По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Исполкома муниципального образования "Елабужский муниципальный район" от 16.07.2014 N 791 "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Елабужском муниципальном районе на период до 2018 года"



ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ ЕЛАБУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июля 2014 г. № 791

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ В ЕЛАБУЖСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В целях повышения эффективности управления общественными муниципальными финансами в Елабужском муниципальном районе на период до 2018 года ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами в Елабужском муниципальном районе на период до 2018 года.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления и муниципальным учреждениям Елабужского муниципального района руководствоваться положениями Программы, указанной в пункте 1 настоящего Постановления, при реализации муниципальных программ Елабужского муниципального района.
3. Организационно-правовому отделу Исполнительного комитета Елабужского муниципального района обеспечить размещение настоящего Постановления на официальном сайте Елабужского муниципального района.
3. Действие настоящего Постановления распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 года.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на первого заместителя руководителя Исполнительного комитета Елабужского муниципального района.

Руководитель
Р.Н.АЮПОВ





Утверждена
Постановлением
Исполнительного комитета
Елабужского района
от 16 июля 2014 г. № 791

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
В ЕЛАБУЖСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Паспорт Программы

Наименование Программы
Муниципальная программа "Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами в Елабужском муниципальном районе на период до 2018 года"
Основания для разработки Программы
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р "Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Послания Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации, Республики Татарстан
Заказчик и координатор Программы
Исполнительный комитет Елабужского муниципального района
Основные разработчики Программы
Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района
Цель Программы
Создание условий для повышения эффективности управления финансами органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями
Задачи Программы
- разработка и реализация бюджетной стратегии Елабужского муниципального района;
- поддержание безопасного уровня и структуры муниципального долга Елабужского муниципального района;
- модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
- повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
- обеспечение мониторинга и контроля результатов деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, повышение качества финансового менеджмента;
- обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд;
- развитие государственно-частного партнерства
Срок реализации Программы
2014 - 2018 годы
Перечень разделов Программы
1. Общая характеристика сферы реализации Программы;
2. Цель, задачи и условия реализации Программы;
3. Сроки и этапы реализации Программы;
4. Управление реализацией Программы;
5. Методика оценки эффективности Программы
Объемы и источники финансирования Программы
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства местного бюджета.
Общий объем финансирования Программы в 2014 - 2018 годах составит 500,00 тыс. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 100,00 тыс. рублей;
2015 год - 100,00 тыс. рублей;
2016 год - 100,00 тыс. рублей;
2017 год - 100,00 тыс. рублей;
2018 год - 100,00 тыс. рублей
Система организации контроля за исполнением Программы
Формы и методы организации контроля за исполнением Программы определяются Исполнительным комитетом Елабужского муниципального района в рамках его компетенции
Основные результаты реализации Программы
Эффективность Программы оценивается по степени достижения установленных задач и в соответствии с методикой, установленной настоящей Программой

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами в Елабужском муниципальном районе на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, посланиями Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан, Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Елабужского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов и определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления в указанной сфере.

1. Общая характеристика сферы реализации Программы

Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы и достижения других стратегических целей социально-экономического развития Елабужского муниципального района.
Цель Программы - обеспечение устойчивости финансовой системы Елабужского муниципального района как основы ее динамичного социально-экономического развития. В качестве целевых показателей настоящей Программы определены:
величина муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Елабужского муниципального района;
дефицит бюджета;
обеспеченность в полном объеме расходных полномочий в рамках муниципальных гарантий.
Стратегические цели и задачи социально-экономического развития требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления муниципальными финансами на качественно новый уровень.
В настоящее время в Елабужском муниципальном районе в сфере управления муниципальными финансами сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
- в структуре бюджета Елабужского муниципального района отсутствует раздел "бюджет развития";
- отсутствует целостная система стратегического планирования, муниципальные программы не представляют единого комплекса программ и проектов, взаимосвязанных по срокам, целям, задачам, результатам;
- отсутствуют нормативные принципы формирования бюджета нетиповых муниципальных учреждений;
- требуют развития и скоординированности процесс программирования и бюджетный процесс;
- не завершен процесс оптимизации бюджетных учреждений, их функционала и численности работающих;
- недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
- недостаточная самостоятельность и ответственность местных органов власти при осуществлении своих расходных и бюджетных полномочий.
Для достижения сформулированной цели с учетом перечисленных проблем требуется решение следующих задач:
- реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
- повысить эффективность интеграции процессов социально-экономического программирования на муниципальном уровне с бюджетным процессом на всех его этапах.
Обеспечение сбалансированности бюджета Елабужского муниципального района в долгосрочном периоде является одной из основных задач бюджетной политики Елабужского муниципального района. В настоящей Программе под сбалансированностью понимается соответствие расходных обязательств доходам бюджета. Основным критерием оценки сбалансированности бюджета является его устойчивость, то есть способность выполнять поставленные Программой социально-экономического развития района задачи в условиях возможных негативных процессов в экономической системе района.
Для повышения устойчивости бюджета федеральным и республиканским законодательствами предусмотрен ряд ограничений (условий). Так, в Бюджетном кодексе Российской Федерации введены ограничения на размер дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (статья 92.1), а также на размер государственного (муниципального) долга (статья 107) и объем расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга (статья 111). В Бюджетном кодексе Республики Татарстан аналогичные ограничения установлены статьями 24, 31 и 33. В целом сложившееся в данной сфере правовое регулирование и методическое обеспечение имеют ряд пробелов и внутренних противоречий. При этом управление муниципальными финансами продолжает оставаться ориентированным на установление и обеспечение соблюдения формальных процедур, не создавая устойчивых стимулов и инструментов для повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств в увязке с целями и результатами муниципальной политики.

Показатели, характеризующие состояние
системы управления муниципальными финансами
Елабужского муниципального района за 2012 - 2014 годы

№ п/п
Наименование (описание) показателей (результатов)
2012 год
2013 год
2014 год
1.
Расходы муниципального бюджета, тыс. руб., в том числе:
797 299,1
928 742,3
1 324 192,4
1.1
Доля расходов, формируемых в рамках целевых и ведомственных программ, %
64,3%
79,6%
67,3%
2.
Объем муниципального долга по состоянию на начало года, тыс. руб.
46 637,8
45 581,4
30 581,4
3.
Доля муниципального долга в объеме налоговых и неналоговых доходов бюджета МО, % по состоянию на начало года
6,2%
4,9%
4,1%
4.
Формирование бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период по принципу "скользящей трехлетки" (да/нет)
да
да
да
5.
Дефицит (-)/профицит (+) бюджета по плану, тыс. руб.
0
0
0
6.
Дефицит бюджета МО в общем объеме доходов бюджета МО без учета безвозмездных поступлений, %
0
0
0
7.
Доля "выпадающих" доходов бюджета МО в результате предоставления налоговых льгот в общем объеме налоговых и неналоговых доходов в бюджете МО, %
2,3%
1,9%
2,4%
8.
Доля просроченной кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода в общем объеме расходов бюджета МО, %
0
0
0
9.
Расходы на содержание органов местного самоуправления, тыс. руб.
61 850,2
64 383,3
70 890,8
10.
Доля расходов на содержание органов местного самоуправления в общем объеме расходов бюджета МО, %
7,8%
6,9%
5,4%

Для повышения качества управления муниципальными финансами и формирования современной системы управления необходимы:
- разработка и реализация бюджетной стратегии Елабужского муниципального района;
- поддержание безопасного уровня и структуры муниципального долга Елабужского муниципального района;
- модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
- повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
- обеспечение мониторинга и контроля результатов деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, повышение качества финансового менеджмента;
- обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд;
- развитие государственно-частного партнерства.
Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития района, что, в свою очередь, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления района, модернизации управления финансовыми ресурсами.

2. Цель, задачи и условия реализации Программы

Основной целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития за счет завершения формирования современной нормативно-методической базы регулирования бюджетных правоотношений.
Для обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Елабужского муниципального района необходимо реализовать комплекс мероприятий по следующим основным направлениям.

1) Разработка и реализация бюджетной стратегии Елабужского муниципального района.
Бюджетная стратегия Елабужского муниципального района (далее - Бюджетная стратегия) неразрывно связана с Бюджетной стратегией Республики Татарстан и будет представлять собой документ, включающий долгосрочный прогноз основных параметров бюджета Елабужского муниципального района, факторов и условий формирования и реализации основных направлений бюджетной политики, основных параметров финансового обеспечения муниципальных программ Елабужского муниципального района с учетом целей, параметров и условий социально-экономического развития Елабужского муниципального района в долгосрочном периоде.
При разработке Бюджетной стратегии необходимо исходить из следующих принципов:
определение базового варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Елабужского муниципального района, принятого для целей бюджетного планирования и прогнозирования (при наличии других вариантов), с учетом основных параметров долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Татарстан;
сохранение объема муниципального долга Елабужского муниципального района на безопасном уровне;
исполнение действующих расходных обязательств;
принятие новых расходных обязательств с учетом их эффективности и возможных сроков и механизмов реализации в пределах имеющихся ресурсов;
обеспечение взаимного соответствия базового варианта долгосрочного прогноза социально-экономического развития Елабужского муниципального района и прогноза структуры расходов бюджета Елабужского муниципального района;
обеспечение достаточной гибкости объема и структуры бюджетных расходов, включая наличие критериев для их перераспределения либо сокращения в соответствии с новыми задачами при неблагоприятной динамике бюджетных доходов.
Для достижения цели Программы предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
1) завершить полноценное внедрение программно-целевых методов управления в бюджетный процесс;
2) упорядочить структуру управления финансовыми ресурсами;
3) реализовать меры по повышению эффективности бюджетных расходов;
4) обеспечить повышение качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
5) повысить открытость и прозрачность управления муниципальными финансами.
При этом общими предпосылками для достижения цели и решения задач Программ являются:
1) определение приоритетов стратегического развития Елабужского муниципального района, обеспечение их увязки с расходами бюджета района в долгосрочной перспективе;
2) внедрение программно-целевых методов в деятельность органов местного самоуправления, переход к 100-процентному формированию "программного" бюджета;
3) повышение эффективности и качества муниципальных услуг, развитие новых форм оказания и финансового обеспечения предоставления муниципальных услуг физическим и юридическим лицам;
4) повышение качества бюджетного планирования и эффективности распределения бюджетных средств;
5) обеспечение мониторинга и контроля результатов деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, повышение качества финансового менеджмента;
6) обеспечение открытости и прозрачности местного бюджета, формирование "бюджета для граждан".

2) Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета района, отказ от принятия обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами, минимизация размера муниципального долга.
Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Елабужского муниципального района является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста, улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности, основанной на инновационном развитии, создания рабочих мест, требующих кадров высокой квалификации, роста реальной заработной платы в экономике.
Ухудшение условий функционирования экономики вследствие макроэкономической нестабильности в долгосрочной перспективе неизбежно приводит к замедлению роста или, в особо неблагоприятных условиях, к снижению доходов бюджета, то есть к сокращению возможностей муниципального района в достижении необходимых долгосрочных стратегических целей и исполнении публичных обязательств перед гражданами.
Бюджетная и налоговая политика района на долгосрочную перспективу формируется исходя из необходимости повышения уровня благосостояния жителей района и достижения устойчивых темпов экономического развития.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления района необходимо установление и соблюдение четко сформулированных принципов ответственной бюджетной политики, к которым относятся:
1) консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;
2) формирование бюджета района с учетом долгосрочного прогноза основных параметров развития муниципального образования, основанных на реалистичных оценках;
3) развитие собственной доходной базы;
4) стабильность и предсказуемость налоговой политики;
5) ограничение (отсутствие) муниципального долга;
6) полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики, включая бюджетные ассигнования, налоговые льготы, гарантии и имущество;
7) планирование бюджетных ассигнований исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
8) принятие новых расходных обязательств только при наличии четкой оценки объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения, а также механизмов и сроков их реализации.
Для дальнейшего внедрения этих принципов предусматривается реализовать следующие основные мероприятия:
1) использование для целей бюджетного планирования консервативного прогноза социально-экономического развития;
2) анализ действующих ставок и льгот по налогам: земельному налогу, налогу на имущество физических лиц и арендной плате за землю;
3) проведение анализа кредиторской задолженности и принятие оперативных мер по ликвидации (реструктуризации) просроченной кредиторской задолженности;
4) формализация порядка и критериев инициирования и принятия решений по введению новых или увеличению действующих расходных обязательств с усилением ответственности главных распорядителей средств бюджета за достоверность оценки их объема и сроков исполнения;
5) совершенствование организации и методологии формирования бюджета района, прогнозирования его кассового исполнения с установлением ответственности главных распорядителей средств бюджета района за качество и соблюдение бюджетных процедур;
6) инвентаризация муниципального недвижимого имущества, выявление неиспользуемого имущества или имущества, использование которого не связано с исполнением органами муниципальной власти и муниципальными учреждениями своих полномочий, принятие решений по дальнейшему использованию данного имущества (продаже, сдаче в аренду, включению в план реализации);
7) повышение прозрачности информации по вопросам управления муниципальным внутренним долгом, кредиторской задолженностью, предоставления налоговых льгот, управления муниципальным имуществом.

3) Модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления.
Бюджетные целевые программы - это комплекс мероприятий, предусматривающих целевое финансирование из бюджета и других источников, согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам, направленных на достижение конкретной цели в сфере социального, экономического и иного развития Елабужского муниципального района, на улучшение качества жизни населения.
Внедрение программного бюджета предполагает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, внедрение новых форм и видов муниципального финансового контроля.
Общими принципами разработки и реализации муниципальных программ являются:
1) формирование муниципальных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;
2) определение органа муниципальной власти, отвечающего за реализацию муниципальной программы (достижение конечных результатов);
3) установление для муниципальных программ измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания муниципальных услуг;
4) охват муниципальными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых инструментов для достижения целей муниципальных программ;
5) проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ, возможности их корректировки или досрочного прекращения.
6) размещение на официальном сайте разработанных муниципальных программ, отчетов об их реализации и результатов проведенной оценки эффективности реализации муниципальных программ.
В то же время при реализации Программы необходимо исходить из того, что сам по себе программный бюджет лишь создает необходимые предпосылки для полномасштабного внедрения программно-целевых методов деятельности органов исполнительной власти. Эффективность программного бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.
Реализация вышеизложенных мероприятий позволит обеспечить выполнение следующих задач:
1) концентрацию и использование бюджетных ресурсов, выделяемых на финансирование бюджетных целевых программ, на достижение приоритетных целей и решение задач развития Елабужского муниципального района;
2) формирование муниципальных программ Елабужского муниципального района и обеспечение полного охвата муниципальными программами всех сфер деятельности;
3) переход начиная с 2014 года к формированию "программного" бюджета на основе муниципальных программ;
4) возможное сокращение бюджетных расходов на финансирование программ, не соответствующих приоритетам социально-экономического развития;
5) проведение оценки эффективности реализации бюджетных целевых программ (100% охват программ) с реализацией механизма корректировки программ с учетом фактически достигнутых результатов их реализации;
6) повышение качества бюджетного планирования;
7) повышение ответственности руководителей органов исполнительной власти и должностных лиц за достижение программных целей и задач;
8) публичный доступ к информации о муниципальных программах, отчетах об их реализации и результатах проведенной оценки эффективности реализации муниципальных программ.

4) Повышение эффективности распределения бюджетных средств.
В сфере финансовой деятельности Елабужского муниципального района и находящихся на ее территории муниципальных образований важным аспектом является необходимость снижения финансовых рисков и возможных неблагоприятных последствий принятия решений о расходовании публичных средств. В связи с этим интерес представляет правовая регламентация исполнения расходных обязательств в контексте обеспечения эффективности публичных расходов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.
С целью повышения эффективности распределения бюджетных средств в рамках реализации программы планируется:
1) утверждение формализованного порядка определения предельных объемов бюджетных ассигнований, доводимых до главных распорядителей бюджетных средств в процессе составления проекта бюджета Елабужского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
2) отказ от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми источниками;
3) формирование реестра расходных обязательств Елабужского муниципального района с выделением муниципальных услуг в качестве отдельных расходных обязательств;
4) организация мониторинга определения нормативов финансовых затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества.
Реализация запланированных в программе мероприятий позволит обеспечить выполнение следующих задач:
1) обеспечить прозрачность процедуры формирования проекта бюджета Елабужского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
2) повысить качество и обоснованность планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период;
3) отказаться от принятия обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
4) создать у главных распорядителей бюджетных средств стимулы к повышению эффективности бюджетных расходов, достижению поставленных целей и задач;
5) обеспечить контроль себестоимости оказания отдельных муниципальных услуг - выявить случаи неэффективного использования бюджетных ассигнований, управления муниципальным имуществом при оказании соответствующих услуг;
6) повысить роль реестра расходных обязательств при планировании бюджетных ассигнований.

5) Обеспечение мониторинга и контроля результатов деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, повышение качества финансового менеджмента.
Повышение результативности бюджетных расходов предусматривает реализацию мероприятий, направленных на повышение подотчетности органов местного самоуправления Елабужского муниципального района, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджета Елабужского муниципального района.
Реализация бюджетного процесса на основе программно-целевых методов управления предъявляет новые требования к инструментам финансового менеджмента как на ведомственном уровне, так и на уровне муниципальных учреждений.
Финансовый менеджмент органа местного самоуправления должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит).
В ходе финансового менеджмента органа местного самоуправления должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые территориальными органами и структурными подразделениями, а также оказание муниципальных услуг, осуществляемых подведомственными муниципальными учреждениями.
Необходимым условием обеспечения эффективного финансового управления на ведомственном уровне становится формирование полноценных систем внутреннего финансового контроля и аудита в органах местного самоуправления.
В целях обеспечения мониторинга и контроля за результатами деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений необходимо совершенствование муниципального финансового контроля и развитие внутреннего контроля.
Внутренний финансовый контроль в системе главного администратора бюджетных средств определен как система мер по установлению и контролю за внутренними процедурами планирования и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, а также формированию предложений по улучшению качества бюджетных процедур.
Функционирование системы внутреннего контроля и аудита, включающей внутренний финансовый контроль и аудит, должно привести к постоянному росту качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств, муниципального учреждения.
Реализация целей настоящей программы предполагает проведение следующих мероприятий:
1) совершенствование муниципального финансового контроля и аудита эффективности использования бюджетных ассигнований;
2) развитие системы внутреннего финансового аудита;
3) развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств.
В этих целях необходимо создать многофакторную систему мониторинга качества финансового менеджмента муниципальных учреждений, в результате которого должна объективно оцениваться деятельность любого муниципального учреждения на основе показателей, характеризующих:
1) объем предоставленных муниципальных услуг, их качество и доступность;
2) законность и качество управления имуществом муниципальных учреждений, используемым для целей оказания муниципальных услуг;
3) качество управления доходами муниципальных учреждений от приносящей доход деятельности (утверждение и реализация программ материального стимулирования сотрудников учреждений);
4) обоснованность планов финансово-хозяйственной деятельности;
5) качество финансовой дисциплины, выражающейся в соблюдении планов финансово-хозяйственной деятельности, правильности и достоверности ведения бухгалтерского учета и учетной политики;
6) обоснованность наличия остатков в части субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить выполнение следующих задач:
1) улучшить качество управления финансами главных распорядителей бюджетных средств;
2) построить взаимоувязанную систему внешнего и внутреннего контроля;
3) рост качества финансового менеджмента главного администратора бюджетных средств, муниципального учреждения.

6) Обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу, качеству и стандартам обмена информацией о финансовой деятельности органов местного самоуправления. Повышение информированности жителей Елабужского муниципального района, хозяйствующих субъектов и других заинтересованных сторон о состоянии системы общественных финансов, а также развитие направлений информационного взаимодействия финансовой системы Елабужского муниципального района с внешними государственными информационными ресурсами и получателями бюджетных средств способствуют повышению прозрачности системы управления общественными финансами, повышению ответственности органов местного самоуправления за реализацию проводимой ими бюджетной политики, обеспечению эффективного, оперативного и устойчивого управления муниципальными финансами.
В рамках программы необходимо выполнить следующие задачи:
1) размещение общедоступной информации о муниципальных финансах в сети Интернет на регулярной основе и повышение объемов ее размещения;
2) обеспечение публичности информации о плановых и фактических результатах деятельности муниципальных учреждений.
Для эффективного управления расходами в Елабужском муниципальном районе функционирует единая казначейская система исполнения бюджетов, позволяющая осуществлять единую бюджетную политику, применять единые классификаторы при доведении ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до участников бюджетного процесса и осуществлять кассовые операции со средствами бюджета на муниципальном уровне.
В целях использования единых подходов при осуществлении бюджетного планирования в части объемов финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями Елабужского муниципального района процесс формирования муниципальных заданий для учреждений осуществляется в единой межведомственной системе формирования информационного ресурса планирования и мониторинга оказания муниципальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями Елабужского муниципального района.
В рамках Программы необходима реализация следующих основных мероприятий:
1) формирование и совершенствование единых региональных формуляров и классификаторов;
2) размещение на регулярной основе сведений о муниципальных финансах в сети Интернет, а также расширение перечня размещаемой информации;
3) размещение на регулярной основе отчетов в сети Интернет, а также расширение перечня размещаемых отчетов.
В результате должно произойти повышение объема и регулярности обновления общедоступной информации о муниципальных финансах.
Повышение финансовой прозрачности и подотчетности органов муниципального самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что позволит обеспечить качественное улучшение системы управления общественными финансами.

7) Развитие государственно-частного партнерства.
Государственно-частное партнерство является перспективным механизмом решения задач повышения эффективности использования бюджетных средств и увеличения качества и объема услуг муниципального сектора за счет инвестиций, привлекаемых из внебюджетных источников.
В соответствии с мировой практикой к объектам государственно-частного партнерства относится имущество, входящее в состав общественной (транспортной, инженерной или социальной) инфраструктуры. Ввиду ограниченности бюджетных ресурсов у муниципальных органов часто отсутствует возможность осуществить финансирование строительства или реконструкции необходимой общественной инфраструктуры за счет бюджетных средств.
Наиболее эффективным решением этой задачи является привлечение средств частных инвесторов и передача им в управление или в собственность на определенный срок созданных или реконструируемых ими объектов общественной инфраструктуры. При этом очевидно, что частный инвестор будет осуществлять строительство, реконструкцию и эксплуатацию объекта только в случае, если за определенный срок обеспечит возврат вложенных средств и получит прибыль. Так как объекты инфраструктуры - это капиталоемкие объекты, то прибыльными проекты государственно-частного партнерства становятся только в условиях долгосрочной реализации, поэтому договоры государственно-частного партнерства заключаются обычно на срок 7 - 10 и более лет.
Государственно-частное партнерство в Елабужском муниципальном районе планируется реализовать путем сотрудничества Елабужского муниципального района и частных партнеров по реализации социально значимых инфраструктурных, инновационных, инвестиционных и иных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений о государственно-частном партнерстве.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы определен на период с 2014 года по 2018 год.

4. Управление реализацией Программы

Разработчиками и координаторами реализации программы является Исполнительный комитет Елабужского муниципального района и Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района.
Ответственными исполнителями программы являются следующие:
1) Исполнительный комитет Елабужского муниципального района за следующие виды мероприятий:
- повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
- обеспечение мониторинга и контроля результатов деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений, повышение качества финансового менеджмента;
- обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд;
- развитие государственно-частного партнерства.
2) Финансово-бюджетная палата Елабужского муниципального района за следующие виды мероприятий:
- разработка и реализация бюджетной стратегии Елабужского муниципального района;
- поддержание безопасного уровня и структуры муниципального долга Елабужского муниципального района;
- модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления.
3) Палата перспективного социально-экономического развития за следующие виды мероприятий:
- обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд;
- разработка и реализация бюджетной стратегии Елабужского муниципального района.
Координатор реализации программы:
- осуществляет координацию деятельности ответственных исполнителей по реализации мероприятий программы;
- организует текущее управление реализацией программы;
- обеспечивает реализацию запланированных мероприятий программы, включая определение состава, сроков и ожидаемых результатов выполнения мероприятий, а также требований к содержанию отчетных документов по результатам исполнения;
- осуществляет публичность (открытость) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах реализации программы и отдельных программных мероприятий;
- обеспечивает размещение в электронном виде на сайте органов местного самоуправления Елабужского муниципального района сети Интернет (http://www.elabugacity.ru/) информации о ходе и результатах реализации программы;
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации программы;
- осуществляет методическое руководство ответственных исполнителей реализации мероприятий программы, разрабатывает методические рекомендации, типовые (модельные) нормативные правовые акты;
- обеспечивает мониторинг хода реализации программы;
- несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- содействует внедрению информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом ее выполнения.
Ответственные исполнители программы:
- осуществляют планирование, организацию реализации, исполнение и контроль реализации закрепленных за ними мероприятий программы;
- обеспечивают соответствие сроков и ожидаемых результатов выполнения мероприятий срокам и ожидаемым результатам, утвержденным программой и определенных координатором реализации программы;
- представляют координатору реализации программы результаты реализации программных мероприятий;
- разрабатывают в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации мероприятий программы, и обеспечивают своевременное их принятие;
- несут ответственность за своевременную и качественную реализацию закрепленных за ними направлений и мероприятий программы, обеспечивают эффективное использование средств, выделяемых на их реализацию;
- осуществляют публичность (открытость) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах реализации программы и отдельных программных мероприятий;
- обеспечивают размещение в электронном виде на официальном сайте в сети Интернет информации о ходе и результатах реализации программы.
Задачами деятельности координаторов являются:
- организация постоянного мониторинга выполнения Программы;
- выработка предложений о замене, при необходимости, мероприятий Программы на более эффективные мероприятия с учетом требований методики оценки заявок;
- анализ состояния муниципальных финансов района;
- разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-правовой базы для эффективной работы реализации Программы;
- рассмотрение и утверждение оперативных отчетов по реализации Программы.

5. Методика оценки эффективности Программы

Методика оценки эффективности реализации Программы предназначена для определения:
1) соответствия объемов фактического финансирования объемам финансирования, принятым в утвержденной Программе;
2) степени полноты выполнения программных мероприятий.

Перечень индикаторов оценки качества управления
муниципальными финансами в Елабужском муниципальном районе

N
Наименование индикатора
Баллы
1.
Качество бюджетного планирования
0 - 20
20 - 40
40 - 60
60 - 80
80 - 100 и >
1.1.
Процент отклонения фактического объема доходов бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год от уточненного плана
10
8
6
4
2
1.2.
Доля межбюджетных трансфертов и налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в общем объеме доходов бюджета муниципального образования в отчетном финансовом году
10
8
6
4
2
1.3.
Процент отклонения фактического объема расходов бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год от уточненного плана
10
8
6
4
2
1.4.
Отношение дефицита бюджета муниципального образования к доходам
10
8
6
4
2
1.5.
Наличие утвержденного бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период
Нет



Да
0



10
1.6.
Наличие утвержденного порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи расходов местного бюджета
Нет



Да
0



10
2.
Качество исполнения бюджета





2.1.
Доля просроченной кредиторской задолженности по расходам бюджета муниципального образования в общем объеме расходов
10
8
6
4
2
2.2.
Процент абсолютного отклонения объема расходов муниципального образования в 4 квартале от среднего объема расходов за 1 - 3 кварталы
10
8
6
4
2
2.3.
Привлечение дополнительных трансфертов республиканского бюджета для обеспечения расходов по выплате заработной платы учреждений
2
4
6
8
10
2.4.
Осуществление местной администрацией финансового контроля
2



10
2.5.
Использование программного комплекса или специализированного программного обеспечения при осуществлении внутреннего финансового контроля
2



10
3.
Качество управления долговыми обязательствами





3.1.
Отношение муниципального долга к доходам муниципального образования
10
8
6
4
2
3.2.
Отношение объема расходов бюджета муниципального образования на обслуживание долга к объему расходов
10
8
6
4
2
3.3.
Отношение объема просроченной задолженности по долговым обязательствам муниципального образования к общему объему долговых обязательств
10
8
6
4
2
3.4.
Отношение объема выплат предоставленным муниципальным образованием муниципальным гарантиям к общему объему предоставленных муниципальных гарантий
2
4
6
8
10
4.
Качество оказания муниципальных услуг





4.1.
Удельный вес расходов бюджета муниципального образования на оказание муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в с муниципальным заданием, в общем объеме расходов бюджета муниципального образования
2
4
6
8
10
4.2.
Доля муниципальных услуг, оказанных за счет средств бюджета муниципального образования, в отношении которых нормативно установлены требования к качеству их оказания, в общем количестве муниципальных услуг
2
4
6
8
10
4.3.
Доля расходов консолидированного бюджета муниципального образования на финансирование отраслей социальной сферы, осуществляемых в форме субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, в общем объеме расходов на финансирование отраслей социальной сферы
2
4
6
8
10
4.4.
Соотношение количества муниципальных автономных и бюджетных учреждений муниципального образования
2
4
6
8
10
4.5.
Формирование главными распорядителями бюджетных средств муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг юридическим и физическим лицам на основании нормативного правового акта муниципального образования в отношении всех услуг, утвержденных в реестре муниципальных услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам в муниципальном образовании
2



10
4.6.
Утверждение перечня (реестра) муниципальных услуг юридическим и физическим лицам и потребности муниципальных услугах в соответствии с нормативным правовым актом муниципального образования в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта
2



10
4.7.
Наличие нормативного акта муниципального образования, устанавливающего требования к качеству предоставления муниципальных услуг юридическим и физическим лицам по перечню муниципальных услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта
2



10
4.8.
Наличие нормативных правовых муниципального образования, устанавливающих нормативы финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг в сферах образования, культуры, физической культуры и спорта
2



10
5.
Организация финансовых отношений с поселениями (для муниципальных районов)





5.1.
Эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности поселений
2
4
6
8
10
5.2.
Проведение мониторинга соблюдения поселениями требований бюджетного законодательства в соответствии с нормативным правовым актом муниципального образования
0



10
5.3.
Наличие методики муниципального образования, устанавливающей порядок расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, а также порядок предоставления межбюджетных трансфертов из местного бюджета
0



10
6.
Эффективность бюджетных расходов





6.1.
Удельный вес расходов бюджета муниципального образования, формируемых в рамках программ
2
4
6
8
10
6.2.
Удельный вес расходов бюджета муниципального образования, формируемых в рамках программ, на осуществление бюджетных инвестиций в общем объеме расходов бюджета, формируемых в рамках программ
2
4
6
8
10
6.3.
Наличие действующего порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ, а также корректировки предоставляемых бюджетных средств, исходя из уровня достижения результатов
2



10
6.4.
Наличие утвержденного перечня муниципальных программ муниципального образования
2



10
6.5.
Наличие утвержденной муниципальной программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
2



10
6.6.
Наличие действующего нормативного правового акта муниципального образования, устанавливающего порядок конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств эффективности планируемых мероприятий
2



10
7
Степень прозрачности бюджетного процесса





7.1.
Размещение решения представительного органа муниципального района о принятии бюджета и материалы к нему на официальном сайте муниципального образования
2



10
7.2.
Размещение решения (постановления) представительного (исполнительного) органа муниципального района об исполнении бюджета на официальном сайте муниципального образования
2



10
7.3.
Размещение на официальном сайте местной администрации муниципального образования проектов нормативных правовых актов финансового органа муниципального образования в соответствии с порядком антикоррупционной экспертизы
2



10
7.4.
Проведение публичных слушаний по проекту бюджета муниципального образования и проекту отчета об исполнении бюджета муниципального образования в соответствии с установленным порядком
2



10
7.5.
Изучение мнения населения о качестве оказания муниципальных услуг в соответствии с установленным в муниципальном образовании порядком
2



10

Оценка индикаторов оценки качества управления муниципальными финансами проводится в течение 45 дней после утверждения годового отчета об исполнении бюджета, расчет производится по бальной шкале. Максимальная оценка равна 10 баллам.
На основании оценки качества муниципальному образованию присваивается степень качества управления муниципальными финансами:

Интервалы оценок качества, в баллах
Степень качества управления муниципальными финансами
300
первая
150 - 300
вторая
Менее 150
третья

Результаты оценки качества характеризуют качество управления по каждому индикатору, в совокупности - целостную картину управления муниципальными финансами в районе. В случае ненадлежащего качества (низкого уровня оценки - сумма баллов меньше 150) разрабатывается комплекс мер по повышению качества управления, устранению недостатков в управлении муниципальными финансами.
Результаты оценки качества размещаются на официальном сайте органов местного самоуправления Елабужского муниципального района.


------------------------------------------------------------------