По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.06.2014 по делу N А65-6829/2014 <О признании недействующими подпунктов 1.1.2, 4.2 Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 20.12.2013 N 3-18/э "Об установлении цен руб./кВт.ч>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2014 г. № А65-6829/2014

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2014 года
Полный текст решения изготовлен 27 июня 2014 года
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Нафиева И.Ф., судей Назыровой Н.Б., Иванова О.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бальбуровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Моисеева Федора Василевича, г. Набережные Челны, к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, о признании частично недействующим Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-18/э от 20.12.2013,
с участием представителей:
от заявителя - Моисеев Ф.В., паспорт,
от ответчика - Уразлина Л.Р. по доверенности от 16.01.2014,
от третьего лица № 1 (Федеральная служба по тарифам) - не явился, извещен,
от третьего лица № 2 (ОАО "Татэнергосбыт") - Склямина И.В. по доверенности от 31.12.2013,
от прокуратуры РТ - Догадин С.В., удостоверение,

установил:

Моисеев Федор Василевич, г. Набережные Челны, (далее - Заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, (далее - ответчик, Госкомитет РТ по тарифам) об отмене подпунктов 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3, 4.1, 4.2, 4.3 Постановления ГК РТ по тарифам г. № 3-18/э от 20.12.2013 в части установления одноставочного (и дифференцированного в т.ч.) тарифа как противоречащее Приказу № 233-э/2 ФСТ России от 18.12.13.
Определением суда от 20.05.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены 1) Федеральная служба по тарифам, г. Москва, 2) Открытое акционерное общество "Татэнергосбыт", г. Казань; удовлетворено ходатайство прокуратуры Республики Татарстан о вступлении в дело прокуратуры РТ.
Определением суда от 20.05.2014 принято изменение заявителем предмета заявленных требований, согласно которому заявитель просит признать недействующими подпункты 1.1.2, 4.2 Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-18/э от 20.12.2013 г. в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток в размере 3,13 (3,25) руб./кВт.ч, как противоречащие Приказу № 185-э/1 ФСТ России от 11.10.2013 г.
Заявитель заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению.
Представитель ответчика требования заявителя не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица № 1 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте его проведения. Представлен отзыв, доказательства его направления лицам, участвующим в деле. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
Представитель третьего лица № 2 не признал заявленные требования обоснованными по основаниям, изложенным в отзыве.
Прокурор просил в удовлетворении заявленных требований отказать, представил отзыв, который приобщен к материалам дела.
Как следует из материалов дела, Постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 20.12.2013 № 3-18/э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан на 2014 год" (далее - Постановление Госкомитета РТ по тарифам № 3-18/э) установлены тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток, для населения и приравненных к нему категорий потребителей (л.д. 17-19).
Данное Постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан от 20.12.2013 за № 2177 и опубликовано на Официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 21.12.2013 г.
Постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 6.05.2014 г. № 3-2/э "О внесении изменений в Постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 20 декабря 2013 г. № 3-18/э "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан на 2014 год" пункты 2, 4, приложение № 2, сноска "<*> (4)" и примечание в приложении № 1 к Постановлению признаны утратившими силу.
Заявитель, полагая, что постановление ответчика в оспариваемой части противоречит Приказу ФСТ России № 185-э/1 и законодательству РФ, обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с настоящим заявлением о признании недействующими подпункты 1.1.2, 4.2 Постановления № 3-18/э от 20.12.2013 г. в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток в размере 3,13 (3,25) руб./кВт.ч.
Арбитражным судом дело рассмотрено в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), осуществлена проверка оспариваемых положений нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Как следует из материалов дела, в качестве обоснования своих требований Заявитель в заявлении указывает, что Постановление в оспариваемой части ущемляет его права гражданина и права других жителей республики, так как вынуждены нести гораздо большие расходы, чем это установлено нормами приказа ФСТ России для Республики Татарстан.
Также Заявитель указывает, что согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) в рамках своих полномочий устанавливает предельные (минимальный и (или) максимальный) уровень цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей. На основании приказа ФСТ России ответчиком были установлены максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Республики Татарстан в 2014 г., которые не должны были превышать эти уровни, независимо от дифференциации тарифов.
Ответчик, третьи лица и прокурор считают, что заявление является необоснованным, подлежащим оставлению без удовлетворения.
Госкомитет РТ по тарифам в письменном отзыве считает, что оспариваемые Заявителем подпункты Постановления приняты в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере государственного регулирования тарифов, расчет дифференцированных по дневной зоне суток тарифов на электрическую энергию произведен в соответствии с пунктом 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2. Сослался на представленные им схемы расчетов тарифов (л.д. 84-87).
Ответчик также указывает, что предельным уровням тарифов, установленным Приказом ФСТ России от 11.10.2013 № 185-э/1, должны соответствовать лишь одноставочные недифференцированные тарифы, данные уровни не распространяются на дифференцированные по зонам суток тарифы, установленных ответчиком, в связи с чем оспоренные подпункты Постановления в части установления дифференцированных по дневной зоне суток тарифов не могут противоречить указанным приказам ФСТ России. Ответчик приводит доводы о том, что дифференциация тарифа по зонам суток обусловлена изменением стоимости электроэнергии в течение дня: в пиковой зоне суток (днем) потребление электроэнергии максимально, в связи с чем загружается оборудование, вырабатывающее энергию с высокой стоимостью, в ночные часы оно выводится из работы, поэтому стоимость энергии ниже. При этом, цена, не дифференцированная по зонам суток, представляет собой величину, находящуюся между тарифом в пиковой зоне и тарифом в ночной зоне.
Кроме того, Ответчик считает, что оспариваемыми подпунктами Постановления не нарушаются права и законные интересы Заявителя, так как согласно пункту 70 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, потребители вправе самостоятельно выбирать вариант тарифа путем направления письменного уведомления гарантирующему поставщику (энергосбытовой, энергоснабжающей организации). Любой потребитель, в том числе Заявитель, может направить письменное заявление исполнителю коммунальных услуг либо гарантирующему поставщику о выборе им одноставочного не дифференцированного по зонам суток тарифа.
Ответчик ссылается на свой запрос в ФСТ России и ответ последнего от 26.02.2014 № ЕП-2049/12 о разъяснении возможности установления тарифов, дифференцированных по зонам суток, на уровне вышеустановленных ФСТ России предельных уровней тарифов для населения (л.д. 72).
ФСТ России в письменном отзыве указывает, что как уполномоченный федеральный орган, устанавливает предельные уровни тарифов в сфере электроэнергетики и осуществляет федеральный государственный контроль соответствующих тарифов. Предельные уровни тарифов на электрическую энергию установлены Приказом ФСТ России от 11.10.2013 № 185-э/1 в среднем по субъектам Российской Федерации. Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию для населения устанавливаются без учета особого порядка ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением, дифференциации по группам потребителей, зонам (часам) суток и календарной разбивки. При дифференциации регулируемый тариф на электрическую энергию для конечных потребителей может иметь величину, отличную от установленных предельных уровней тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону. При осуществлении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов корректных расчетов в соответствии с формулами пункта 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2, тариф в часы пиковой зоны должен быть выше, чем одноставочный тариф на электрическую энергию, а тариф в часы ночной зоны - ниже, чем одноставочный тариф на электрическую энергию. В связи с чем, считает, что факт превышения предельных уровней тарифов, утвержденных приказами ФСТ России, не может быть установлен путем сравнения величин отдельных тарифов (пик, ночь).
Прокуратура РТ в письменном отзыве считает, что оспариваемые подпункты нормативного правового акта приняты в рамках предоставленных Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" полномочий, соответствуют федеральному законодательству.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, судебная коллегия арбитражного суда находит доводы Заявителя обоснованными, заявленные требования подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
В силу ч. 2 ст. 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Согласно пункту 1.1 ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Пунктом 10 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон "Об электроэнергетике") установлено, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 30.07.2013 г. № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" дал разъяснения о том, что "Если федеральным законом рассмотрение споров в определенной сфере правового регулирования, в том числе дел об оспаривании нормативных правовых актов, отнесено к компетенции только арбитражного суда и не указаны лица, которые могут обратиться в арбитражный суд с соответствующим заявлением (например, статья 36 Федерального закона от 08.12.2003 № 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", пункт 10 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике"), в силу положений части 3 статьи 27, пункта 5 части 1 статьи 29 АПК РФ, а также норм соответствующих федеральных законов такие споры (дела) подлежат рассмотрению в арбитражном суде независимо от статуса заявителя" (пункт 2.3).
Таким образом, рассмотрение настоящего спора отнесено к компетенции арбитражного суда, что соответствует также сложившейся судебной практике.
Согласно части 7 ст. 194 АПК РФ в случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего оспариваемый нормативный правовой акт или те же его нормы на соответствие тому же нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, производство по делу об оспаривании нормативного правового акта подлежит прекращению
Сведения о наличии судебных актов, вступивших в законную силу и проверивших в установленном законом порядке оспариваемое Постановление № 3-18/э от 20.12.2013 или его подпункты 1.1.2, 4.2 на соответствие Постановлению ФСТ России от 11.10.2013 г. № 185-э/1, отсутствуют. Лицами, участвующими в деле, не приведено таких доказательств.
В соответствии с разъяснениями в пункте 6.1 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 г. № 58 "По смыслу положений частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд проверяет полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, в том числе и при отсутствии указания на это в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим.
Вместе с тем арбитражным судам следует учитывать, что полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, могут быть предусмотрены не только федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, но и иными нормативными правовыми актами".
В соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Закона "Об электроэнергетике" цены (тарифы) и предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию.
Пунктом 6 статьи 23.1 Закона "Об электроэнергетике" установлено, что предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на розничных рынках, регулирование которых предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливаются на год федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей (покупателей) с учетом региональных и иных особенностей. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенный Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
Положением о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 № 468, установлено, что Госкомитет РТ по тарифам является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством.
Полномочия Госкомитета РТ по тарифам по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, предусмотрены подпунктом 4.1.3 пункта 4.1 вышеуказанного Положения.
Таким образом, Ответчик является полномочным органом на территории Республики Татарстан по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Судебной коллегией арбитражного суда проверено соблюдение ответчиком порядка опубликования и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии со ст. 3 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. № 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина" нормативным правовым актом Республики Татарстан признается письменный официальный документ установленной формы, изданный в установленном порядке и в пределах своей компетенции управомоченным на то органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и исполнение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и учреждениями, должностными лицами, гражданами и их объединениями на территории всей республики. В систему нормативных правовых актов Республики Татарстан, подпадающих под действие настоящего Закона, входят, в т.ч. приказы и инструкции министерств, постановления, приказы и инструкции государственных комитетов, ведомств Республики Татарстан, а также положения, указания, правила и другие акты, утвержденные ими и имеющие нормативный характер, по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина.
Оспариваемое Постановление Госкомитета РТ по тарифам от 20.12.2013 № 3-18/э, которым установлены цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан на 2014 год", в т.ч. тарифы на электрическую энергию, дифференцированные по двум зонам суток, для населения и приравненных к нему категорий потребителей, отвечает всем вышеуказанным признакам нормативного правового акта.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики Татарстан от 31.10.2002 г. № 21-ЗРТ "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина" (в редакции от 17.07.2013, действовавшей в момент издания оспариваемого постановления) днем официального опубликования нормативных правовых актов Республики Татарстан по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина считается обязательная первая публикация их полного текста с пометкой "официальное опубликование" в газетах "Республика Татарстан" и "Ватаным Татарстан", журнале "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти". Днем официального опубликования нормативных правовых актов, перечисленных в абзаце шестом части второй статьи 3 настоящего Закона, считается также первое размещение (опубликование) указанных актов на русском и татарском языках на "Официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU).
Согласно данным официального сайта правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан" (PRAVO.TATARSTAN.RU) Постановление Госкомитета РТ по тарифам от 20.12.2013 № 3-18/э зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Татарстан 20.12.2013 г. за № 2177 и официально опубликовано 21.12.2013 года и на русском, и на татарском языках.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком соблюден порядок и форма принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Однако проверка судом оспариваемых подпунктов Постановления Госкомитета РТ по тарифам от 20.12.2013 № 3-18/э показала их не соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с разъяснениями в пункте 6.3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 г. № 58 "Исходя из взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 193, частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд вне зависимости от доводов, содержащихся в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, устанавливает соответствие оспариваемого акта или его отдельного положения тем нормативным правовым актам, которые указаны в заявлении. Если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд придет к выводу о том, что оспариваемый акт противоречит иному нормативному правовому акту, не указанному заявителем, то он по этому основанию признает оспоренный акт недействующим".
Согласно п. 2 ст. 24 Закона "Об электроэнергетике" Федеральная служба по тарифам Российской Федерации в рамках своих полномочий устанавливает предельные (минимальные и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
Из положения пункта 63 "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке: цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной службой по тарифам предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).
Приказом ФСТ России от 11.10.2013 № 185-э/1 "О предельных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2014 год" установлены и введены в действие с 1.01.2014 года предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год, в том числе в среднем по Республике Татарстан (с учетом НДС): с 01.01.2014 минимальный уровень тарифа - 287,00 коп./кВт.ч, максимальный - 288,00 коп./кВт.ч; с 01.07.2014 минимальный уровень тарифа - 299,00 коп./кВт.ч, максимальный - 300,00 коп./кВт.ч (л.д. 37, 45).
Между тем, оспариваемым Постановлением Госкомитета РТ по тарифам от 21.12.2013 № 3-18/э установлены и введены в действие с 1.01.2014 г. цены (тарифы) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан: одноставочные тарифы, дифференцированные по дневной зоне суток - с 1.01.2014 г. в размере 3,13 коп./кВт.ч, а с 1.07.2014 г. - 3,25 коп./кВт.ч (подпункты 1.1.2, 4.2) (л.д. 18).
Таким образом, установленные ответчиком цены (тарифы) не соответствуют предельным (максимальным) уровням тарифов, разрешенным ФСТ России.
Вышеприведенные доводы ответчика и третьих лиц о возможности подобного превышения одноставочного тарифа на электрическую энергию для населения, дифференцированного по зонам суток, отклоняются судебной коллегией в связи с несоответствием закону.
Так, в соответствии с пунктами 1, 3, 6 ст. 23.1 Закона "Об электроэнергетике" цены и предельные уровни цен на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, подлежат государственному регулированию. Предельные уровни цен на электроэнергию устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен.
Регулируемые тарифы на электроэнергию, поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в трех вариантах, в том числе одноставочный тариф, включающий в себя полную стоимость одного киловатт-часа поставляемой электрической энергии и мощности, и одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток. Потребителям предоставлено право выбора одного из тарифов для проведения расчетов за электрическую энергию (пункт 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 и действовавших в момент принятия оспариваемого Постановления).
Из пункта 71 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания), следует, что в основу расчета дифференцированного по зонам суток тарифа на электроэнергию для потребителей положен средний одноставочный тариф покупки от производителей электроэнергии и с оптового рынка. Допускается производить дифференциацию тарифов на электрическую энергию по двум зонам суток - "день" и "ночь". В составе конечного одноставочного тарифа, дифференцированного по зонам суток, кроме ставки на электрическую энергию (мощность) оплачиваются услуги по передаче электроэнергии, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика и услуги, связанные с процессом снабжения электроэнергией потребителей.
В этом же пункте указаны исходные данные, используемые для расчета и методика дифференциации тарифа по двум зонам суток. Из формул для расчета следует, что ставка на электроэнергию одноставочного тарифа на электроэнергию, рассчитанного для нижнего диапазона, установленного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, участвует в расчетах как одно из исходных данных, необходимых для определения ставки тарифа на электроэнергию, потребляемую в пиковой (дневной) зоне суточного графика нагрузки.
Исследование судом названных Методических указаний, Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 и действовавших в момент принятия оспариваемого постановления, а также "Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, показало, что они не содержат никаких случаев, в которых органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов вправе устанавливать тарифы с превышением максимального уровня, установленного ФСТ России.
Установление предельных уровней цен по одноставочным дифференцированным тарифам в силу прямого указания Закона "Об электроэнергетике", названного постановления Правительства РФ отнесено к исключительным полномочиям Федеральной службы по тарифам.
Ответчик, как региональный орган в области государственного регулирования тарифов, при установлении тарифов должен руководствоваться как порядком расчета, предусмотренным пунктом 71 Методических указаний, так и предельным уровнем тарифов, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Таким образом, вне зависимости от дифференциации тарифов их величина не должна превышать предельного максимального уровня тарифов. Установленные ответчиком тарифы на электроэнергию для населения для дневной зоны суток превышают предельные максимальные уровни тарифов на электроэнергию, установленные Федеральной службой по тарифам.
В пункте 3 Приказа ФСТ России от 11.10.2013 г. № 185-э/1 рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, на очередной финансовый год в рамках указанных в пункте 2.1 и 2.2 настоящего Приказа предельных уровней тарифов: учитывать макроэкономические показатели одобренного Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, изменение структуры, объемов и цен на топливо, используемое для производства электрической энергии, в том числе за счет природных факторов, изменение объемов покупаемой энергоснабжающими организациями и поставляемой потребителям электрической энергии, в том числе за счет увеличения покупки электрической энергии с оптового рынка электрической энергии (мощности). Дифференциация тарифов производится по группам потребителей, уровням напряжения, зонам (часам) суток, в соответствии с действующим законодательством.
Далее ФСТ России в сноске "<*>" к приложению № 2 (в которой указан субъект РФ - Республика Татарстан) указало, что тарифы, дифференцированные по зонам суток, устанавливаются в соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, могут иметь величину, отличную от установленных предельных уровней тарифов, как в большую, так и в меньшую сторону (л.д. 47).
Однако данная сноска "<*>" не имеет отношения к субъекту РФ - Республика Татарстан (строка 51), в отличие от, например, строк 16, 16.1 по городу Москве, имеющих сноски "<****>" с содержанием этой сноски, указанной в этом же приложении № 2 (л.д. 43).
В связи с вышеприведенными нормами законодательства РФ ответчик не был полномочен устанавливать тарифы с превышением максимальных значений, установленных ФСТ России.
Согласно ст. 20 Закона "Об электроэнергетике" основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в т.ч. обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).
Объяснения ответчика о том, что установленные им тарифы в соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, с пунктом 71 Методических указаний, учитывают затраты на покупку электроэнергии и мощности в дневной зоне, а в ночной зоне не учитывается ставка на мощность, со ссылками на представленные схемы), в связи с чем тарифы на электроэнергию в дневной зоне выше одноставочного тарифа, а тариф, в ночной зоне - ниже, не соответствуют вышеприведенным нормам закона. Полномочие у Госкомитета РТ по тарифам на подобное превышение тарифа отсутствует. Данные выводы соответствуют судебной практике. Так, например, Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 31.10.2013 № ВАС-12229/13 отказано в передаче дела № А76-17667/2012 Арбитражного суда Челябинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Челябинской области от 01.03.2013 и Постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 08.05.2013. При этом надзорной инстанцией в аналогичной ситуации подтверждена правильность выводов судов о несоответствии законодательству установления органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации дифференцированных в дневной зоне суток тарифов с превышением предельных максимальных уровней тарифов, которые установлены ФСТ России.
Ссылки ответчика на другие судебные акты по делу № А28-9608/2013 (л.д. 74-83) отклоняются судом, в связи с отсутствием судебного акта надзорной инстанции по этому делу, а также не относимостью обстоятельств к настоящему делу.
При таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению, а оспариваемые подпункты 1.1.2, 4.2 Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-18/э от 20.12.2013 - признанию не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими в этой части.
Согласно частей 4, 5 ст. 195 АПК РФ решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 АПК РФ вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями.
В связи с этим настоящее решение судебной коллегии арбитражного суда направляется также в Министерство юстиции Республики Татарстан для незамедлительного опубликования в официальном издании, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с частью 1 ст. 110 АПК РФ, п. 5, 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 101 - 112, 167, 168, 169, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Заявление Моисеева Федора Василевича удовлетворить.
Признать подпункты 1.1.2, 4.2 Постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам № 3-18/э от 20.12.2013 "Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Республике Татарстан на 2014 год" в части установления тарифа, дифференцированного по дневной зоне суток, в размере 3,13 (3,25) руб./кВт.ч соответственно, недействующими и несоответствующими Федеральному закону "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 № 35-ФЗ, Приказу № 185-э/1 ФСТ России от 11.10.2013 г.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Взыскать с Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, г. Казань, в пользу Моисеева Федора Василевича, г. Набережные Челны, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.
Исполнительный лист выдать.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Председательствующий
И.Ф.НАФИЕВ

Судьи
Н.Б.НАЗЫРОВА
О.И.ИВАНОВ


------------------------------------------------------------------