Постановление Президиума ГС РТ от 31.01.2014 N 3308-IV ГС "О практике работы Лениногорского муниципального района в сфере оказания населению жилищно-коммунальных услуг"
ПРЕЗИДИУМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2014 г. № 3308-IV ГС
О ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЛЕНИНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ
Заслушав и обсудив доклады и сообщения членов Президиума Государственного Совета Республики Татарстан и приглашенных, Президиум Государственного Совета Республики Татарстан отмечает, что реализация в республике ряда долгосрочных целевых программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства и, прежде всего, Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004 - 2010 годы, утвержденной Законом Республики Татарстан от 11 декабря 2004 года № 65-ЗРТ, позволила стабилизировать ситуацию в жилищно-коммунальной сфере, повысить качество жилищно-коммунальных услуг, эффективность и надежность функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, что выразилось в снижении доли убыточных организаций, увеличении собираемости платежей, снижении физического износа основных фондов, повышении уровня благоустройства в жилищном фонде, ликвидации перекрестного субсидирования, создании основ системы управления многоквартирными домами и развитии самоуправления в жилищной сфере, снижении объемов потребления населением коммунальных услуг.
В рамках рассматриваемого вопроса необходимо отметить определенные положительные результаты реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства в Лениногорском муниципальном районе.
Уровень износа тепловых сетей в Лениногорском муниципальном районе в 2012 году составлял 80%. В целях обеспечения надежного и качественного теплоснабжения г. Лениногорска разработана инвестиционная программа "Модернизация, новое строительство и техническое перевооружение теплового хозяйства Лениногорского района Республики Татарстан на период 2013 - 2014 годы" (без привлечения средств тарифного источника). Объем финансирования мероприятий программы составляет 481 млн рублей. По итогам реализации в 2013 году первого этапа построено 5 блочно-модульных котельных, проложено 7 км тепловых сетей, переведено на индивидуальные системы отопления 75 квартир. Ожидаемый годовой экономический эффект составляет 18,43 млн рублей.
Результатом комплекса мер по повышению уровня собираемости платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ), принятых в Лениногорском муниципальном районе, явилось достижение в 2013 году близкой к стопроцентному (99,9%) уровня собираемости. Уровень собираемости платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги в 2013 году в Лениногорском муниципальном районе выше среднереспубликанского на 1%.
В Лениногорском муниципальном районе один из самых высоких уровней оснащенности в республике общедомовыми и индивидуальными приборами учета (по горячему водоснабжению - 94,4% (по РТ - 84,7%); по холодному водоснабжению - 94,9% (по РТ - 82,2%); по электроснабжению - 99,5% (по РТ - 93,3%). Однако высокий процент оснащенности приборами учета не гарантирует достоверное начисление платы за коммунальные услуги. Так, в ряде муниципальных образований республики существует практика при наличии установленных приборов учета расчет платы производить по нормативам потребления коммунальных услуг.
В Лениногорском муниципальном районе найдено оптимальное техническое решение доступа представителей управляющих организаций к индивидуальным приборам учета с обеспечением их сохранности, что способствует прозрачности начислений платежей за коммунальные услуги, решению проблемы недосбора платежей, а также содержанию подвальных помещений в многоквартирных домах в соответствии с нормативными техническими и санитарно-гигиеническими требованиями.
Несмотря на положительные результаты, достигнутые в Республике Татарстан в жилищно-коммунальной сфере, остается целый ряд нерешенных проблем, что вызывает справедливое недовольство граждан. Жалобы по жилищно-коммунальной тематике вышли в 2013 году на первое место по количеству обращений, что требует повышения эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг.
Президиум Государственного Совета Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
I. Признать положительной практику работы Лениногорского муниципального района в части повышения качества предоставляемых населению жилищно-коммунальных услуг путем организации приборного учета, обеспечения прозрачности потребления жилищно-коммунальных услуг и сбора платежей населения.
II. Рекомендовать:
1. Кабинету Министров Республики Татарстан:
1.1. Принять меры по созданию прозрачной и доступной для потребителя системы расчетов за жилищно-коммунальные услуги:
проанализировать причины и подготовить предложения по законодательному урегулированию проблем неплатежей и задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве в части возникающих дисбалансов в расчетах между поставщиками энергоресурсов и управляющими организациями;
продолжить работу по созданию Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства;
ввести в Республике Татарстан единую форму счета-фактуры, отвечающую установленным требованиям и позволяющую собственникам контролировать правильность начислений;
1.2. Продолжить работу по оптимизации и развитию конкуренции в сфере предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, прежде всего услуг по управлению многоквартирными домами. Проанализировать ситуацию в сфере управления многоквартирными домами и при необходимости внести изменения в нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан, устанавливающие нормы оптимальной управляемости многоквартирными домами в составе одной управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов собственников и управляющих организаций;
1.3. Предпринимать меры по сдерживанию роста тарифов на коммунальные услуги:
обеспечить установление долгосрочных тарифов на коммунальные ресурсы;
применять практику государственно-частного партнерства при разработке инвестиционных программ в коммунальной сфере без тарифных источников;
1.4. Продолжить работу над созданием благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства;
1.5. Изучить возможность оптимизации договорных отношениях на поставку коммунальных услуг населению путем внесения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию при наличии договора о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, и принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива решения о переходе на такой способ расчетов.
2. Совету муниципальных образований Республики Татарстан продолжить работу по обобщению и распространению положительного опыта работы муниципальных образований Республики Татарстан при предоставлении населению жилищно-коммунальных услуг.
3. Органам местного самоуправления поселений и городских округов:
3.1. Завершить в 2014 году утверждение схем водоотведения, водо-, теплоснабжения поселений, городских округов и обеспечить принятие организациями коммунального комплекса инвестиционных программ и нормативов удельного расхода топлива и технологических потерь при расчете тепловой энергии;
3.2. Принять меры по активному вовлечению в коммерческий оборот объектов коммунального комплекса, используя механизмы государственно-частного партнерства, концессионных соглашений;
3.3. Изучить практику Лениногорского муниципального района по переводу квартир на разводку линий водоснабжения по индивидуальным стоякам с установкой индивидуальных приборов учета в закрытых подвальных помещениях;
3.4. Изучить возможность и экономическую целесообразность установки приборов учета энергоресурсов с дистанционным снятием их показаний;
3.5. Усилить контроль за деятельностью управляющих организаций и ТСЖ, в том числе за обоснованностью начисления платы за жилищно-коммунальные услуги;
3.6. Рассмотреть возможность формирования или использования имеющегося в муниципальном образовании маневренного фонда для переселения граждан, выселенных в связи с невнесением платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев.
III. Комитету Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству:
продолжить работу по мониторингу законодательного регулирования проблем неплатежей и задолженности в жилищно-коммунальном хозяйстве;
в IV квартале 2014 года заслушать на заседании комитета ход исполнения данного Постановления.
IV. Предложить ОАО "Татмедиа" освещать в средствах массовой информации положительный опыт работы муниципальных образований Республики Татарстан в сфере оказания населению жилищно-коммунальных услуг.
V. С целью изучения целесообразности реализации направить в Кабинет Министров Республики Татарстан предложения участников выездного заседания Президиума Государственного Совета Республики Татарстан по повышению качества жилищно-коммунальных услуг, эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса в Республике Татарстан (прилагается).
VI. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Государственного Совета Республики Татарстан А.П.Гусева.
Председатель
Государственного Совета
Республики Татарстан
Ф.Х.МУХАМЕТШИН
Приложение
к Постановлению
Президиума
Государственного Совета
Республики Татарстан
от 31 января 2014 г. № 3308-IV ГС
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
УЧАСТНИКОВ ВЫЕЗДНОГО ЗАСЕДАНИЯ ПРЕЗИДИУМА
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ВОПРОСУ
"О ПРАКТИКЕ РАБОТЫ ЛЕНИНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ НАСЕЛЕНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ"
1. Разработать концепцию создания "коммунального фонда".
2. Расширить практику заключения энергосервисных контрактов.
3. Обязать собственника помещений в многоквартирных домах заключать "прямые" договоры на ресурсоснабжение.
4. Привести порядок начислений в соответствие с действующим законодательством и организовать действенный контроль соответствия порядка начислений за потребленные коммунальные ресурсы (в т.ч. за потребленную тепловую энергию) действующему законодательству, для чего создать Единый расчетный центр с блоком контроля правильности начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги.
5. Оборудовать все многоквартирные дома, за исключением домов, максимальный объем потребления тепловой энергии в которых составляет менее 0,2 Гкал\ч (ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), общедомовыми приборами учета потребления тепловой энергии.
6. С целью установления контроля за хозяйственной и финансовой деятельностью управляющих компаний необходимо:
развивать институт Советов МКД, введенный Жилищным кодексом РФ;
провести обучение председателей советов МКД и наделить их правами: подписи актов технического состояния МКД по результатам весеннего и осеннего осмотров; согласования планов работ по содержанию и ремонту общего имущества (по уборке мест общего пользования, уборке придомовой территории, текущему и капитальному ремонту и т.п.); подписи актов выполненных работ по содержанию и ремонту общего имущества.
7. Вывести ЕРЦ из-под влияния управляющих организаций, для чего создать Республиканское государственное предприятие "ЕРЦ".
8. Реализовать на государственном предприятии "ЕРЦ" систему расчетов, подобную казначейской, а именно: все средства, поступающие за оплату жилищно-коммунальных услуг после "расщепления", зачислять на 3 группы счетов:
за управление домами - на счет управляющей компании, которой УК может распоряжаться сразу после поступления денежных средств;
за жилищные услуги - на счета подрядных организаций, которыми подрядчики смогут воспользоваться только после подписания акта выполненных работ с управляющей организацией;
за поставленные коммунальные услуги - на счета ресурсоснабжающих организаций, которыми последние смогут воспользоваться только после подписания акта сверки с управляющей организацией.
9. Разработать механизм бюджетной поддержки советов многоквартирных домов.
10. Провести аудит одной управляющей организации на предмет оптимальной управляемости многоквартирными домами в составе одной управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, учитывая необходимость соблюдения баланса интересов собственников и управляющих организаций.
11. Укрепить Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, увеличив численность и усилив профессиональными кадрами блок жилищно-коммунального хозяйства в составе действующего министерства.
12. Изучить вопрос направления субсидий, предоставляемых населению на оплату жилищно-коммунальных услуг, непосредственно организациям коммунального комплекса в счет долгов населения.
13. Не регистрировать сделки купли-продажи квартир до погашения долга по коммунальным услугам, запретить регистрацию граждан в квартирах неплательщиков.
14. Запретить производителям индивидуальных приборов учета выпуск счетчиков классов "А" и "В", допускающих большую погрешность.
В течение 3 лет произвести замену индивидуальных приборов учета на более качественные приборы типа TRP.
15. В каждом городе создать Департамент жилищно-коммунального хозяйства с подчинением всех коммунальных, обслуживающих предприятий и организаций, управляющих организаций и ТСЖ данному Департаменту. В свою очередь, департаменты ЖКХ подчинить исполкомам муниципальных образований.
16. Законодательство о ресурсосбережении должно быть приведено в соответствие с Жилищным кодексом РФ. Нормативы потребления должны рассчитываться для каждого дома в соответствии с индивидуальными (проектными, эксплуатационными) особенностями каждого многоквартирного дома. Нормативы не должны быть усредненными и не должны зависеть от количества проживающих (зарегистрированных) граждан.
17. Управляющим организациям должно быть предоставлено право быть полноправным участником рыночных отношений. Управляющие организации должны иметь право продавать энергоресурсы населению в розницу. Расходы на проведение работ по организации начислений и сборов оплаты за ресурсы должны оплачиваться РСО либо должны быть включены в стоимость ресурса. Необходимо обеспечить возможность управляющим организациям закупать объемы ресурсов у ресурсоснабжающих организаций по оптовым ценам.
18. Необходимо разработать единый регламент взаимодействия ресурсоснабжающих и управляющих организаций как в техническом плане, так и в финансовом.
19. Необходимы единые стандарты учета потребленных ресурсов. Так, к примеру, в настоящее время учет объемов ведется силами управляющих организаций, приборами учета, установленными в тепловых пунктах домов, количество потерь при транспортировке тепла до объекта потребления исчисляется с помощью формул, которые управляющим организациям неизвестны.
20. Понятие "качество поставляемого ресурса (услуги)" должно быть четко определено и для поставщика, и для потребителя.
21. Тарифы на содержание жилищного фонда должны быть экономически обоснованы и безубыточны. Население должно привыкнуть содержать собственный жилой фонд. Степень ответственности должна быть определена для недобросовестных плательщиков. Процедуры поощрения и наказания за оплату в срок и неуплату должны быть предложены населению.
Тарифы за ресурсы должны быть прозрачны и посильны для населения.
22. Разрешить муниципальным предприятиям или предприятиям с участием государства напрямую заниматься вопросами управления и содержания жилищного фонда. В качестве "пилотной" площадки предлагаем взять наиболее проблемный участок, например, в Казани это Вахитовский район. На его примере мы сможем проследить эффективность предлагаемой схемы работы, которая дала положительные результаты, например, в сфере благоустройства и содержания дорог Казани.
Для проведения эксперимента необходима корректировка федерального законодательства, в первую очередь Закона о МУПах, Закона о фонде содействия реформированию ЖКХ и других.
23. Необходимо принятие решений о списании безнадежных долгов населения и управляющих организаций перед поставщиками, об оплате услуг поставщиков и подрядчиков в объеме собранных постатейно средств.
24. Поддержать инициативу Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о лицензировании деятельности управляющих организаций.
25. Ввести практику дифференцированной подомной тарификации: сколько денег в доме собрано - столько на него должно быть и потрачено. Разработать механизм субсидирования "убыточных" многоквартирных домов.
26. Необходимо принятие целевых программ по финансированию предприятий коммунальной инфраструктуры на уровне республики.
27. Создать муниципальные унитарные предприятия в целях управления многоквартирными домами и обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами.
------------------------------------------------------------------