интернатах.
Созданные условия позволяют выпускникам реализовать свои права на получение общего образования: более 90% выпускников школ и школ-интернатов успешно продолжают обучение в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья продолжается на базе 17 профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Татарстан.
На 1 ноября 2014 года в специализированных учреждениях на социальной реабилитации находятся из 534 воспитанников, из них 187 детей дошкольного возраста, 347 детей школьного возраста.
Для обеспечения дошкольного образования в 17 социальных приютах для детей и подростков заключены договора с Отделами образования муниципальных районов об оказании образовательных услуг воспитанникам приютов дошкольного возраста (Агрызский, Аксубаевский, Алькеевский, Алексеевский, Бавлинский, Дрожжановский, Елабужский, Зеленодольский, Кукморский, Камско-Устьинский, Менделеевский, Мамадышский, Мензелинский, Нижнекамский, Пестречинский, Рыбно-Слободский, Сабинский муниципальные районы).
Остаются вопросы организации дошкольного образования воспитанников СУН в городах Бугульма, Набережные Челны, Казань.
Для воспитанников СУН школьного возраста организовано образование в различных формах: 305 несовершеннолетних обучаются в общеобразовательной школе; 34 несовершеннолетних обучаются в коррекционной школе; 5 несовершеннолетних обучаются в профтехучилище; для 3 несовершеннолетних на базе приюта общеобразовательными учреждениями организовано надомное обучение.
Имеются проблемы реализации права на образование детей-инвалидов в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. Из 13 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями 10 центров имеют 210 стационарных мест для иногородних детей (в Арском, Бавлинском, Бугульминском, Зеленодольском, Елабужском, Кукморском, Лаишевском, Лениногорском, Мензелинском муниципальных районах, г. Набережные Челны). В связи с неурегулированностью порядка обучения иногородних детей-инвалидов в реабилитационных центрах в момент прохождения курса реабилитации на период от 1 до 2 месяцев прерывается образовательный процесс для иногородних детей школьного возраста.
В соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы в Республике Татарстан с сентября 2011 года реализуется Программа "Доступная среда", которой охвачены все приоритетные сферы жизнедеятельности инвалидов (здравоохранение, социальная защита, культура, образование, спорт и физическая культура, транспорт, жилой фонд, информация и связь). Формирование программы и определение перечня приоритетных объектов осуществлялось на основе взаимодействия с общественными организациями инвалидов, исходя из их востребованности и посещаемости.
Мероприятия, проводимые в 2014 году, позволят адаптировать к потребностям инвалидов объекты профессионального образования и повысить показатель доли учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования до 11,8%.
В рамках соглашения между Правительством Республики Татарстан и Министерством образования и науки Российской Федерации проводятся мероприятия по адаптации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития.
В 2012 году проведены работы по адаптации 35 средних общеобразовательных учреждений. В 2013 году адаптировано 15 зданий общеобразовательных учреждений.
В 2014 году проводится адаптация 104 общеобразовательных учреждений (из них 15 коррекционных школ).
По итогам реализации данной программы доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений в 2012 году составила 5,5%. В 2014 году данный индикатор составит 12,8%.
Учитывая изложенное, Республиканская комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Информацию Министерства образования и науки Республики Татарстан принять к сведению.
2. Министерству образования и науки Республики Татарстан (Э.Н.Фаттахов):
2.1. Продолжить работу по развитию психолого-педагогических медико-социальных центров, школьных психологических служб и использованию ресурсов данных служб в решении вопросов раннего выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, определению их образовательного маршрута.
Срок: постоянно

2.2. Провести серию семинаров, семинаров-совещаний на базе специальных (коррекционных) учреждений по вопросам организации обучения, воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Срок: постоянно

2.3. Продолжить работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах, в рамках деятельности стажировочных площадок, функционирующих на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Срок: постоянно

2.4. Совместно с ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан" организовать курсы повышения квалификации педагогических работников коррекционных учреждений по теме "Социально-психологические и педагогические аспекты реализации инклюзивного образования: теории и технологии".
Срок: до 25 декабря 2015 года

2.5. Совместно с муниципальными органами управления образованием продолжить работу по созданию надлежащей материально-технической базы для обучения детей с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и умственного развития.
Срок: постоянно

3. Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (Э.А.Зарипова) совместно с Министерством здравоохранения Республики Татарстан (А.Ю.Вафин) внедрить новые технологии и методы работы по оказанию ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет, проведению коррекционной и реабилитационной работы с указанными детьми, психолого-педагогической, медико-социальной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Срок: до 25 декабря 2015 года

4. Руководителям муниципальных органов управления образованием:
4.1. Обеспечить системную и планомерную работу психолого-медико-педагогических комиссий по раннему выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья, определению образовательного маршрута.
Срок: постоянно

4.2. Организовать своевременную реализацию рекомендованных для обучения программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Срок: постоянно

4.3. Проводить просветительскую работу среди участников образовательного процесса в рамках организации обучения по адаптированным программам.
Срок: постоянно

4.4. Обеспечить подготовку педагогических кадров (учителей-дефектологов: логопедов, олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогов.
Срок: постоянно

5. Председателям муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав по итогам 11 месяцев 2015 года проанализировать и направить в Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о состоянии работы в муниципальном образовании по соблюдению прав детей-сирот, а также детей с ограниченными возможностями здоровья, созданию условий для их полноценного развития в области образования.
Срок: до 20 декабря 2015 года

6. О проделанной работе проинформировать Республиканскую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в установленные сроки. Информацию о мерах по реализации мероприятий, имеющих постоянный срок действия, предоставить до 25 июня 2015 года.

Председатель комиссии
В.Г.ШАЙХРАЗИЕВ

Ответственный секретарь комиссии
И.Х.ГАРИФУЛЛИНА


------------------------------------------------------------------