<Письмо> МЧС РТ от 19.03.2014 N 203-2-3-3, Минобрнауки РТ от 20.03.2014 N 4096/14 "Об организации и проведении Дня защиты детей"
МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
19 марта 2014 г. № 203-2-3-3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
20 марта 2014 г. № 4096/14
ПИСЬМО
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
В соответствии с Планом основных мероприятий Республики Татарстан по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2014 год, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.01.2014 № 31, в общеобразовательных учреждениях республики с 15 апреля по 24 мая 2014 года проводится День защиты детей.
В целях качественной подготовки и проведения Дня защиты детей в общеобразовательных учреждениях предлагаем:
1. Начальникам управлений МЧС Республики Татарстан по городским округам и муниципальным районам, начальникам местных гарнизонов пожарной охраны Республики Татарстан совместно с руководителями органов управления образования исполнительных комитетов муниципальных образований:
провести инструкторско-методические занятия по организации подготовки и проведения Дня защиты детей с руководящим составом общеобразовательных учреждений;
при организации и проведении Дня защиты детей руководствоваться прилагаемыми Методическими рекомендациями по организации и проведению Дня защиты детей в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан.
2. Начальникам управлений МЧС Республики Татарстан по городским округам и муниципальным районам, отнесенных к группам по гражданской обороне, инструкторско-методические занятия по организации подготовки и проведения Дня защиты детей провести на базе филиалов Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан с участием преподавателей филиалов.
3. Анализ проведения Дня защиты детей представить в Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (через отдел подготовки должностных лиц и обучения населения) до 30 мая 2014 год.
Заместитель министра
по делам гражданской обороны и
чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан
Н.СУРЖКО
Заместитель министра
образования и науки
Республики Татарстан
С.ГИНИАТУЛЛИНА
Утверждаю
Заместитель министра по делам
гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям
Республики Татарстан
Н.СУРЖКО
Утверждаю
Заместитель министра образования
и науки Республики Татарстан
С.ГИНИАТУЛЛИНА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
1. Общие положения
В системе подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности важное значение имеет организация проведения Дня защиты детей (далее - ДЗД), который ежегодно проводится в общеобразовательных учебных заведениях.
Одновременно ДЗД является объектовой тренировкой по гражданской обороне. При этом отрабатываются разделы Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) в мирное время. ДЗД организуется и проводится руководством учебного заведения во главе с директором - руководителем гражданской обороны учебного заведения.
Практическая направленность и соревновательный характер мероприятия ДЗД способствует формированию у учащихся навыков распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь. Вместе с тем ДЗД призван служить развитию Всероссийского детско-юношеского движения "Школа безопасности".
2. Цели и задачи Дня защиты детей
Основными целями и задачами являются:
всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащейся молодежи в ЧС и по ГО;
выработка у руководящего состава учебных заведений практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умения осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся и постоянного состава в ЧС;
совершенствование учащимися теоретических знаний, полученных в процессе обучения по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности";
воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий гражданской обороны (далее - ГО) и убежденности в необходимости принимать в них участие;
формирование и развитие у преподавателей и учащихся высоких морально-психологических качеств и в первую очередь сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения "Школа безопасности".
3. Организация подготовки и проведения
Дня безопасности детей
Успех проведения ДЗД во многом зависит от его заблаговременной подготовки, правильного распределения обязанностей между организаторами ДЗД, четкого руководства и качества разработки документов на его проведение.
К руководящему составу учебного заведения относятся: руководитель гражданской обороны - директор, его заместители, начальник штаба ГО и командно-начальствующий состав (далее - КНС) формирований (там, где они созданы).
За месяц до ДЗД необходимо провести командно-штабное учение (далее - КШУ) с целью выработки навыков у руководящего состава в проведении мероприятий в области ГО и защиты от ЧС, подготовки органов управления учебного заведения к выполнению комплекса поставленных задач.
Командно-штабное учение может проводиться в виде служебного совещания или педагогического совета.
При выборе темы КШУ (приложение № 3) необходимо учитывать специфику учебного заведения, возможность возникновения различных ЧС природного и техногенного характера, а также руководствоваться рекомендациями территориальных органов по делам ГОЧС или управлений образования.
Лучшее время для проведения ДЗД - апрель - май. К этому периоду завершается учащимися программа курса ОБЖ. По срокам проведения ДЗД должен совпадать со временем проведения плановой ежегодной объектовой тренировки.
Организованное содержательное проведение ДЗД невозможно без тщательного и продуманного планирования всего комплекса мероприятий. Все необходимые документы разрабатываются штабом ГО под руководством директора с привлечением актива учебного заведения.
Основные мероприятия в ДЗД планируются как общие для всего личного состава учебного заведения, так и раздельные - дифференцированно с постоянным составом и учащимися по возрастным группам.
На подготовку ДЗД следует отводить не менее месяца. В этот период штаб ГО учебного заведения активизирует пропаганду курса ОБЖ, используя при этом устные выступления, стенную печать, теле- и радиоузел, учебные видео- и кинофильмы. Обновляется наглядная агитация, оборудуются тематические выставки, проводится работа, направленная на повышение качества подготовки постоянного состава, совершенствование обучения учащихся.
В подготовительный период целесообразно провести педагогический совет, на котором рассмотреть состояние ГО в широком плане, определить конкретные задачи и назначить ответственных за подготовку и проведение всех мероприятий, содержание и объем разрабатываемых документов.
К отрабатываемым документам относятся:
приказ руководителя ГО учебного заведения "О подготовке и проведении ДЗД" (приложение № 1);
план проведения ДЗД (приложение № 2).
Узловые вопросы подготовительной работы должны постоянно находиться в поле зрения директора - руководителя ГО учебного заведения. По его инициативе усилиями педагогов и учащихся в учебном заведении совершенствуется учебно-материальная база (далее - УМБ). Посильное участие в этом могут принимать родители и шефские организации. Основными практическими мероприятиями, проводимыми в этот день, могут быть:
сбор руководящего состава;
учебные эвакуационные мероприятия;
действия по сигналу оповещения "Внимание всем!" и информации ГО о радиоактивном заражении местности, заражении сильнодействующими ядовитыми веществами, о возникновении стихийного бедствия, угрозе взрыва и т.д.;
герметизация помещений;
изготовление простейших средств защиты органов дыхания и тренировки в приспособлении повседневной одежды к защите от радиоактивной пыли и отравляющих веществ;
открытые и показные мероприятия;
мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся;
встречи с ветеранами войны, работниками по делам ГОЧС, УВД, ГАИ, ликвидаторами аварии на Чернобыльской АЭС и землетрясения в Нефтегорске, Армении, представителями аварийно-, поисково-спасательных служб и т.д.;
тренировки в работе с приборами радиационной и химической разведки, дозиметрического контроля;
тренировки по оказанию первой само- и взаимопомощи;
викторины, соревнования по прикладным видам физической культуры, спортивные эстафеты, военно-спортивные игры, походы и т.д.
Всех учащихся школ в процессе подготовки целесообразно разделить на три возрастные группы (1 - 4, 5 - 8, 9 - 11 классы) и своевременно довести до каждой перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время проведения.
Мероприятия для первой возрастной группы:
викторина "Условия безопасного поведения учащихся";
тренировки по разделу "Безопасность и защита человека в ЧС".
Мероприятия для второй возрастной группы:
викторина по разделу "Безопасность и защита человека в ЧС";
показное практическое занятие по действиям учащихся в ЧС;
соревнования по оказанию первой медицинской помощи.
Мероприятия для третьей возрастной группы:
открытые и показательные уроки по разделам "Безопасность и защита человека в ЧС" и "Основы подготовки к военной службе" курса ОБЖ;
соревнования по оказанию первой медицинской помощи;
военизированная эстафета;
соревнования по прикладной физической культуре.
Исходя из местных условий и возможностей учебного заведения могут проводиться и другие мероприятия.
Подход в организации мероприятий для каждой возрастной группы должен носить дифференцированный характер.
Для учащихся учебных заведений начального профессионального образования деление на возрастные группы рекомендуется не делать.
Главными условиями успешного проведения ДЗД являются:
разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;
максимальное насыщение практическими мероприятиями, состязательный характер;
борьба за право называться лучшим классом (группой) по курсу ОБЖ;
правильный выбор времени (все запланированные мероприятия должны проводиться без нарушения учебного процесса).
При проведении мероприятий ДЗД предусматриваются необходимые меры по обеспечению безопасности учащихся и медицинский контроль.
4. Методика проведения Дня защиты детей
ДЗД целесообразно начинать со сбора руководящего состава учебного заведения до начала занятий первой смены. При этом директор доводит порядок проведения ДЗД, заслушивает доклады своих заместителей о готовности постоянного состава и учащихся к проведению мероприятий, предусмотренных планом (приложение № 2).
Для введения в обстановку преподавателей (классных руководителей) и постановки задач используются перемены между занятиями.
Учащиеся получают информацию о мероприятиях ДЗД от преподавателей или через радиоузел.
Открытие ДЗД обычно проводится до начала первого урока и начинается торжественной линейкой (если ее организовать невозможно, то проводится радиолинейка, а общешкольный сбор проводится на большой перемене или после занятий первой смены).
Руководящий состав учебного заведения действует от начала и до конца учений, отрабатывая все вопросы, предусмотренные планом.
Весь личный состав учебного заведения (педагогический состав, технический персонал, учащиеся) активно участвуют во всех основных мероприятиях.
Важное значение в мероприятиях ДЗД должно быть отведено отработке действий персонала и учащихся по предупредительному сигналу "Внимание всем!" и последующим речевым информациям. Подача сигнала "Внимание всем!" осуществляется в зависимости от технического оснащения учебного заведения (радиоузел, прерывистые сигналы электрозвонка и т.п.). При этом руководство учебного заведения осуществляет контроль за прохождением учебного сигнала и его своевременным доведением до исполнителей. Сигнал "Внимание всем!" целесообразно подавать при отработке одного из разделов "Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время", например, проведения эвакомероприятий.
В течение дня в учебном заведении во всех классах (группах) проводятся занятия согласно общему расписанию.
Викторины. По своему содержанию они должны быть тематическими. Все вопросы викторины не превышают объема программы соответствующего класса (группы). Для ее организации назначается жюри из трех человек (учитель, медицинский работник, активист-старшеклассник), а класс (группа) разделяется на команды. По окончании викторины объявляются команды-победители, им вручаются призы, памятные подарки, сувениры или грамоты.
Открытые уроки. Занятия по ОБЖ в третьей возрастной группе в этот день проводятся открытыми. На них, как правило, присутствуют работники территориальных органов образования и органов по делам ГО и ЧС городов (районов), приглашенные гости. Уроки ведут опытные преподаватели, прошедшие подготовку в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан (приложение № 6).
Тренировки по разделу "Безопасность и защита человека в ЧС". Такие тренировки проводятся с учащимися первой возрастной группы на уроках, предусмотренных расписанием, или во внеурочное время методом практических занятий. На тренировках под руководством преподавателей учащимися отрабатываются навыки пользования простейшими средствами защиты органов дыхания и принимаются зачеты. Организуется изготовление ватно-марлевых повязок. Учащиеся третьей возрастной группы сдают нормативы ГО в соответствии с программой.
Соревнования по оказанию первой медицинской помощи позволяют совершенствовать приобретенные теоретические навыки. Они проводятся, как правило, во внеурочное время. Для учащихся третьей возрастной группы устанавливаются следующие этапы: оказание первой медицинской помощи при различных видах травм; оказание первой медицинской помощи при массовых поражениях; оказание помощи "утопающему"; оказание первой помощи при ожогах, обморожениях, солнечных и тепловых ударах.
Соревнования по прикладной физической культуре - действенная часть мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и развитию общей выносливости у учащейся молодежи. Во внеурочное время проводится комбинированная эстафета с элементами выполнения различных упражнений программы ОБЖ (приложения № 4 и № 5).
Во внеурочное время могут проводиться смотры художественной самодеятельности, строевые песни, тематические встречи, мероприятия по военно-патриотическому воспитанию учащихся.
Заканчивается ДЗД подведением итогов, которое целесообразно спланировать раздельно:
с учащимися младших классов (групп) - после завершения намеченных для проведения с ними мероприятий;
с учащимися средних и старших классов (групп) - после выполнения всего плана мероприятий ДЗД;
с педагогическим коллективом и техническим персоналом - в конце рабочего дня с заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков, допущенных в ходе ДЗД, поощрением отличившихся.
Данные рекомендации являются примерными (приложение № 7). В зависимости от подготовки учащихся, учебно-материальной базы, помощи местных организаций мероприятия и порядок их проведения могут быть другими. Важно, чтобы они отвечали требованиям защиты детей в ЧС, которые могут возникнуть в учебном заведении в мирное и военное время.
Приложение № 1
ПРИКАЗ
Руководителя гражданской обороны школы № ______
___________________
№ _____ "__" ________ 201__ г.
О подготовке и проведении
Дня защиты детей в школе
Согласно плану подготовки школы и учащихся по гражданской обороне "__" _______ 201__ г. провести День защиты детей. Для обеспечения высокой организованности, качественного и поучительного проведения всех мероприятий приказываю:
1. Основными целями проведения Дня защиты детей считать:
формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств;
воспитание у школьников уверенности в эффективности мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и убежденности в необходимости принимать в них участие;
пропаганда боевых и трудовых традиций России, ее Вооруженных Сил, Гражданской обороны;
формирование и развитие у учащихся высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы и находчивости, взаимной выручки, физической выносливости, постоянной готовности самоотверженно выполнять спасательные работы.
2. Главными задачами Дня защиты детей считать:
совершенствование у учащихся и педколлектива теоретических знаний и практических навыков по действиям в чрезвычайных ситуациях;
практическую проверку готовности учащихся действовать в экстремальных ситуациях;
сплочение коллектива учащихся школы.
3. К участию в Дне защиты детей привлечь:
руководящий и педагогический коллектив школы;
учащихся всех классов (1 - 11-х).
4. Назначить общешкольную комиссию по проведению Дня защиты детей и подкомиссии (жюри) по проведению соревнований, эстафет, викторин и конкурсов в составе:
Общешкольная комиссия:
председатель - директор школы;
заместитель председателя - завуч.
Члены комиссии:
организатор внеклассной воспитательной работы;
преподаватель-организатор ОБЖ;
вожатая;
учитель физвоспитания;
представитель старших классов.
Подкомиссия (жюри) по проведению эстафеты:
председатель - ___________________
члены подкомиссии: _______________
Заместителю председателя общешкольной комиссии и председателям жюри до "__" ________ 201_ г. разработать судейскую документацию и ознакомить всех членов комиссии, жюри с порядком проведения соревнований, тренировок.
5. Подготовку руководящего и командно-начальствующего состава будут проводить лично согласно прилагаемому расписанию. Занятия с учащимися по изучению отдельных элементов эстафеты в период с ____ по _____ 201__ г. провести _________________.
6. Преподавателю-организатору ОБЖ в период с ____ по _____ 201__ г. провести с учащимися тренировки по выработке умения пользоваться средствами индивидуальной защиты.
7. Организатору внеклассной работы до ________________ 201__ г. разработать и представить на утверждение план проведения "Дня защиты детей".
8. Заместителю директора по хозяйственной части до ____________ 201_ г. обеспечить имуществом проводимые мероприятия.
9. Преподавателю физической культуры до ____________ 201_ г. подготовить маршруты следования и разметку местности для проведения Дня защиты детей.
10. Классным руководителям до ___________ 201_ г. провести классные собрания "О задачах учащихся по подготовке и участию в Дне защиты детей". Ознакомить учащихся с мерами безопасности в ходе проведения мероприятий.
11. Дата общей готовности к Дню защиты детей _______________ 201__ г.
12. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на организатора внеклассной работы.
13. Приказ объявить всему руководящему и преподавательскому составу школы.
Руководитель гражданской обороны ________________________
Начальник штаба гражданской обороны _____________________
Приложение № 2
УТВЕРЖДАЮ
директор школы - руководитель ГО
_______________ ________________
(подпись) (фамилия)
"__" ____________ 201_ г.
ПЛАН
подготовки и проведения Дня защиты детей
в средней школе № _______
___________________ района ________________
№ п/п
Проводимые мероприятия
Время и место проведения
Кто проводит
Отметка о выполнении
1
Подготовительный период Изучение с администрацией школы, учителями младших классов и классными руководителями нормативных документов Министерства образования и науки Республики Татарстан, территориального отдела образования и управления по делам ГО и ЧС по вопросам подготовки учащихся по курсу ОБЖ и задачи планов ГО на мирное и военное время
директор - руководитель ГО (РГО) школы,
завуч - начальник штаба ГО (НШГО) школы
2
Рассмотреть на служебном совещании при директоре вопросы: "О состоянии ГО в школе и задачах педколлектива по подготовке и проведению Дня защиты детей"
директор - РГО школы
3
Определение состава участников, привлекаемых для подготовки и проведения Дня защиты детей
директор, НШГО школы, пр-орг. ОБЖ, учитель физкультуры
4
Инструктивно-методическое занятие членов общешкольной комиссии и подкомиссий (жюри) по изучению положения, судейской документации и различных вариантов проведения мероприятий ДЗД. Корректировка плана проведения дня
директор, НШГО школы, пр-орг. ОБЖ, учитель физкультуры
5
Отработка порядка и последовательности (сценария) Дня защиты детей с его организаторами, членами общешкольной комиссии и подкомиссии
директор, ответственные за проведение дня
6
Организация и осуществление контроля за качеством занятий и тренировок по программе ОБЖ в 3 - 7 - 8 и 9 - 10 - 11 классах в период подготовки к Дню защиты детей
НШГО школы
7
Завершение подготовки педагогического состава и технического персонала по основным темам программы ГО
НШГО школы
8
Организация и проведение занятий с лицами, назначенными на пункт выдачи противогазов
НШГО школы
9
Подготовка имущества ГО, которое будет использоваться при проведении Дня защиты детей
НШГО школы
10
Изготовление простейших средств защиты органов дыхания, заготовка материала для проведения практических мероприятий
классные руководители
11
Организация и проверка средств противопожарной защиты (ППЗ)
директор школы
12
Разработка судейских документов для членов жюри и классных руководителей по проведению соревнований по ГОЧС
13
Связаться с управлением по делам ГО и ЧС города (района), ГБДД, ОГПН, больницей (поликлиникой), поисково-спасательным отрядом с целью привлечения их к проведению мероприятий в ходе ДЗД
НШГО школы
14
Приобрести и доставить в школу, организовать демонстрацию кинофильмов по темам:
"Человек в экстремальных ситуациях";
"Действия человека в условиях заражения";
"Коллективные средства защиты";
"Оказание первой медицинской помощи пострадавшим"
НШГО школы
15
Объявить конкурс на лучшую стенную газету на тему:
"Окружающая природа и человек";
"Экологические проблемы";
"Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них"
классные руководители
16
В школьной библиотеке организовать выставку книг, брошюр, альбомов по тематике:
"Природа и человек";
"Чрезвычайные ситуации и что мы знаем о них";
"ГО в современной печати"
зав. библиотекой
17
В школе на 1 этаже подготовить (обновить) уголок ГО
НШГО школы
18
Совершенствовать учебно-материальную базу ГО школы:
дооборудовать класс ОБЖ;
привести в порядок классы для проведения занятий;
подготовить для соревнования спортивный зал, учебный городок;
привести в порядок и проверить исправность технологических средств обучения
НШГО школы
1
Проведение ДЗД:
Сбор руководящего и начальствующего состава ГО, заслушивание доклада руководителя ГО - директора школы о выполнении учебного плана курса "Основы безопасности жизнедеятельности", о готовности к проведению мероприятий, предусмотренных планом Дня защиты детей
актовый зал
2
Выступление агитбригады школы
актовый зал
зам. директора по воспитательной работе
3
Открытие Дня защиты детей, проведение общешкольной линейки с участием учащихся, преподавателей школ, штаба ГО района, отдела образования района и привлеченных для проведения мероприятий
спортзал
директор школы
4
Открытые уроки по программе ОБЖ:
2 кл.: "Знай и соблюдай правила дорожного движения"
10.40 - 11.20
преподаватели
2 кл.: "Домашние животные и безопасность при общении с ними"
10.40 - 11.20
преподаватели
3 кл.: "Основные средства защиты органов дыхания"
10.40 - 11.20
преподаватели
3 кл.: "Водоемы нашей местности, правила купания в них и меры безопасности. Основные подручные средства защиты в воде"
10.40 - 11.20
преподаватели
5 кл.: Поле чудес "Знай и соблюдай правила дорожного движения"
10.40 - 11.20
преподаватели
6 кл.: "Правила поведения человека при попадании в условия автономии в природе"
10.40 - 11.20
классный руководитель
6 кл.: "Автономное существование человека в природных условиях" (Игра-путешествие)
10.40 - 11.20
преподаватели
6 кл.: "Влияние смены климато-географических условий на организм человека"
10.40 - 11.20
преподаватели
6 кл.: "Оказание первой медицинской помощи в природных условиях"
10.40 - 11.20
преподаватели
6 кл.: "Правила и способы укладки, разведения костров. Способы добычи огня"
10.40 - 11.20
преподаватели
7 кл.: Практическое занятие. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в ЧС. "Скорее скорой"
10.40 - 11.20
преподаватели
7 кл.: "Чрезвычайные ситуации криминального характера", "Последствия нарушения ТБ на ж/д транспорте"
10.40 - 11.20
преподаватели
8 кл.: "Действия населения при химических опасных явлениях"
10.40 - 11.20
преподаватели
8 кл.: Военизированная эстафета
10.40 - 11.20
преподаватели
9 кл.: "Приборы РХР и их применение"
10.40 - 11.20
преподаватели
10 кл.: "Основные мероприятия по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени"
10.40 - 11.20
преподаватели
5
Действия учащихся и педколлектива при сигнале:
"Внимание всем!";
11.30
РГО школы
"Пожарная опасность"; эвакуация педколлектива и учащихся на спортивную площадку
11.35
РГО школы
6
Действия учащихся при угрозе и совершении террористических актов
преподаватель-организатор ОБЖ
7
Проведение военно-спортивной эстафеты
преподаватель-организатор ОБЖ
8
Проведение комбинированной эстафеты
преподаватель-организатор ОБЖ
1
Подведение итогов
Сбор педагогического состава для подведения итогов Дня защиты детей
директор школы, заместитель
2
Заслушивание ответственных должностных лиц. Обсуждение итогов Дня защиты детей
директор школы, заместитель
3
Определение победителей проводимых мероприятий
директор школы
4
Объявление приказа директора школы об итогах Дня защиты детей на построении школы
НШГО школы
5
Вручение призов, памятных подарков победителям соревнований
директор школы
Начальник штаба гражданской обороны __________________
Приложение № 3
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ТЕМАТИКА
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНЫХ УЧЕНИЙ И
ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
1. Командно-штабные учения
1. Работа штаба ГО учебного заведения при угрозе взрыва.
2. Работа штаба ГО и руководства учебного заведения по эвакуации персонала и учащихся в заданный (назначенный) район.
3. Работа штаба ГО по определению роли и места учителя (преподавателя) учебного заведения в организации защиты жизни и здоровья учащихся при возникновении ЧС.
4. Уточнение, изучение и корректировка функциональных обязанностей руководящим составом и штабом ГО учебного заведения при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
5. Работа штаба ГО учебного заведения при внезапном нападении противника.
6. Работа штаба ГО и руководящего состава учебного заведения при возникновении пожара.
7. Работа штаба ГО и руководящего состава учебного заведения по эвакуации персонала и учащихся при аварии на химически опасном объекте.
8. Работа штаба ГО и руководящего состава учебного заведения при угрозе и совершении террористического акта.
2. День защиты детей
1. Действия персонала и учащихся учебного заведения при угрозе взрыва.
2. Действия персонала и учащихся учебного заведения при возникновении пожара.
3. Действия персонала и учащихся учебного заведения по эвакуации при аварии на химически опасном объекте.
4. Организация и проведение эвакомероприятий при возникновении чрезвычайной ситуации.
5. Действия руководящего состава, преподавателей и учащихся учебного заведения при обнаружении заражения помещений химическими веществами.
6. Обеспечение безопасности жизнедеятельности персонала и учащихся учебного заведения в условиях видоизмененной и зараженной природной среды.
7. Действия руководящего состава, персонала и учащихся учебного заведения при угрозе нападения противника.
8. Действия руководящего и преподавательского состава, учащихся при угрозе и возникновении стихийных бедствий.
9. Действия руководящего состава, персонала и учащихся старших классов общеобразовательного учебного заведения при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Приложение № 4
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРОВЕДЕНИИ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ ЭСТАФЕТЫ,
ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ
1. Цели и задачи
- пропаганда гражданской обороны среди учащихся;
- совершенствование выполнения учебных нормативов по ГО;
- проверка овладения учащимися умениями и навыками ГО;
- выявление лучших спортсменов.
2. Руководство проведением эстафеты
Руководство проведением эстафеты возлагается на главную судейскую коллегию, утвержденную руководителем ГО школы. Главным судьей эстафеты назначается учитель физвоспитания.
3. Место и время
Эстафета проводится в __________________________________.
Участники:
участниками эстафеты являются сборные команды 8 "А" и 9 "А" классов. Состав команды - 10 человек.
4. Условия проведения
Эстафета состоит из 10 этапов. Участники должны преодолеть полосу препятствий и выполнить определенный норматив ГО.
1 этап (1 чел.) - изготовление ватно-марлевой повязки.
2 этап (1 чел.) - надевание респиратора.
3 этап (1 чел.) - надевание и снимание противогаза.
4 этап (1 чел.) - наложение резинового кровоостанавливающего жгута на плечо и наложение первичной повязки на предплечье.
5 этап (1 чел.) - надевание противогаза на "раненого" и переноска "раненого". Подведение промежуточных итогов.
6 этап (1 чел.) - замена одной из частей противогаза (соединительная трубка и т.д.).
7 этап (1 чел.) - обнаружение в воздухе отравляющих веществ с помощью прибора ВПХР (войсковой прибор химической разведки).
8 этап (1 чел.) - надевание ОЗК (общевойсковой защитный комплект).
9 этап (2 чел.) - наложение шины на "пострадавшего с переломом голени", переноска "пострадавшего".
10 этап (9 чел.) - надевание противогаза по команде "Газы" (выполняет вся команда).
5. Определение победителей
Соревнования командные. Победитель определяется по времени прохождения всех этапов эстафеты. За ошибки при преодолении полосы препятствий и при выполнении норматива ГО начисляются штрафные очки. 1 ошибка - 1 очко - 5 секунд.
6. Схема полосы препятствий
7. Награждение победителей
Приложение № 5
УСЛОВИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОЙ ЭСТАФЕТЫ
(ВАРИАНТ)
I. Этап
Установка палатки (8 - 10 кл.)
Палатка находится в рюкзаке, колышки и штоки лежат рядом. Ставит ее любое количество ребят из каждой команды. Установив, вся команда выстраивается перед входом. Судья этапа сразу после построения фиксирует затраченное время, оценивает правильность установки и дает дополнительное время на исправление ошибок. Учащиеся исправляют их и снова выстраиваются у входа в палатку.
Ошибки: перекос палатки (штоков), складки на крыше.
Разжигание костра (5 - 7 кл.)
Костровище оборудовано стойками. Над землей установлен ограничитель (30 см) - выше его поднимать дрова запрещено. Вверху натянута капроновая нить, которую необходимо пережечь. Дрова обеспечивает каждая команда сама (использование ГСМ, листьев, хвои, травы запрещено). Спички (у каждой команды свои) должны быть герметично упакованы. До старта их опускают в ведро с водой. Судья отдает команде спички, и она (в любом составе) разжигает костер. Время фиксируют по пережиганию нити. Костровые обязаны работать в штормовках с надетыми капюшонами. Держащий дрова должен быть в рукавицах.
Условия: первая спичка не штрафуется, каждая последующая - штраф 20 с, работа без капюшона или рукавиц - по 10 штрафных с.
II. Этап
Движение по азимуту
На старте судья сообщает команде азимут и расстояние. Ей необходимо пройти данный участок. На финише команда попадает на контрольный ориентир (дорога, просека...), где установлена мишень (карточки с буквами через равные промежутки). Судье на финише сообщают букву карточки, на которую вышла команда. Один из членов команды передает это сообщение оставленному на старте товарищу с помощью флажного семафора. Затем судьи сравнивают данные. При несовпадении - штраф 30 с.
III. Этап
Кочки
На старте - стенд, в верхней части написано слово, а в нижней - вразброс его буквы. Необходимо восстановить это слово в нижней части. После этого - преодоление "болота" по кочкам (ямкам).
Штраф: сразу двое на этапе - 60 с, ошибка в слове - 60 с, касание земли - 30 с, пропуск кочки (за каждую) - 30 с.
IV. Этап
Противогаз
Все участники надевают противогазы и пробегают 60 м.
Штраф: за нарушение правил надевания противогаза - 30 с.
V. Этап
Международная кодовая таблица сигналов
и топографические знаки
Участникам выдаются 4 карточки (для 4 человек) с тремя нарисованными знаками (назвать судье этапа) и 4 карточки (для 4 человек) с названием знаков (нарисовать на судейских листах названные знаки). Кто будет называть знаки, а кто рисовать - определяет команда.
Штраф: за каждый неправильно нарисованный или названный знак - 10 с.
VI. Этап
Первая медицинская помощь
Надевание противогаза на "пострадавшего", наложение жгута, шины, перевязка.
Штраф: за каждую ошибку - 20 с.
VII. Этап
Переноска "пострадавшего"
Этап оборудован двумя жердями. Участники вдевают жерди в застегнутую штормовку, пропуская их через вывернутые рукава. "Пострадавшего" укладывают на эти носилки головой в сторону движения, переносят его на 25 - 30 м.
Штраф: неправильное положение пострадавшего - 20 с, касание земли участником или "пострадавшим" - 30 с, падение участника - 40 с, падение носилок с "пострадавшим" - 60 с.
VIII. Этап
Подлаз (мышеловка)
На этапе установлены ворота с незакрепленными перекладинами высотой 40, 35 и 30 см, которые участники преодолевают ползком.
Штраф: на этапе двое участников - 60 с, сбитая перекладина ворот (каждая) - 20 с, непрохождение ворот (за каждые) - 30 с.
IX. Этап
Стрельба из пневматической винтовки
Каждый участник делает один выстрел.
Штраф (промах) - 10 с, 10 очков - 0 с, 9 очков - 1 с, 8 очков - 2 с и т.д.
X. Этап
Охраняемые и лекарственные растения Урала
Команда получает 4 карточки (одна на 2 человек), на каждой из которых изображены два растения и три варианта их названий. Участники выбирают правильное и называют его судье этапа.
Штраф: неправильное название - 20 с.
Приложение № 6
УРОК В 6 КЛАССЕ (ВАРИАНТ)
ТЕМА: "Поведение и защита учащихся в чрезвычайных ситуациях".
ЦЕЛЬ: "Проверить знания и умения действовать в условиях чрезвычайной ситуации".
УЧИТЕЛЬ: Мы сегодня живем в мире с различными опасностями - радиацией, опасными технологиями, химическими соединениями, газами.
Значит ли это, что сегодня мы должны жить в стране в ожидании несчастья?
Конечно, нет! Но знать, как поступить, если что-то случилось, - долг каждого гражданина, в том числе и детей.
"Человек сложно устроен... Что такое опасность? Она и сковывает, и на тебя давит, с другой стороны, заставляет быстрее решать технические, инженерные задачи. И это придает тебе уверенность. Ощущая уверенность в себе как специалист, ты лучше себя чувствуешь и как человек" (из документальной повести Ю.Щербакова "Чернобыль").
Если знаешь как вести себя, то не появится желание убежать с места беды или шоковое состояние не лишит тебя возможности двигаться.
Ты будешь более уверенно, с достоинством выполнять свои опасные, трудные обязанности в чрезвычайных ситуациях.
Ситуация 1
Вы в школе. Перемена. Слышите звуки сирены. Что означает этот сигнал, как вы будете действовать?
Ответ: Услышав сигнал, надо немедленно войти в класс, включить радио или телевизор и слушать сообщение местных органов власти или штаба гражданской обороны.
О содержании информации может сообщить учитель.
Следовательно, в настоящее время есть лишь один предупредительный сигнал "Внимание всем!".
Да. Для мирного и военного времени установлен лишь один предупредительный сигнал. После этого сигнала следует информация как о воздушной, химической или радиационной опасности, так и о стихийных бедствиях, авариях или катастрофах.
УЧИТЕЛЬ: Каждый ученик должен владеть умениями и навыками пользования противогазом.
Ситуация 2
Классу выданы противогазы. Необходимо проверить, соответствует ли рост маски (шлем-маски) тому, который необходим учащемуся в соответствии с данными, полученными при измерениях головы, высоты лица, и т.п.
Те, кого "проверяет" "сосед", должны оценить действия "проверяющих". При необходимости помоги ему.
Если вдвоем они не могут решить ситуацию или у них возникают разногласия, то необходимо обратиться к учителю.
Затем тренировка по команде:
"Походное" положение;
"Наготове";
"Боевое".
Ситуация 3
Какие подручные средства используются в тех случаях, когда у населения не оказалось ни противогазов, ни простейших средств защиты органов дыхания?
Ответ: В таких случаях можно использовать для защиты органов дыхания полотенце, шарф, кусок ткани, увлажненные и сложенные в несколько слоев.
Соревнования. Путешествие по веселому кольцу...
Класс делится на 3 команды.
этап Ситуация "Угадайка"
Каждой команде по 1 вопросу.
1. Вы в школе. Перемена. Слышите звуки сирены. Что означает этот сигнал и как вы будете действовать?
Ответ: Этот сигнал означает "Внимание всем!". По этому сигналу необходимо включить все радиоприемники, телевизоры. В данной ситуации необходимо слушать школьное радио и телеинформацию штаба ГО.
2. Вы дома один. Слышите прерывистые гудки предприятий и транспортных средств. Что это означает? Как вы будете действовать?
Ответ: Это сигнал "Внимание всем!". Включу радио на первую программу или телевизор. Послушаю информацию штаба ГО.
3. Вы на улице. Слышите прерывистые гудки предприятий и транспортных средств. Что это значит? Как вы будете действовать?
Ответ: Это сигнал "Внимание всем!". Если я близко от дома, то иду домой, включаю радио или телевизор для прослушивания информации ГО. Если далеко от дома, то зайду в любой магазин, кинотеатр (там, где есть радио) и попытаюсь послушать информацию штаба ГО.
этап Ситуация "Музыкальная"
Всем командам предлагается исполнить 1 куплет патриотической песни, посвященной Дню космонавтики.
этап Ситуация "Умельцев"
Необходимо изготовить ватно-марлевую повязку.
этап Ситуация "Чрезвычайная"
Всем командам предлагается создать ситуацию для команды-соперницы (словесную).
Подведение итогов урока. Награждение победителей.
Приложение № 7
ВАРИАНТ ПРОВЕДЕНИЯ
ДНЯ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Организовывать его целесообразно, когда программный материал пройден или изучение заканчивается.
О его начале передается информация по школьному радио. В коротком выступлении директор знакомит учащихся с планом предстоящих мероприятий и призывает к организованному и качественному выполнению.
Вместо этого перед началом первого урока проводится общешкольная линейка, на которой коротко доводится порядок проведения "Дня защиты детей".
Учащиеся расходятся по классам согласно расписанию занятий.
Директор в течение 1,5 - 2 часов проводит тренировку с руководящим составом, заслушивает доклады:
начальник штаба ГО информирует о порядке приема и доведения до учащихся сигналов оповещения, знакомит с планом укрытия учащихся и постоянного состава и т.д.;
заместитель начальника ГО по материально-техническому обеспечению должен информировать о порядке обеспечения учащихся и постоянного состава СИЗ и изготовлении недостающего количества простейших средств защиты органов дыхания, обеспечении невоенизированных формирований табельным имуществом;
заместитель начальника ГО по эвакуации разъясняет порядок эвакуации, определяет исходный пункт эвакуации, маршрут движения и т.д.
По своему содержанию тренировка является КШУ руководящего состава школы.
После нее проводятся запланированные мероприятия ОТ и Дня защиты детей.
В период проведения 1-го урока в классы могут быть приглашены для проведения бесед представители служб ГО, СЭС, противопожарной, медицинской службы и охраны общественного порядка.
Все остальные уроки, кроме последнего, проводятся по расписанию занятий.
Последний урок также планируется по программе ОБЖ.
В период проведения перемен между плановыми уроками проводятся смотры-конкурсы наглядной агитации по тематике Дня защиты детей (стенные газеты, фотомонтажи, листовки, плакаты).
Все это готовится учащимися заранее в подготовительный период. Тематика может быть разнообразной "Защита человека в ЧС", "Окружающая среда и человек" и т.д.
Выставка приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля.
На этом этапе Дня защиты детей учитывается организованность и разнообразие в проведении мероприятий на открытом уроке, активность учащихся в их проведении на переменах.
Отработка действий постоянного состава и учащихся по вводным возможной обстановки на территории школы при возникновении аварий и катастроф.
Оповещение о вводной проводится звонковой сигнализацией или речевой информацией по радио.
Например: ПЕРВАЯ ВВОДНАЯ
"РАДИАЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА"
А) Получение информации из штаба ГО о возможной угрозе радиоактивной зараженности территории.
Постоянный состав (учителя, технические работники школы)
В кабинете директора собирается руководящий состав школы, осуществляется оповещение всех остальных рабочих и служащих (преподавателей).
Проверяется надежность связи со штабом ГО, районом и соседними объектами.
Директор школы организует круглосуточное дежурство на ПУ.
Развертывается пункт выдачи СИЗ.
Из числа преподавателей-специалистов организуется контроль за внешней средой с привлечением учащихся 10 - 11 классов.
Учащиеся
В 3 - 5-х классах осуществляют изготовление простейших средств защиты органов дыхания из заранее подготовленного материала, принесенного из дома.
В 10 - 11-х классах получают имущество для хозяйственных работ и приводят в готовность подвальные помещения и свою закрепленную территорию, получают приборы дозиметрического контроля и подготавливают их к работе.
Во всех классах проводят противопожарные мероприятия (уборка помещений), составляют списки на получение СИЗ и проведения иммунизации (через медпункт школы).
Б) Начало радиоактивного заражения.
Постоянный состав
Сбор расчета ПУ и постановка задач. Остальные преподаватели расходятся по классам и проводят разъяснительную работу.
Учащиеся
Оповещаются через школьный радиоузел, доводится обстановка и объясняются правила поведения в условиях возможного заражения.
В) Повышение уровня радиации до 60 млр/ч и более.
Подается сигнал "Возникновение угрозы радиоактивного заражения" и подается команда на укрытие всех в ЗС.
Прекращаются занятия и все спускаются в убежище (подвальные помещения) согласно плану.
По прибытии в защитное сооружение классный руководитель (староста класса) уточняет наличие СИЗ и составляет списки на получение их на пункте выдачи.
Согласно графику и наличию СИЗ классы получают противогазы и медицинские средства индивидуальной защиты на ПВ СИЗ.
Те классы, которые не получили СИЗ, приводят в готовность простейшие средства защиты органов дыхания.
Специалисты по ГО, преподаватели доводят до учащихся правила поведения на территории школы в условиях повышенного радиационного фона, режима радиационной защиты.
Работники штаба ГОЧС школы докладывают в штаб района об обстановке.
При получении распоряжения отрабатываются элементы проведения эвакуации.
ВТОРАЯ ВВОДНАЯ
"ХИМИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА"
А) Получение сигнала об аварии на одном из предприятий города и возможности заражения СДЯВ.
Постоянный состав
Сбор руководящего состава школы и директора. Получение задачи. Организация наблюдения за окружающей обстановкой, а также постоянная связь со службами города и района.
Учащиеся
Оповещаются через радиоузел или звонковой сигнализацией об угрозе "Химического заражения". Доводятся правила поведения в условиях заражения СДЯВ, характерного для данной аварии.
Учащиеся получают СИЗ и медицинское имущество на ПВ СИЗ, изготавливаются простейшие средства защиты или приводятся в готовность имеющиеся.
10 - 11 классы получают ВПХР и другое имущество. Организуют наблюдение за окружающей средой (выполняют норматив ГО - работа поста РХН).
Б) Возникновение опасности химического заражения.
Подается сигнал "Возникновение химического заражения" (звонковая сигнализация).
Руководящий состав и преподаватели руководят действиями учащихся. Все перемещаются по территории школы и ближайшей местности в зависимости от характера СДЯВ (укрываются в ЗС, поднимаются на верхние этажи), надевают противогазы или простейшие средства защиты органов дыхания.
В зависимости от места аварии отрабатываются элементы эвакуации. При этом может быть отработан норматив ГО по одеванию СИЗ.
По окончании последнего урока (отработки вводных) организуется общее построение классов, принявших участие в предыдущем этапе.
Напоминается о порядке проведения викторин, комбинированных эстафет и других мероприятий.
Варианты проведения мероприятий:
а) проведение викторин (проверка теоретических знаний по ГО);
б) проведение комбинированной эстафеты.
По окончании спортивных мероприятий все участники собираются в актовом зале школы. Организуется встреча с ветеранами ГО ВОВ. Осуществляется просмотр фильмов по тематике ДЗД.
Руководящий состав школы, штаба ГОЧС, члены жюри подводят итоги и определяют отличившиеся классы и индивидуально учащихся по данным разных этапов ДЗД. По результатам итогов составляется приказ директора, который зачитывается в актовом зале.
В приказе поощряется личный состав школы за 1 - 3 места по различным этапам.
С руководящим составом, лицами, ответственными за проведение мероприятий, классными руководителями директор школы совместно со штабом ГО проводит разбор в отведенное им время.
------------------------------------------------------------------