Решение Рыбно-Слободского районного Совета от 28.03.2014 N XXXVI-3 "Об утверждении Положения о статусе депутата Совета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан"
СОВЕТ РЫБНО-СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2014 г. № XXXVI-3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СОВЕТА
РЫБНО-СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, Совет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан РЕШИЛ:
1. Утвердить Положение о статусе депутата Совета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан согласно приложению.
2. Обнародовать настоящее решение на официальном сайте Рыбно-Слободского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по веб-адресу: http://ribnaya-sloboda.tatarstan.ru.
Председатель Совета
Рыбно-Слободского муниципального района
И.Г.ВАЛЕЕВ
Приложение
Утвержден
решением Совета
Рыбно-Слободского муниципального района
Республики Татарстан
от 28 марта 2014 г. № XXXVI-3
ПОЛОЖЕНИЕ
О СТАТУСЕ ДЕПУТАТА СОВЕТА
РЫБНО-СЛОБОДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Статья 1. Правовая основа статуса депутата Совета Рыбно-Слободского муниципального района
1. Статус депутата Совета района (далее по тексту - депутата) устанавливается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан, законами Республики Татарстан, Уставом района, настоящим Положением.
2. Органы местного самоуправления создают условия для эффективной реализации прав и обязанностей депутата, установленных законом, Уставом района и настоящим Положением.
Статья 2. Срок полномочий депутата
1. Срок полномочий депутата начинается со дня его избрания главой поселения или депутатом Совета района из числа депутатов представительного органа поселения, и прекращаются со дня начала работы Совета района нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных статьей 3 настоящего Положения.
Статья 3. Досрочное прекращение полномочий депутата
1. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
5) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
8) отзыва избирателями как депутата соответствующего представительного органа поселения, входящего в состав Района;
9) досрочного прекращения полномочий Совета Района;
10) призыва на военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;
11) в иных случаях, установленных федеральными законами;
11.1) Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
2. Решение Совета района о досрочном прекращении полномочий депутата Совета района принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета района, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
3. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 7 части 1, рассматривается Советом района на его очередной сессии после наступления основания для досрочного прекращения полномочий депутата.
4. Прекращение полномочий депутата по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 7 части 1, оформляется решением Совета района, в котором указывается день прекращения полномочий депутата.
5. В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством.
Статья 4. Удостоверение и нагрудный знак депутата
1. Депутат имеет удостоверение, являющееся документом, подтверждающим его личность и полномочия, а также нагрудный знак, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.
2. Положение об удостоверении, его образец утверждаются Советом района.
Статья 5. Условия осуществления депутатской деятельности
1. Депутату обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
2. Депутаты Совета района осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе, за исключением случаев, установленных Уставом Района.
3. Депутат не может одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
4. Осуществляющий свои полномочия на постоянной основе депутат не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью;
2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Республики Татарстан, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
5. Депутат Совета района должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
6. Депутат, осуществляющий полномочия на постоянной основе, не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.
7. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, устанавливаются федеральными законами.
Статья 6. Формы деятельности депутата
1. Депутаты Совета района осуществляют свою деятельность в следующих формах:
1) участие в сессиях Совета района;
2) участие в работе постоянных и временных комиссий, рабочих групп Совета района;
3) внесение на рассмотрение Совета района проектов нормативных правовых актов, изменений и дополнений к ним в порядке, установленном Регламентом Совета района;
4) внесение депутатского запроса;
5) внесение предложений в органы местного самоуправления, общественные объединения и их должностным лицам;
6) направление депутатского обращения;
7) работа с избирателями;
8) участие в организации территориального общественного самоуправления;
9) участие в работе депутатских объединений - фракций и депутатских групп в Совете района.
2. Депутат может осуществлять свою деятельность в иных формах, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Татарстан, Уставом района, Регламентом Совета района, иными муниципальными правовыми актами.
Статья 7. Депутатская этика
1. Депутат должен строго соблюдать нормы закона, этики и морали, в частности:
1) соблюдать дисциплину и регламент, установленный на сессиях Совета района;
2) проявлять терпимость и уважение к чужому мнению, не допускать неуважительного отношения к другим депутатам, должностным лицам и гражданам, с которыми он вступает в отношения в связи с исполнением депутатских полномочий;
3) не разглашать и не использовать в целях, не связанных с депутатской деятельностью, сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением депутатских полномочий, если эти сведения составляют государственную, служебную, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;
4) воздерживаться от участия в работе органов местного самоуправления и не использовать статус депутата для оказания влияния на деятельность органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, муниципальных служащих и граждан при решении вопросов, касающихся его лично или его родственников;
5) воздерживаться от действий, заявлений, поступков, которые могли бы вызвать сомнение в объективном исполнении депутатских обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету Совета района;
6) при угрозе возникновения конфликта интересов - ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может влиять на объективное исполнение депутатских обязанностей, - сообщать об этом Совету района и выполнять его решения, направленные на предотвращение конфликта интересов.
2. В случае нарушения депутатской этики вопрос о поведении депутата по поручению Совета района рассматривается соответствующей комиссией.
Статья 8. Участие депутата в сессиях Совета района
1. Депутат лично участвует в сессиях Совета района.
2. Депутат своевременно информируется о времени и месте проведения сессии Совета района, о вопросах, вносимых на рассмотрение, а также получает все необходимые материалы по данным вопросам в соответствии с Регламентом Совета района.
При невозможности присутствовать на сессии Совета района депутат заблаговременно информирует об этом аппарат Совета района.
3. Депутат вправе:
1) избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Совете района;
2) предлагать вопросы для рассмотрения Советом района;
3) высказывать мнение по вопросам формирования создаваемых Советом района органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых (назначаемых, согласуемых) Советом района;
4) вносить проекты правовых актов Совета района в порядке реализации правотворческой инициативы;
5) вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений и другим актам Совета района;
6) вносить предложения о заслушивании на сессии Совета района внеочередного отчета или информации любого органа или должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету района;
7) участвовать в прениях в установленном порядке;
8) оглашать на сессиях Совета района обращения граждан, имеющие, по его мнению, общественное значение:
9) выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки и разъяснения;
10) знакомиться с содержанием протоколов сессий Совета района.
4. Предложения и замечания, высказанные депутатом на сессии Совета района, рассматриваются и обсуждаются соответствующей комиссией Совета района.
Статья 9. Обязанности депутата
1. Депутат обязан:
1) соблюдать при осуществлении своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституцию Республики Татарстан, законы Республики Татарстан, Устав района, иные муниципальные правовые акты;
2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
3) своевременно рассматривать обращения граждан, организаций независимо от их организационно-правовой формы, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и давать на них ответы в пределах своей компетенции;
4) соблюдать ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата;
5) соблюдать нормы морали и депутатской этики;
6) регулярно, не реже одного раза в месяц, проводить прием избирателей;
7) отчитываться перед избирателями непосредственно на встречах, а также информировать их о своей работе через средства массовой информации не реже одного раза в год;
8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий депутата.
2. Депутат выполняет иные обязанности, возложенные на него федеральными законами, законами Республики Татарстан, Уставом района и иными муниципальными правовыми актами.
Статья 10. Ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата
1. Депутат не вправе:
1) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов, иные вознаграждения), связанные с осуществлением полномочий депутата;
2) принимать в пределах осуществляемых полномочий решения, обеспечивающие преимущества отдельным политическим партиям, избирательным объединениям, а также отдельным кандидатам на выборах в органы государственной власти Республики Татарстан, органы местного самоуправления;
3) оказывать предпочтение в процессе реализации своих полномочий, в том числе при предоставлении финансовых льгот и гарантий за счет средств местного бюджета, отдельным лицам и организациям, в уставном (складочном) капитале которых депутат имеет в собственности доли (пакеты акций) или участником либо членом которых он является;
4) выезжать в командировки, связанные с осуществлением полномочий депутата, за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе соглашений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления с зарубежными партнерами.
2. Иные ограничения, связанные с осуществлением полномочий депутата, могут устанавливаться федеральными законами.
Статья 11. Участие депутата в работе постоянных и временных комиссий Совета района
1. Депутат принимает личное участие в работе комиссий Совета района, членом которых он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений.
2. Депутат может принимать участие в работе комиссий, членом которых он не является, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса.
Статья 12. Участие депутата в выполнении поручений Совета района и его комиссий
1. Депутат обязан выполнять поручения Совета района и его комиссий, данные в пределах их компетенции.
2. По поручению Совета района или его комиссий депутат участвует в проверках исполнения решений Совета района органами и должностными лицами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, находящимися в границах Рыбно-Слободского муниципального района.
3. О результатах выполнения поручения депутат информирует Совет района или его комиссии.
Статья 13. Депутатский запрос
1. Депутат на сессиях Совета района имеет право обратиться с депутатским запросом в органы местного самоуправления, к должностным лицам органов местного самоуправления, руководителям других органов, образуемых или избираемых Советом района, руководителям муниципальных предприятий и учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию.
2. Депутатский запрос - обращение депутата, которое признается депутатским запросом по решению Совета района. Предложение о депутатском запросе вносится депутатом или группой депутатов в письменной форме и оглашается на сессии Совета района.
3. Орган местного самоуправления, должностное лицо, руководитель муниципального предприятия или учреждения, которому направлен депутатский запрос, обязан дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения или в иной установленный Советом района срок. Ответ должен быть подписан руководителем органа, должностным лицом, руководителем муниципального предприятия или учреждения, которому направлен депутатский запрос, либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
4. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных в запросе вопросов. О дне их рассмотрения инициатор запроса должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса.
5. Совет района вправе обязать орган местного самоуправления, должностное лицо органа местного самоуправления, руководителя муниципального предприятия или учреждения представить к установленному Советом района сроку письменный ответ о выполнении решения, принятого по запросу депутата.
Статья 14. Предложения депутата
1. Предложения, внесенные депутатом на сессии Совета района в письменной форме, рассматриваются органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица, которым направлены предложения депутата, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок и о результатах сообщить в Совет района и депутату. В случае отклонения предложения дается обоснованный ответ.
Статья 15. Депутатское обращение
1. Депутатским обращением считается обращение депутата в письменной форме в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к должностным лицам указанных органов, руководителям муниципальных предприятий и учреждений, в организации независимо от их организационно-правовой формы и общественные объединения, расположенные на территории Рыбно-Слободского муниципального района, по вопросам, входящим в их компетенцию, с целью получения информации и сведений, связанных с его депутатской деятельностью.
2. Депутатское обращение оформляется на депутатском бланке и направляется депутатом самостоятельно.
3. Депутатское обращение, поступившее в органы местного самоуправления, должностным лицам, руководителям муниципальных предприятий и учреждений, в организации независимо от их организационно-правовой формы и общественные объединения, расположенные на территории Рыбно-Слободского муниципального района, рассматривается в течение 15 дней со дня регистрации обращения, и не позднее указанного срока депутату предоставляются запрашиваемые информация или сведения. При этом сведения, составляющие государственную или коммерческую тайну, предоставляются в порядке, установленном федеральным законодательством.
4. В исключительных случаях, если необходимо проведение дополнительной проверки или истребование каких-либо дополнительных материалов по депутатскому обращению, срок рассмотрения обращения продлевается до 30 дней со дня его регистрации. Лица, указанные в части 3 настоящей статьи, обязаны письменно уведомить депутата о продлении срока рассмотрения его обращения.
5. Депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен не позднее чем за три дня.
6. Ответ на депутатское обращение должен быть по существу поставленных в обращении вопросов и подписан должностным лицом, к которому направлено обращение, либо уполномоченным на то лицом.
7. Если ответ дан не по существу направленного депутатского обращения либо ответ на обращение подписан неуполномоченным лицом, по предложению депутата ответ на его обращение может рассматриваться в соответствии с Регламентом Совета района на заседании постоянной комиссии Совета района с приглашением лица, которому направлено обращение.
Статья 16. Взаимоотношения депутата с избирателями
1. Депутат поддерживает связь с избирателями района (избирательного округа), а также с коллективами предприятий, организациями, государственными и иными органами, расположенными на территории его избирательного округа.
2. Депутат ответствен перед избирателями и им подотчетен.
3. Депутат отчитывается перед избирателями о своей работе не реже одного раза в год, а также не реже одного раза в месяц проводит прием избирателей своего округа.
4. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствует в пределах своих полномочий правильному решению содержащихся в них вопросов; ведет прием граждан; изучает общественное мнение и при необходимости вносит предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.
Статья 17. Право депутата на прием в первоочередном порядке
По вопросам своей деятельности депутат на территории Рыбно-Слободского муниципального района пользуется правом приема в первоочередном порядке должностными лицами органов местного самоуправления, руководителями организаций независимо от их организационной формы.
Статья 18. Право депутата на получение и распространение информации
Депутат имеет право на получение от органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационной формы и их должностных лиц информации по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, не являющейся охраняемой законом тайной.
Статья 19. Взаимоотношения депутата с органами и должностными лицами местного самоуправления
1. Депутат обладает всей полнотой прав, обеспечивающих его активное участие в деятельности Совета района, его органов.
2. Совет района вправе заслушать сообщение депутата о его работе в избирательном округе, о выполнении им решений и поручений Совета района, его органов.
3. Органы местного самоуправления и его должностные лица оказывают депутату необходимую помощь в его работе, информируют депутата о деятельности органов местного самоуправления, о ходе выполнения программ экономического и социального развития самоуправляющейся территории, о мерах, принятых по критическим замечаниям и предложениям депутата, содействуют изучению депутатом законодательства, практики работы представительных органов муниципальных образований, общественного мнения.
Статья 20. Гарантии осуществления депутатской деятельности
1. Гарантии осуществления полномочий депутата устанавливаются Уставом Района в соответствии с федеральными законами и законами Республики Татарстан.
2. Гарантии прав депутатов при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении них иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами.
3. Депутат не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
------------------------------------------------------------------