Письмо Территориального управления Роспотребнадзора по РТ от 14.08.2014 N 12/19450 "О санитарно-эпидемиологическом состоянии и приемке общеобразовательных учреждений к 2014/2015 учебному году"
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
ПИСЬМО
от 14 августа 2014 г. № 12/19450
О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ И ПРИЕМКЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К 2014/2015 УЧЕБНОМУ ГОДУ
Управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан (Татарстан) во исполнение Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения сообщает информацию о санитарно-эпидемиологическом состоянии и проведении приемки образовательных учреждений республики к новому 2014 - 2015 учебному году.
Одной из приоритетных задач профилактической медицины является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Решение этого вопроса во многом определяется созданием оптимальных условий воспитания, обучения, труда и оздоровления детей и подростков. Именно безопасные условия жизнедеятельности и являются залогом формирования здорового поколения. Рост заболеваемости детского населения, особенно школьно-обусловленных нарушений здоровья, подтверждает необходимость усиления контроля за созданием безопасных условий образовательной деятельности детей, что является составной частью решения проблемы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Одним из критериев санитарно-эпидемиологической обстановки в образовательных учреждениях является распределение учреждений по группам санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ). По итогам 2013 года распределение общеобразовательных учреждений Республики Татарстан по группам СЭБ сложилось следующим образом: к I группе отнесены 53,2% объектов надзора, ко II группе - 43,0%, к III группе - 3,8% от общего числа учреждений. В сравнении со среднероссийскими показателями в Республике Татарстан на 2% больше объектов, отнесенных к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия. К третьей группе относятся объекты, санитарное состояние которых не соответствует действующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и гигиеническим нормативам, в них регистрируется превышение ПДК и ПДУ по результатам лабораторных и инструментальных методов исследования, регистрируются групповые инфекционные заболевания, пищевые отравления. При этом в республике отмечается положительная динамика в снижении количества общеобразовательных учреждений, отнесенных к III группе СЭБ: с 2011 по 2013 годы удельный вес таковых объектов снизился с 5,3% до 3,8% (на 1,5%). Снижение количества объектов III группы свидетельствует о стабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки в общеобразовательных учреждениях, что напрямую может быть связано с улучшением санитарно-технического состояния эксплуатируемых школ: в 2013 - 2014 учебном году подключено к централизованным инженерным коммуникациям 12 и капитально отремонтировано 94 учреждения.
Однако в некоторых районах республики еще остаются общеобразовательные учреждения, которые оборудованы только надворными туалетами, работающие на привозной воде и печном отоплении.
Наибольший удельный вес общеобразовательных учреждений, не подключенных к сетям канализации, отмечается в Тюлячинском (45,5%), Кукморском (42,5%), Нурлатском (39,5%), Актанышском (37,7%), Мамадышском (36,21%) районах республики.
Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, а именно недостаточная искусственная освещенность, нарушение температурного режима в отопительный сезон, шум, электромагнитное излучение, несоответствие ученической мебели росту детей, оказывают негативное влияние на детский организм.
В республике ежегодно проводятся работы по улучшению системы искусственной освещенности в общеобразовательных учреждениях: в 2013 - 2014 учебном году подобные работы были проведены в 115 школах, что позволило снизить количество объектов, в которых уровни искусственной освещенности не соответствуют установленным требованиям: с 20,4% в 2012/2013 учебном году до 15,9% в 2013/2014 учебном году.
Несоответствие школьной мебели росто-возрастным показателям ребенка неизбежно ведет к развитию патологии со стороны опорно-двигательного аппарата, начиная с нарушения осанки вплоть до развития сколиоза. В республике уделяется большое внимание обеспечению школ технологическим оборудованием, в том числе школьной мебелью, однако при проведении обследований продолжается выявление мебели, несоответствующей росто-возрастным показателям учащихся: в 2013/2014 учебном году среднереспубликанский показатель удельного веса объектов, где было определено несоответствие, составил 11,4%, что на 5,1% меньше по сравнению с 2012/2013 учебным годом.
Роль правильно организованного питания для детей является одним из важнейших факторов формирования гармонически развитого здорового подрастающего поколения. Особенно значимо горячее питание для детей школьного возраста, так как в период обучения учащиеся испытывают значительную учебную и психоэмоциональную нагрузку. Горячее питание способствует профилактике желудочно-кишечных заболеваний. Не все общеобразовательные учреждения республики в своем составе имеют пищеблоки, работающие в режиме полного цикла приготовления блюд. В 151 общеобразовательном учреждении организованы буфеты-раздаточные для 14234 учащихся, через которые осуществляется реализация привозного питания, что уменьшает его качественную составляющую, так как в соответствии с гигиеническими нормативами предпочтительнее приготовление пищи в месте ее реализации, без повторного разогрева. В 57 школах республики питание 1539 учащихся осуществляется только через буфеты, что не предполагает организацию полноценного горячего питания, в том числе двухразового, предусмотренного действующими санитарными требованиями.
В Республике Татарстан 697 школ имеют предписания по подготовке к новому учебному году со сроком исполнения до 20 августа - 1 сентября 2014 г. По улучшению материально-технической базы пищеблоков выдано 165 предписаний (23,7%), по улучшению системы водоснабжения - 51 (7,3%), по приобретению новой ученической мебели - 92 (13,2%), по улучшению материально-технической базы медицинских пунктов - 43 (6,2%), по улучшению системы освещения - 70 (10%), по другим мероприятиям (проведению косметических ремонтных работ внутренней отделки учебных классов, ремонту дорожек, приведению в надлежащее состояние территории, прилегающей к школе и т.д.) - 276 (39,6%). На 14.08.2014 количество школ, выполнивших предписания по подготовке к новому учебному году, составляет 379 или 54,4%: в том числе по улучшению материально-технической базы пищеблоков - 51, по улучшению системы водоснабжения - 17, по приобретению новой учебной мебели - 12, по улучшению материально-технической базы медицинских пунктов - 21, по другим мероприятиям - 264.
Управлением приемка школ осуществляется в составе муниципальных межведомственных приемочных комиссий.
В ходе осмотра общеобразовательных учреждений сотрудниками Управления в обязательном порядке обращается внимание на:
- благоустройство территории, скопление мусора, в том числе строительного;
- санитарно-техническое состояние зданий и сооружений;
- наличие холодного и горячего водоснабжения;
- материально-техническое обеспечение пищеблока (наличие и исправность технологического оборудования, исправность системы вентиляции);
- материально-техническое обеспечение медицинского кабинета (при его наличии);
- обеспеченность ученической мебелью в достаточном количестве;
- наличие дератизационной и дезинсекционной обработок;
- наличие и полноту медицинского осмотра сотрудников общеобразовательного учреждения;
- готовность системы отопления (акты опрессовки).
Помимо мероприятий, требующих материальных затрат, Управлением производится оценка организации учебного процесса: правильность расстановки учебной мебели, маркировка мебели, оценка соблюдения гигиенических требований при использовании в учебном процессе технических средств обучения (интерактивные доски, компьютеры и т.п.).
На 14.08.2014 обследованы 662 школы, из которых принята 481 (27,1% от общего количества).
Основные причины, по которым не приняты школы:
- неудовлетворительное санитарно-техническое состояние помещений: трещины на фасадах зданий, дефекты покрытий в виде отслоившейся местами краски и штукатурки, следы подтеков на стенах, потолке, полах кабинетов, коридоров, спортивных залов, изношено линолеумное покрытие пола;
- не завершен ремонт помещений;
- не проведена опрессовка отопительной системы;
- неисправно санитарно-техническое оборудование в санузлах;
- неисправны лампы искусственного освещения;
- неисправна система вытяжной механической вентиляции в пищеблоках;
- отсутствие медосмотра сотрудников.
ВрИО руководителя
Управления Роспотребнадзора
по Республике Татарстан (Татарстан)
М.В.ТРОФИМОВА
------------------------------------------------------------------