<Письмо> Минобрнауки РТ от 27.08.2014 N 16801/14 "О направлении методических рекомендаций"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПИСЬМО
от 27 августа 2014 г. № 16801/14
О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет Методические рекомендации "Особенности преподавания учебного предмета "Иностранный язык" в 1 классах общеобразовательных организаций Республики Татарстан" для организации работы.
Заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан - министр
Э.Н.ФАТТАХОВ
Приложение
ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
"ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" В 1 КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Во исполнение решений республиканского августовского совещания работников образования и науки от 15.08.2014 и на основании методического письма МОиН РТ "О введении учебного предмета "Иностранный язык" в 1 классах общеобразовательных организаций Республики Татарстан" (№ 16708/14 от 25.08.2014) вводится учебный предмет "Иностранный язык" в 1 классах общеобразовательных организаций Республики Татарстан.
Объем курса на период с 1 сентября текущего по 25 мая 2015 года должен составлять 33 академических часа из расчета 1 час в неделю.
При организации учебного процесса по предмету "Иностранный язык" в 1 классах следует принимать во внимание следующее:
- наличие программы обучения иностранному языку обучающихся 1 классов и ее соотнесенность с программой развития, воспитания и обучения в общеобразовательной организации;
- учебно-методическую, техническую и информационно-техническую обеспеченность процесса обучения.
При выборе педагогических технологий обучения иностранному языку в 1 классах учителю необходимо знать, что:
- избранные технологии должны способствовать созданию доброжелательной, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к овладению новым языком общения;
- выбор технологий обучения осуществляется с учетом технологических и возрастных особенностей обучающихся (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения;
- занятие иностранного языка в общеобразовательной организации может иметь учебную, развивающую и воспитательную ценность, если оно строится на сюжетно-ролевой, игровой основе. В игре, сказанных ситуациях развивается эмоциональная сфера ребенка, усваиваются элементы этикета, культуры общения; воспитывается способность к толерантности, уважению другой культуры; формируется готовность к более глубокому проникновению в собственные национально-культурные достижения.
Основными технологиями обучения являются:
- коммуникативная методика;
- методика индивидуального подхода;
- игровая деятельность;
- методика театральной драматизации;
- методика художественно-изобразительной деятельности;
- словесное творчество.
Рабочая программа по иностранному языку в 1 классах в общеобразовательной организации состоит из:
- предисловия;
- пояснительной записки;
- целей обучения;
- принципов работы;
- видов и форм работы;
- учета личностных достижений;
- содержания обучения;
- приложения с текстами песен и стихов.
Цели обучения английскому языку в 1 классах
1. Ввести первоклассников в мир культуры страны изучаемого языка, соотнести ее с родной культурой.
2. Пробудить интерес детей к новому языку и общению на этом языке.
3. Развивать у обучающихся мышление, внимание, восприятие, память, эмоции, воображение, познавательные и языковые способности.
4. Развивать все компоненты устной речи в различных формах и видах деятельности.
5. Воспитывать у первоклассников культуру общения, учить их внимательно слушать собеседника, вежливо отвечать сверстникам и взрослым, обращаться с просьбой, благодарить и т.д.
6. Формировать у обучающихся навыки и умения самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач в рамках определенного набора сфер и ситуаций общения.
Принципы работы
В ходе занятий с первоклассниками следует учитывать следующие принципы работы:
- обязательное использование всевозможных средств поощрения;
- системное введение лексики в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся;
- учет особенностей кратковременной памяти первоклассников на данном этапе развития, системное возвращение к ранее пройденному материалу и включение его в последующие занятия;
- предпочтение группового обучения; введение парного обучения как важнейшего элемента успешного обучения говорению в начальной школе;
- умение организовать свою деятельность, развивать быстроту реакции на команды и вопросы.
Виды и формы работы в 1 классах
Реализации поставленных задач способствует целый ряд наиболее эффективных практических методов, приемов, форм и средств обучения. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности первоклассников, их общекультурное развитие.
Основными видами деятельности обучающихся являются:
- игра;
- общение с взрослыми и сверстниками;
- экспериментирование;
- познавательно-исследовательская деятельность;
- изобразительная деятельность;
- художественно-театральная деятельность.
Перечисленные ниже виды работ соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям первоклассников.
1. Работа над произношением: скороговорки, рифмовки, сказки, зарядки, жестикулирование.
2. Работа с предметами: описание, диалог с игрушкой, игры и сказки.
3. Работа с картинкой: описание, детализация, диалог, игры, сравнение.
4. Разучивание и декламация стихов, потешек, считалок, скороговорок, рифмовок: конкурс чтецов, разножанровая декламация, соревнования в командах и парах.
5. Разучивание песен: конкурс исполнителей, караоке, командный турнир, инсценировка.
6. Драматизация коротких рассказов, историй, сказок и пьес: пальчиковый театр, маски, костюмированные шоу, концерт для показа родителям и сверстникам.
7. Подвижные игры: игры с мячом, "цепочка" с игрушкой, зарядки, физкультминутки, танцы и хороводы, команды в движении.
8. Спокойные игры: настольные, лото, загадки, кроссворды.
9. Творческие и ситуативные игры: ролевые игры, интервью, бытовые сюжеты.
10. Воспроизведение ситуативных диалогов.
11. Рассказ по картинке: сопоставление, описание, сравнение, воображение с прогнозированием.
Содержание курса
Выбор тематики и лексико-грамматического материала учитывает особенности развития первоклассников, их интересы и мотивацию. Тематика соотнесена с федеральными государственными требованиями по развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка.
Исходя из возрастных возможностей первоклассников, представляется целесообразным ввести следующие темы:
- приветствие,
- время суток,
- цвета,
- семья,
- мой дом,
- еда,
- игрушки, счет,
- возраст,
- режим дня,
- времена года, погода,
- транспорт.
Итоговый контроль может быть в форме праздника, утренника или концерта, спектакля с приглашением учителей, родителей и обучающихся других классов.
Рекомендуемая структура курса
Тема
Грамматические конструкции
Лексика
Песни, стихи, игры, танцы
Приветствие
How are you? I am fine, thank you.
See you later/next day
Good morning/afternoon /evening/night, hello, hi, nice to see you, good-bye, welcome
Song:
- "Hello, I'm..."
- "Bye! Bye!"
Poem:
- "Hello!"
Game:
- "Hello, everyone"
Время суток
In the morning, afternoon, evening, at night
morning, afternoon, evening, 2 o'clock, night
Song:
- "In the morning" Games:
- "Our day"
- "I'm..."
- "Be carefull!"
Цвета
What colour is it? The... is...
Show smth black
black, green, red, pink, white, orange, brown, grey, blue, purple
Song:
- "Pack your bags" Poem:
- "Rainbow"
Games:
- "Colour the carpet"
- "Colour apples and oranges the pine cones"
- "What's in my basket"
Семья
Have you got а... ?
Yes, I have.
No, I haven't.
mother, mummy, father, daddy, sister, brother, daughter, son, grandmother, grandfather, aunt, uncle
Songs:
- "Happy family
- "My dear, dear Mother!"
Poems:
- "I have got...
- "How is your mother?" Games:
- "Family poster"
- "Memory game"
- "Copy your family"
- "Mirror me"
Мой дом
Look. He is sleeping.
She is in the bedroom.
Where is everybody?
Be careful!
It's OK!
You can touch
living room, bedroom, kitchen, bathroom, house, door, street
Song:
- "Happy family"
Poem:
- "My little house" Games:
- "Copy the house"
- "What is it?"
- "Don't touch!"
Еда
I like... I don't like
Give me a pear, please.
Here you are.
Not at all.
Which is your favourite fruit?
Oranges are great
picnic, sandwiches, tomatoes, carrot, cabbage, eggs, oranges, apples, cherries, pears, cake, soup, porridge, jam, cheese, milk, chocolate, sugar, tea, lemon, salt, coffee, pie, beet
Songs:
- "Apples and oranges"
- "Sandwiches are yummy"
Poem:
- "Let's have a picnic" Games:
- "What's in my basket?"
- "Play Fruit"
- "Make a pie"
Игрушки Счет
This is number (one)
I have got a...
My... is little.
How many/much?
Let's open the presents!
one, two, three, four, five, six, seven, eight, nine, ten, robot, balloons, present
Song:
- "Party balloons!" Games:
- "What's in my basket"
- "Colour the balloons"
Возраст
I am Marat. I am from Tatarstan.
My, his/her name is...
What's your name?
I am 6 (7).
I live in Kazan.
Happy birthday to you!
This is for you!
I, he, she, we, name, surname, from, boy, girl, man, woman, Russia, Tatarstan, America, England, birthday
Songs:
- "What is your name?"
- "Happy birthday to you!"
Poem:
- "It's my birthday"
Games:
- "Open the present"
- "Birthday memory game"
- "Make a cake"
- "Colour spin"
Режим дня
It's time to ride a bike.
We laugh and play.
I can see in the day.
I can't see at night. Нe's got a cold.
Bless you!
Sleep, wake up, take soap, wash my face/hands/neck/eyes, brush my hair, clean my teeth, laugh, play, climb, go to the kinder-garden, dress, have breakfast/dinner, drink
Songs:
- "I can","Playground" Poem:
- "Tiger"
Games:
- "Play exercises"
- "Hello, everyone"
- "Toothbrush Painting"
- "Hot/cold"
- "Day/Night"
Времена года.
Погода
What season/day is it?
What is the weather? It's...
It's raining.
It's snowing.
It's runny.
It's windy.
Put your jacket on, Tom.
winter, spring, autumn, summer, January, February, March, April, May, June, July, August, September, October, November, December
Songs:
- "Rain"
- "It's raining today"
- "Why do you cry, Willy"
- "The weather song" Poems:
- "Seasons"
- "Mr Sun"
Games:
- "Blow on the feather"
- "Snowball fight"
- "The weather walk"
- "Play clothesline"
- "Put on - Take off'
- "Make a weather chart"
- "Play Dressing up for the Weather"
Транспорт
Let's go!
Bike. Ring!
Bike, car, train, bus, plane, hot-air balloon, air, land
Song:
- "My train"
Poem:
- "Let's play..."
Games:
- "Let's make a car"
- "Let's go!"
Рекомендуемая форма учета личностных достижений
Имя _________ Группа _____________ Дата ____________
Ребенок
Да
Иногда
Редко
месяцы
янв.
фев.
...
...
...
Позитивно реагирует на учителя и обучающий процесс
Выполняет инструкции учителя
Любознательный
Активный
Способен управлять своим поведением
Эмоционален
Взаимодействует с другими детьми
Понимает речь учителя (receptive language) и спонтанно реагирует на команды (expressive language)
Запоминает новые слова, расширяя словарный запас
Способен продолжить стих, песенку, рассказ, понимая его содержание
Ставит цель - запомнить и вспомнить
Умеет работать самостоятельно
------------------------------------------------------------------