Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования "Тетюшский муниципальный район" от 06.05.2014 N 234 "Об утверждении Положения о мониторинге качества образования в общеобразовательных учреждениях Тетюшского муниципального района Республики Татарстан"
РУКОВОДИТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ТЕТЮШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. № 234
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ТЕТЮШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ "Об образовании" ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о мониторинге качества образования в общеобразовательных учреждениях Тетюшского муниципального района Республики Татарстан.
2. Установить, что настоящее Постановление действует до принятия Министерством образования и науки Республики Татарстан типового Положения о мониторинге качества образования в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района А.А.Гасимова.
А.Б.СЕМЕНЫЧЕВ
Приложение
к Постановлению
Руководителя Исполнительного комитета
Тетюшского муниципального района
от 6 мая 2014 г. № 234
ПОЛОЖЕНИЕ
О МОНИТОРИНГЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ ТЕТЮШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о мониторинге качества общего образования в общеобразовательных учреждениях Тетюшского муниципального района Республики Татарстан (далее - Положение и мониторинг) разработано в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 662, а также Приоритетным национальным проектом "Образование" и национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Программой аттестации образовательных учреждений и устанавливает механизмы системы оценки качества образования в Тетюшском муниципальном районе.
1.2. Мониторинг качества образования представляет собой специально организованное, непрерывное изучение условий и показателей образовательного процесса и его результатов, выявление отклонений от заданных требований и норм, выработку коррекционно-упреждающих мер по минимизации отклонений, разработку стратегий развития системы образования на различных уровнях (муниципальном, уровнях образовательного учреждения или учебного предмета), а также выявление тенденций изменения качества образования и предпосылок к повышению качества подготовки выпускников.
1.3. Объектом мониторинга является качество условий (потенциала) образовательных учреждений (далее - ОУ), качество образовательного процесса и его результатов: их соответствие государственным образовательным стандартам, современной социальной политике и потребностям развития личности.
1.4. Результаты мониторинга учитываются при определении соответствия содержания, уровня и качества подготовки обучающихся государственным требованиям и потребностям личности.
2. Цель мониторинга
Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.
Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации (далее - сбор, обработка и анализ информации).
3. Задачи мониторинга
Задачами мониторинга являются:
- выявление актуального (настоящего) уровня качества образования;
- установление его соответствия требованиям ГОС;
- определение основных тенденций развития качества образования в ОУ;
- подготовка рекомендаций для принятия управленческих решений субъектами управления всех уровней по улучшению качества образования в Тетюшском муниципальном районе;
- сбор информации и создание банка данных о состоянии и тенденциях развития качества образования с целью прогнозирования дальнейшего его развития и активного распространения успешного опыта модернизации образования в районе;
- содействие повышению качества управления на муниципальном уровне посредством обеспечения органов управления образованием объективной, своевременной и сопоставимой информацией.
4. Функции мониторинга
4.1. Информационно-оценочная - получение данных об уровне развития отдельных аспектов и параметров образовательного процесса и формулирование обоснованного заключения о качестве образования.
4.2. Формирующая и коррекционная - своевременное внесение поправок, частичных исправлений или изменений в образовательный процесс.
4.3. Прогностическая - формулирование на основе полученных данных обоснованного заключения о дальнейшем развитии образовательного процесса.
4.4. Поисково-исследовательская - активное участие в мониторинге всех субъектов образовательного процесса (руководителей, педагогов, учащихся, психологов) и представителей общественности (наблюдателей, родителей).
4.5. Гностическая - накопление, анализ, обобщение, анализ данных о качестве образования.
5. Принципы мониторинга
5.1. Принцип непрерывности. Мониторинг - это целостная, динамическая, развивающаяся система, позволяющая определять основные переходные состояния образовательного процесса, корректировать и поддерживать отдельные тенденции развития качества образования.
5.2. Принцип целесообразности. Мониторинг - не самоцель, а средство глубокого изучения и надежный инструмент педагогического управления качеством образования.
5.3. Принцип приоритета качества образовательной деятельности и управления, обеспечивающего востребованность мониторинга как важнейшего компонента оценки и управления качеством образования на всех уровнях.
5.4. Принцип достоверности и достаточности информации о качестве образования, предусматривающий репрезентативность выборки (представительность) и достоверность, а также объективность представленных данных.
5.5. Принцип комплексности описания объектов мониторинга и применения методов, форм, обеспечивающих перепроверку и "перекрест" информации.
5.6. Принцип диагностико-прогностической направленности, предусматривающий соответствие процедуры мониторинга содержанию его индикаторов и показателей, основанность на данных диагностики и направленность на принятие целесообразных педагогических решений.
6. Составные компоненты мониторинга
6.1. Качество потенциала:
- преподавательских кадров;
- ресурсного обеспечения образовательного процесса (информационного, учебно-методического и материально-технического);
- готовности детей к обучению.
6.2. Качество образовательного процесса.
6.3. Качество результатов (достижений) образовательного процесса:
- уровень усвоения образовательной программы начального, основного, общего образования;
- качество личностного развития и воспитанности учащихся;
- качество изменений профессиональной компетентности учителя и его отношения к работе.
7. Организация процедуры мониторинга
7.1. Мониторинг имеет трехуровневую иерархическую структуру:
- Верхний уровень. Исполнительный комитет Тетюшского муниципального района.
- Второй уровень - МКУ "Отдел образования Исполнительного комитета Тетюшского муниципального района РТ".
- Нижний уровень - это мониторинг на уровне образовательного учреждения под руководством руководителя ОУ и его заместителей.
7.2. Согласованность функционирования мониторинговых систем названных трех уровней - обязательное условие создания единой системы.
7.3. Формы проведения мониторинга (компьютерное тестирование, анкетирование, диагностические задания, тестирование на бумажных носителях, проверка по билетам и др.).
- Для организации, проведения и анализа итогов мониторинговых исследований могут быть созданы рабочие группы, в состав которых входят представители всех субъектов управления качеством образования в районе. Состав рабочей группы утверждается Исполнительным комитетом Тетюшского муниципального района.
8. Инструментарий мониторинга
8.1. Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах.
8.2. Сбор информации осуществляется разными методами:
- экспертный опрос;
- анализ документов;
- диагностика обученности;
- анкетирование;
- тестирование;
- самооценка;
- самодиагностика профессиональной деятельности педагогов.
9. Результаты мониторинга
9.1. Результаты мониторинга по итогам учебного года к 25 августа с учетом всех основных структур-блоков качества образования оформляются в виде отдельной информации (доклада).
------------------------------------------------------------------