По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования "Агрызский муниципальный район" от 21.07.2014 N 538 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Агрызском муниципальном районе Республики Татарстан на период до 2018 года"



РУКОВОДИТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"АГРЫЗСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2014 г. № 538

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В АГРЫЗСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В целях повышения эффективности управления муниципальными финансами в Агрызском муниципальном районе на период до 2018 года, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р и постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 марта 2014 года № 154 Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами в Агрызском муниципальном районе на период до 2018 года.
2. Руководителям муниципальных казенных, бюджетных, автономных учреждений Агрызского муниципального района и Финансово-бюджетной палате Агрызского муниципального района Республики Татарстан руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего постановления, при реализации муниципальных программ Агрызского муниципального района, а также при подготовке проектов решений Совета Агрызского муниципального района и иных нормативных правовых актов.
3. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Финансово-бюджетной палаты Агрызского муниципального района Республики Татарстан А.Н.Бадахшина.

А.С.АВДЕЕВ





Приложение
к постановлению
Исполнительного комитета
Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
от 21 июля 2014 г. № 538

ПРОГРАММА
АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСАМИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы
Программа Агрызского муниципального района Республики Татарстан по повышению эффективности управления муниципальными финансами на период до 2018 года (далее - Программа)
Заказчик Программы
Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Координатор разработки Программы
Финансово-бюджетная палата Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Цель Программы
- обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности местного бюджета
Задачи Программы
- реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов;
- обеспечение повышения качества финансового менеджмента в системе муниципального управления;
- повышение эффективности интеграции процессов социально-экономического программирования с бюджетным процессом на всех его этапах;
- обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов
Срок реализации Программы
2014 - 2018 годы
Перечень разделов Программы
1. Итоги реализации Программы до 2013 г.;
2. Цель, задачи и условия реализации Программы;
3. Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
4. Упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами района;
5. Повышение функциональной эффективности бюджетных расходов;
6. Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов
Участники (исполнители) основных мероприятий Программы
Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан, муниципальные учреждения Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Контрольно-счетная палата Агрызского муниципального района Республики Татарстан
Система организации контроля над исполнением Программы
Формы и методы организации контроля над исполнением Программы определяются Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района Республики Татарстан в рамках его компетенции
Основные результаты реализации Программы
Эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных в ней целевых параметров


Утверждена
постановлением
Исполнительного комитета
Республики Татарстан
от 21 июля 2014 г. № 538

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
В АГРЫЗСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами в Республике Татарстан на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, посланиями Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Республики Татарстан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления в указанной сфере.

I. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АГРЫЗСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2013 ГОДА

В 2011 - 2013 годах совершенствование системы управления муниципальными финансами Агрызского муниципального района Республики Татарстан осуществлялось в рамках реализации Программы Агрызского муниципального района Республики Татарстан по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2013 года, утвержденной решением Совета Агрызского муниципального района Республики Татарстан от 29.03.2012 № 13-3 (далее - Программа по повышению эффективности бюджетных расходов).
В ходе реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в 2011 - 2013 годах были проведены мероприятия по следующим основным направлениям:
- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Агрызского муниципального района Республики Татарстан;
- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;
- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
- повышение эффективности распределения бюджетных средств;
- оптимизация функций муниципального управления, повышения эффективности его обеспечения;
- внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности;
- развитие информационной системы управления муниципальными финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов местного самоуправления;
- развитие системы муниципальных закупок;
- повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне.
В ходе реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов удалось формировать бездефицитный бюджет.
Постоянно проводившаяся работа по снижению кредиторской задолженности в Агрызском муниципальном районе Республики Татарстан позволила не создавать не обеспеченной лимитами финансирования кредиторской задолженности, а также повысить эффективность и целесообразность расходов. В результате по бюджету Агрызского муниципального района Республики Татарстан отсутствует просроченная кредиторская задолженность, а в марте 2013 года удалось полностью ликвидировать просроченную кредиторскую задолженность по местным бюджетам.
Проводилась работа в целях развития собственной доходной базы консолидированного бюджета Агрызского муниципального района, в том числе в рамках деятельности Межведомственной комиссии по обеспечению роста собственных доходов консолидированного бюджета Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
В соответствии с Программой по повышению эффективности бюджетных расходов консолидированный бюджет Агрызского муниципального района Республики Татарстан в основном состоит из программных расходов.
За годы реализации Программы по повышению эффективности бюджетных расходов была проделана работа по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В результате проведения значительной работы все бюджетные учреждения стали работать в новом статусе на основе муниципальных заданий.
Продолжалось внедрение нормативного финансирования в учреждениях социально-культурной сферы. Вся социальная сфера к настоящему времени финансируется на основании республиканских и муниципальных нормативных правовых актов, устанавливающих нормативы финансового обеспечения бюджетных и автономных учреждений.
В целях оптимизации бюджетных средств было проведено сокращение численности работников местного самоуправления (в соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 7 сентября 2010 года № УП-594 "Об оптимизации в 2011 - 2013 годах численности работников государственных органов Республики Татарстан"). По результатам трех этапов, которые полностью завершились к 1 апреля 2013 года, сокращена штатная численность работников органов местного самоуправления на 20 процентов (28 единиц).
С 2011 года в Республике Татарстан функционирует автоматизированная информационная система планирования и санкционирования заказов "Электронный магазин". К ней подключены муниципальные уполномоченные органы, муниципальные заказчики, финансовые и казначейские органы. В системе автоматизирован процесс проведения закупок от формирования заявок в электронном виде, их сбора и анализа уполномоченными органами, последующего санкционирования всех планируемых закупок со стороны органов республиканского казначейства до полной интеграции с федеральным сайтом для размещения заказов. Автоматизированный процесс позволяет не заключать договоры и муниципальные контракты при отсутствии средств на их оплату и тем самым не создавать несанкционированную кредиторскую задолженность, а также исключать из текущего финансирования все расходы, не имеющие подтверждения их эффективности.
В целом задачи Программы по повышению эффективности бюджетных расходов решены, что обеспечивает преемственность развития системы управления муниципальными финансами и создает основу для разработки новой программы в данной сфере.

II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

С учетом новых задач и приоритетов в сфере управления общественными финансами, установленных на республиканском уровне, сформулированные на период до 2018 года стратегические цели и задачи социально-экономического развития требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления общественными финансами на качественно новый уровень.

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Эффективное управление общественными финансами является основой стабильного социально-экономического развития Агрызского муниципального района Республики Татарстан. Устойчивые общественные финансы вносят существенный вклад в решение стратегических задач в сфере экономики и социальной сферы. Этой ролью общественных финансов и обусловлена необходимость разработки настоящей Программы. Цель Программы - обеспечение устойчивости финансовой системы Агрызского муниципального района Республики Татарстан как основы ее динамичного социально-экономического развития.
В качестве целевых показателей настоящей Программы определены:
величина муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района;
дефицит бюджета;
обеспеченность в полном объеме расходных полномочий муниципального образования в рамках государственных социальных гарантий доходами местных бюджетов с учетом всех видов трансфертов.
Необходимо отметить наличие нерешенных на сегодня проблем в сфере устойчивого развития финансовой системы. К таким проблемам можно отнести следующие:
в условиях отсутствия регламента синхронизации программирования социально-экономического развития района нередко уже разработанные и реализуемые муниципальные программы вступают в противоречие, порой даже по целеполаганию, с республиканскими программами;
в консолидированном бюджете района отсутствует раздел "бюджет развития";
муниципальные программы не представляют единого комплекса программ и проектов, взаимосвязанных по срокам, целям, задачам, результатам;
требует развития и дальнейшей регламентации процесс оценки эффективности реализуемых программ и проектов.
Для достижения сформулированной цели с учетом перечисленных проблем требуется решение следующих задач:
реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов; обеспечить повышение качества финансового менеджмента в системе муниципального управления.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

В целях обеспечения устойчивости местного бюджета необходимо создать эффективную систему предупреждения и ликвидации негативных последствий угроз несбалансированности бюджета муниципального образования.
В случае приближения к критическим значениям неплатежеспособности органам местного самоуправления необходимо разрабатывать планы восстановления платежеспособности.
В целом в Агрызском муниципальном районе должно быть обеспечено высокое качество управления бюджетным процессом с использованием, в первую очередь, передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов.
Исполнение данных мероприятий будет обеспечено, в том числе, в рамках реализации муниципальной программы, повышения эффективности управления муниципальными финансами.

III. МОДЕРНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Внедрение программного бюджета предполагает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, внедрение новых форм и видов муниципального финансового контроля.
Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ.
В результате муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого связываются стратегическое и бюджетное планирование.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе программный бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности органов исполнительной власти. Эффективность программного бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.

РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ОСНОВНОГО ИНСТРУМЕНТА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Программно-целевой метод финансирования муниципальных бюджетных расходов является одним из инфраструктурных институтов государственного управления. В соответствии с программно-целевыми принципами формирование бюджета происходит на основе взаимообусловленности и взаимосвязи между общественно значимыми конечными результатами и бюджетными ресурсами, направляемыми на программную деятельность субъектов бюджетного планирования для обеспечения достижения поставленных перед ними целей в виде муниципального задания на управление, принимаемого для них нормативными актами Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан.
Базовым принципом программно-целевого метода финансирования, применяемым в районе, служит планирование от конечных целей к мероприятиям, обеспечивающим достижение поставленных целей. Важно, чтобы этот принцип реализовывался во все периоды времени на всех уровнях управления, инфраструктуры, внедрения инноваций и т.п. Реализация программно-целевого подхода осуществляется посредством муниципальной программы как комплекса операций (мероприятий), связанных технологически, ресурсно и организационно, и обеспечивающих достижение поставленной цели.
Применяемая сегодня в республике программно-целевая концепция финансирования построена на системном подходе, который включает в себя:
группировку расходов, связанных с достижением конкретного результата, в одну муниципальную программу вне зависимости от количества исполнителей мероприятий программы;
разработку измеримых индикаторов достижения результатов и оценку их выполнения с целью оценки эффективности и результативности бюджетных расходов.
Программный подход к реализации государственной политики позволяет повысить эффективность управленческих решений, принимаемых в целях социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальные программы являются основными инструментами финансового планирования, процесса, отвечающего за определение целей с учетом возможности их достижения в соответствии с объемами финансовых ресурсов, контролирующего изменение структуры доходов и расходов.
Переход к программному бюджету требует повышения качества организации бюджетного планирования программных расходов и их обоснованности, направленности на достижение количественно измеряемых результатов, взаимосвязи различных программных инструментов, а также увеличения доли охвата планируемыми программными мероприятиями бюджетных средств.
Практика формирования муниципальных программ выявила наличие следующих проблем и ограничений:
1) отсутствие правовой основы системной организации процесса стратегического планирования. Муниципальные программы разрабатываются в условиях, когда еще только формируются единые подходы к организации процесса стратегического планирования, предполагающие, в том числе, определение состава документов стратегического планирования как на республиканском, так и на местном уровнях, четкое определение последовательности их разработки и взаимосвязи на каждом уровне управления, а также финансового обеспечения их реализации.
Представляется целесообразным определение всех направлений реализации муниципальной политики осуществлять только в рамках соответствующих муниципальных программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования, в то время как иные документы стратегического планирования должны определять основные направления реализации такой политики, а также устанавливать требования к муниципальным программам;
2) отсутствие концепции долгосрочного социально-экономического развития, долгосрочного прогноза социально-экономического развития и бюджетной стратегии, методических рекомендаций о разработке долгосрочного прогноза социально-экономического развития и бюджетной стратегии района.
Разработка и утверждение муниципальных программ осуществляется в условиях, когда имеются ресурсные ограничения в рамках среднесрочного прогноза социально-экономического развития и трехлетнего бюджета. При этом сроки реализации муниципальных программ устанавливаются, как правило, на более длительную перспективу.
Разработка долгосрочных прогнозов социально-экономического развития и долгосрочной бюджетной стратегии района затруднена во многом из-за методологической зависимости от решений, принимаемых на республиканском уровне, связанной, в том числе, с отсутствием рекомендаций по разработке таких документов.
Наряду с общими ограничениями, препятствующими масштабному внедрению муниципальных программ на всех уровнях государственного управления, существует ряд специфических ограничений, характерных исключительно для регионального уровня:
ряд муниципальных программ утвержден в двух вариантах финансового обеспечения их реализации: "базовом" и дополнительном, предусматривающем существенное увеличение бюджетных ассигнований по сравнению с "базовым" вариантом, при этом цели и задачи государственных программ, а также целевые показатели (индикаторы) определены исходя из реализации дополнительного варианта.
Решение проблем и снятие сложившихся ограничений на всех уровнях управления предполагается осуществить путем реализации следующих задач:
1) интеграция в среднесрочной перспективе муниципальных программ в единую систему стратегического планирования.
Ключевой предпосылкой для этого может стать установление предельных объемов ("потолков") расходов по каждой муниципальной программе на весь срок ее реализации. При установлении предельных объемов ("потолков") расходов по муниципальным программам необходимо учитывать как параметры прогноза социально-экономического развития, изменение потребностей в объемах муниципальных услуг, так и обеспечение достижения стратегических целей развития Республики Татарстан, в том числе достижение целевых значений показателей, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
"Потолки" расходов вне зависимости от статуса утвердившего их документа не предопределяют объем и структуру расходных обязательств и бюджетных ассигнований бюджета на их исполнение. Это индикативная (условная) оценка объема расходов, отражающая приоритеты государственной политики в соответствующих сферах.
В то же время, несмотря на аналитический характер, "потолки" расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов (с внесением при необходимости предложений по изменению нормативных правовых актов) и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств.
При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей соответствующего бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по итогам реализации муниципальных программ. Муниципальные программы призваны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности;
2) в целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей муниципальных программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям и соисполнителям, участникам муниципальных программ. Фактически ответственные исполнители должны иметь возможность влияния на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками), возможно, с определенными ограничениями.
Для реализации данного направления необходимо закрепить полномочия ответственных исполнителей муниципальных программ в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта решения о бюджете, так и на стадии исполнения бюджета с внесением в случае необходимости изменений в соответствующие нормативные правовые акты.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В условиях перехода к программному бюджету происходит трансформация задач органов внешнего муниципального финансового контроля. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками к контролю за результатами, которые приносит их использование.
Одним из основных инструментов в деятельности органов внешнего муниципального контроля при этом должен стать аудит эффективности. Он предполагает не только анализ достижения запланированных результатов, но и разработку рекомендаций по устранению системных причин, которые препятствуют их достижению. Аудит эффективности призван дать оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
Важнейшей новацией в сфере муниципального финансового контроля, произошедшей в связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", является определение сферы муниципального финансового контроля, введение понятий "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля.
Кроме того, Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к контролю законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы также отнесены полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок для муниципальных нужд.
При организации указанной деятельности органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля необходимо определять приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие финансовых нарушений, а также обеспечивать координацию планов контрольной деятельности данных органов.
На этапе планирования проведения проверок и ревизий органы внутреннего муниципального финансового контроля должны проводить комплексный анализ информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере, который включает:
обследование систем внутреннего финансового контроля и аудита всех главных администраторов бюджетных средств;
анализ сведений о планировании и результатах контрольных мероприятий других уполномоченных органов (контрольно-счетные органы, органы финансового контроля, главные распорядители бюджетных средств, а также правоохранительные органы);
анализ данных о закупках.
Переход к программному бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта бюджета района, но и на всем их "жизненном цикле" - при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке результативности муниципальных программ.
В процессе реализации муниципальных программ органы внешнего муниципального финансового контроля обладают широкими полномочиями по анализу формирования и выполнения муниципальных программ на всем их "жизненном цикле". При их формировании органы внешнего муниципального финансового контроля вправе проводить экспертизу проектов программ, а в ходе реализации программ они будут осуществлять аудит эффективности, в том числе направленный на определение результативности муниципальных программ и обоснованности объемов бюджетных средств, использованных на выполнение программных мероприятий.
Наряду с установленными бюджетным законодательством бюджетными полномочиями муниципальных образований в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов будут обладать полномочиями по проведению комплексного анализа муниципальных программ с учетом представленных заключений Контрольно-счетной палаты Агрызского муниципального района Республики Татарстан по результатам экспертизы проектов муниципальных программ, аудита эффективности, полной и достоверной отчетности о реализации муниципальных программ.
В свою очередь, органы внутреннего муниципального финансового контроля будут обладать полномочиями по контролю за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ с применением мер ответственности в случаях представления заведомо неполной или недостоверной отчетности.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Для реализации перечисленных новых подходов к деятельности органов внутреннего финансового контроля, основанных на принципах сбалансированности контрольной деятельности, в условиях расширения функционала данных органов целесообразно:
выработать единую методику осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
предусмотреть возможность проведения мероприятий профилактического характера в сфере закупок (например, проведение мониторинга закупок с вынесением предупреждений объектам контроля);
внедрить систему мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности;
обеспечить координацию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита;
обеспечить координацию внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

IV. УПОРЯДОЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ
РЕСУРСАМИ РАЙОНА

В рамках настоящей Программы под упорядочением структуры управления финансовыми ресурсами района понимается:
определение перспектив развития структуры муниципального сектора, в том числе сектора муниципального управления, формирующей состав и полномочия субъектов управления общественными финансами;
повышение эффективности управления доходами района;
развитие методологии формирования и использования расходных обязательств как основы для планирования расходов бюджета района.

УПОРЯДОЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Важнейшим мероприятием, проводимым в рамках упорядочения структуры муниципального сектора экономики, в том числе сектора государственного управления, является законодательное урегулирование вопроса об отнесении институциональных единиц к определенным секторам экономики.
В отношении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности муниципальных учреждений и предприятий следует отметить, что в 2014 году вступает в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части бюджетных инвестиций", устанавливающий новый порядок финансового обеспечения капитальных вложений в объекты недвижимого имущества публично-правовых образований.
Согласно новому порядку указанные вложения могут осуществляться: путем заключения и исполнения муниципальных контрактов органами местного самоуправления либо бюджетными и автономными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями в рамках переданных им указанными органами на основании соглашений полномочий муниципального заказчика;
за счет субсидий бюджетным и автономным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям.
В целях повышения эффективности управления муниципальной собственностью и общественными финансами муниципальные унитарные предприятия, деятельность которых не соответствует функциям соответствующего органа местного самоуправления, должны быть реорганизованы или ликвидированы. Для этого потребуется выработать критерии принятия решений о сохранении, преобразовании, акционировании или ликвидации унитарных предприятий.
При этом информационным базисом для формирования единого справочника будет являться база данных Единого государственного реестра юридических лиц Федеральной налоговой службы России. Необходимо разработать регламент информационного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления, регулирующий включение информационных баз данных Республики Татарстан в общую совокупность информационных баз данных по Российской Федерации, и порядок использования данных и доступа к ним со стороны исполнительных органов муниципальной власти в районе.
В дальнейшем необходимо проводить работу по следующим направлениям: проведение анализа функционала унитарных предприятий и принятие решений о целесообразности сохранения их статуса;
устранение избыточных и дублирующихся функций органов муниципального управления, анализ целесообразности их реализации на муниципальном уровне;
продолжение перехода к предоставлению муниципальных услуг по осуществлению юридически значимых действий в электронной форме;
мониторинг качества финансового управления главных распорядителей бюджетных средств.

УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ РАЙОНА

Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета района является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов района.
Прогнозные назначения доходов бюджета района формируются исходя из макроэкономических показателей социально-экономического развития района, основных направлений налоговой политики на плановый период, отчетных данных налоговой службы по Республике Татарстан по налогооблагаемой базе и оценки поступлений доходов в бюджет района в отчетных периодах.
При формировании бюджета учитываются изменения и дополнения, вносимые в Налоговый кодекс Российской Федерации, бюджетные кодексы Российской Федерации и Республики Татарстан и другие законодательные акты по налогам и сборам.
Планирование доходов включает в себя определение налоговой базы по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления за ряд периодов, определение объемов выпадающих доходов, оценку результатов изменений бюджетного и налогового законодательств. Ежегодно по каждому доходному источнику проводится расчет прогноза, учитываемый при формировании бюджета района на плановый период.
Для сохранения эффективности прогнозирования доходной части бюджета района в целях оптимального исполнения принимаемых расходных обязательств необходимо дальнейшее обеспечение регламентируемых указанной Методикой следующих принципов:
достоверность сведений, используемых при прогнозировании; зависимость между коэффициентами роста (снижения) макроэкономических показателей и динамикой поступления прогнозируемых доходных источников; минимизация потерь и выпадающих доходов бюджетной системы.
Кроме того, для реализации предусматриваемых Методикой норм следует продолжить своевременный мониторинг изменений бюджетного и налогового законодательств, оказывающих влияние на налоговую базу, ставки, нормативы зачисления, порядок и сроки уплаты налогов и авансовых платежей и иные показатели налоговых доходов.
Одной из основных задач по управлению бюджетными доходами является также наращивание доходной базы бюджетов муниципальных образований. Данное направление является особенно актуальным в связи с необходимостью финансирования возрастающих расходов бюджета.
В районе для решения данной задачи организованы соответствующая муниципальная комиссия.
В муниципальном районе образованы межведомственные комиссии по росту собственных доходов бюджета муниципального района, на заседаниях которых рассматриваются вопросы, связанные с увеличением налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, земельному налогу, налогам на совокупный доход.
Работа Межведомственной комиссии и рабочих групп имеет положительное влияние на поступление доходов в консолидированный бюджет района, данная работа должна быть продолжена. Особое внимание должно быть уделено также координации работы финансового органа муниципального образования, направленной на увеличение доходной базы консолидированного бюджета района.
По-прежнему важными остаются вопросы налогового администрирования доходов. Повышение качества налогового администрирования налогов, поступающих в консолидированный бюджет района, в значительной степени зависит от организации эффективного взаимодействия и органов местного самоуправления с Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан.
Кроме того, необходимо дальнейшее развитие Государственной информационной системы о муниципальных платежах, которое позволит аккумулировать информацию о начислениях и платежах в целях оказания муниципальных услуг.

УПРАВЛЕНИЕ РАСХОДНЫМИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ РАЙОНА

В сфере финансовой деятельности района и находящихся на ее территории муниципальных образований важным аспектом является необходимость снижения финансовых рисков и возможных неблагоприятных последствий принятия решений о расходовании публичных средств. В связи с этим интерес представляет правовая регламентация исполнения расходных обязательств в контексте обеспечения эффективности публичных расходов.
Реестр контрактов в сфере муниципальных закупок ведется с целью учета действующих расходных обязательств и оценки объема средств соответствующего бюджета, необходимых для их исполнения в плановом периоде, и используется для определения объема бюджета действующих обязательств, формирования перспективного финансового плана.
В этой связи необходимо реализовать сложившийся механизм учета действующих и принимаемых расходных обязательств по заключенным и планируем к заключению муниципальным контрактам при планировании и исполнении бюджета. В отношении расходных обязательств, связанных с исполнением контрактов по муниципальным закупкам, необходимо обеспечить формирование актуальной информации о действующих расходных обязательствах.
В этой связи в Республике Татарстан в рамках автоматизированной информационной системы "Электронный магазин" предусмотрен учет действующих контрактов государственных закупок, а также реализована функция оповещения о контрактах, срок исполнения которых истекает.
Единая электронная информационная система для формирования, согласования и размещения заказов для муниципальных нужд Республики Татарстан "Электронный магазин" используется в Республике Татарстан в целях автоматизации процесса закупок. Система предусматривает оперативное проведение Министерством финансов Республики Татарстан экспертизы всех расходов, заявляемых казенными, бюджетными и автономными учреждениями всех уровней, на предмет наличия лимита, кредиторской задолженности, достаточных источников финансирования, на самой ранней стадии - планирования закупок. К системе подключены республиканские и муниципальные уполномоченные органы, заказчики, финансовые и казначейские органы. Установленный порядок санкционирования позволяет не заключать договоры и государственные контракты при отсутствии средств на их оплату, а также отсекать от текущего финансирования все расходы, не имеющие подтверждения их эффективности.

V. ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе к программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов местного самоуправления за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.

СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

За последние годы около 70 процентов расходной части бюджета направляется на текущее содержание социальной сферы, включая повышение заработной платы работникам бюджетных организаций. В соответствии с "дорожными картами", принятыми во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. и ряда последующих нормативных правовых актов, принятых в развитие этих указов, реализуются в полном объеме все принятые обязательства. Это привело к резкому увеличению расходной части бюджета и, соответственно, сокращению бюджета развития. В этой связи в районе был предпринят ряд мер по оптимизации бюджетных расходов. Среди наиболее важных мероприятий можно отметить следующие:
оптимизация (сокращение) численности работников в муниципальных органах власти;
сокращение неэффективных бюджетных расходов в связи с оптимизацией сети школ;
перевод формирования объемов финансового обеспечения бюджетной сферы на нормативные принципы.
Особое внимание в районе уделяется анализу кредиторской задолженности бюджетных учреждений. Налажен механизм мониторинга кредиторской задолженности, в процессе которого осуществляется анализ динамики, структуры, причин возникновения кредиторской задолженности и сроков ее погашения в разрезе учреждений и района. На регулярной основе проводятся анализ и экспертиза планируемых закупок главных распорядителей бюджетных средств на предмет наличия лимита расходов, преимущественного осуществления первоочередных расходов, а также достаточных источников финансирования, осуществляется ежедневный учет планируемых бюджетных обязательств по всем статьям бюджетных расходов.
Для решения упомянутых выше проблем необходимо:
продолжить работу по формированию оптимальной структуры муниципальных органов власти;
разработать и внедрить систему сбалансированных показателей для каждого бюджетного учреждения и их подразделений;
развивать систему стандартов качества предоставления социальных услуг.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАСХОДОВ В СФЕРЕ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он сменил Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который фактически исчерпал свой потенциал и не позволял решать весь комплекс проблем в сфере размещения заказов.
Контрактная система кардинальным образом меняет всю систему государственных закупок, где по Федеральному закону от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" был регламентирован только этап размещения государственного заказа, при этом не было урегулировано планирование, не было четкого обоснования необходимости того или иного заказа, а также понятных механизмов контроля исполнения контрактов, что создавало благоприятную среду для коррупции и приводило к необоснованным увеличениям сроков исполнения заказа, к многократному завышению реальной стоимости контрактов. Росли число и объем неконкурсных процедур, все больше контрактов заключалось с единственным исполнителем.
В дальнейшем работа по развитию системы закупок должна вестись по следующим основным направлениям:
повышение квалификации специалистов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
совершенствование системы планирования, нормирования, осуществления закупок и исполнения контрактов.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОКАЗАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ,
ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ПОДВЕДОМСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Основные направления повышения эффективности оказания муниципальных услуг, предоставляемых подведомственными учреждениями органов местного самоуправления, - повышение качества предоставляемых муниципальных услуг и механизмов их финансирования.
Совершенствование системы управления качеством предоставляемых муниципальных услуг и механизмов финансирования муниципальных заданий на их предоставление непосредственно взаимосвязано с выявлением неэффективных муниципальных учреждений.
Нормы Федерального закона от 3 ноября 2006 года № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", а затем Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" были реализованы принятием необходимых нормативно-правовых основ новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг в муниципальных учреждениях.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу, качеству и стандартам обмена информацией о финансовой деятельности органов местного самоуправления. Повышение информированности жителей района, хозяйствующих субъектов и других заинтересованных сторон о состоянии системы общественных финансов Агрызского муниципального района, а также развитие направлений информационного взаимодействия финансовой системы Агрызского района с внешними государственными информационными ресурсами и получателями бюджетных средств способствуют повышению прозрачности системы управления общественными финансами, повышению ответственности органов местного самоуправления за реализацию проводимой ими бюджетной политики, обеспечению эффективного, оперативного и устойчивого управления муниципальными финансами.
В рамках программы необходимо провести работу по следующим направлениям:
размещение общедоступной информации о муниципальных финансах в сети Интернет на регулярной основе и повышение объемов ее размещения;
обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности муниципальных учреждений;
реализация концепции "Электронный бюджет" в сфере управления муниципальными финансами.
Повышение степени открытости финансовой системы было провозглашено одним из основных принципов в 2007 году в связи с принятием и началом реализации Программы реформирования региональных финансов Республики Татарстан на 2007 - 2009 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.11.2007 № 666 "О Программе реформирования региональных финансов Республики Татарстан на 2007 - 2009 годы" (далее - Программа реформирования). Путем регулярного размещения в электронных средствах массовой информации подробной информации о реализации Программы реформирования была обеспечена публичность проводившихся в республике в 2007 - 2009 годах преобразований в области управления общественными финансами.
В Агрызском муниципальном районе Республики Татарстан проводились мероприятия по повышению открытости информации о муниципальных финансах.
Все принимаемые решения по утверждению бюджета, внесению изменений в текущий бюджет и утверждению отчетов об исполнении бюджета Агрызского муниципального района Республики Татарстан публикуются в сети Интернет на сайте Агрызского муниципального района.
Кроме того, на сайте района ежеквартально публикуется информация о ходе исполнения бюджета района.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности органов муниципальной власти необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что позволит обеспечить качественное улучшение системы управления общественными финансами.


------------------------------------------------------------------