По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минэкологии и природных ресурсов РТ от 28.01.2014 N 56-п "О предоставлении информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга"



МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 28 января 2014 г. № 56-п

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ДАННЫХ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Во исполнение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и Постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)" в целях предоставления информации о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды хозяйствующими субъектами, подлежащими региональному государственному экологическому надзору, в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок организации производственного контроля в области охраны окружающей среды природопользователями и предоставления сведений об их результатах в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (приложение № 1).
2. Начальникам территориальных управлений (И.Н.Сабиров, Р.Д.Шагиахметов, Н.А.Васин, Р.Г.Ахметзянов, Р.М.Зайнуллин, Н.Г.Гарипов, Х.С.Мустакимов, А.А.Маликов) обеспечить:
2.1. Доведение данного Приказа до хозяйствующих субъектов согласно приложению № 2, функционирующих на подведомственной территории и обязанных представлять сведения об организации и результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) как уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 20 марта года, следующего за истекшим отчетным годом.
2.2. Обобщение поступивших от хозяйствующих субъектов сведений о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды и представление данной информации в срок до 20 апреля года, следующего за истекшим отчетным годом, в Управление государственной экологической экспертизы и нормирования воздействия на окружающую среду.
2.3. В случае непредставления хозяйствующими субъектами данных о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды в установленные данным приказом сроки привлечение соответствующих хозяйствующих субъектов к административной ответственности за нарушение требований ст. 26 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 № 89-ФЗ, ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ и ст. 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ.
3. Управлению государственной экологической экспертизы и нормирования воздействия на окружающую среду (Р.А.Шагидуллина) обеспечить:
3.1. Согласно требованиям подпункта "к" пункта 7 Положения о государственном экологическом мониторинге и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2013 № 681, своевременное направление информации о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
3.2. Информирование Управления охраны окружающей среды (А.А.Шубин) о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды для совместной выработки предложений по усилению контроля за работой систем очистки отходящих газов, выбросами вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников, систем очистки отработанных вод, работой очистных сооружений и качеством сточных вод, деятельностью по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
4. Управлению информационно-аналитической деятельности (В.Ч.Юранец) совместно с заинтересованными подразделениями Министерства обеспечить до 31.12.2014 создание информационного ресурса для оптимизации работ по обобщению и анализу результатов производственного контроля в области охраны окружающей среды.
5. Отделу правового обеспечения (В.А.Тронин) обеспечить регистрацию настоящего Приказа в Министерстве юстиции Республики Татарстан.
6. Приказ Министерства от 22.10.2013 № 618-п "О предоставлении информации в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга" считать утратившим силу.
7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра Р.И.Камалова.

Министр
А.Г.СИДОРОВ





Приложение № 1

Утвержден
Приказом
Министерства экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан
от 28 января 2014 г. № 56-п

ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
СВЕДЕНИЙ ОБ ИХ РЕЗУЛЬТАТАХ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Производственный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется во исполнение ст. 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 № 7-ФЗ в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, во исполнение ст. 26 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами и подлежащие региональному государственному экологическому надзору.
Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, во исполнение ст. 25 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 04.05.1999 № 96-ФЗ организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.
Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов для сброса сточных и/или дренажных вод.
1.2. Субъекты хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Татарстан согласно приложению № 2 обязаны представлять сведения об организации и результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды за предыдущий год в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - Министерство) как уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 20 марта года, следующего за истекшим отчетным годом.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

2.1. Система управления охраной окружающей среды организации (предприятия) состоит из следующих основных элементов:
- экологическая политика;
- планирование природоохранной деятельности;
- внедрение и функционирование системы охраны окружающей среды;
- проведение проверок деятельности, влияющей на окружающую среду;
- анализ результатов деятельности по охране окружающей среды со стороны руководства.
Экологическая политика организации (предприятия) в соответствии с характером и масштабом воздействия производственной деятельности на окружающую среду определяет важнейшие экологические аспекты деятельности, а также содержит цели и обязательства в области постоянного ее улучшения и предотвращения загрязнения.
Планирование природоохранной деятельности осуществляется исходя из выявляемых экологических аспектов деятельности и выделения из них приоритетных. При выделении приоритетных экологических аспектов учитываются:
- масштаб воздействия;
- требования нормативно-правовых актов;
- обязательства, определенные в экологической политике.
Внедрение и функционирование системы охраны окружающей среды подразумевает организацию и практическую реализацию природоохранной деятельности в организации. Эффективное функционирование системы управления охраной окружающей среды базируется на:
- распределении ответственности за охрану окружающей среды, которое основывается на организационной структуре системы управления охраной окружающей среды организации;
- системе экологического обучения персонала организации, определяющей: категории специалистов и персонала, чья деятельность оказывает воздействие на окружающую среду, критерии определения потребности в обучении, порядок принятия решений о направлении на обучение, порядок проверки эффективности обучения (аттестация);
- системе стимулирования персонала к повышению квалификации для повышения эффективности природоохранной деятельности;
- оперативной связи между различными уровнями системы управления охраной окружающей среды. В организации обеспечивается оперативная связь с внешними заинтересованными сторонами (федеральными, региональными и местными): контролирующими органами, научно-исследовательскими и консультационными организациями, общественными организациями и населением;
- системе обращения с документами, регламентирующими либо регистрирующими все аспекты этой деятельности. Система документооборота в области охраны окружающей среды функционирует в соответствии с внутренним регламентом, а также документами, регламентирующими отчетность перед контролирующими организациями;
- определении и контроле операций, влияющих на окружающую среду. Порядок управления операциями определяет: процедуры идентификации операций, выявление наиболее значимых операций, определение количественных и качественных критериев работы персонала на операциях с целью соблюдения установленных плановых экологических показателей и др.;
- системе предотвращения чрезвычайных и аварийных ситуаций, которая включает: процедуры и методы определения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, документирование всех возникающих аварийных и чрезвычайных ситуаций, порядок действий персонала в случае возникновения аварийной и чрезвычайной ситуации, план действий по предупреждению аварийных и чрезвычайных ситуаций и др.;
- проведении проверок деятельности, влияющей на окружающую среду, осуществляется в форме производственного контроля в области охраны окружающей среды и экологического аудита, в ходе которых регистрируются данные об окружающей среде, на основании которых проводится анализ, выявляются несоответствия и принимаются предупреждающие и корректирующие действия.
2.2. Организационная структура системы управления охраной окружающей среды организации (предприятия) - это совокупность всех органов управления, руководителей структурных подразделений, в том числе специально созданных для осуществления производственного контроля в области охраны окружающей среды и оценки уровня обеспечения экологической безопасности.
- Общее руководство организацией работ в рамках системы управления охраной окружающей среды предприятия и его структурных подразделений осуществляет директор предприятия.
- Непосредственное руководство организацией работы в рамках системы управления охраной окружающей среды предприятия и его структурных подразделений возлагается на должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации.
В организациях (предприятиях) создаются и функционируют соответствующие структуры системы обеспечения охраны окружающей среды - природоохранные службы.
Функции природоохранной службы определяются в соответствии с:
- экологической политикой организации (предприятия);
- основными задачами системы обеспечения охраны окружающей среды, которые закрепляются положением об этой службе и утверждаются руководителем организации.
На территориальном уровне такие функции должны отражать специфику предприятия, а также учитывать местные условия, требования органов государственного и муниципального контроля.
Численность, должностной и квалификационный состав, фонд оплаты труда работников природоохранной службы утверждается руководителем предприятия.
Численность и квалификационный состав природоохранной службы определяются на основе:
- основных производственных показателей (объемов производства, реализации продукции, количества транспортных средств и т.п.);
- видов и масштабов воздействия производственных процессов на объекты окружающей среды;
- природно-климатической и физико-географической специфики обслуживаемой территории, регионального размещения производственных объектов;
- расположения производственных объектов и их рассредоточенности по обслуживаемой территории;
- отраслевых Методических указаний по расчету нормативной численности природоохранной службы.

3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Основными задачами системы охраны окружающей среды являются:
- реализация системного подхода к обеспечению охраны окружающей среды в соответствии с требованиями стандартов серии ISO 14000, а также ГОСТ Р серии ИСО 14000;
- контроль за соблюдением субъектом хозяйственной и иной деятельности природоохранного законодательства, выполнением предписаний органов государственного экологического надзора;
- контроль за соблюдением соответствия технологических процессов, регламентов производства, оборудования и сооружений требованиям стандартов, правил и природоохранных норм;
- оценка и прогноз антропогенного воздействия на окружающую среду, состояния и использования природных ресурсов по результатам существующего состояния источников антропогенного воздействия, а также компонентов окружающей среды;
- контроль за состоянием очистных сооружений промышленных и ливневых стоков, водопроводно-канализационных сетей, пылегазоулавливающих установок, вентиляционных установок и систем, объектов размещения отходов производства и потребления и других природоохранных объектов;
- учет и анализ причин производственных инцидентов, аварий и чрезвычайных ситуаций с экологическими последствиями и контроль за выполнением мероприятий по их предупреждению, локализации и ликвидации;
- контроль за наличием, своевременной разработкой, утверждением и переоформлением нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также иных документов в области охраны окружающей среды;
- рассмотрение и согласование технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности, расположенных на территории Республики Татарстан, внедрения оборудования в подразделениях субъекта хозяйственной и иной деятельности, осуществление которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду;
- контроль за осуществлением платежей за негативное воздействие на окружающую среду;
- оперативность контроля и передачи информации, обеспечивающих принятие своевременных решений по ликвидации или снижению негативного воздействия на окружающую среду;
- получение и передача руководству предприятий, органам государственного и экологического надзора сведений, подлежащих государственному статистическому учету, информации о качественном и количественном содержании загрязняющих веществ в объектах контроля, о показателях физических и биологических параметров объектов;
- соблюдение требований единства измерений в соответствии с законодательными и другими правовыми нормами;
- организация экологического обучения руководящих работников и специалистов субъектов хозяйственной и иной деятельности;
- осуществление взаимодействия с органами государственного экологического надзора.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

4.1. Объекты производственного контроля в области охраны окружающей среды.
К объектам производственного контроля в области охраны окружающей среды относятся:
- источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух: стационарные и передвижные;
- системы очистки отходящих газов;
- источники сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду (в водные объекты, в подземные грунты, на рельеф местности), в системы канализации и сети водоотведения;
- системы очистки отработанных вод;
- водозаборы, системы оборотного и повторного водоснабжения (при выходе загрязняющих веществ в окружающую среду);
- источники образования отходов производства (цеха, участки, технологические процессы);
- объекты размещения и утилизации отходов производства и потребления (площадки временного хранения, полигоны и др.);
- склады и хранилища сырья, материалов, реагентов, готовой продукции;
- объекты окружающей среды, расположенные в пределах промышленных площадок, территории (акватории), где осуществляется природопользование, зоны воздействия, в том числе санитарно-защитные зоны;
- почвы и природные воды, загрязненные по вине субъекта хозяйственной и иной деятельности.
4.2. Производственный экологический контроль за состоянием атмосферного воздуха.
Контроль за выбросами предприятий в атмосферу и за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временно согласованных выбросов (ВСВ) включает:
- определение объекта контроля;
- установление периодичности и сроков контроля соответствующего объекта;
- обеспечение применения методов и средств контроля за выбросами.
Производственный экологический контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВСВ) осуществляется:
- непосредственно на источниках;
- на границе СЗЗ или ближайшей жилой застройки;
- на контрольных точках, определенных для предприятий в соответствии с проектом ПДВ или по результатам сводных расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ по городу;
- в случае, когда преобладающий вклад в значения приземных концентраций (по результатам сводных расчетов рассеивания) вносят неорганизованные источники или совокупность мелких источников, для которых контроль непосредственно на источнике затруднен, контроль осуществляется на специально выбранных точках или с помощью подфакельных наблюдений. Контрольные точки выбираются исходя из расчетов рассеивания ЗВ таким образом, чтобы наблюдаемые в них уровни концентраций в максимально возможной степени характеризовали воздействие конкретного источника или группы источников. Выбор контрольных точек может быть скорректирован органами государственного и муниципального экологического контроля.
При проведении производственного экологического контроля атмосферного воздуха оцениваются:
- количественный и качественный состав выбросов от стационарных и передвижных источников загрязнения;
- соблюдение нормативов ПДВ и ВСВ;
- качество атмосферного воздуха в зоне воздействия предприятия на окружающую среду, в том числе в санитарно-защитных зонах.
Контроль за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится расчетными (балансовыми, а также основанными на удельных технологических нормативах или закономерностях протекания физико-химических процессов) и химико-аналитическими (инструментальными) методами в соответствии с требованиями нормативных документов или по предписанию органов государственного и муниципального экологического надзора. К расчетным методам, как правило, относятся и расчетно-аналитические методы, в которых в качестве параметров расчетных формул для определения величины выброса (г/с) используются значения измеренных концентраций загрязняющих веществ (мг/куб. м) в атмосферном воздухе. При проведении измерений должны использоваться методики, внесенные в специальный Перечень (Перечень методик, внесенных в Государственный реестр методик количественного химического анализа, часть III. Количественный химический анализ атмосферного воздуха, промвыбросов в атмосферу и воздуха рабочей зоны). Перечень может периодически изменяться и дополняться. Использование других методик, в том числе отраслевых, допускается в случае, если они прошли аттестацию в соответствии с установленными требованиями.
Перечень измеряемых показателей, диапазоны измерения концентраций, методы и методики выполнения измерений должны соответствовать указанным в области аккредитации лаборатории, в том числе контрактной.
При проведении расчетов должны использоваться методики, рекомендованные в установленном порядке к применению, и программные продукты, реализующие алгоритм этих методик и рекомендованные специально уполномоченными органами в установленном порядке.
Контроль выбросов проводится по той же методике, согласно которой эти выбросы были определены, а при использовании расчетных методов контролируются основные параметры, входящие в расчетные формулы.
Измерения на границе СЗЗ (или ближайшей жилой застройки) следует выполнять при тех же метеоусловиях, которым соответствуют значения расчетных концентраций в контрольных точках.
Для осуществления контроля за соблюдением ПДВ составляется план-график в соответствии с "Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух", СПб., НИИ Атмосфера, 2005.
План-график включает:
- производство, цех, участок;
- номер источника и (или) контрольной точки на карте-схеме предприятия;
- код, наименование выбрасываемого вещества;
- периодичность контроля;
- норматив выбросов ПДВ (ВСВ), г/с, мг/куб. м;
- кем осуществляется контроль;
- методику проведения контроля.
При осуществлении контроля на границе СЗЗ, жилой застройки, в контрольных точках в план-график дополнительно включаются разделы:
- № контрольной точки и ее координаты;
- концентрация в атмосферном воздухе, мг/куб. м;
- метеоусловия (напр. ветра, градус; скорость, м/с).
Периодичность контроля устанавливается исходя из определенной категории сочетания "источник - вредное вещество":
- I категория - 1 раз в квартал;
- II категория - 2 раза в год;
- III категория - 1 раз в год;
- IV категория - 1 раз в 5 лет.
Периодичность контроля может быть скорректирована по усмотрению органов государственного экологического надзора в зависимости от экологической обстановки в городе.
Графики контроля источников выбросов загрязняющих веществ утверждаются руководителем предприятия и согласуются с Министерством.
Предприятия, осуществляющие контроль за соблюдением ПДВ (ВСВ) в соответствии с планом-графиком, утвержденным в установленном порядке, вправе использовать результаты контроля при заполнении формы государственной статистической отчетности 2-тп (воздух).
Автотранспортные предприятия или иные предприятия, имеющие на балансе автотранспортные средства, обеспечивают выполнение требований по их эксплуатации и ремонту. Экологические требования к автотранспорту включают соответствие (или несоответствие) техническим нормативам выбросов вредных веществ в атмосферу, установленным соответствующими стандартами.
Контроль за содержанием углерода оксида и углеводородов для автомобилей с бензиновыми двигателями или дымности для автомобилей с дизельными двигателями проводят при выборочных проверках автомобилей, выезжающих на линию, и после технического обслуживания, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах.
При превышении установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу субъектом хозяйственной и иной деятельности устанавливаются причины и разрабатываются мероприятия по устранению сверхнормативного выброса.
Мероприятия по регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
Предприятиям и организациям, перечень которых утвержден Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.05.2012 № 407, разрабатывают в составе проекта ПДВ мероприятия по регулированию выбросов на период НМУ для каждой из трех степеней предупреждения о повышении уровня загрязнения атмосферы.
Предупреждения о повышении уровня загрязнения атмосферного воздуха в связи с ожидаемыми неблагоприятными условиями составляет государственное учреждение "Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Республики Татарстан".
Мероприятия по сокращению выбросов в периоды НМУ разрабатываются и оформляются в виде плана по форме, установленной действующим законодательством и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды. План мероприятий по сокращению выбросов в периоды НМУ утверждается руководителем субъекта хозяйственной и иной деятельности или иным уполномоченным должностным лицом и согласуется с Министерством.
Производственный экологический контроль за выполнением мероприятий по сокращению выбросов в период НМУ осуществляется в соответствии с утвержденными на предприятии графиками.
Предприятия, расположенные в городах (районах), по которым не разрабатываются схемы прогнозов наступления НМУ, данный раздел не разрабатывают.
Порядок взаимодействия предприятий и органов государственного экологического надзора в период НМУ на территории Республики Татарстан устанавливается Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.05.2012 № 407 "Об организации работы по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий".
Результаты государственного экологического надзора отражаются в актах проверок и заносятся в журнал учета мероприятий по контролю.
4.3. Производственный экологический контроль за состоянием водных объектов.
Соблюдение нормативов допустимых сбросов (далее - НДС) включает контроль за:
- расходом, составом и свойствами сточных вод на отдельных звеньях технологической схемы очистки и их соответствием установленным регламентам;
- расходом, составом и свойствами сточных вод, сбрасываемых в водные объекты, и их соответствием установленным НДС;
- расходом, составом и свойствами вод в местах собственных водозаборов, фоновых и контрольных створах водных объектов, принимающих сточные воды, и соблюдением норм качества воды в контрольных створах.
Осуществление контроля качества поверхностных вод в фоновых створах осуществляется организацией, имеющей соответствующую лицензию на этот вид деятельности.
Для осуществления контроля за соблюдением НДС разрабатывается и согласуется план-график производственного контроля в области охраны окружающей среды за работой очистных сооружений и качеством сточных и природных вод.
План-график включает:
- ситуационную карту-схему субъекта хозяйственной и иной деятельности с указанием точек пробоотбора (проведения измерений);
- сведения (по каждой точке) о способах и технике пробоотбора, периодичности пробоотбора или регламенте измерений, выполняемых непосредственно в точке контроля;
- перечень контролируемых загрязняющих веществ, при необходимости - физических и биологических показателей;
- перечень применяемых методик выполнения измерений и тестирования, а также используемых средств измерений;
- сведения о лабораторной службе, выполняющей отбор, измерение и тестирование.
При проведении измерений должны использоваться методики, внесенные в специальный Перечень. Перечень может периодически изменяться и дополняться. Использование других методик, в том числе отраслевых, допускается в случае, если они прошли аттестацию в соответствии с установленными требованиями.
Перечень измеряемых показателей, диапазоны измерения концентраций, методы и методики выполнения измерений должны соответствовать указанным в области аккредитации лаборатории, в том числе контрактной.
Измерение расходов воды производится в пунктах учета на каждом водозаборе и выпуске возвратных вод, а также в системах оборотного водоснабжения и точках передачи воды другим потребителям. Выбор водоизмерительных приборов и устройств определяется их назначением, величиной измеряемых расходов воды, производительностью водозаборных и водосбросных сооружений. На предприятиях, не имеющих соответствующей аппаратуры, расходы воды в порядке исключения до установки контрольно-измерительных приборов могут определяться расчетом.
Перечень производственных сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ, технологические схемы для очистки и обезвреживания, объем и периодичность аналитического контроля определяются на основании нормативно-технических документов по проектированию и эксплуатации технологического оборудования.
Состав и свойства сточных возвратных вод определяются на выпуске (выпусках) их в водные объекты. Наряду с отбором сточных возвратных вод производится отбор проб исходной воды водоисточника для определения фоновых показателей, а также отбор проб воды после ее смешения с возвратными водами в контрольном створе в соответствии с графиком.
В случае обнаружения токсичности сточных вод, отводимых в водный объект, или вод в контрольном створе водного объекта проводятся углубленные химические исследования качества вод с целью определения конкретных веществ, обусловливающих эту токсичность, и пересматриваются НДС.
При проведении производственного экологического контроля водных объектов оцениваются:
- состав и свойства исходных вод в местах собственных водозаборов;
- систематические данные об объемах забираемой, используемой и возвратной воды и их соответствие установленным лимитам;
- качественный и количественный состав различных категорий сточных вод;
- эффективность работы очистных сооружений, качественный и количественный состав очищенных и повторно используемых вод;
- состав и свойства возвратных вод и соответствие их установленным НДС;
- качество вод в фоновых и контрольных створах водных объектов;
- исходные данные к отчетности предприятия по установленным формам отчетности.
4.4. Производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления
Производственный экологический контроль в области обращения с отходами включает:
- проверку порядка и правил обращения с отходами;
- анализ существующих производств с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов;
- составление и утверждение паспорта отхода;
- определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными лимитами на размещение отходов в окружающей среде;
- мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) и (или) объектах захоронения отходов;
- проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов;
- проверку эффективности и безопасности для окружающей среды и здоровья населения эксплуатации объектов для размещения отходов.
При проведении производственного экологического контроля в области обращения с отходами оценивается уровень загрязнения почв, атмосферного воздуха и грунтовых вод в местах размещения отходов.
При проведении измерений должны использоваться методики, внесенные в специальный Перечень. Перечень может периодически изменяться и дополняться. Использование других методик, в том числе отраслевых, допускается в случае, если они прошли аттестацию в соответствии с установленными требованиями.
Перечень измеряемых показателей, диапазоны измерения концентраций, методы и методики выполнения измерений должны соответствовать указанным в области аккредитации лаборатории, в том числе контрактной.
В случае обнаружения высоких уровней загрязнения или токсичности почв разрабатываются мероприятия по их рекультивации. При обнаружении токсичности подземных вод проводятся исследования по установлению причин токсичности и принимаются меры по предотвращению загрязнения подземных вод. По требованию органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации разрабатывается план мероприятий по уменьшению негативного воздействия мест складирования, размещения, захоронения отходов на состояние окружающей среды.
Порядок производственного контроля в области охраны окружающей среды за источниками выделения загрязняющих веществ и образованием отходов в технологических процессах и стадиях, системами повторного и оборотного водоснабжения, рециклирования сырья, реагентов и материалов, другими внутрипроизводственными системами, как правило, определяется соответствующими технологическими регламентами, стандартами, инструкциями по эксплуатации, другой нормативной документацией.
Юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в соответствии с Порядком осуществления производственного контроля в области обращения с отходами по согласованию с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.

5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Экоаналитический контроль за соблюдением природоохранных нормативов воздействия на окружающую среду осуществляется непосредственно на источниках негативного воздействия на окружающую среду, входящих в состав контролируемого объекта.
Процедура проведения мероприятий по экоаналитическому контролю в общем виде должна включать следующие этапы:
Установление нормативов значения контролируемого показателя воздействия на окружающую среду согласно разрешительной документации;
Первичный осмотр источника негативного воздействия на окружающую среду и регистрация технологических параметров его работы в момент проведения проверки;
Контроль правильности расположения точек отбора проб;
Проведение прямых измерений или отбор проб в соответствии с требованиями МВИ;
В случае отбора проб - их регистрация, консервация, транспортировка для анализа и лабораторный анализ;
В случае использования инструментальных методов, в том числе автоматических приборов непрерывного действия, - фиксация результатов измерений;
В случае использования расчетных или расчетно-аналитических методов - фиксация технологических параметров работы источников воздействия, необходимых для проведения расчетов;
Расчет фактических значений нормируемых параметров воздействия на окружающую среду и их сравнение со значениями, установленными в разрешительной документации;
Оформление актов отбора проб и/или протоколов измерений.

6. КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ И УСТРОЙСТВ
ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ПЛАНЫ-ГРАФИКИ
ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Процедура контроля работоспособности и эффективности систем и устройств природоохранного назначения должна включать следующие этапы:
установление нормируемых показателей работы систем и устройств природоохранного назначения в соответствии с технической документацией и первичный осмотр систем и устройств;
контроль правильности расположения точек проведения измерений (точек отбора проб) и их оснащения;
определение технологических параметров работы систем и устройств природоохранного назначения;
отбор проб на входе и выходе систем и устройств природоохранного назначения;
расчет показателей эффективности работы систем и устройств и сравнение с паспортными значениями.

7. ПЕРВИЧНЫЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Учет и анализ показателей состояния источников загрязнения и объектов окружающей среды в районе размещения организации (предприятия) является основой для оценки эффективности работы по системе обеспечения охраны окружающей среды.
Согласно действующему законодательству, иным нормативным актам, а также методическим и инструктивно-техническим документам на предприятиях организуется и осуществляется учет:
- источников промышленных выбросов, сбросов и отходов производства и потребления;
- первичной отчетной документации (журналы ПОД);
- всех выполненных мероприятий по охране окружающей среды;
- договоров страхования риска ответственности за причинение вреда окружающей среде при эксплуатации опасного производственного объекта.
С этой целью предприятия ведут следующие учетные формы:
По выбросам в атмосферу (журналы первичной отчетной документации):
- ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик";
- ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна";
- ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок";
- Журнал результатов проверок автомобилей на содержание загрязняющих веществ в выхлопных газах;
- Данные замеров концентраций загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу в соответствии с графиком контроля.
По изъятию и сбросам в водоем:
- Формы учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества согласно Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, утвержденному Приказом Минприроды РФ от 08.07.2009 № 205.
По учету движения отходов:
- Таблицы данных учета согласно Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721;
- Товарно-транспортные накладные;
- Справки о передаче промышленных отходов на полигоны ТБО, другим промышленным предприятиям и т.д.

8. СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Субъекты хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Татарстан (согласно приложению № 2) обязаны предоставить отчет о результатах контроля за выполнением мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также за соблюдением требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан как уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 20 марта года, следующего за истекшим отчетным годом.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в зависимости от вида деятельности в области обращения с отходами, предоставляют сведения об образовании, сборе, передаче другим организациям, обработке, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении отходов с приложением подтверждающих документов, данные учета движения отходов.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, дополнительно представляют: сведения об объекте размещения отходов; сведения об обеспечении наблюдений (мониторинга) за состоянием окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в зоне его влияния; сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние окружающей среды на территории объекта размещения отходов и его воздействие на окружающую среду; документы наблюдений (мониторинга) за состоянием окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в зоне его влияния; выводы о наличии (об отсутствии) негативного воздействия на окружающую среду, их объемах и уровнях.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, предоставляют результаты работ систем очистки отходящих газов, данные учета по формам: ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик"; ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране воздушного бассейна"; ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок", результаты контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников, а также копии протоколов результатов аналитического контроля.
Водопользователи, осуществляющие пользование водных объектов для сброса сточных и/или дренажных вод, предоставляют результаты работ систем очистки отработанных вод, работ очистных сооружений и качеств сточных вод, учета по формам учета объемов забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта, объемов сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, а также копии протоколов результатов аналитического контроля.





Приложение № 2

Утверждены
Приказом
Министерства экологии и природных
ресурсов Республики Татарстан
от 28 января 2014 г. № 56-п

КРИТЕРИИ
ОТНЕСЕНИЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ К ОБЪЕКТАМ <*>, ОБЯЗАННЫМ
ПРЕДСТАВЛЯТЬ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТАХ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В МИНИСТЕРСТВО ЭКОЛОГИИ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ
ТАТАРСТАН КАК УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов для сброса сточных и/или дренажных вод.
Примечание.
<*> Субъекты хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Татарстан, не включенные в список, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.09.2011 № 727 "Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Республики Татарстан, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".
<**> Водопользователи, осуществляющие использование водных объектов и подлежащие федеральному государственному экологическому надзору, направляют информацию в Министерство согласно условиям решения о предоставлении водного объекта в пользование.


------------------------------------------------------------------