Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2014 по делу N А65-29374/2013 <О признании недействующим Постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 27.06.2013 N 3884 "Об организации пассажирских перевозок, осуществляющих автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2014 г. по делу № А65-29374/2013
Резолютивная часть решения объявлена 31 марта 2014 года
Полный текст решения изготовлен 07 апреля 2014 года
Арбитражный суд Республики Татарстан в составе председательствующего Мазитова А.Н., судей Гилялова И.Т., Иванова О.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Биктагировой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЧелныАвтоТранс+", г. Набережные Челны, Индивидуального предпринимателя Гариной Наталии Владимировны, г. Набережные Челны к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, о признании недействующим нормативный правового акта - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "г. Набережные Челны" от 27.06.2013 № 3884 "О проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования", как не соответствующего иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также не действующим в силу того, что при издании оспариваемого нормативного правового акта неверно был определен предмет конкурса - на конкурс был выставлен фактически не существующий, не обследованный и не утвержденный в установленном порядке маршрут,
при участии представителей сторон: согласно протоколу,
установил:
Индивидуальный предприниматель Гарина Наталья Владимировна, г. Набережные Челны, Общество с ограниченной ответственностью "ЧелныАвтоТранс+", г. Набережные Челны, (далее - заявители) обратились в арбитражный суд с заявлением к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан (далее - ответчик, Комитет) о признании недействующим нормативный правового акта - Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "г. Набережные Челны" от 27.06.2013 № 3884 "О проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования", как не соответствующего иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также не действующим в силу того, что при издании оспариваемого нормативного правового акта неверно был определен предмет конкурса - на конкурс был выставлен фактически не существующий, не обследованный и не утвержденный в установленном порядке маршрут.
Ответчик заявил ходатайства об объединении производства по делу с делом № А65-25174/2013 и о приостановлении производства по делу до рассмотрения апелляционной жалобы по делу № А65-26824/2013.
Между тем, предусмотренных статьями 130 и 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для объединения и приостановления производства по делу не имеется, поскольку по делу № А65-25174/20213 Арбитражным судом РТ вынесено решение, по делу № А65-26824/2013 Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом принято постановление.
Представитель заявителей поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Ответчик заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Как следует из материалов дела, Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны № 3884 от 27.06.2013 г. "О проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования" был объявлен открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования оспариваемое по автобусному регулярному муниципальному маршруту города Набережные Челны № 7. Оспариваемое постановление опубликовано в газете "Челнинские известия" № 55 от 19.07.2013 г.
Извещение о проведении конкурса опубликовано в газете "Челнинские известия" № 50 от 03.07.2013 г. и на официальном сайте муниципального образования город Набережные Челны www.nabchelny.ru 05.07.2013 г.
Заказчик вышеназванного открытого конкурса - Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны выставил в качестве предмета конкурса право на заключение договора на осуществление пассажирских перевозок транспортом общего пользования по автобусному регулярному муниципальному маршруту города Набережные Челны № 7 сроком действия 5 лет.
Согласно части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1.1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в арбитражный суд в установленном законом порядке.
Часть 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, рассмотрение настоящего дела отнесено законом к компетенции арбитражного суда.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Исполнительным комитетом муниципального образования г. Набережные Челны на конкурс был выставлен фактически не существующий, не обследованный и не утвержденный в установленном порядке маршрут.
Так, в приложении № 1 к Постановлению Исполнительного комитета г. Набережные Челны № 3884 от 27 июня 2013 года - конкурсной документации к конкурсу на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования, в разделе "Сведения о лотах" муниципальный маршрут № 7 описывается следующим образом - прямое направление: ост. Молокозавод - пр. Мусы Джалиля - пр. Набережночелнинский - пр. Мира - пр. Яшьлек - ул. Аделя Кутуя (разворот на кольце) - пр. Яшьлек - ост. Кузнечный завод; обратное направление: ост. Кузнечный завод - пр. Яшьлек - ул. Аделя Кутуя (разворот на кольце) - пр. Яшьлек - пр. Мира - пр. Набережночелнинский - пр. Мусы Джалиля - ост. Молокозавод общей протяженностью 42,7 км.
Между тем, в приложении к Постановлению Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны от 25.02.2010 года № 1179, которым были утверждены муниципальные автобусные маршруты города Набережные Челны, утвержден похожий по описанию, но в значительной степени отличающийся от выставленного на конкурс маршрута, муниципальный автобусный маршрут № 7, описанный как: "Остановочный пункт "Мясокомбинат" - ул. Магистральная - проспект им. Мусы Джалиля - проспект Набережночелнинский - проспект Мира - проспект Яшьлек - остановочный пункт "Завод двигателей".
Таким образом, в июне 2013 года на конкурс ответчиком был выставлен не действовавший и не существовавший на тот момент муниципальный автобусный маршрут № 7 г. Набережные Челны "Остановочный пункт "Мясокомбинат" - ул. Магистральная - проспект им. Мусы Джалиля - проспект Набережночелнинский - проспект Мира - проспект Яшьлек - остановочный пункт "Завод двигателей", а иной маршрут "Ост. Молокозавод - пр. Мусы Джалиля - пр. Набережночелнинский - пр. Мира - пр. Яшьлек - ул. Аделя Кутуя (разворот на кольце) - пр. Яшьлек - ост. Кузнечный завод; обратное направление: ост. Кузнечный завод - пр. Яшьлек - ул. Аделя Кутуя (разворот на кольце) - пр. Яшьлек - пр. Мира - пр. Набережночелнинский - пр. Мусы Джалиля - ост. Молокозавод", но под тем же номером 7.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, и создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
Таким образом, в силу указанных норм организация пассажирских перевозок в конкретном населенном пункте осуществляется органом местного самоуправления для удовлетворения общественной потребности.
Пассажирские перевозки населения и их организация не относятся к указанным в статье 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальным нуждам, а именно, обеспечиваемым за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребностям муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах.
Пассажирские перевозки (транспортное обслуживание) населения не являются также рынком услуг и не подпадают под действие Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку не затрагивают вопросы конкуренции (соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке) и иные вопросы функционирования товарных рынков.
На территории Республики Татарстан пассажирские перевозки населения и их организация регулируются специальным законом - Законом Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан".
Статья 10 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" предусматривает, что заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе:
- формирует и утверждает муниципальную маршрутную сеть;
- в установленном порядке принимает решения об открытии новых маршрутов, изменении или прекращении существующих маршрутов, информирует участников перевозок и контролирующие органы о сроках начала, изменения и прекращения регулярного движения на маршруте;
- утверждает паспорта маршрутов и расписание движения пассажирского транспорта по регулярным маршрутам;
- ведет реестр регулярных маршрутов и на его основе разрабатывает и утверждает схему маршрутной сети;
- публикует в средствах массовой информации перечень маршрутов пассажирского транспорта, расписание движения транспортного средства и иную информацию, необходимую потребителям транспортных услуг.
Статья 12 Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" также предусматривает, что открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством. Принятие решения об открытии новых маршрутов допускается после проведения на маршруте в установленном порядке предварительного обследования дорожных условий на предмет их соответствия требованиям безопасности движения.
В нарушение приведенных выше норм Закона Республики Татарстан орган местного самоуправления в оспариваемом нормативном правовом акте от 27.06.2013 г. объявил конкурс по измененному (новому) маршруту № 7 в отсутствие принятого решения об изменении или прекращении существующего муниципального автобусного маршрута № 7, без информирования участников перевозок и контролирующих органов о сроках начала, изменения и прекращения регулярного движения на этом маршруте, без утверждения паспорта измененного маршрута и расписание движения пассажирского транспорта по этому регулярному маршруту, без публикации в средствах массовой информации информации, необходимой потребителям транспортных услуг об изменении маршрута № 7, и в отсутствие предварительного обследования в установленном законом порядке дорожных условий на предмет их соответствия требованиям безопасности движения.
Таким образом, оспариваемое Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны от 27.06.2013 г., № 3884, в силу статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию не соответствующим закону и недействующим.
Руководствуясь статьями 130, 143, 170 - 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении ходатайств Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны об объединении производства по делу и о приостановлении производства по делу отказать.
Признать Постановление Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны от 27.06.2013 г., № 3884, не соответствующим Закону Республики Татарстан от 13.11.2006 № 70-ЗРТ "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" и не действующим полностью.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
А.Н.МАЗИТОВ
Судья
И.Т.ГИЛЯЛОВ
О.И.ИВАНОВ
------------------------------------------------------------------