Постановление Исполкома муниципального образования "Алексеевский муниципальный район" от 31.03.2014 N 194 "О Программе "Охраны окружающей среды Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на период 2014 - 2015 годов"
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2014 г. № 194
О ПРОГРАММЕ "ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АЛЕКСЕЕВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД
2014 - 2015 ГОДОВ"
В целях выполнения Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", принимая во внимание Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2007 № 438 "Об утверждении концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007 - 2015 годы)", ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Программу "Охраны окружающей среды Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на период 2014 - 2015 годов" (Приложение).
2. Контроль за выполнением Программы "Охраны окружающей среды Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на период 2014 - 2015 годов" возложить на заместителя руководителя Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района по инфраструктурному развитию А.Н.Абакумова.
3. Контроль за исполнением данного Постановления оставляю за собой.
Руководитель
Исполнительного комитета
Д.А.ГИЛЯЗОВ
Приложение
к Постановлению
руководителя Исполнительного комитета
Алексеевского муниципального района
Республики Татарстан
от 31 марта 2014 г. № 194
ПРОГРАММА
"ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ АЛЕКСЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД 2014 - 2015 ГОДОВ"
п.г.т. Алексеевское
2014 г.
Паспорт
Программы "Охраны окружающей среды Алексеевского
муниципального района Республики Татарстан
на период 2014 - 2015 годов"
Наименование Программы
Программа "Охраны окружающей среды Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на период 2014 - 2015 годов"
Основания для разработки Программы
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.09.2007 № 438 "Об утверждении концепции экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007 - 2015 годы)";
решение межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-эпидемиологическому благополучию в Республике Татарстан от 25.06.2009 № 5
Заказчик
Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района Республики Татарстан
Основные разработчики Программы
Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района
Цели и задачи Программы
Основные цели:
- рациональное и экологически безопасное ресурсопользование как необходимое условие устойчивого развития и социально-экономической защищенности населения;
- обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения Алексеевского муниципального района.
Основные задачи:
Улучшение качества атмосферного воздуха на территории Алексеевского муниципального района.
Улучшение качества поверхностных вод на территории Алексеевского муниципального района.
Сохранение и восстановление природных комплексов, в том числе воспроизводство лесов и биологического разнообразия растительного и животного мира.
Улучшение состояния здоровья населения, снижение заболеваемости.
Внедрение системы переработки и утилизации отходов.
Регулирование качества окружающей среды на территории Алексеевского муниципального района.
Обеспечение комплексной оценки территории, выявление неблагоприятных зон, создание и поддержка информационных ресурсов в области экологической безопасности.
Развитие системы экологической культуры населения, уровня гражданского самосознания и активности в области обеспечения качества окружающей среды
Сроки реализации Программы
2014 - 2015 годы
Перечень подпрограмм
Программа реализуется через систему конкретных подпрограмм, постоянно корректируемых в зависимости от экологической и экономической ситуации:
1. Мероприятия по реализации природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок:
- мероприятия по оздоровлению и охране атмосферного воздуха.
2. Мероприятия по рациональному использованию и охране водных объектов:
- мероприятия по обеспечению населения чистой питьевой водой;
- мероприятия по расширению, реконструкции и строительству водопроводных, канализационных сетей и сооружений;
- мероприятия по благоустройству водоемов, восстановлению ландшафтов.
3. Мероприятия по рациональному использованию и охране земельных ресурсов, растительного мира:
- мероприятия по утилизации, складированию, захоронению отходов производства и потребления;
- мероприятия по рациональному использованию и охране земельных ресурсов;
- мероприятия по охране растительного мира.
4. Мероприятия, направленные на оздоровление населения.
5. Экологическое воспитание, образование и просвещение населения
Источники финансирования Программы
Финансирование программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из Федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, бюджета Алексеевского муниципального района, внебюджетных средств в соответствии с законодательством. Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с утвержденными параметрами бюджетов всех уровней и с учетом фактического выполнения программных мероприятий
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Практическая реализация основных мероприятий Программы позволит добиться, в частности:
- минимизации техногенной нагрузки на атмосферный воздух;
- предотвращения уровня загрязнения грунтовых вод и почв;
- уменьшения образования промышленных отходов за счет перехода предприятий на малоотходные, ресурсосберегающие технологии, создания условий для размещения отходов производства и потребления, отходов растительного происхождения;
- реализации мероприятий по озеленению и благоустройству улиц п.г.т. Алексеевское и сельских поселений;
- повышения оперативности и эффективности принимаемых мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей среды;
- выявления факторов техногенного воздействия на здоровье населения;
- повышения уровня экологической культуры, образования и информированности населения
1. Анализ исходного состояния проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Развитие производительных сил в Республике Татарстан привело не только к росту материального и культурного богатства, но и к более интенсивному загрязнению окружающей среды и к нарушению экологического равновесия. С растущей эксплуатацией и переработкой природных ресурсов увеличивается количество отходов, которые возвращаются в природную среду. Поэтому в современных условиях решение проблемы взаимоотношения между обществом и природой приобретает первостепенное значение.
Источниками загрязнения являются неочищенные коммунально-бытовые и промышленные стоки жилищно-коммунальных предприятий, предприятий и организаций, утечки нефтепродуктов и выбросы мусора. Канализационные очистные сооружения используют технологии, которые не отвечают современным требованиям очистки вод, сбрасываемых в водоемы. Отходы производства и потребления являются серьезным фактором негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, но в то же время источником вторичных материальных ресурсов.
В настоящее время в Алексеевском муниципальном районе образуется около 14,5 тыс. тонн отходов в год. Это промышленные, строительные и биологические, а также твердые бытовые отходы и осадок сточных вод.
Промышленные, как и твердые бытовые отходы, разнообразны по химическому составу. Наибольшую опасность представляют жидкие производственные отходы и стоки с высокой концентрацией многих токсичных веществ, которые могут проникать в подземные воды, загрязняя их и отрицательно влияя на почвенно-растительный покров. Основная масса отходов вывозится на организованные свалки твердых бытовых отходов, где могут образовываться новые опасные для окружающей природной среды вещества.
Наиболее опасным считается фильтрат, формирующийся в теле свалки при взаимодействии отходов с инфильтрующимися атмосферными осадками. Фильтрат содержит многочисленные компоненты распада органических и минеральных веществ. Сроки образования фильтрата в зависимости от гидрогеологического строения участка могут колебаться от 1 года (для песчаных) до 25 лет (для глинистых грунтов) после захоронения отходов на свалках. Загрязнению фильтратом особенно подвержены зоны активного водообмена, прежде всего грунтовые воды. Свалка отравляет и атмосферу, и гидросферу, губит растительный покров, формирует неблагоприятную среду обитания. Не менее опасны и бытовые сточные воды: снижение их негативного воздействия на окружающую природную среду является важной проблемой всех урбанизированных территорий. Опасность в данном случае связана с бактериальным загрязнением среды обитания и возможной вспышкой эпидемий.
Традиционный подход к проблемам образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения промышленных и бытовых отходов привел к ситуации, характеризующейся опасным загрязнением территории, ухудшающей экологическое равновесие, наносящей экономический ущерб и угрозу здоровью населения муниципального района.
В результате реализации мероприятий Программы промышленные предприятия города снизят негативное воздействие на окружающую среду.
Снижение негативной антропогенной нагрузки на окружающую среду приведет к качественным позитивным изменениям в ее состоянии и к повышению экологической безопасности жителей Алексеевского муниципального района.
Улучшение условий проживания, повышение уровня экологической информированности и грамотности жителей района позволят обеспечить дополнительные стимулы для устойчивого развития района.
2. Основные цели и задачи, этапы реализации
Основные цели Программы:
- повышение эффективности мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения окружающей среды;
- проведение комплекса мероприятий, предупреждающих негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Основные задачи Программы:
- соблюдение установленных нормативов выбросов предприятиями района;
- снижение сбросов загрязняющих веществ в водные объекты предприятиями района;
- рациональное использование и охрана водных объектов;
- рациональное использование и охрана земельных ресурсов;
- оптимизация обращения с отходами производства и потребления в районе;
- сохранение и развитие зеленого фонда района;
- обеспечение благоприятных условий жизни населения района;
- экологическое просвещение населения.
Программа реализуется в период с 2014 по 2015 год.
Сроки реализации Программы учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий. Этот период позволяет решить первоочередные задачи в области охраны окружающей среды и создать основу для стабильного наращивания инфраструктуры в целях предотвращения вредного негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения Алексеевского муниципального района.
3. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является Совет Алексеевского муниципального района. Управление процессом реализации Программы возложено на Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района. Общая координация хода выполнения Программы возложена на заместителя Руководителя Исполнительного комитета Алексеевского муниципального района по инфраструктурному развитию. Механизм реализации Программы основывается на четком разграничении полномочий и ответственности всех участников Программы.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется при наличии источников и в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, бюджета Алексеевского муниципального района, внебюджетных средств в соответствии с законодательством.
Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежит ежегодному уточнению в соответствии с утвержденными параметрами бюджетов всех уровней и с учетом фактического выполнения программных мероприятий.
Стоимость работ по мероприятиям Программы определяется в соответствии со сметами на проведение работ.
5. Оценка эффективности осуществления Программы
Эффективность от реализации программных мероприятий следует рассматривать в социальном, экономическом и экологическом аспектах.
Экономический эффект будет достигнут:
- снижением издержек предприятий при производстве продукции, связанных с оплатой за сверхнормативные выбросы в водное и воздушное пространство, внедрением современных методов утилизации промышленных и бытовых отходов;
- снижением негативного воздействия производственных и бытовых стоков.
Экологический эффект будет достигнут:
- уменьшением и локализацией негативного воздействия на окружающую среду;
- улучшением санитарного состояния населенных пунктов на территории Алексеевского муниципального района;
- снижением вероятности появления техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.
Социальный эффект будет достигнут:
- улучшением состояния здоровья населения Алексеевского муниципального района;
- повышением информированности населения о состоянии окружающей среды;
- повышением степени заинтересованности населения в результатах реализации мероприятий Программы;
- реализацией потребностей граждан в организации устойчивого обладания знаниями о состоянии окружающей среды.
Программа
"Охраны окружающей среды Алексеевского муниципального
района на период 2014 - 2015 годов"
№ п/п
Мероприятия
Исполнитель
Сроки
Стоимость работ (тыс. руб.)
Источники финансирования
Ожидаемый результат
2014
2015
1
2
3
4
5
6
7
8
1. Организационные работы
1.1
Подготовка распоряжения "О проведении двухмесячника по санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности населения"
Исполнительный комитет Алексеевского муниципального района
2014 - 2015
Обеспечение удовлетворительного санитарно-экологического состояния
2. Мероприятия по реализации природоохранных мероприятий по снижению техногенных нагрузок
2.1. Мероприятия по оздоровлению и охране атмосферного воздуха
2.1.1
Снижение выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников предприятий транспортного комплекса
ОАО "Алексеевскдорстрой"
2014 - 2015
400,0
400,0
Собств. средства предприятий
Уменьшение загрязнения воздуха
2.1.2
Перевод автомашин предприятий транспортного комплекса на комбинированный природный газ
ОАО "Алексеевскдорстрой"
2014 - 2015
200,0
200,0
Собств. средства предприятий
Уменьшение загрязнения воздуха
2.1.3
Ежеквартальный лабораторный контроль за выбросами в атмосферный воздух
ОАО "Алексеевскдорстрой"
2014 - 2015
50,0
50,0
Собств. средства предприятий
Уменьшение загрязнения воздуха
2.2. Мероприятия по рациональному использованию и охране водных объектов
2.2.1. Мероприятия по обеспечению населения чистой питьевой водой
2.2.1.1
Проведение мероприятий по благоустройству родников, расположенных на территории Алексеевского муниципального района (8 шт.)
Главы СП, предприятия района
2014 - 2015
15
15
Местный бюджет, бюджет СП
Обеспечение удовлетворительного санитарно-экологического состояния родников - как альтернативных источников водоснабжения и мест отдыха населения
2.2.1.2
Строительство автомоек с водооборотной системой; разработка проектов, согласование
ОАО "Алексеевскдорстрой"
2014 - 2015
200,0
200,0
Собственные средства
Уменьшение загрязнения водных ресурсов
2.2.1.3
Строительство локально очистных сооружений (ЛОС), в том числе: разработка проектов, закупка оборудования, монтаж и сдача ЛОС
ОАО "Алексеевскдорстрой"
2014 - 2015
500,0
500,0
Собственные средства
Уменьшение загрязнения водных ресурсов
2.2.1.4
Ежеквартальный лабораторный контроль воды по локально очистным сооружениям
ОАО "Алексеевскдорстрой"
2014 - 2015
120,0
120,0
Собственные средства
Уменьшение загрязнения водных ресурсов
2.2.2.1
Проектирование 2 очереди очистных сооружений в п.г.т. Алексеевское (0,7 тыс. куб. м/сут.)
Согласно тендеру
2014 - 2015
210
210
Местный бюджет
Уменьшение сброса загрязняющих веществ в водные объекты
2.3. Мероприятия по рациональному использованию и охране земельных ресурсов, растительного мира
2.3.1. Утилизация, складирование, захоронение отходов производства и потребления
2.3.1.1
Организация пунктов по первичному сбору твердых бытовых отходов
Исполнительный комитет городского поселения
2014 - 2015
50
50
Местный бюджет (100), средства предприятий (150)
Уменьшение нагрузки на полигон твердых бытовых отходов на 15%
2.3.1.2
Обустройство контейнерных площадок и приобретение контейнеров, а также спецтехники для вывоза мусора с территории зон отдыха
ООО "Полигон"
2014 - 2015
200
200
Средства предприятий
Предотвращение загрязнения почв
2.3.1.3
Рекультивация нарушенных земель санкционированной свалкой твердых бытовых отходов у н.п. Речное Мокрые Курнали, Лебедино, Ялкын, Куркуль, Большие Тиганы, Средние Тиганы
Согласно тендеру
2014 - 2015
150
150
Местный бюджет, бюджет Сахаровского СП, Бутлеровского СП, Лебединского СП, Ялкинского СП, Куркульского СП, Большетиганского СП
Восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности земель, рациональное использование земельных ресурсов
2.3.1.4
Приобретение специальных противогололедных веществ (составов), не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду
ОАО "Алексеевскдорстрой"
2014 - 2015
11000,0
11000,0
Собственные средства
Уменьшение загрязнения почвы
2.3.1.5
Обеспечение проведения работ по созданию защитных лесных насаждений:
- противоэрозионных (Ялкын, Базяково)
2.3.2. Мероприятия по охране зеленого фонда городских и сельских поселений
2.3.2.1
Организация зеленых зон (парки, скверы, цветники, газоны)
Исполнительный комитет, городское и сельские поселения, предприятия, организации, учреждения
2014 - 2015 гг.
50
50
Местный бюджет
Улучшение условий жизнедеятельности населения
2.3.2.2
Благоустройство территорий, прилегающих к промышленным предприятиям и учреждениям, объектам малого и среднего бизнеса
Исполнительный комитет, городское и сельские поселения, предприятия, организации, учреждения
2014 - 2015 гг.
80
90
Собственные средства
Улучшение условий жизнедеятельности населения
2.3.2.3
Снос старовозрастных деревьев с компенсационной посадкой зеленых насаждений
Исполнительный комитет, городское и сельские поселения, предприятия, организации, учреждения
2014 - 2015 гг.
50
50
Собственные средства
Улучшение условий жизнедеятельности населения
2.3.3. Зеленое строительство и охрана растительного мира
2.3.3.1
Инвентаризация и паспортизация объектов зеленых насаждений в пределах санитарно-защитных зон жилых домов, зданий, объектов торгово-бытового обслуживания, учреждений образования, здравоохранения, культуры и иных объектов, осуществляющих свою деятельность на территории района
ГБУ "Биляр лес", ТСЖ
2014 - 2015
60
60
Собств. средства предприятий
Создание электронной базы данных, позволяющей вести учет зеленых насаждений
2.3.3.2
Посадка лесных культур в водоохранных зонах малых рек
ГБУ "Биляр лес", сельские поселения
2014 - 2015
150
150
Бюджет РТ, собств. средства предприятия
Сохранение водности малых рек
2.3.3.3
Посадка зеленых насаждений на территории санитарно-защитных зон в пределах п.г.т. Алексеевское, обустройство парков, скверов, зеленых зон
ООО "Жилстройсервис"
2014 - 2015
360
360
Местный бюджет
Снижение отрицательного воздействия автотранспорта и промышленных предприятий
3. Экологическое воспитание, образование и просвещение населения
3.1
Разработка и реализация подпрограмм непрерывного экологического воспитания, образования и просвещения детей и молодежи
Отдел образования Исполнительного комитета
2014 - 2015
20
20
Муниципальный бюджет
Развитие системы непрерывного экологического образования, повышение уровня гражданского самосознания и активности, экологической культуры детей и молодежи
3.2
Организация специализированных экологических лагерей школьников и экологических смен, отрядов в летних оздоровительных лагерях
Отдел образования, отдел по делам молодежи, спорту и туризму Исполнительного комитета
2014 - 2015
40
35
Бюджет РТ, муниц. бюджет, внебюджетные средства
Повышение уровня экологических знаний и воспитанности детей и молодежи
Руководитель Исполкома
Д.А.ГИЛЯЗОВ
------------------------------------------------------------------