По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 09.06.2014 N 13-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Р.Р.Усмановой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года N 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" и пунктом 1 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан "



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 июня 2014 г. № 13-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
Р.Р.УСМАНОВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ПУНКТОМ 1 ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН ОТ 7 ИЮНЯ 2006 ГОДА № 275 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ
ЗА СЧЕТ СУБВЕНЦИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,
ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН" И ПУНКТОМ 1 ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ ЗА СЧЕТ
СУБВЕНЦИЙ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ОТДЕЛЬНЫМ
КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН (В РЕДАКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА
МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 2 АПРЕЛЯ 2010 ГОДА № 229)

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.А.Хамматовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Р.Р.Усмановой,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 11 апреля 2014 года обратилась гражданка Р.Р.Усманова с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" и пунктом 1 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 апреля 2010 года № 229).
Согласно пункту 1 оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья.
Пунктом 1 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденного указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, установлены категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих право на получение субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, к которым относятся в том числе инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Из жалобы и приложенных к ней копий документов следует, что заявительница вместе с мужем и сыном проживает в неблагоустроенном жилом доме общей площадью 69 кв. метров, в котором кроме них проживают четверо граждан, не являющихся членами ее семьи. Гражданка Р.Р.Усманова указывает, что ее сын - инвалид I группы, страдающий заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378. Заявительница также отмечает, что она признана в установленном порядке опекуном своего сына-инвалида.
Постановлением Главы администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 20 мая 2002 года № 770 семья заявительницы была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Гражданка Р.Р.Усманова указывает, что она обратилась в Советский районный суд города Казани с исковым заявлением к администрации Советского района Исполнительного комитета муниципального образования города Казани о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди. Решением Советского районного суда города Казани от 19 июля 2011 года, оставленным без изменения кассационным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Татарстан от 22 августа 2011 года, в удовлетворении исковых требований гражданке Р.Р.Усмановой было отказано.
По мнению заявительницы, оспариваемые положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан и нормы утвержденного им Положения нарушают ее конституционные права и конституционные права ее сына. Она полагает, что предусмотренное данным регулированием право на предоставление субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, инвалидам, страдающим заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, явилось основанием для отказа в предоставлении ее семье жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
На основании изложенного гражданка Р.Р.Усманова просит признать пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" и пункт 1 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 апреля 2010 года № 229) не соответствующими положениям статей 28 (часть первая), 29 (часть первая), 54 (часть первая), 55 и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. Вопрос реализации права на предоставление жилого помещения по договору социального найма лицами, имеющими право на получение субсидии на приобретение жилого помещения за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в частности инвалидами, страдающими заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, уже был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Республики Татарстан, выраженной в постановлении от 8 апреля 2010 года № 39-П и определении от 11 июля 2012 года № 17-О, действующее законодательство устанавливает две самостоятельные меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий инвалидов: предоставление субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, и предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. При этом право выбора одной из указанных мер социальной поддержки при решении вопроса об обеспечении жильем принадлежит самому инвалиду. Оспариваемое Положение не содержит норм о снятии лиц, находящихся в сводном списке получателей субсидий, с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий (в порядке очереди либо во внеочередном порядке), который ведется по месту жительства граждан. Иное означало бы нарушение предписаний Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающего исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статьи 55 и 56), и могло бы повлечь необоснованное ограничение права граждан, включая инвалидов, на обеспечение жильем.
Приведенная правовая позиция Конституционного суда Республики Татарстан сохраняет свою силу.
Применительно к жалобе гражданки Р.Р.Усмановой это означает, что само по себе право ее сына на получение в первоочередном порядке в установленном обжалуемым Положением размере субсидии для приобретения жилья в собственность не может являться основанием для отказа в реализации предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации его права на получение во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма в случае выбора данного способа улучшения жилищных условий. При этом жилые помещения по договорам социального найма могут предоставляться из государственного (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) или муниципального жилищного фонда.
Конституционный суд Республики Татарстан в определении от 4 февраля 2014 года № 2-О отметил, что согласно части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации названной категории граждан, к которой относится сын заявительницы, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями. При этом наделение органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, исходя из части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 19 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", относится к исключительной дискреции законодательного органа государственной власти Республики Татарстан и осуществляется путем принятия специального закона.
Оспариваемый заявительницей пункт 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 устанавливает, что обеспечение жильем граждан, имеющих право в соответствии с Федеральными законами от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья. Пункт 1 обжалуемого Положения на основании данного постановления Кабинета Министров Республики Татарстан и в соответствии с указанными Федеральными законами определяет категории граждан, имеющих право на получение субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета.
Тем самым оспариваемые заявительницей нормы по своему целевому назначению направлены на установление способа реализации отдельными категориями граждан их права на улучшение жилищных условий, а также на определение данных категорий граждан, в число которых наряду с другими включены инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов. По своему содержанию и правовой природе оспариваемые нормы являются гарантиями обеспечения конституционного права граждан на жилище посредством предоставления им целевой субсидии. Они не предусматривают ограничений в реализации права на предоставление жилого помещения по договору социального найма и, следовательно, не содержат неопределенности в вопросе их соответствия Конституции Республики Татарстан. В связи с этим согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявительницы не является допустимой.
Таким образом, вопрос, поставленный гражданкой Р.Р.Усмановой, уже был по существу разрешен в сохраняющем свою силу постановлении Конституционного суда Республики Татарстан, а жалоба заявительницы в соответствии с установленными требованиями не является допустимой, что в силу пунктов 2 и 3 части первой статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" является основанием для отказа в принятии ее к рассмотрению.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 2 и 3 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72 и 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Р.Р.Усмановой на нарушение ее конституционных прав и свобод пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275 "Об утверждении Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан" и пунктом 1 Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (в редакции постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 2 апреля 2010 года № 229), поскольку по предмету обращения Конституционным судом Республики Татарстан ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, а жалоба в соответствии с установленными требованиями не является допустимой.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Р.Р. Усмановой и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".


------------------------------------------------------------------