Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 06.05.2014 N 11-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.В.Авдеева на нарушение его конституционных прав и свобод положением части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях "
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. № 11-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
И.В.АВДЕЕВА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ПОЛОЖЕНИЕМ ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 3.6 КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 18 ИЮНЯ 2013 ГОДА № 47-ЗРТ)
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В.Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина И.В.Авдеева,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан 13 марта 2014 года поступила жалоба гражданина И.В.Авдеева на нарушение его конституционных прав и свобод положением части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (в редакции Закона Республики Татарстан от 18 июня 2013 года № 47-ЗРТ), устанавливающим, что нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, Постановлением административной комиссии при Исполнительном комитете Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 21 августа 2013 года № 1091 гражданин И.В.Авдеев на основании части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей за совершение административного правонарушения, выразившегося в осуществлении проезда на тяжеловесном транспортном средстве без специального разрешения-пропуска в нарушение пункта 6.7 Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63.
Как считает гражданин И.В.Авдеев, установленный оспариваемым положением размер штрафа не позволяет применять эту меру взыскания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния, что нарушает принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. По его мнению, значительный размер штрафа за данное административное правонарушение превращается из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности. В обоснование своей позиции заявитель ссылается на часть 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, в том числе дорожным знаком, запрещающим движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, предусмотрена существенно более мягкая санкция, чем в оспариваемой норме - предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
На основании изложенного гражданин И.В.Авдеев просит Конституционный суд Республики Татарстан признать положение части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (в редакции Закона Республики Татарстан от 18 июня 2013 года № 47-ЗРТ), устанавливающее, что нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей, не соответствующим статьям 2, 17, 18, 19, 24, 28, 29 Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии со статьей 1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 1.1 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях задачами законодательства об административных правонарушениях являются в частности охрана санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрана окружающей среды. Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления относится к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Реализуя свои дискреционные полномочия, законодатель Республики Татарстан в целях защиты прав граждан, гарантированных статьей 53 Конституции Республики Татарстан, установил в части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях административную ответственность за нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов.
Оспариваемая норма является бланкетной и, соответственно, подлежит применению в системном единстве с положениями других нормативных правовых актов, в том числе Правил благоустройства территории города Альметьевска Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденных решением Альметьевского городского Совета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан от 30 мая 2012 года № 63. Между тем правовое положение указанных Правил, устанавливающее запрет на проезд тяжеловесных транспортных средств без специального разрешения-пропуска, заявителем не оспаривается.
Сам же по себе бланкетный характер нормы, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, не может свидетельствовать о ее неконституционности: регулятивные нормы, устанавливающие те или иные правила поведения, не обязательно должны содержаться в том же нормативном правовом акте, что и нормы, устанавливающие юридическую ответственность за их нарушение (Определения от 21 апреля 2005 года № 122-О; от 2 ноября 2006 года № 537-О; от 28 июня 2012 года № 1253-О).
В оспариваемом положении в качестве наказания за нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов установлен административный штраф с указанием его минимального и максимального пределов, что позволяет в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначать физическому лицу административное наказание с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Как усматривается из жалобы и приложенных к ней копий документов, за совершение указанного административного правонарушения заявителю был назначен штраф в минимальном размере, предусмотренном санкцией обжалуемой нормы для граждан. Тем самым административное наказание к заявителю было применено с учетом правового принципа индивидуализации.
Из содержания статьи 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в отдельных случаях, предусмотренных данной статьей, максимальный размер штрафа, выраженный в денежной сумме, может составлять для граждан триста тысяч рублей (часть 1); при этом минимальный размер административного штрафа не может быть менее ста рублей, а за совершение административного правонарушения в области дорожного движения - менее пятисот рублей (часть 2). Как максимальный, так и минимальный пределы штрафа, закрепленные обжалуемой нормой за нарушение гражданами муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, не выходят за рамки, определенные федеральным законодательством. Следовательно, установленный оспариваемым положением размер штрафа направлен на достижение цели административного наказания - предупреждение совершения новых правонарушений - и в системе действующего регулирования не может быть признан чрезмерным, подавляющим экономическую самостоятельность и инициативу граждан, ограничивающим конституционное право частной собственности.
Что касается различия между санкциями, предусмотренными частью 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (в редакции Закона Республики Татарстан от 18 июня 2013 года № 47-ЗРТ) и частью 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, административное наказание как мера ответственности за совершение административного правонарушения устанавливается государством в зависимости от специфики охраняемых общественных отношений (Определения от 24 ноября 2005 года № 424-О и от 17 июля 2007 года № 581-О-О). Объектами правонарушений, ответственность за которые предусмотрена указанными нормами, выступают, соответственно, благоустройство территорий поселений и городских округов и безопасность дорожного движения, а, значит, установленные в них санкции направлены на охрану разных общественных отношений. Тем самым утверждение заявителя о неконституционности обжалуемой нормы, основанное на сравнении санкций за совершение данных административных правонарушений, является несостоятельным.
Таким образом, оспариваемое положение не содержит неопределенности в вопросе о его соответствии Конституции Республики Татарстан, в связи с чем согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба гражданина И.В.Авдеева не является допустимой.
Кроме этого, как следует из жалобы, требования заявителя фактически сводятся к снижению минимального предела штрафной санкции, закрепленной обжалуемой нормой. Между тем разрешение данного вопроса не входит в компетенцию Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена статьей 109 Конституции Республики Татарстан и статьей 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", а является прерогативой законодателя Республики Татарстан.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частями первой и пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, частью первой статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина И.В.Авдеева на нарушение его конституционных прав и свобод положением части 1 статьи 3.6 Кодекса Республики Татарстан об административных правонарушениях (в редакции Закона Республики Татарстан от 18 июня 2013 года № 47-ЗРТ), поскольку жалоба в соответствии с установленными требованиями не является допустимой, а разрешение иных поставленных в ней вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Возвратить гражданину И.В.Авдееву уплаченную им государственную пошлину.
3. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Копию настоящего Определения направить гражданину И.В.Авдееву и в Государственный Совет Республики Татарстан.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Конституционный суд
Республики Татарстан
------------------------------------------------------------------