Решение Верховного суда Республики Татарстан от 12.02.2014 N 3-8/2014 <О признании недействующим приказ от 23 апреля 2012 г. N 147-п Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение">
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 февраля 2014 г. № 3-8/2014
Верховный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного суда Республики Татарстан Э.С.Каминского,
при секретаре А.С.Садрутдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора об оспаривании приказа от 23 апреля 2012 г. № 147-п (в редакции приказа от 7 мая 2013 г. № 266-п) Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение",
установил:
приказом от 23 апреля 2012 г. № 147-п Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан утвержден Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, устанавливающий стандарт и порядок предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, не имеющих объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю.
Данный приказ и Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в качестве приложения к нему зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 мая 2012 г., регистрационный № 1499, опубликованы в газете "Республика Татарстан" от 16 июня 2012 г. № 117, "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 13 июля 2012 г. № 51, ст. 1746.
В указанный Административный регламент Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан дважды были внесены изменения: приказами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 7 мая 2013 г. № 266-п, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 28 мая 2013 г., регистрационный № 1879, опубликованным в газетах "Республика Татарстан" от 7 июня 2013 г. № 84, "Ватаным Татарстан" от 8 июня 2013 г. № 86; от 24 сентября 2013 г. № 539-п, зарегистрированным в Министерстве юстиции Республики Татарстан 11 ноября 2013 г., регистрационный № 2084, опубликованным в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" от 19 ноября 2013 г. № 85, ст. 2882, газете "Ватаным Татарстан" от 10 декабря 2013 г. № 209-211.
Заместитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу приказа от 23 апреля 2012 г. № 147-п Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Порядку разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 50.
По мнению заместителя прокурора, регулирование вопросов по установлению нормативов отходов и лимитов на их размещение относится к компетенции федеральных органов государственной власти и находится за пределами полномочий органов государственной власти Республики Татарстан.
В судебном заседании представитель Волжского межрегионального природоохранного прокурора - Р.К.Ахметзянов заявленные требования поддержал.
Представители Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан - А.Е.Никулин, Р.А.Шагидуллина, С.А.Богатырев заявленным требованиям возражали.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что заявленные заместителем прокурора требования подлежат удовлетворению в связи с нижеследующим.
Согласно законоположениям, закрепленным в статье 5 Федерального закона "Об охране окружающей среды", разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды отнесены к полномочиям Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 6 данного Федерального закона наделены только полномочиями по установлению нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
В пункте 2 статьи 19 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также нормативных документов в области охраны окружающей среды.
Между тем статья 21 Федерального закона "Об охране окружающей среды" лимиты на размещение отходов к нормативам качества окружающей среды не относит.
Кроме того, в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение отнесены к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, определение которых не входит в компетенцию органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относится также установление требований, правил и нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К полномочиям же органов государственной власти субъектов Российской Федерации по нормированию в области охраны окружающей среды в силу статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отнесено лишь установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Таким образом, ни Федеральный закон "Об охране окружающей среды", регулирующий отношения в сфере охраны окружающей среды в целом, ни Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" не содержат положений, которые относили бы решение вопроса установления лимитов на размещение отходов к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 18 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Пунктом 5 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 г. № 50, установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Возможность утверждения таких лимитов какими-либо иными органами государственной власти, кроме указанной Федеральной службы, нормативными правовыми актами федерального уровня не предусмотрена.
Доводы представителей Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан о том, что органы государственной власти Республики Татарстан, как субъекта Российской Федерации, вправе разрешать вопросы государственного управления в области обращения с отходами производства и потребления в Республике Татарстан со ссылкой на положения статей 72, 76 Конституции Российской Федерации, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2009 г. № 8-П, устанавливающих, что природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что предполагает принятие по этим предметам законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, не основаны на законе.
Отсутствие у органов государственной власти Республики Татарстан, как субъекта Российской Федерации, полномочий по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение лишает их права на установление стандарта и порядка предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате деятельности которых образуются отходы, не имеющих объекты, подлежащие федеральному государственному экологическому контролю.
На существо настоящего решения не может повлиять ссылка представителей Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан на решение Верховного суда Республики Татарстан от 26 мая 2008 г. по заявлению Прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 г. № 325 "Вопросы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан", поскольку в данном случае заместителем прокурора оспаривается иной нормативный правовой акт.
В соответствии с частью второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права индивидуальных предпринимателей и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд
решил:
заявление заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать приказ от 23 апреля 2012 г. № 147-п (в редакции приказов от 7 мая 2013 г. № 266-п, от 24 сентября 2013 г. № 539-п) Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан "Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан предоставления государственной услуги по установлению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Решение вступило в законную силу 21 мая 2014 года.
Судья
Э.С.КАМИНСКИЙ
------------------------------------------------------------------