По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 23.04.2014 по делу N 3-14/2014 <О признании недействующим Постановления КМ РТ от 27.01.2014 N 43 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров РТ от 20.10.2011 N 877 "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. N 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2014 г. по делу № 3-14/2014

Верховный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного суда Республики Татарстан Э.С.Каминского,
при секретаре А.С.Садрутдиновой,
с участием прокурора А.Р.Габдуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юрия Анатольевича Остудина об оспаривании Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 43 от 27 января 2014 г. "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. № 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" в части,

установил:

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан № 43 от 27 января 2014 г. "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. № 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" изложен в новой редакции Порядок предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Татарстан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. № 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (далее - Порядок).
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан № 43 от 27 января 2014 г. "О внесении изменений в Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. № 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно", опубликовано в печатном издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 21 февраля 2014 г., № 14, ст. 0400.
Абзацем первым пункта 4.2 Порядка определено, что в случае, если учреждение здравоохранения или санаторно-курортное учреждение (организация) располагается в другом населенном пункте, то для обеспечения бесплатного проезда граждан к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения, при поступлении от граждан заявлений государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" высылает (выдает) им специальный талон на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте, автомобильном, воздушном, водном транспорте транспортных организаций, отобранных государственным казенным учреждением "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
Ю.А.Остудин обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу приведенной нормы.
По мнению заявителя, нарушено его право как ветерана боевых действий и лица, включенного в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, на получение льготы в виде бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, поскольку на него данным положением нормативного акта возлагается дополнительная не предусмотренная Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" обязанность, а именно написание заявления на предоставление специального талона на право бесплатного получения проездных документов для проезда к месту прохождения санаторно-курортного лечения и обратно.
Ю.А.Остудин, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, сведений об уважительности причин неявки не имеется.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Татарстан - И.Я.Зиангирова заявленным требованиям возражала.
Выслушав представителя органа, принявшего оспариваемый нормативный акт, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные Ю.А.Остудиным требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральный закон "О государственной социальной помощи", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно содержанию статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в набор предоставляемых социальных услуг включен в том числе бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
На основании части 5 статьи 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
15 ноября 2010 г. между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Татарстан заключено соглашение о передаче Правительству Республики Татарстан осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которое утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2417-р.
В силу пункта 1.3 статьи 2 названного соглашения порядок предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда к месту лечения и обратно устанавливается Правительством Республики Татарстан с учетом Порядка предоставления отдельным категориям граждан санаторно-курортных путевок и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, регламентирующий в том числе организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно.
Согласно пункту 4.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте.
В силу статьи 6.5 Федерального закона "О государственной социальной помощи" порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной главой 2 данного Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из положений пунктов 4 и 11 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, следует, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, которые направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения и социальной защиты населения в санаторно-курортные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
При системном анализе вышеприведенных норм суд приходит к выводу о том, что действующее федеральное законодательство обязывает соответствующие органы государственной власти предоставить гражданину, имеющему право на получение социальных услуг, одновременно с путевкой на санаторно-курортное лечение бесплатный проезд к месту лечения и обратно путем предоставления проездных документов бесплатно.
Таким образом, Федеральный закон "О государственной социальной помощи", Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, не предусматривают обязанность гражданина, являющегося получателем набора социальных услуг, дополнительно обращаться с заявлением в органы государственной власти для высылки (выдачи) ему специального талона на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте, автомобильном, воздушном, водном транспорте в учреждение здравоохранения или санаторно-курортное учреждение (организацию), располагающиеся в другом населенном пункте, и обратно.
Следовательно, абзац первый пункта 4.2 Порядка в указанной части противоречит названным Федеральному закону, Правилам и Порядку, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, а потому подлежит признанию недействующим и не подлежащим применению.
Доводы представителя Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что оспариваемыми нормами принцип "бесплатного проезда" не отменен и дополнительные условия не вводились, а лишь была уточнена процедура выявления воли получателя специального талона на право бесплатного получения проездных документов, что не является ни дополнением, ни изменением смысла Федерального закона "О государственной социальной помощи", которым предусмотрено предоставление названных социальных услуг соответствующим категориям граждан, не состоятельны.
Выявление воли получателя государственной социальной помощи происходит при его обращении за получением путевки на санаторно-курортное лечение, а в случае нахождения учреждения здравоохранения или санаторно-курортного учреждения (организации) в другом населенном пункте, у данного гражданина возникает право на бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Этому праву корреспондирует обязанность соответствующих органов обеспечить его реализацию, в данном случае путем направления (выдачи) одновременно с путевкой на санаторно-курортное лечение специального талона на право бесплатного получения проездных документов. При этом повторное подтверждение воли гражданина в данном случае не требуется.
Правильность данного вывода подтверждается предусмотренными Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328, правилами выдачи, сроком действия и механизмом обмена специального талона на безденежные проездные документы (билеты) для бесплатного проезда на транспорте.
Кроме того, в пункте 4.1 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. № 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 43 от 27 января 2014 г.) не предусмотрено дополнительное обращение инвалида (ветерана) с заявлением в государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" для высылки (выдачи) им данным учреждением специального талона (именного направления) на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте, автомобильном, воздушном, водном транспорте к месту изготовления технических средств (изделий) и обратно.
Такое различное правовое регулирование порядка обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно и к месту изготовления технических средств (изделий) и обратно нарушает принципы правового государства, равенства и справедливости, закрепленные в статьях 1, 18, 19 Конституции Российской Федерации, что недопустимо.
В соответствии с частью второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление Юрия Анатольевича Остудина удовлетворить.
Признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу абзац первый пункта 4.2 Порядка предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Татарстан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 октября 2011 г. № 877 "О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно" (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 43 от 27 января 2014 г.), в части возложения обязанности на граждан обращения с заявлением в государственное казенное учреждение "Комплексный центр подготовки кадров и развития отрасли Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан" для высылки (выдачи) им данным учреждением специального талона на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте, автомобильном, воздушном, водном транспорте в учреждение здравоохранения или санаторно-курортное учреждение (организацию), располагающиеся в другом населенном пункте, и обратно.
Решение может быть обжаловано в течение месяца, со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Решение вступило в законную силу 30 июля 2014 года.

Судья
Э.С.КАМИНСКИЙ


------------------------------------------------------------------