По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Исполкома муниципального образования "Аксубаевский муниципальный район" от 30.06.2014 N 183 "Об утверждении Муниципальной программы "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Аксубаевском муниципальном районе Республики Татарстан на 2014 - 2016 гг."



ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ АКСУБАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2014 г. № 183

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "О РАЗВИТИИ
СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В АКСУБАЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НА 2014 - 2016 ГГ."

Руководствуясь Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации", Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 21.01.2010 № 7-ЗРТ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан", Уставом Аксубаевского муниципального района, Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную программу "О развитии субъектов малого и среднего предпринимательства в Аксубаевском муниципального районе Республики Татарстан на 2014 - 2016 годы" (прилагается)
2. Опубликовать настоящее Постановление на официальном сайте Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя руководителя Исполнительного комитета Аксубаевского муниципального района по управлению финансами и имуществом Р.М.Галиева.

Руководитель
Исполнительного комитета
А.Ф.ГОРБУНОВ





Утверждена
Постановлением
Исполнительного комитета
Аксубаевского муниципального района
Республики Татарстан
от 30 июня 2014 г. № 183

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В АКСУБАЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2014 - 2016 ГОДЫ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование Программы
Муниципальная программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Аксубаевском муниципальном районе на 2014 - 2016 годы (далее - Программа)
Основание для разработки Программы
Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации",
Закон Республики Татарстан от 21.01.2010 № 7-ЗРТ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан",
Устав Аксубаевского муниципального района
Заказчик Программы
Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района
Разработчик Программы
Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района
Цель Программы
Реализация потенциала экономически активного населения, увеличение благосостояния, уровня и качества населения района, а также решение задач социально-экономического развития Аксубаевского муниципального района
Задачи Программы
1. Вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
2. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. Развитие кадрового потенциала предпринимательства;
4. Содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности, а также создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности;
5. Содействие внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции;
6. Создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
7. Повышение качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, нормативно-правовое и консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
8. Усиление рыночных позиций субъектов предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международных рынках - информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
9. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в районе - создание доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, для создания промышленных площадок, промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров
Важнейшие целевые индикаторы и показатели программы:
1. Ежегодный прирост количества СМСП на уровне не менее 2,0% к предыдущему году;
2. Ежегодный прирост выручки СМСП на уровне не менее 3,0% к предыдущему году;
3. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте с целевым значением в 2015 году 10,9%;
4. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Аксубаевском муниципальном районе;
5. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций района;
6. Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике;
7. Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированном бюджете Аксубаевского муниципального района;
8. Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства
Сроки реализации Программы
2014 - 2016 годы
Исполнитель Программы
Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района
Соисполнители Программы
Субъекты малого и среднего предпринимательства, учреждения, организации, общественные объединения, целью деятельности которых является поддержка и развитие бизнеса
Объемы и источники финансирования Программы
Общий объем финансирования Программы составляет 23 550,8 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 14 977,8 тыс. руб.:
в 2014 году - 4992,6 тыс. рублей;
в 2015 году - 4992,6 тыс. рублей;
в 2016 году - 4992,6 тыс. рублей;
средства бюджета Республики Татарстан - 7 073 тыс. рублей:
в 2014 году - 2391 тыс. рублей;
в 2015 году - 2291 тыс. рублей;
в 2016 году - 2391 тыс. рублей;
За счет средств Фонда финансового развития Аксубаевского муниципального района 1500 тыс. руб.:
в 2014 году - 500 тыс. руб.;
в 2015 году - 500 тыс. руб.;
в 2016 году - 500 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (по цели и задачам
1. Доля продукции, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме валового регионального продукта по годам:
2014 г. - 10,7 процента,
2015 г. - 10,9 процента,
2016 г. - 11,1 процента.
2. Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в общей сумме доходов консолидированного бюджета по годам:
2014 г. - 11 процентов,
2015 г. - 11,5 процента,
2016 г. - 12 процентов.
3. Число субъектов малого и среднего предпринимательства:
2014 г. - 483,
2015 г. - 488,
2016 г. - 493.
5. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых (включая микропредприятия) и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий по годам:
2014 г. - 20,2 процента,
2015 г. - 20,5 процента,
2016 г. - 21 процент
Организация контроля за выполнением Программы
Совет депутатов Аксубаевского муниципального района
Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района

I. Общие положения

Настоящая программа определяет перечень мероприятий, направленных на развитие предпринимательства в Аксубаевском муниципальном районе.
Нормативной правовой базой для разработки программы является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Закон Республики Татарстан от 21.01.2010 № 7-ЗРТ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан", данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
В настоящей программе используются следующие понятия и термины:
малое и среднее предпринимательство - сектор экономики, определяемый деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства на рынке товаров, работ и услуг;
субъекты малого и среднего предпринимательства - внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - "индивидуальные предприниматели"), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцати пяти процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцати пяти процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений, указанных микропредприятий, малых предприятий или средних предприятий. Выручка от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;
малые инновационные предприятия (компании) - субъекты малого предпринимательства, осуществляющие инновационную деятельность;
бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая виды поддержки малому предпринимательству на ранней стадии его развития.

II. Анализ результатов выполнения предшествующей программы

1. Основные количественные результаты

Дальнейшее повышение благосостояния граждан, обеспечение устойчивого экономического развития района невозможно без активного развития предпринимательства.
Необходимо добиваться, чтобы субъекты малого предпринимательства больше занимались выпуском собственной продукции и оказанием услуг. Работа над существенным увеличением количества предпринимателей, занятых производством и переработкой продукции, должна быть одним из основных приоритетных направлений. В районе имеются все условия - земля, кадры, возможность получения кредитных ресурсов, сырье для дальнейшего развития малых производств, особенно сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих.
Число экономически активных субъектов малого бизнеса составило на начало 2014 года - 483 ед. Положительное влияние оказывает проведение в районе мероприятий по организации новых рабочих мест по типу самозанятости. В данном направлении в 2013 г. 9 человек открыли собственное дело.
Динамику изменения количества МСП можно проследить по Диаграмме 1.

Диаграмма 1. Динамика развития МСП



За 2010 - 2012 гг. наблюдается снижение количества экономически активных малых предприятий с 61 до 58 ед., средних предприятий - с 4 по 1, ИП - с 537 до 440 единиц.
Факторами снижения являются:
Общий объем товарооборота в 2013 году составил 1,503 млн руб. В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составляет 60%, непродовольственных - 40%. На одного жителя продано товаров на сумму 49,07 тыс. рублей.
Динамику изменения показателей по консолидированному обороту можно проследить на Диаграмме 2.

Диаграмма 2. Консолидированный оборот предприятий МСП,
тыс. руб.



Консолидированный оборот экономически активных малых предприятий уменьшился с 428 700 тыс. руб. до 405 462,5 тыс. руб., средних предприятий - н/д данных, ИП - по сравнению с 2010 г. уменьшился на 324 689 тыс. руб.

Диаграмма 3. Инвестиции в основной капитал, млн руб.



2. Структура и динамика МСП по видам деятельности

В экономике района одним из основных направлений было и остается сельскохозяйственное производство.
С ним связано экономическое и социальное положение 69,6% сельского населения района. В сельском хозяйстве занято более 24% работающего от общей численности трудоспособного населения.
Существенную роль в экономике района играет мелкотоварный сектор: крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства. Личные подсобные хозяйства района начинают ориентироваться не только на обеспечение личных нужд, но и на рынок. Сегодня от общего объема производства продукции сельского хозяйства в личном подворье производится 54% мяса, 46% молока, 100% яиц и овощей, 90% картофеля. Дальнейшее развитие подворья позволит решить в районе проблему занятости населения и будет способствовать увеличению доходов на селе. Вместе с тем производственный и социальный потенциал КФХ и личных подсобных хозяйств, малого предпринимательства на селе используется недостаточно эффективно. Они испытывают острый дефицит финансовых, в том числе заемных ресурсов, рыночной информации. Недостаточно учитываются интересы и потребности сельских жителей, особенно по закупке у них выращенной сельскохозяйственной продукции (из Программы СЭР).
В целом производственно-финансовую деятельность сельского хозяйства района за последние годы можно считать успешной.
В объеме отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг Аксубаевского района обрабатывающие производства составляют 2,7% и за 2010 год выпуск товаров составил 37651 тыс. руб.
Основными предприятиями района, выпускающие промышленную продукцию, являются: филиал ОАО "Вамин Татарстан - Аксубаевский маслозавод", ООО "Производственное предприятие", ГБУ "Аксубайлес".
В структуре промышленного производства преобладает производство продовольственных товаров. Основным предприятием по производству продтоваров является филиал ОАО "Вамин Татарстан - Аксубаевский маслозавод".
Тенденция роста объемов розничного товарооборота на территории района приобрела устойчивый характер и в период с 2009 года по 2010 год включительно объем розничного товарооборота вырос с 824 млн рублей до 882 млн рублей, или на 7%. По итогам 2010 года в республике наш район по розничному товарообороту на душу населения занимает 44 место (27393 рубля). Торговля и общественное питание, как отрасль, по-прежнему лидирует в сферах экономической деятельности. Наряду с преимущественным развитием в данном сегменте субъектов малого предпринимательства оно характеризуется продолжением преобразований, направленных на совершенствование организации торгового процесса.

Диаграмма 4. Структура и динамика МСП по видам деятельности



Как видно из Диаграммы 4, с 2010 - 2012 гг. положительной динамики среди предприятий МСП по видам деятельности не наблюдается. Произошел спад в отрасли сельского хозяйства с 19 предприятий в 2010 г. до 11 в 2012 г. Также спад наблюдается в строительстве с 13 до 7 предприятий с 2010 года по 2012 гг. соответственно. Не изменились показатели по здравоохранению - 1 п/п., гостиницам и ресторанам - 2 п/п., производство и распределение электроэнергии и газа - 1 п/п.

Диаграмма 5. Структура и динамика ИП по видам деятельности



Как показано на Диаграмме 5 "Структура и динамика ИП по видам деятельности", небольшая положительная тенденция с 2010 - 2012 гг. наблюдается среди предприятий, занимающихся финансовой деятельностью, - 2 предприятия в 2010 г., 3 предприятия в 2012 г., строительством - 7 и 9 соответственно в 2010 и 2012 гг.
Что касается отрасли сельского хозяйства, то спад произошел с 308 п/п в 2010 г. до 88 предприятий в 2012 году, обрабатывающее производство с 37 до 23 предприятий, оптовая и розничная торговля с 306 до 262 предприятий.
Неизменной осталась структура в отраслях здравоохранения и предоставления социальных услуг - 2 предприятия в 2010 и 2012 гг., гостиницы и рестораны - также по 2 предприятия в 2010 и 2012 гг.
Торговая деятельность индивидуальными предпринимателями осуществляется в личных магазинах. Всего на территории муниципального района функционируют 256 единиц объекта торговли, в том числе в п.г.т. Аксубаево - 108. Обеспеченность населения района торговыми площадями в расчете на 1000 жителей составляет - 412,5 кв. м.
Меняется облик имеющихся предприятий торговли: обновляется оборудование, большое внимание уделяется эстетическому оформлению вывесок. Индивидуальные предприниматели все больше расширяют ассортимент реализуемых товаров.
Основная часть магазинов в районе реализует смешанный ассортимент товаров.
Также имеются и специализированные магазины, специализирующиеся на продаже мяса, продукции мясопереработки; продаже запасных частей к автомашинам; продаже строительных и отделочных материалов.
Число частных магазинов ежегодно увеличивается и к 2015 планируется довести обеспеченность населения торговыми площадями на 1000 жителей до 450 кв. м. Увеличение количества вновь открывающихся магазинов свидетельствует о том, что отрасль развивается
На территории района открылись следующие торговые объекты:
- торговый объект "Эльдорадо", общей площадью 1200 кв. м., с расположенными в нем торговыми павильонами;
- магазин торговой марки "Пятерочка +", площадью свыше 600 кв. м,
- магазин "Строймастер" в п.г.т. Аксубаево, площадью свыше 100 кв. м,
- торговый объект "Интерьер", площадью 300 кв. м,
- торговый комплекс "АК-СУ", площадью 400 кв. м.
В целях повышения качества оказания муниципальных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, создания благоприятных условий для дальнейшего развития малого бизнеса активно ведется нормативно-правовое и консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства, в части формирования пакета документов для участия в программах поддержки.
Программы поддержки. В районе успешно реализуются все федеральные и республиканские программы, направленные на поддержку СМБП: "Поддержка начинающих фермеров в РТ на 2012 - 2014 г.", Программа "Лизинг-грант" "Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ в РТ на 2012 - 2014 гг.", "Поддержка развития семейных ферм", "Предоставление субсидируемых кредитов", реализация иных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства.
В 2013 году четыре субъекта малого предпринимательства получили субсидии по программе "Лизинг-грант 2013", средства пошли на приобретение оборудования по розливу минеральной воды, на приобретение техники и транспорта. Общая сумма субсидии - 2651,6 тыс. руб.
По программе "Поддержка начинающих фермеров в РТ на 2012 - 2014 гг.": приняли участие - 5 фермеров, выиграли - 3; всего из бюджетов всех уровней сумма поддержки составила - 4542 тыс. руб., в том числе из районного бюджета - около 400 тыс. руб.
В районе насчитывается 43 крестьянско-фермерских хозяйства, из них 21 семейная ферма. Благодаря федеральным и республиканским программам поддержки малых форм собственности, в нашем районе количество КФХ за год увеличилось на 5 ед. или на 123% по сравнению с 2012 годом.
В 2013 году введено в эксплуатацию пять семейных ферм.

Приоритетные направления развития МСП (добавить):

В районе большое внимание уделяется развитию сельского хозяйства. Современное использование земель достаточно интенсивное. Вся площадь, занятая сельскохозяйственными угодьями, составляет 104,7 тыс. га. Бонитет почв достаточно высокий и колеблется от 72 до 85,2 баллов.
Уверенно в последние годы увеличивается количество семейных ферм, что способствует сохранению и развитию депрессивных населенных пунктов, формированию среднего класса на селе.
Важным направлением развития промышленного производства может стать развитие пищевой промышленности, которая должна идти в комплексе с сельскохозяйственным производством. Имеется возможность производства экологически чистой сельхозпродукции. Действительно, основу экономики района составляет сельскохозяйственное производство.
Хочется обратить особое внимание на имеющиеся месторождения песчаников, глины, торфа, мергелей, известняка, нефти, битума. Перспективным производством в районе может стать запуск завода по выпуску керамического кирпича. Имеющиеся месторождения обладают всеми необходимыми качествами.
Аксубаевский край славится своими родниками. В районе насчитывается более 70 природных родников. В течение последних пяти лет было благоустроено более 40. В границах района размещено одно месторождение пресных подземных вод "Аксубаевское". В настоящее время, месторождение относится к нераспределенному фонду недр.

3. Проблемы/Факторы, сдерживающие развитие МСП

Как мы видим, малый бизнес в районе расширяет свою деятельность, однако уровень развития малого предпринимательства все еще недостаточен.
За последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не менялась. Непроизводственная деятельность (прежде всего торговля) остается более привлекательной, чем производственная. Одной из важнейших целей данной программы является содействие развитию СМБП в приоритетных отраслях экономики района: промышленность-производство товаров народного потребления, пищевая (молочная, мясная), перерабатывающая, услуги.
Поэтому нам необходимо увеличить количество малых предприятий в производственной деятельности, увеличить количество фермерских хозяйств и улучшить эффективность их работы, в т.ч. за счет переработки сельскохозяйственной продукции, для чего со стороны руководства района и в дальнейшем будет оказываться всестороннее содействие в развитии малого бизнеса на территории нашего района.

Факторы сдерживания развития МСП
Внешние
Внутренние
1) ограниченный доступ СМСП к финансовым ресурсам
1) недостаточно структурированный анализ малого бизнеса по видам деятельности
2) отсутствующая, недостаточная или неудобная к использованию (недоступная, неструктурированная, с усложненной процедурой получения) информация о рынках сбыта, новых технологиях и новых продуктах, потенциальных партнерах (клиентах, поставщиках), новых возможностях
2) программа развития ориентируется в большей степени на республиканские формы поддержки без использования внутренних инструментов и механизмов
3) монополизация отраслей (в частности, торговли, энергетики)
3) отсутствие мероприятий по формированию делового климата
4) высокие и неограниченные на рост тарифы на энергетические ресурсы (ГСМ, электроэнергия и получение дополнительных мощностей)
4) бездействие общественного совета предпринимателей района, а также его отстраненность от управления развития предпринимательства
5) рост налоговых ставок
5) отсутствие отраслевых приоритетов по развитию малого и среднего бизнеса в муниципальном районе

Следствия:
недостаточный рост доли занятости населения в сфере малого и среднего предпринимательства;
недостаточное развитие сферы производства на территории района;
недостаточный уровень юридических (экономических) знаний СМП;
нестабильная экономическая ситуация, не располагающая к старту инвестиционных проектов.
Решение обозначенных проблем требует совершенствования существующих механизмов поддержки малых предприятий, в том числе инновационно-активных. Наиболее эффективным является предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства различного рода субсидий на погашение издержек, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, предоставление грантов для начинающих субъектов предпринимательства. Мероприятия по поддержке молодежного предпринимательства необходимы для вовлечения молодых людей в возрасте до 30 лет в предпринимательскую деятельность.
Необходимо уделить внимание популяризации идеи предпринимательства среди не только экономически активного населения, но и среди молодежи, начиная с школьного возраста, привлекая к этому школы и средние специальное заведения.
В целях дальнейшего стимулирования малого и среднего предпринимательства в районе, формирования региональной инновационной системы и условий для активизации инновационной деятельности необходима реализация мероприятий, направленных на оказание субъектам малого и среднего предпринимательства государственной поддержки.

4. Рыночные позиции МСП МР

Число экономически активных субъектов малого бизнеса составило на начало 2014 года - 483 ед. Положительное влияние оказывает проведение в районе мероприятий по организации новых рабочих мест по типу самозанятости. В данном направлении в 2013 г. 9 человек открыли собственное дело.
Торговая деятельность индивидуальными предпринимателями осуществляется в личных магазинах. Всего на территории муниципального района функционируют 256 единиц объектов торговли, в том числе в п.г.т. Аксубаево - 108. Обеспеченность населения района торговыми площадями в расчете на 1000 жителей составляет - 412,5 кв. м.
Меняется облик имеющихся предприятий торговли: обновляется оборудование, большое внимание уделяется эстетическому оформлению вывесок. Индивидуальные предприниматели все больше расширяют ассортимент реализуемых товаров.
Основная часть магазинов в районе реализует смешанный ассортимент товаров.
Также имеются и специализированные магазины, специализирующиеся на продаже мяса, продукции мясопереработки; продаже запасных частей к автомашинам; продаже строительных и отделочных материалов.

5. Роль МСП в экономике и социальной жизни МР

В Аксубаевском муниципальном районе за 2013 год инвестирования в основной капитал (без бюджетных средств) составили 242424 тыс. руб.
Отгружено товаров собственного производства по чистым видам экономической деятельности на душу населения, январь - март 2014 года - 54,60 тыс. руб.
Отгружено товаров собственного производства по чистым видам экономической деятельности, январь - март 2014 - 1 672 378 тыс. руб.
Валовая продукция сельского хозяйства на душу населения за 2013 год составила 35,95 тыс. рублей.
Валовая продукция сельского хозяйства за 2013 год (оценка по сельхоз. организациям) - 1 116 252 тыс. рублей.

Увеличение доли налоговых поступлений от СМП в собственных
доходах бюджета района с 6,6% до 11%:

на 01.01.2007
на 01.01.2008
на 01.01.2009
на 01.01.10
на 01.01.2011
6,6
12,3
12,8
10,1
11

В экономике района одним из основных направлений было и остается сельскохозяйственное производство.
С ним связано экономическое и социальное положение 69,6% сельского населения района. В сельском хозяйстве занято более 24% работающего от общей численности трудоспособного населения.

6. Воздействие государственной поддержки на развитие МСП

Благодаря федеральным и республиканским программам поддержки малых форм собственности, в нашем районе количество КФХ в 2013 году увеличилось на 5 ед. по сравнению с 2012 годом. По программе "Поддержка начинающих фермеров в РТ на 2012 - 2014 гг.": приняли участие - 5 фермеров, выиграли - 3; всего из бюджетов всех уровней сумма поддержки составила - 4542 тыс. руб., в том числе из районного бюджета - около 400 тыс. руб.
4 представителя малого бизнеса приняли участие в программе поддержки "Лизинг-грант" (общая сумма - 2651,6 тыс. руб.):
- Приобретено оборудование по розливу минеральной воды (1 млн. руб.);
- Автомашина КАМАЗ с манипулятором (963 тыс. руб.);
- Трактор МТЗ - 82 (461 тыс. руб.);
- Автофургон по перевозке пищевых продуктов (227,6 тыс. руб.).
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства является важным направлением социально-экономической политики государства. Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

III. Цель и задачи программы

Целью программы является создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и повышение их роли в решении задач социально-экономического развития Аксубаевского муниципального района.
Задачи программы:
1. Вовлечение экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
2. Повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
3. Развитие кадрового потенциала предпринимательства;
4. Содействие технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности, а также создание условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности;
5. Содействие внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции;
6. Создание новых форм и развитие имеющейся инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
7. Повышение качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, нормативно-правовое и консультационное обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства;
8. Усиление рыночных позиций субъектов предпринимательства на внутрирегиональном, межрегиональном и международных рынках - информационная и консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инфраструктуры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;
9. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в районе - создание доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, для создания промышленных площадок, промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров).

IV. Программные мероприятия

Система программных мероприятий на 2014 - 2016 годы представляет собой действия, ориентированные на информационно-методическую, организационную и финансовую поддержку малого и среднего предпринимательства, мероприятия по развитию и обеспечению функционирования инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
В рамках совершенствования механизмов финансово-кредитной и имущественной поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрены наиболее востребованные в последние годы инструменты финансовой помощи: субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам, поручительства гарантийного фонда, гранты для открытия собственного бизнеса начинающим предпринимателям. Существуют и новые формы финансовой поддержки: возмещение части затрат, связанных с разработкой новых продуктов, патентованием, приобретением оборудования и новых технологий, в том числе по лизингу, компенсация затрат, направленных на энергосбережение, включая затраты на покупку и внедрение инноваций.
Обозначенный комплекс мер поддержки ориентирован в основном на субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие деятельность в сфере материального производства.
Подробный перечень программных мероприятий, соответствующий целям и задачам Районной целевой программы "О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства" на 2014 - 2016 годы приведен в приложении 1.

V. Ресурсное обеспечение Программы

Для достижения цели и решения задач, определенных настоящей программой, для осуществления государственной политики по оказанию поддержки малого и среднего предпринимательства необходимы средства республиканского и федерального бюджетов.
Общий объем финансирования Программы составляет 23 550,8 тыс. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 14 977,8 тыс. руб.:
в 2014 году - 4992,6 тыс. рублей;
в 2015 году - 4992,6 тыс. рублей;
в 2016 году - 4992,6 тыс. рублей;
средства бюджета Республики Татарстан - 7 073 тыс. рублей:
в 2014 году - 2391 тыс. рублей;
в 2015 году - 2291 тыс. рублей;
в 2016 году - 2391 тыс. рублей;
За счет средств Фонда финансового развития Аксубаевского муниципального района 1500 тыс. руб.:
в 2014 году - 500 тыс. руб.;
в 2015 году - 500 тыс. руб.;
в 2016 году - 500 тыс. руб.
Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
Сводные финансовые затраты на реализацию программы с распределением по годам и источникам финансирования приведены в приложении 2.

VI. Оценка эффективности реализации программы

Эффективность реализации программы характеризуется следующими показателями:
1. Ежегодный прирост количества СМСП на уровне не менее 2,0% к предыдущему году;
2. Ежегодный прирост выручки СМСП на уровне не менее 3% к предыдущему году;
3. Доля малого и среднего предпринимательства в валовом региональном продукте с целевым значением в 2015 году 10,9%;
4. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в Аксубаевском муниципальном районе;
5. Доля среднесписочной численности работников (без внешних с совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций района;
6. Удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике;
7. Объем налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в консолидированном бюджете Аксубаевского муниципального района;
8. Количество вновь зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для расчета основных индикаторов и показателей эффективности реализации программы используются данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, сведения администрации муниципального района.
Динамика важнейших целевых индикаторов и показателей эффективности реализации районной целевой программы приведены в приложении 3.

VII. Система управления реализацией программы

Межведомственную координацию деятельности, текущее управление реализацией программы, мониторинг программных мероприятий и оценку реализации программы проводит основной разработчик программы - Исполнительный комитет Аксубаевского муниципального района


Приложение 1
к Муниципальной целевой
программе "Развитие субъектов
малого и среднего
предпринимательства
в Аксубаевском муниципальном
районе на 2014 - 2016 годы"

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
АКСУБАЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2014-2016 ГОДЫ"

№ п/п
Наименование мероприятий
Результативность выполнения мероприятий
Срок исполнения
Исполнители
1. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления в вопросах развития малого и среднего предпринимательства
1.1.
Ведение базы данных о субъектах малого и среднего предпринимательства Аксубаевского муниципального района, включая анализ экономического и налогового потенциала их деятельности
Повышение информированности о роли предпринимательства в социально-экономическом развитии Аксубаевского муниципального района
2014 - 2016 гг.
Отдел экономики
1.2.
Участие органов местного самоуправления Аксубаевского муниципального района в подготовке поправок к нормативно-правовым актам
Повышение эффективности развития малого и среднего предпринимательства
по мере необходимости
Совет Аксубаевского муниципального района

1.4.
Организация взаимодействия всех исполнителей Программы с администрациями городских и сельских поселений Аксубаевского муниципального района в целях улучшения предпринимательского климата, развития малого и среднего предпринимательства, реализации мероприятий настоящей Программы на территориях городских и сельских поселений Аксубаевского муниципального района
Расширение сети предоставляемых услуг населению, увеличение налогооблагаемой базы городских и сельских поселений Аксубаевского муниципального района, развитие приоритетных направлений экономики
2014 - 2016 гг.
Отдел экономики
1.5
Оказание поддержки начинающим субъектам предпринимательства
Консультационная и практическая помощь в подготовке документации и расчете показателей для участия субъекта малого предпринимательства в программах поддержки, в решении вопросов, связанных с осуществлением деятельности
По мере необходимости
Отдел экономики
2. Повышение доступности финансовых ресурсов в секторе малого и среднего предпринимательства
2.1
Решение проблемы доступности и дороговизны финансовых ресурсов для представителей сектора малого и среднего предпринимательства
Развитие системы микрофинансирования:
повышение эффективности действующего механизма предоставления гарантий под кредиты, привлекаемые субъектами предпринимательства;
разработка и реализация эффективных мероприятий, направленных на субсидирование процентов по кредитам, привлекаемым субъектами предпринимательства,
вовлечение коммерческих банков в реализацию мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства (особых условий кредитования при условии получения господдержки, отсрочка платежей, и т.д.)
Постоянно
Отдел экономики, совместно с коммерческими банками, находящимися на территории района
2.2
Поддержка начинающих СМП путем предоставления целевых грантов
Развитие конкурентоспособности, увеличение налогооблагаемой базы
постоянно
Отдел экономики
2.3
Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства в получении финансово-кредитных средств по целевым программам
Поддержка малого и среднего предпринимательства, направленная на содействие развитию приоритетных видов деятельности
постоянно
Отдел экономики, управление сельского хозяйства и продовольствия
3. Популяризация предпринимательства и пропаганда его социальной значимости
3.1.
Активная пропаганда предпринимательства через местные СМИ, популяризация предпринимательства, посредством обучения молодежи основам предпринимательской деятельности
Стимулирование малого и среднего предпринимательства на территории Аксубаевского муниципального района, вовлечение молодежи в предпринимательские структуры, выявление лидеров
постоянно
Отдел экономики, представитель Департамента поддержки предпринимательства, отдел образования
3.2.
Содействие субъектам малого и среднего предпринимательства, помощь в подготовке документов для участия в районном конкурсе "Предприниматель года"
ежегодно
Отдел экономики
3.3.
Содействие проведению ежегодного районного праздника "День предпринимателя" на территории Аксубаевского муниципального района
Поднятие престижа предпринимательской деятельности на территории Аксубаевского муниципального района
ежегодно
Отдел экономики совместно с Советом предпринимателей района
3.4.
Развитие выставочно-ярмарочной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, продукции местных товаропроизводителей
Продвижение продукции, товаров, работ и услуг на внутрирайонном, уровне, развитие деловых контактов, привлечение инвесторов
ежегодно
Отдел экономики
3.5.
Подготовка информационных материалов об опыте деятельности лучших субъектов малого предпринимательства Аксубаевского муниципального района для освещения его в средствах массовой информации
Распространение опыта успешно работающих субъектов малого предпринимательства; формирование положительного имиджа малого предпринимательства
постоянно
Отдел экономики совместно со структурными подразделениями и отраслевыми (функциональными) органами администрации Аксубаевского муниципального района
3.6
Развитие социального предпринимательства (отдельные категории граждан)
Стимулирование развития предпринимательства среди отдельных категорий граждан (женщин - предпринимателей, и т.д.)
ежегодно
Отдел экономики
3.7
Организация и проведение районного конкурса среди молодежи по основам предпринимательской деятельности
Совершенствование форм и методов обучения молодежи основам предпринимательской деятельности, повышение правовой культуры молодежи
ежегодно
Отдел образования, отдел по делам молодежи и спорту
4. Создание, развитие и повышение эффективности деятельности инфраструктуры малого и среднего предпринимательства
4.1.
Корректировка перечня муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Развитие малого и среднего предпринимательства на территории района, сокращение издержек субъектами малого и среднего предпринимательства, доступность к получению имущественной поддержки
по мере необходимости
ПИЗО
4.2.
Обеспечение реализации права субъектов малого и среднего предпринимательства на продление договоров аренды, заключенных до 1 июля 2008 года, без проведения торгов
Повышение налогооблагаемой базы, обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства производственными и офисными помещениями
2014 - 2016 гг.
ПИЗО.
4.3.
Применение льготного порядка расчета арендной платы для предоставления муниципальных нежилых помещений в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, занимающихся приоритетными видами деятельности на территории Аксубаевского муниципального района
Содействие развитию приоритетных видов деятельности на территории Аксубаевского муниципального района, создание новых и дополнительных рабочих мест
по мере необходимости
ПИЗО
4.4.
Оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в виде передачи во владение и (или) в пользование:
- нежилых помещений, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях;
- земельных участков, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях;
- зданий, строений, сооружений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях
Поддержка малого и среднего предпринимательства, направленная на содействие развитию приоритетных видов деятельности
2014 - 2016 гг.
ПИЗО
4.5.
Обеспечение свободного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к информации о свободных помещениях муниципальной собственности, предлагаемых к сдаче в аренду и на продажу
Обеспечение информированности субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие созданию новых бизнесов, повышение налогооблагаемой базы
2014 - 2016 гг.
ПИЗО
4.6.
Оказание муниципальной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства путем сохранения ставок арендной платы на 2014 год
Снижение расходов на основную деятельность, повышение устойчивости деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
2014 г.
ПИЗО
5. Развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства
5.1.
Подготовить муниципальную программу для повышения квалификации, подготовки, переподготовки кадров в целях обеспечения субъектов малого предпринимательства
Разработка и внедрение эффективного мероприятия, стимулирующего предпринимателей повышать квалификацию своих специалистов по ключевым и востребованным областям знаний
2014 - 2016 гг.
Отдел экономики, центр занятости
5.2.
Организация выездных мероприятий субъектов малого предпринимательства по обмену опытом в другие районы, регионы
Изучение и применение на практике имеющихся инновационных технологий, повышение квалификации посредством визуального общения с предпринимателями, имеющими аналогичные производства
В течение года
Отдел экономики
6. Стимулирование инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства
6.1.
Формирование благоприятных условий для создания малых инновационных компаний в приоритетных отраслях экономики, а также стимулирование действующих субъектов малого и среднего предпринимательства на внедрение инновационных технологий и технологическую модернизацию производства
Реализация мероприятий по субсидированию затрат, связанных с инновационной деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства
В течение года
Отдел экономики
6.2.
Проведение совещаний, "Круглых столов", конференций по проблемным вопросам, препятствующим развитию предпринимательства на территории Аксубаевского муниципального района
Выявление проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, и выработка мер по их устранению
2014 - 2016 гг.
Отдел экономики
7. Совершенствование информационной поддержки
7.1.
Содействие проведению семинаров как на территории Аксубаевского муниципального района, так и на территории других районов, по вопросам организации работы, ведения бизнеса, обмена опытом
Развитие общедоступной системы обучения и повышения квалификации специалистов малого предпринимательства и муниципальных служащих, занимающихся вопросами поддержки малого и среднего предпринимательства
постоянно
Отдел экономики
7.2.
Совершенствование и развитие на официальном сайте Аксубаевского муниципального района раздела "Предпринимательство в районе"
Обеспечение субъектов малого и среднего предпринимательства информацией о развитии предпринимательства в Аксубаевском муниципальном районе, о реализации программ развития предпринимательства, о финансово-экономическом состоянии малого и среднего предпринимательства, об организациях образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
постоянно
Отдел экономики
7.3.
Обеспечить равные условия конкуренции на местном рынке для всех субъектов МСП
Периодическое обсуждение состояния конкуренции в различных сферах деятельности, фактов ограничений при создании новых предприятий

Отдел экономики
Совет предпринимателей
8. Определение и поддержка развития приоритетных видов деятельности
8.1.
Определение приоритетных видов деятельности на территории Аксубаевского муниципального района для субъектов малого и среднего предпринимательства
Расширение сети предоставляемых услуг, увеличение налогооблагаемой базы, развитие конкурентоспособности
2014 г.
Отдел экономики
8.2.
Содействие безработным гражданам в организации самозанятости, путем регистрации предпринимательства
Сокращение числа безработных, повышение самозанятости, развитие предпринимательства
2014 - 2016 гг.
Центр занятости
9. Формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
9.1.
Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства
Повышение качества реализации мероприятий
2014 г.
Отдел по инфраструктурному развитию
9.2.
Привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд
Расширение взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимательскими структурами, содействие продвижению малого и среднего бизнеса на рынке услуг
2014 - 2016 гг.
Отдел экономики
10. Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в районе
10.1.
Утверждение Долгосрочной программы развития инвестиционной деятельности на территории муниципального образования
Поэтапное достижение цели развития инвестиционной политики в районе на перспективу (5 лет)
30.05.2014
Отдел экономики
10.2.
Разработка и публикация инвестиционного паспорта муниципального образования
Привлечение со стороны крупных инвесторов
Ежегодное обновление
Отдел экономики
10.3.
Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов, для создания промышленных площадок, промышленных парков, технологических парков, бизнес-центров

Постоянно
Отдел инфраструктурного развития, отдел экономики


Приложение 2
к Муниципальной целевой
программе "Развитие субъектов
малого и среднего
предпринимательства
в Аксубаевском муниципальном
районе на 2014 - 2016 годы"

СВОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ЗАТРАТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АКСУБАЕВСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
НА 2014 - 2016 ГОДЫ"

NN
Источники и направления расходов
Финансовые затраты (тыс. руб.)
примечание
всего
В том числе по годам
2014
2015
2016

1
Всего финансовых затрат
23550,8
7883,6
7783,6
7883,6


В том числе






Федеральный бюджет
14977,8
4992,6
4992,6
4992,6


Республиканский бюджет
7073
2391
2291
2391


Внебюджетные средства
1500
500
500
500



Приложение 3
к Муниципальной целевой
программе "Развитие субъектов
малого и среднего
предпринимательства
в Аксубаевском муниципальном
районе на 2014 - 2016 годы"

ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И
СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА АКСУБАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН В 2011 - 2013 ГОДАХ

NN
индикаторы
Един. измерен.
Годы
2013
2014
2015
2016
1
Всего экономически активных
ед.
519
533
549
567
2
Всего экономически активных к соответствующему периоду прошлого года
%
71
103
103
103
3
Малые предприятия
ед.
67
70
74
78
4
Малых предприятий к соответствующему периоду прошлого года
%
68
104
105
105
5
Фермерских хозяйств
ед.
43
48
55
65
6
Фермерские хозяйства к соответствующему периоду прошлого года
%
126
112
114
118
7
Индивидуальных предпринимателей
ед.
409
415
420
424
8
Индивидуальных предпринимателей к соответствующему периоду прошлого года
%
73
101
101
101
9
Оборот малых предприятий
млн руб.
236,6
250,8
265,8
281,7
10
Оборот малых к соответствующему периоду прошлого года
%
119,5
106
106
106
11
Доля субъектов малого предпринимательства в валовом территориальном продукте
%
10,4
15
20
27
12
Средняя численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий
чел.
460
474
489
506
13
Средняя численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий к соответствующему периоду прошлого года
%
101
103
103
103
14
Среднемесячная заработная плата, к соответствующему периоду прошлого года
%
105
108
111
114
15
Поступление налоговых и неналоговых платежей в местный бюджет
тыс. руб.
23364
24766
25251
26500


------------------------------------------------------------------