По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 04.04.2014 N 7-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Г.Сидорова на нарушение его конституционных прав и свобод разделом 2 и абзацем пятнадцатым раздела 4 Муниципальной целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в г. Казани" на 2008 - 2015 годы, утвержденной решением Казанской городской Думы от 17 января 2008 года N 4-27"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2014 г. № 7-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
С.Г.СИДОРОВА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
РАЗДЕЛОМ 2 И АБЗАЦЕМ ПЯТНАДЦАТЫМ РАЗДЕЛА 4 МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА,
ПРИЗНАННОГО НЕПРИГОДНЫМ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ, В Г. КАЗАНИ"
НА 2008 - 2015 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННОЙ РЕШЕНИЕМ
КАЗАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ ОТ 17 ЯНВАРЯ 2008 ГОДА № 4-27

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи Л.В.Кузьминой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданина С.Г.Сидорова,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 15 января 2014 года обратился гражданин С.Г.Сидоров с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод разделом 2 и абзацем пятнадцатым раздела 4 Муниципальной целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в г. Казани" на 2008 - 2015 годы, утвержденной решением Казанской городской Думы от 17 января 2008 года № 4-27.
Как следует из жалобы и приложенных к ней копий документов, Постановлением главы администрации города Казани от 26 января 2000 года № 116 жилой дом, в одной из трех комнат которого проживает заявитель, был признан непригодным для постоянного проживания (ветхим). Жилая площадь его комнаты составляет 11,3 кв. метра. В двух других комнатах этого жилого дома проживают граждане, не являющиеся членами семьи заявителя.
Решением Вахитовского районного суда города Казани от 16 октября 2006 года на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани была возложена обязанность предоставить гражданину С.Г.Сидорову благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям. В Определении Вахитовского районного суда города Казани от 6 декабря 2007 года о разъяснении данного судебного решения указано, что заявителю должно быть предоставлено жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, то есть в виде отдельной комнаты жилой площадью не менее 11,3 кв. метра. Во исполнение указанного судебного решения Исполнительный комитет муниципального образования города Казани предлагал гражданину С.Г.Сидорову комнаты для проживания, от которых он отказался, полагая, что в случае переселения в любую из них его жилищные условия были бы значительно ухудшены.
Решением Казанской городской Думы от 17 января 2008 года № 4-27 была утверждена Муниципальная целевая программа "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в г. Казани" на 2008 - 2015 годы. Между тем, как отмечает заявитель, он на сегодняшний день не переселен в благоустроенное жилое помещение и в соответствии с этой программой.
Как указывает гражданин С.Г.Сидоров, из ответов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани на его обращения следует, что он не может быть переселен в благоустроенное жилое помещение по данной Муниципальной целевой программе, поскольку жилой дом, в котором он проживает, не является многоквартирным. Тем самым, по мнению заявителя, раздел 2 оспариваемой Муниципальной целевой программы содержит неопределенность в вопросе о том, распространяются ли предусмотренные в нем основные цели и задачи на жилые дома, признанные непригодными для проживания, не являющиеся многоквартирными.
Кроме этого, как отмечает гражданин С.Г.Сидоров, в ответах Исполнительного комитета муниципального образования города Казани указано, что переселить в благоустроенное жилье граждан, проживающих в ветхих жилых домах, полагаясь лишь на финансовые ресурсы муниципального образования города Казани, не представляется возможным и что данный вопрос может быть решен только при условии принятия в Республике Татарстан программы отселения таких граждан с конкретными объемами финансирования. В этой связи он считает, что раздел 2 оспариваемой Муниципальной целевой программы позволяет органам местного самоуправления муниципального образования города Казани не исполнять взятые на себя в рамках этой программы публично-правовые обязательства по переселению граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания.
Абзац пятнадцатый раздела 4 обжалуемой Муниципальной целевой программы предусматривает, что порядок предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в непригодных для проживания жилых помещениях, определяется очередностью ликвидации и/или реконструкции того или иного строения. Как указывает гражданин С.Г.Сидоров, в данной Муниципальной целевой программе не установлена такая очередность и в ней не содержится отсылка на какой-либо правовой акт, которым она определена. Тем самым абзац пятнадцатый раздела 4 оспариваемой Муниципальной целевой программы, по его мнению, допускает предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в непригодных для проживания жилых помещениях, в произвольном порядке.
На основании изложенного гражданин С.Г.Сидоров просит Конституционный суд Республики Татарстан признать раздел 2 и абзац пятнадцатый раздела 4 Муниципальной целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в г. Казани" на 2008 - 2015 годы, утвержденной решением Казанской городской Думы от 17 января 2008 года № 4-27, не соответствующими статьям 28 (части первая и вторая), 29 (часть первая), 55 и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. В соответствии с разделом 2 обжалуемой Муниципальной целевой программы ее основной целью является обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания. Данная норма также определяет основные задачи, решаемые в Муниципальной целевой программе, к которым относятся, в частности, подготовка условий и разработка механизма переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания; формирование финансовых и инвестиционных ресурсов в целях осуществления строительства благоустроенного жилья для переселения граждан из жилых помещений, непригодных для проживания; формирование жилищного фонда для переселения граждан из жилищного фонда, непригодного для проживания.
Из приложенных к жалобе копий документов, а также информации, полученной из Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, следует, что жилой дом, в котором проживает гражданин С.Г.Сидоров, вопреки его доводам, был включен в обжалуемую Муниципальную целевую программу. Однако ввиду отсутствия финансирования списки жилых домов, планируемых к расселению в соответствии с данной Муниципальной целевой программой, не были утверждены и отселение граждан, проживающих в ветхих жилых домах, не производилось. Это в равной степени относилось как к многоквартирным домам, так и к домам, не являющимся многоквартирными. При этом положения оспариваемой программы не применялись ни в отношении заявителя, ни в отношении других граждан, проживающих в аналогичных домах.
Указывая на невозможность переселения в соответствии с оспариваемой Муниципальной целевой программой в благоустроенные жилые помещения граждан, проживающих в непригодных для проживания жилых помещениях, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани ссылается не на ее нормы, а на отсутствие финансирования. Из содержания раздела 2 данной Муниципальной целевой программы также не следует, что органы местного самоуправления могут осуществить переселение таких граждан только в случае принятия в Республике Татарстан программы отселения граждан, проживающих в ветхих жилых домах, с конкретными объемами финансирования.
Тем самым требование заявителя о признании раздела 2 обжалуемой Муниципальной целевой программы не соответствующим Конституции Республики Татарстан сводится не к оценке содержания данной нормы, а к исследованию причин неисполнения органами местного самоуправления муниципального образования города Казани взятых на себя в рамках этой программы публично-правовых обязательств по переселению граждан, проживающих в жилых домах, признанных непригодными для проживания, то есть к исследованию фактических обстоятельств. Между тем разрешение данного вопроса не относится к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Сами по себе положения раздела 2 оспариваемой Муниципальной целевой программы имеют общий характер и не содержат каких-либо предписаний, касающихся обязательств органов местного самоуправления в конкретных правоотношениях по переселению в благоустроенное жилое помещение граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, а потому данная норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя.
Абзац пятнадцатый раздела 4 обжалуемой Муниципальной целевой программы устанавливает порядок предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в непригодных для проживания жилых помещениях. Между тем, поскольку переселение таких граждан в соответствии с указанной Муниципальной целевой программой не осуществлялось, конституционные права и свободы заявителя данной оспариваемой нормой не могли быть нарушены. Таким образом, жалоба в этой части не отвечает требованиям, установленным статьями 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", в связи с чем не является допустимой.
Проверка же законности и обоснованности судебных решений по делу гражданина С.Г.Сидорова, равно как и установление того, отвечали ли предложенные ему комнаты требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым при переселении из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственны.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 3, пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, частью первой статьи 73, статьями 100 и 101 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина С.Г.Сидорова на нарушение его конституционных прав и свобод разделом 2 и абзацем пятнадцатым раздела 4 Муниципальной целевой программы "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в г. Казани" на 2008 - 2015 годы, утвержденной решением Казанской городской Думы от 17 января 2008 года № 4-27, поскольку жалоба в соответствии с установленными требованиями не является допустимой, а разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданину С.Г.Сидорову, в Казанскую городскую Думу, а также в Исполнительный комитет муниципального образования города Казани.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".

Конституционный суд
Республики Татарстан


------------------------------------------------------------------