По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минобрнауки РТ от 23.09.2014 N 5389/14 "О проведении IV республиканского турнира юных биологов Татарстана"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 23 сентября 2014 г. № 5389/14

О ПРОВЕДЕНИИ IV РЕСПУБЛИКАНСКОГО ТУРНИРА
ЮНЫХ БИОЛОГОВ ТАТАРСТАНА

В соответствии с Планом работы Министерства образования и науки Республики Татарстан на 2014/2015 учебный год и в целях формирования у школьников интереса к биологии, привлечения учащихся к практической, научной деятельности, обучения нормам и стилю работы в творческих коллективах; усиления межпредметных связей, активизации внеклассной работы по биологии в школе; повышения профессионального уровня преподавателей и учителей; привлечения ученых, студентов и аспирантов к работе со школьниками, отбора и подготовки конкурентоспособных региональных команд к Всероссийскому турниру юных биологов ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Провести IV республиканский турнир юных биологов Татарстана (далее - Турнир) 24 - 26 октября 2014 года.
2. Утвердить Положение о IV республиканском турнире юных биологов Татарстана (Приложение 1).
3. Утвердить состав организационного комитета по проведению Турнира (Приложение 2).
4. Утвердить список задач IV республиканского Турнира (Приложение 3).
5. Утвердить смету расходов на проведение Турнира (Приложение 4 - не приводится).
6. Рекомендовать руководителям отделов (управлений) образования исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан обеспечить участие образовательных организаций в Турнире.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника управления общего образования Т.Т.Федорову.

Заместитель министра
И.Р.МУХАМЕТОВ





Приложение 1
к Приказу МОиН РТ
от 23 сентября 2014 г. № 5389/14

ПОЛОЖЕНИЕ
О IV РЕСПУБЛИКАНСКОМ ТУРНИРЕ ЮНЫХ БИОЛОГОВ ТАТАРСТАНА

1. Общие положения о Турнире юных биологов

1.1. Турнир юных биологов является командно-личным соревнованием учащихся в их способности решать сложные биологические проблемные задания, представлять решения в убедительной форме и защищать их в научной дискуссии (биологическом бое).
Базовой дисциплиной Турнира является биология.
Цели Турнира: привлечение школьников к практической научной деятельности; обучение нормам и стилю работы в творческих коллективах; усиление межпредметных связей; активизация внеклассной работы по биологии; создание условий для реализации и развития творческих способностей учащихся; формирование у учащихся интереса к биологии; поиск школьников, способных применять знания по биологии и находить оригинальные решения; привлечение ведущих ученых, студентов и аспирантов к работе со школьниками; повышение профессионального уровня преподавателей, учителей, отбор и подготовка конкурентоспособных региональных команд к Всероссийскому турниру юных биологов.
Республиканский этап Турнира является региональным этапом Всероссийского Турнира, который состоится в ноябре 2014 года.
1.2. Задания Турнира
Для обсуждения в Турнире используется заранее опубликованный список заданий. Это задания открытого типа: не имеющие окончательного и однозначного ответа, допускающие использование разнообразных подходов для их решения. Условия заданий сформулированы максимально кратко и не содержат всех необходимых для решения данных, поэтому часто необходимо самостоятельно сделать определенные допущения, выбрать модель для построения ответа. Задания выполняются коллективно. Решение задач предполагает проведение самостоятельных теоретических исследований с использованием различных информационных источников. Разрешаются помощь при подготовке решений со стороны наставников команд, а также консультации со специалистами.
Список из 12 задач формируется Оргкомитетом и Председателем Жюри Республиканского этапа Турнира и обнародуется не позднее чем за 5 месяцев до проведения данного этапа Турнира. Список заданий для Республиканского этапа Турнира формируются на основе списка из 15 заданий для Всероссийского (финального) этапа Турнира.
1.3. Правила Турнира
Все действия участников, организаторов, членов Жюри и других лиц, принимающих участие в Турнире, регламентируются настоящими Правилами.
Правила публикуются организаторами Турнира не позднее чем за 1 месяц до начала мероприятия. Во время проведения Турнира внесение изменений в Правила не допускается. Все спорные вопросы, которые возникают во время Турнира вследствие неточностей в правилах, решаются на совместном заседании Оргкомитета и Жюри в присутствии Эксперта-консультанта.
1.4. Участники Турнира
В Турнире принимает участие команда, состоящая из 3 - 5 учащихся 8 - 11 классов общеобразовательных организаций Республики Татарстан и регионов Поволжья. В Турнире допускается участие сборных команд разных школ. Личный состав команды не может изменяться на протяжении всего Турнира. Команда возглавляется капитаном, который заявляется один раз перед началом игр, и является официальным представителем команды во время проведения соревнований.
Команду сопровождает руководитель. Руководитель команды несет ответственность за жизнь и здоровье членов команды. Руководитель команды имеет право принимать участие в Турнире в качестве члена Жюри или Наблюдателя. Руководитель команды не является официальным представителем команды на соревнованиях и не имеет права требовать ознакомления с протоколами членов Жюри и счетной комиссии, принимать участие в обсуждении результатов Турнира на заседаниях Жюри, а также при рассмотрении апелляций.
Команды, желающие принять участие в Республиканском этапе Турнира, подают с 1 по 30 сентября заявки в Оргкомитет регионального этапа Турнира. Заявку, подтверждающую участие в Турнире, команды высылают до конца суток 14 октября 2014 г. через сайт http://reg.bioturnir.ru. Тогда же для подтверждения участия в Турнире команды предоставляют в оргкомитет в письменном виде решение одной из обсуждаемых на турнире задач (файлы MS Word и MS Power Point загружаются через специальное поле при подтверждении заявки). На основании оценивания присланных решений Жюри отбирает из поданных заявок 18 команд по рейтингу, которые и будут допущены к участию в Турнире.
1.5. Организаторы Турнира:
Министерство образования и науки Республики Татарстан;
Казанский (Приволжский) федеральный университет;
ГАУ ДО "Республиканский олимпиадный центр" МОиН РТ.
1.5.1. Оргкомитет Турнира
Для проведения Республиканского этапа Турнира создаются его Оргкомитет и Жюри. Организационный комитет осуществляет общее руководство подготовкой и проведением Турнира. В функции Оргкомитета входит: утверждение Правил Турнира; утверждение Председателя Жюри и Эксперта-консультанта; подготовка и распространение информации о Турнире; принятие решения о допуске к участию в Турнире команд; утверждение программы проведения Турнира; утверждение комплекта заданий Турнира, разработка Правил Турнира, утверждение состава Жюри; утверждение схемы и количества биологических боев.
1.5.2. Жюри Турнира
Жюри формируется Оргкомитетом Турнира из преподавателей, научных сотрудников, аспирантов и студентов высших учебных заведений. К работе в составе Жюри при проведении боев могут привлекаться также руководители команд, принимающих участие в турнире. Однако они не могут быть членами Жюри в тех группах, в которых соревнуются их собственные команды.
Жюри возглавляет Председатель, который имеет одного или нескольких заместителей.
Перед началом каждого боя члены Жюри распределяются по группам Председателем Жюри (или его заместителем). Изменение состава группы членов Жюри во время проведения боя не допускается, в случае невозможности кого-нибудь из членов Жюри продолжать работу его протокол считается недействительным и не вносит вклад в определение общего результата команды в данном бою.
Председатель Жюри: участвует в формировании состава жюри; непосредственно несет ответственность за объективность оценивания участников Турнира; перед началом боя распределяет членов Жюри по группам, назначает Ведущего боя и членов счетной комиссии; принимает окончательные решения в спорных вопросах, касающихся решений задач, хода боя, апелляций.
Эксперт-консультант: принимает участие в работе Жюри Турнира, совместно с членами Жюри или представителем Оргкомитета принимает решение относительно рассмотрения апелляций на заседании Жюри; представляет апелляцию на общем заседании Жюри и Оргкомитета; выносит рекомендации для принятия решений Жюри относительно спорных вопросов, касающихся применения и интерпретирования Правил Турнира.
Ведущие боев: являются членами Жюри Турнира и по согласованию с Председателем Жюри могут принимать участие в оценивании выступлений команд наравне с остальными членами Жюри.
1.5.3. Счетная комиссия Турнира
Счетная комиссия состоит из учеников старших классов, студентов или учителей, не принимающих участие в соревнованиях на Турнире. Счетная комиссия несет ответственность за правильность проведенных расчетов баллов. После каждого действия Счетная комиссия вносит оценки членов Жюри в протокол и обрабатывает их. Итоговые результаты предоставляются Ведущему боя, который их обнародует.
1.5.4. Подача апелляции
В случае возникновения спорных вопросов команды имеют право подавать в Жюри Турнира апелляцию и получить ответ на нее после рассмотрения на заседании Жюри в устной форме от Эксперта-консультанта или Председателя Жюри.

2. Правила биологического боя

Биологический бой является командно-личным соревнованием. По результатам индивидуальных выступлений членов команды в различных ролях в ходе боя оценивается выступление всей команды в целом. Ход боя регулируется Ведущим, а действия участников оцениваются членами Жюри.
2.1. Участники и роли. В биологическом бое принимают участие 3 (или 4) команды (в зависимости от общего количества команд на Турнире). Бой проводится в 3 (или 4) действия (раунда). В каждом действии команда выступает в одной из трех ролей: Докладчик, Оппонент, Рецензент. Если играет четыре команды, то одна из них по очереди выступает в роли Наблюдателя и не участвует в обсуждении задач.
2.2. Конкурс капитанов. Роли в первом действии (раунде) боя между командами распределяются по результатам конкурса капитанов. Задания и правила конкурса капитанов разрабатываются коллегией Жюри и оглашаются Ведущим боя непосредственно перед началом конкурса. Команда, выигравшая конкурс капитанов, получает право определять, какой по счету она будет выбирать для себя порядок смены ролей в бою (это означает, например, что команда - победитель конкурса капитанов может уступить право первой выбирать порядок смены ролей в бою, команде, занявшей второе место).

3. Правила оценки выступления команд в биологическом бою

После каждого действия (раунда) боя члены Жюри выставляют командам оценки с учетом всех выступлений членов команд, их ответов на вопросы и участия в полемике. Оценки, выставленные членами жюри, являются основанием для подведения командного и личного первенства. Каждый член жюри выставляет в протокол собственную оценку, определяемую только им, независимо от мнения других членов жюри. Оценки, выставленные членами жюри, зачитываются ведущим для команд, участвующих в бою.
3.1. Критерии выставления оценок участникам биологического боя
3.1.1. Докладчику каждый член жюри выставляет три независимые оценки по следующим категориям:
а) "Полнота, Научность, Оригинальность". Оценивается: полнота решения задачи; корректность выбора модели решения; научность и логичность всех обоснований; оригинальность решения и личный вклад команды; отсутствие фактических и логических ошибок; объем теоретической базы и выбор основных источников информации.
б) "Умение докладывать". Оценивается: умение четко и убедительно излагать суть решения задачи; логичность изложения, наличие основной линии доклада; степень владения материалом по данной задаче; культура выступления, умение обращать внимание слушателей на основные идеи решения; использование наглядных пособий, рисунков, презентаций; наличие четких выводов по решению задачи.
в) "Участие в полемике". Оценивается: умение корректно, полно и убедительно отвечать на вопросы; ценность ответов для развития дискуссии; умение признавать недочеты своей работы и способность выработать общую точку зрения; корректное и этичное обращение с участниками; ценность участия членов команды в дискуссии.
3.1.2. Оппоненту каждый член жюри выставляет две независимые оценки по следующим категориям:
а) "Умение анализировать". Оценивается: умение понять представленный материал; способность объективно проанализировать решение по критериям полноты, научности и оригинальности; способность оценить адекватность выбора модели решения; умение раскрывать положительные и отрицательные моменты предложенного решения; способность быстро ориентироваться в предложенном решении задачи; культура выступления, умение четко и правильно формулировать мысли.
б) "Участие в полемике". Оценивается: умение вести полемику с другими участниками; ценность вопросов для развития дискуссии; умение задавать вопросы общего и уточняющего характера; умение выслушать и понять собеседника; корректное и этичное обращение с участниками; ценность участия членов команды в дискуссии.
3.1.3. Рецензенту каждый член жюри выставляет единственную оценку по следующим критериям:
"Умение рецензировать и участие в полемике". Оценивается: способность оценить полноту, научность и оригинальность решения; способность оценить качество представленного оппонентом анализа решения; способность оценить качество и содержательность полемики участников; культура выступления, умение четко и правильно формулировать мысли; умение вести полемику с другими участниками; ценность вопросов для развития дискуссии; умение задавать вопросы общего и уточняющего характера; умение выслушать и понять собеседника; корректное и этичное обращение с участниками; ценность участия членов команды в дискуссии.
3.2. Сумма баллов за все бои
Для каждой команды подсчитывается общая сумма баллов за все бои путем суммирования баллов, заработанных в каждом отдельном бою данной серии.
Рейтинг команды за все бои. Для каждой команды подсчитывается общий рейтинг за все бои путем суммирования рейтинговых баллов, заработанных в каждом отдельном бою серии. Значение общего рейтинга команды за все бои является первичным основанием для определения победителей Турнира. При равных значениях общих рейтингов за все бои у нескольких команд для определения первенства среди них используется значение общей суммы баллов за все бои.
3.3. Расчет зачетных параметров при определении личного первенства
Индивидуальный рейтинг участника подводится путем суммирования значений суммы баллов за действие (раунд) боя, в котором данный участник выступал в роли Докладчика, Оппонента или Рецензента. При этом суммируются все выступления участника на протяжении всех боев Турнира.
Значение индивидуального рейтинга участника является единственным основанием для выявления победителей Турнира в личном первенстве.

4. Организация Турнира

4.1. Мероприятия, которые проводятся в рамках Турнира
Мероприятия проводятся по графику, утвержденному Оргкомитетом Турнира и согласованному с Председателем Жюри. Во время Турнира проводятся:
а) жеребьевка команд (распределение по группам для боев);
б) биологические бои.
4.2. Положение о Лигах команд на Турнире
Оргкомитет и Жюри Турнира в случаях большого количества (12 и более) участвующих в Турнире команд могут принять решение о разделении команд на две лиги - Высшую ("Сеньоры") и Первую ("Юниоры"). Состав Высшей лиги ("Сеньоры") в основном формируют команды специализированных школ, лицеев и гимназий, в которых биология изучается на профильном уровне, а также команды - призеры и победители Турнира в предыдущем году. Состав Первой лиги ("Юниоры") в основном формируют команды общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, где биология не изучается на профильном уровне, а также команды-новички, ранее в Турнире участия не принимавшие.
Любая команда при подаче в Оргкомитет Турнира заявки на участие может указать название любой лиги, в которой она предпочитает выступать. Однако окончательное решение о том, в какой лиге будет выступать команда, принимают Оргкомитет и Жюри Турнира. В спорных случаях дополнительным основанием для распределения по лигам некоторых команд могут быть результаты жеребьевки команд Турнира.
При разделении команд на две лиги соревнования в них проводятся отдельно и абсолютно независимо - команды из разных лиг никогда не встречаются в одном бою. Для каждой лиги применяется своя схема распределения команд на бои, итоги командного и личного первенства участников внутри каждой лиги подводятся независимо. По результатам Турнира команды каждой лиги получают дипломы I, II и III степеней и сертификаты участников с добавлением в формулировке названия лиги, в составе которой они принимали участие в Турнире.
4.3. Жеребьевка команд
Жеребьевка команд проводится до начала боев Турнира и определяет порядок встреч команд в отборочных боях. Жеребьевка проводится в виде демонстрационной олимпиады - командам показывают на большом экране различные задания, после чего они заполняют бланки для ответов и сдают их на проверку членам жюри. Команды по результатам жеребьевки получают номера от 1 до № (где № - число участвующих команд) в зависимости от успешности выполнения заданий. Данный номер будет определять только положение команды в схеме боев Турнира и порядок встречи с командами-соперниками. Схема боев Турнира утверждается и публикуется до начала жеребьевки команд. Примеры схем боев приведены в приложении 3 Правил Всероссийского Турнира.
4.4. Биологические бои
В каждом бою соревнуются все команды-участницы, которые распределены на несколько групп (по три или четыре команды) в соответствии со схемой боев и результатами жеребьевки. Биологический бой в каждой группе команд проходит одновременно с остальными, по одинаковому списку из 12 заданий Турнира, и с участием группы из нескольких членов Жюри и Ведущего. В следующем отборочном бою состав групп команд и групп членов Жюри изменяется в соответствии со схемой боев.
Количество боев: три боя.
Набор заданий: основной пакет заданий Турнира из 12 задач.
Количество и типы отказов от задач: разрешена на выбор одна из двух взаимоисключающих стратегий "Отказы во время боя" - разрешены 2 тактических и 1 стратегический отказ в каждом отборочном бою для каждой команды без штрафных санкций; или "Отказ от задач на всю серию боев" - каждая команда может дать "вечные отказы" сразу от четырех задач на все бои Турнира (заявляются Председателю Жюри до начала боев).
4.5. Финальный бой
По решению Оргкомитета и Жюри Турнира для выявления абсолютного победителя Турнира в командном первенстве может быть проведен финальный бой. Проведение финального боя не является обязательным мероприятием для подведения итогов Турнира.
Условия участия в финале: в финал попадают три или четыре команды, обладающие наибольшей суммой рейтинговых баллов за все предыдущие бои Турнира. Если определение лучших команд по этому критерию невозможно, то учитывается сумма баллов, набранных за предыдущие бои.
Набор заданий: 5 задач из основного пакета заданий Турнира, отобранных путем рейтингового голосования среди команд - участниц финала. Голосование проводится сразу после принятия решения о проведении финального боя и определения состава команд - участниц финала. Результаты голосования обнародуются сразу после его проведения и обработки результатов.
Количество отказов от задач: каждая команда может один раз отказаться от выхода на доклад задачи без штрафных санкций.
4.6. Определение победителей Турнира
Командное первенство
Главным основанием для выявления победителей в командном первенстве Турнира является значение суммы рейтинговых баллов (РС) за все бои Турнира. Если определение лучших команд по этому критерию невозможно (одинаковые значения РС у нескольких команд), то учитывается сумма баллов, набранных за все бои Турнира.
Диплом I степени (и звание абсолютного победителя Турнира) получает одна команда, набравшая наибольшее количество рейтинговых баллов (РС) за все бои Турнира. Если таких команд несколько, то все они получают дипломы I степени (и звание победителя Турнира). Однако если в рамках Турнира был проведен финальный бой, то диплом I степени (и звание абсолютного победителя) получает одна команда, набравшая максимальное количество баллов (с точностью до целых) в финальном бою.
Дипломы II степени (и звание победителя Турнира) и III степени (и звание призера Турнира) распределяются между командами на основании решения Жюри Турнира. Однако если в рамках Турнира проводился финальный бой, то команды -участницы финала обеспечивают себе дипломы II степени.
Остальные команды получают сертификаты участника Турнира.
Число команд, получивших дипломы победителей и призеров, не может превышать 70% от общего числа команд - участников Турнира.
Личное первенство
Победители в личном первенстве определяются по значению индивидуального рейтинга участника.
Диплом I степени (и звание абсолютного победителя Турнира) получает единственный участник, набравший высший индивидуальный рейтинг.
Дипломы II степени (и звание победителя Турнира) и дипломы III степени (и звание призера Турнира) получают участники с высоким индивидуальным рейтингом.
Соотношение количества дипломов II и III степеней в личном первенстве зависит от разницы в баллах между участниками с ориентировочным распределением дипломов по степеням 2:3. Число участников, получивших дипломы победителей и призеров, не может превышать 50% от общего количества участников Турнира.
По решению Оргкомитета и Жюри Турнира могут быть также выявлены и награждены участники, наиболее успешно проявившие себя в роли Докладчика, Оппонента и Рецензента.

5. Условия участия команд в Турнире

К участию в Республиканском турнире юных биологов допускаются команды образовательных организаций Татарстана и регионов Поволжья, приславшие до 30 сентября 2014 года заявки, до 14 октября 2014 года подтвердившие свое участие в Турнире, выславшие одну решенную задачу и прошедшие отбор.

6. Сроки и место проведения

IV Республиканский турнир юных биологов пройдет с 24 по 26 октября 2014 года в ГАУ ДО "Республиканский олимпиадный центр" по адресу: г. Казань, ул. Социалистическая, д. 5.





Приложение 2
к Приказу МОиН РТ
от 23 сентября 2014 г. № 5389/14

СОСТАВ
ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА ПО ПРОВЕДЕНИЮ
IV РЕСПУБЛИКАНСКОГО ТУРНИРА ЮНЫХ БИОЛОГОВ ТАТАРСТАНА

N
Ф.И.О.
Должность
Председатель организационного комитета
1.
Мухаметов И.Р.
заместитель министра образования и науки РТ
Члены организационного комитета:
2.
Федорова Т.Т.
начальник управления общего образования Министерства образования и науки РТ
3.
Зарипова Г.Д.
директор ГАУ ДО "Республиканский олимпиадный центр" МОиН РТ
4.
Пупов Д.В.
к.б.н., научный сотрудник Института молекулярной генетики РАН, председатель жюри Турнира
5.
Закиров А.А.
заместитель директора по УМР ГАУ ДО "Республиканский олимпиадный центр" МОиН РТ, координатор Турнира
6.
Маликова Ф.А.
учитель биологии МАОУ "Лицей-интернат № 2" Московского района г. Казани, координатор Турнира





Приложение 3
к Приказу МОиН РТ
от 23 сентября 2014 г. № 5389/14

ЗАДАНИЯ
IV РЕСПУБЛИКАНСКОГО ТУРНИРА ЮНЫХ БИОЛОГОВ ТАТАРСТАНА

Для обсуждения в Турнире юных биологов используется заранее опубликованный список заданий. Это задания открытого типа: не имеющие окончательного и однозначного ответа, допускающие использование разнообразных подходов для их решения.
1. "Сцилла". Многие водные животные ведут прикрепленный образ жизни, но среди наземных животных такая экологическая стратегия не распространена. Какие факторы ограничивают распространение прикрепленных наземных животных? Предложите модель наземного позвоночного, ведущего прикрепленный образ жизни. С какими трудностями он будет сталкиваться и как он сможет их преодолеть?
2. "Старуха-процентщица". В среднем передача энергии с одного трофического уровня на другой составляет около 10%. Тем не менее для отдельных видов в трофических цепях это значение может быть как существенно больше, так и существенно меньше. Предложите модели самого "жадного" и самого "щедрого" организмов относительно передачи энергии на следующий трофический уровень. Какие экологические, физиологические и биохимические особенности будут характерны для каждого из них?
3. "Искушение паразитизмом". Среди каких типов многоклеточных животных переход к паразитизму может происходить проще всего, а среди каких - сложнее всего? С какими морфофизиологическими особенностями это связано? Какая из перечисленных Вами особенностей представляется ключевой для облегчения перехода к паразитизму?
4. "Мир без...". Человечество стремится практически полностью уничтожить некоторые виды вирусов и патогенных одноклеточных организмов. В научной печати обсуждается возможность искоренения и некоторых многоклеточных. Предложите пять наиболее подходящих для полного изъятия из биосферы кандидатов из числа многоклеточных организмов. Обоснуйте возможные последствия их уничтожения: как благоприятные для человека, так и неблагоприятные для экосистем.
5. "Девять жизней". У животных, развивающихся с метаморфозом, в жизненном цикле, как правило, присутствуют одна - две личиночные стадии. Приведите пример реально существующего животного, обладающего максимальным количеством различных личиночных стадий. Может ли гипотетическое животное иметь еще больше личиночных стадий? Какие факторы способствуют увеличению или, наоборот, уменьшению числа личиночных стадий в жизненном цикле животного?
6. "Экстрим". Среди прокариот встречаются различные экстремофилы: термофилы, галофилы, психрофилы и т.д. Какие группы многоклеточных животных являются чемпионами в различных "экстремальных дисциплинах", а какая - чемпионом в "экстремальном многоборье" (не учитывая человека)? Какие анатомические, физиологические и биохимические особенности обеспечивают успешное выживание этих животных в экстремальных средах?
7. "Универсальный мигрант". Экологическая стратегия некоторых растений состоит в том, чтобы быстро заселять незанятые территории. Встречается ли такая стратегия у животных? Предложите модели позвоночного и беспозвоночного животных, основу экологической стратегии которых составляет постоянная миграция в "свободные" биотопы. Какие морфофизиологические особенности позволили бы им максимально распространиться по земному шару? Какие животные наиболее близко подошли к реализации такой стратегии?
8. "Глаз-алмаз". Среди беспозвоночных встречаются животные, способные одновременно различать видимый, ультрафиолетовый, инфракрасный и поляризованный свет. Почему среди позвоночных нет животных с таким широким "спектром" зрения? Какую информацию позвоночным могло бы дать восприятие различных характеристик света? Каким систематическим группам позвоночных наиболее выгодны были бы максимально широкие возможности зрения?
9. "Надо делиться". Число клеточных делений в организме многоклеточных животных обычно ограничивается 50 - 60 делениями с момента образования зиготы. Это явление известно как предел Хейфлика. Существуют ли у одноклеточных организмов свои собственные пределы деления, не связанные с пределом Хейфлика? Предположите, с какими особенностями строения разных одноклеточных организмов они могут быть связаны и каким образом могут преодолеваться? (Исключено).
10. "Генетика без гороха". Грегор Мендель открыл свои знаменитые законы, используя в качестве объекта исследований горох. Как изменились бы методы скрещивания, если бы он работал не с покрытосеменным растением, а с папоротниками? Каких представителей отдела папоротниковидных лучше всего использовать для таких исследований? Какие признаки мог бы исследовать Мендель? Как выглядели бы в таком случае открытые им законы наследования?
11. "Вторично одноклеточные". В ходе эволюции многоклеточных эукариот иногда происходит возврат к одноклеточности, связанный с паразитизмом или комменсализмом, например, в случае трансмиссивных злокачественных заболеваний. Однако не известны случаи возникновения свободноживущих одноклеточных на основе высокодифференцированных многоклеточных (высших растений и трехслойных животных). С какими причинами это может быть связано? У каких современных организмов, относящихся к этим двум группам, наиболее вероятен такой переход? Какие условия могли бы стимулировать этот переход и каким мог бы быть его механизм? (Исключено).
12. "Аксон 2.0". Передача информации по нервным волокнам характеризуется направленностью и высокой скоростью. Какие физические принципы могли бы стать основой для других способов направленной и быстрой передачи информации внутри организма, без участия нервных волокон и потенциала действия? Как могли бы быть устроены передающие структуры, использующие эти принципы? Какие преимущества они могли бы дать? Какие ограничения на строение и функционирование организма накладывает использование таких структур? (Исключено).
13. "Добрый Гудвин". Предположим, что надежды трангуманистов сбылись и мы обладаем 3D принтером, способным по чертежу изготовить из соответствующих клеток и межклеточного матрикса любой человеческий орган, даже не существовавший до сих пор. В какую из систем органов человека (нервную, пищеварительную, кровеносную, дыхательную или выделительную) легче всего было бы добавить новый полезный орган? Опишите его структуру, особенности функционирования и регуляции.
14. "Беззащитные растения". Считается, что адаптивный иммунитет и иммунная память выгодны обладающим ими позвоночным животным. Их продолжительность жизни относительно велика, и поэтому они имеют шанс повторно встретиться с этим же патогеном. Однако многолетние растения также могут жить долго, тем не менее все их защитные реакции основаны только на уже существующем геномном разнообразии иммунных рецепторов. Какие анатомические, физиологические и биохимические особенности растений препятствуют появлению у них адаптивного иммунитета в ходе эволюции?
15. "Не отходя от кассы". В клетках прокариот в отличие от эукариот процессы транскрипции и трансляции не разобщены ни в пространстве, ни во времени. Сделайте следующий шаг и предложите схему строения и функционирования единого бактериального "фермента", совмещающего в себе активности рибосомы и РНК-полимеразы. Какие преимущества и недостатки будет иметь такая модель по сравнению с ныне существующей системой реализации генетической информации прокариот?


------------------------------------------------------------------