По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

<Письмо> Минобрнауки РТ от 31.01.2014 N 1313/14 "О направлении Положения конкурса"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 31 января 2014 г. № 1313/14

О НАПРАВЛЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ КОНКУРСА

В целях подготовки к муниципальным и зональным этапам Республиканского этапа конкурса "Воспитать человека" в рамках Всероссийского конкурса организаторов воспитательного процесса "Воспитать человека" Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет Положение для организации соответствующей работы.

Заместитель министра
С.В.ГИНИАТУЛЛИНА





ПОЛОЖЕНИЕ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО КОНКУРСА "ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА"

Общие положения

Республиканский конкурс "Воспитать человека" (далее - Конкурс) проводится во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 1174 от 30.12.2010 "Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 - 2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" в рамках республиканских этапов Всероссийского конкурса организаторов воспитательного процесса "Воспитать человека".

Актуальность и проблемная направленность Конкурса

Воспитание подрастающих поколений сегодня признается одной из актуальнейших задач, стоящих перед обществом и государством. Это связано, прежде всего, с нарастанием негативных явлений в детской среде, инфантилизмом молодежи, неспособностью многих ее представителей к ответственному участию в социальной жизни и иными последствиями того, что в наши дни сознание молодых людей формируется под влиянием не столько образовательных, сколько массмедийных и субкультурных практик. Правительственные структуры, общественные организации, профессиональные педагогические сообщества пытаются сегодня найти способы возвратить системе образования институциональное лидерство в сфере воспитания.
Один из таких способов - это выявление и распространение прорывных воспитательных идей и перспективных воспитательных практик при помощи конкурсов профессионального мастерства.
Конкурс должен внести вклад в решение проблем, препятствующих установлению лидерства образовательных учреждений в воспитании и социализации детей и молодежи, а именно:
- размывание в профессиональном сознании смысла воспитательной деятельности педагога и сведение его к организации детского досуга в свободное от уроков время;
- доминирование мероприятийного подхода к воспитанию, преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей, над делами, совместно организованными взрослыми и детьми, что приводит к усилению объективно существующей в современной культуре тенденции к изоляции детской и молодежной субкультур от мира взрослых;
- примитивизация или искажение форм воспитательной деятельности: коллективные творческие дела без коллективного планирования и анализа, социальные проекты без самостоятельной инициативы детей и молодежи, ученическое самоуправление без передачи учащимся сферы ответственности и ресурсов для ее освоения;
- недостаток методик и технологий работы по формированию культуры выбора мировоззренческих, нравственных, политических идеалов, формированию социокультурной идентичности детей, формированию потенциала гражданского действия у подростков и молодежи;
- невнятность целеполагания, постановка нереалистичных целей воспитания; избыточная сосредоточенность на организационных действиях в ущерб реализации ценностного содержания воспитания; стремление к количественной фиксации и статистическому оформлению результатов и эффектов воспитания в ущерб их качественному анализу;
- несогласованность действий различных субъектов воспитания: образовательных институтов, семьи, детских и молодежных объединений, СМИ, органов власти, общественных организаций и т.п.
Преодолению этих слабых мест воспитательной работы в образовательных учреждениях современной России, а также активному продвижению ее сильных сторон подчинена логика проведения данного Конкурса.

Цели и задачи Конкурса

Цель конкурса: выявление и популяризация перспективных воспитательных идей и практик, способных возвратить образовательным учреждениям институциональное лидерство в сфере воспитания.
Задачи конкурса:
- привлечение внимания общественности и профессионального педагогического сообщества к наиболее острым проблемам воспитания и способам их решения;
- актуализация воспитательного потенциала работников образовательных учреждений Республики Татарстан;
- поддержка педагогов-воспитателей, эффективно работающих в системе отечественного образования;
- распространение инновационного опыта воспитания;
- создание банка перспективных методик и технологий воспитания;
- повышение качества воспитания в образовательных учреждениях республики.

Организаторы Конкурса

Конкурс проводится Министерством образования и науки Республики Татарстан, ГАОУ ДПО "Институт развития образования Республики Татарстан", ГАОУ ДОД "Республиканский центр внешкольной работы".
Оргкомитет Конкурса оставляет за собой право формирования состава
жюри.

Участники Конкурса

В Конкурсе могут принять участие классные руководители (классные воспитатели) 1 - 11 классов, имеющие педагогический стаж работы не менее 5 лет, и заявка на участие и содержание конкурсных работ которых отвечает требованиям настоящего Положения. Возраст участников не ограничивается.

Порядок и сроки проведения Конкурса

Номинация "Классный руководитель года"
Конкурс проводится с 3 февраля 2014 года по 15 марта 2014 года в три этапа.
Первый этап - школьный, 3 - 10 февраля 2014 г.
Второй этап - муниципальные этапы конкурса, с 10 по 17 февраля 2014 г.
Третий этап - зональные этапы, 19 февраля - 1 марта 2014 г., распределение муниципальных образований и место проведения конкурса указаны в приложении № 1 к Положению.
Четвертый этап - финал конкурса, проведение финальных мероприятий в рамках республиканского конкурса "Учитель года Республики Татарстан 2014".
Примерное содержание школьного этапа
1. Анализ деятельности классных руководителей:
- ведение классной документации (журнал, план воспитательной работы, протоколы родительских собраний, дневники наблюдений за обучающимися и т.д.);
- организация внеучебной жизни классного коллектива;
- развитие классного самоуправления;
- анализ и отслеживание динамики развития коллектива класса;
- изучение личности и коррекция в воспитании школьников;
- работа с родителями;
- степень участия классного руководителя в методической работе образовательного учреждения, района, города, республики;
- проведение открытых внеклассных мероприятий, классных часов.
2. Выявление участников муниципального этапа конкурса.
По итогам школьного этапа победитель (1 человек от школы) становится участником муниципального этапа конкурса.
Если в 2012 - 2013 учебном году в муниципальном образовании проводился конкурс "Классный руководитель года", то муниципалитет оставляет за собой право направить на зональный этап победителя муниципального этапа конкурса.

Муниципальный этап

Примерное содержание муниципального этапа конкурса.
1. Регистрация участников, жеребьевка, знакомство с классом, с которым будет работать конкурсант.
2. Конкурсная часть:
2.1. "Самопрезентация" - визитная карточка классного руководителя (до 5 мин.);
2.2. "Нестандартное решение" - импровизированный конкурс, в ходе которого участникам будет предложено выполнить задание по решению конкретной нестандартной педагогической ситуации;
2.3. Проведение фрагмента внеклассного мероприятия (тема выбирается конкурсантом самостоятельно (до 20 мин.); самоанализ мероприятия;
3. Подведение итогов, награждение победителей.
Информацию об итогах проведения муниципального этапа конкурса и представление на участников зонального этапа необходимо направить в оргкомитет Конкурса (тел. (843) 294-95-68 Сафина Э.Р.) до 18 февраля 2014 года.
Структура информации по итогам муниципального этапа:
1. Участники (количественный, качественный состав), дата, место проведения;
2. Итоги конкурса;
3. Заявка-анкета на участника зонального этапа (приложение № 3).
Оргкомитет и жюри муниципального этапа определяются территориальными органами управления образованием с участием (по согласованию) специалистов по профилю деятельности, представителей ИРО РТ, профильных вузов, ссузов, общественных объединений и организаций.

Зональный этап

В рамках зонального этапа участники выполняют три конкурсных задания, которые отражают три важнейшие позиции, реализуемые настоящим воспитателем в современном российском обществе.
Первая позиция - это позиция педагога, наставника, старшего товарища, лидера, куратора, организатора деятельности детей (эту свою позицию он реализует в детском сообществе).
Вторая позиция - это позиция профессионала, мастера своего дела, который может поделиться с коллегами опытом, научить секретам своего мастерства (эту свою позицию он реализует в профессиональной общности).
Третья позиция - это позиция гражданина, переживающего за будущее своей страны, чувствующего свою ответственность за судьбу подрастающих поколений ее граждан, видящего острые социальные проблемы, препятствующие их полноценному нравственному развитию, готового искать и реализовывать пути решения данных проблем (эту свою позицию он реализует в обществе).
Заявки для участия в зональных этапах направляются на эл. адрес в РЦВР (конт. лицо Владимирова Юлия Владимировна, тел. 5100-149) rcvr2014@mail.ru, копию - на электронный адрес Elvira.Safina@tatar.ru.
Лица, ответственные за проведение зональных этапов конкурса, во взаимодействии с Республиканским центром внешкольной работы обеспечивают свод информации по участникам зональных этапов и проведение зональных этапов конкурса. По итогам зональных этапов Конкурса вручаются Дипломы победителя и призеров и сертификаты участника.
Примерное содержание зонального этапа конкурса
1. Регистрация участников, жеребьевка, определение конкретной темы для проведения мероприятия, знакомство с классом, с которым будет работать конкурсант.
2. Конкурсная часть.
2.1. "Самопрезентация" - визитная карточка классного руководителя (до 5 мин.);
2.2. Проведение фрагмента внеклассного мероприятия (тема выбирается конкурсантом самостоятельно (до 20 мин.); самоанализ мероприятия;
2.3. Презентация творческого проекта "Проектная деятельность классного руководителя в системе воспитательной работы образовательного учреждения" (не более 5 минут), материалы творческого проекта представляются жюри в печатном и электронном виде для дальнейшего опубликования в сборнике по итогам конкурса.
3. Подведение итогов.
Примерные критерии оценки внеклассного мероприятия прилагаются (приложение № 2 к Положению о проведении Конкурса в номинации "Классный руководитель года").

Республиканский этап

На республиканский этап приглашаются классные руководители, занявшие 1 - 2 - 3 места на зональных этапах, 3 человека от зоны.
Порядок подачи заявок на участие в Конкурсе
Каждый район может быть представлен на зональном этапе Конкурса одним или двумя участниками Конкурса, если классный руководитель самостоятельно хочет принять участие в конкурсе. Участнику Конкурса, желающему самостоятельно принять участие в Конкурсе (самовыдвижение), необходимо заполнить и направить заявку-анкету по прилагаемой форме, заверенную подписью и печатью отдела (управления) образования (приложение № 3 к Положению).
Участники финала готовят портфолио, которое представляют только на финальный этап конкурса в период проведения финальных мероприятий.

Требования к содержанию и оформлению портфолио, отражающее базовые подходы и целевые установки Конкурса

Описание модели воспитательной деятельности должно содержать:
- цель воспитания, которую ставит перед собой педагог, а также ее обоснование, указывающее на то, что именно побудило педагога поставить именно эту цель;
- направления, формы, способы, приемы, оригинальные идеи и находки, которые использует педагог для достижения поставленной цели, а также их обоснование, указывающее на то, почему выбраны именно они;
- проблемы, с которыми столкнулся педагог в реализации модели воспитания, а также пути (уже осуществленные или только предполагаемые) решения этих проблем;
- полученные результаты реализации модели воспитания, а также используемые педагогом способы определения этих результатов;
- приложения, включающие в себя конкретные методические материалы, относящиеся к описываемой автором модели воспитания (например, рабочие планы и программы, алгоритмы деятельности, сценарные разработки, диагностические методики, схемы, таблицы и т.п.).
Объем основного описания модели не должен превышать 15 страниц, объем приложений не ограничивается. Материал должен быть представлен в печатном виде и на электронном носителе (диске или флеш-накопителе) в формате Word for Windows.
На титульном листе указываются: название конкурсного материала, номинация, фамилия, имя, отчество автора (полностью), место работы, должность, адрес, телефоны, а также перечень представленных конкурсных материалов.

Содержание республиканского этапа Конкурса

1. Презентация деятельности классного руководителя "Визитная карточка".
2. Конкурсное задание "Мастер": конкурсанту предлагается провести для своих коллег мастер-класс, в рамках которого он сможет рассказать об используемых им интересных приемах, методах, техниках воспитания, а также научить коллег пользоваться ими. Время проведения - не более 20 минут (тему мастер-класса формулирует сам конкурсант из предлагаемых:
- "На благо отечества" - формирование российской гражданской идентичности детей и молодежи;
- "Мы разные, но мы вместе" - формирование умений жить в многокультурном обществе;
- "Ценности, которым нет цены" - воспитание культуры мировоззренческого самоопределения детей и молодежи, гармоничной встроенности личности в общество и окружающий мир;
- "Вместе на благо всех" - организация социально значимой деятельности детей и молодежи;
- "На одной волне" - воспитание в пространстве медиатехнологий и интернет;
- "Защита и поддержка" - воспитание детей группы риска).
3. Конкурсное задание "Гражданин". Конкурсанту предлагается принять участие в открытой дискуссии по проблемам модернизации сферы воспитания в современной России, ее тенденций и перспектив, рисков и ограничений.


Приложение № 1
к Положению
о проведении Конкурса в номинации
"Классный руководитель года"

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО ЗОНАЛЬНЫМ
ЭТАПАМ В НОМИНАЦИИ "КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ГОДА"

Будет направлено дополнительно.


Приложение № 2
к Положению
о проведении Конкурса

Критерии
оценки конкурсного задания "Самопрезентация"

Оценки от 0 до 5 баллов за каждый параметр, максимально - 25 баллов.

№ п/п
Ф.И.О. участника



Критерии оценки
1.
Ведущая идея представляемого опыта, его педагогическая значимость.
Цель воспитания:
- сформулирована ясно и конкретно;
- грамотно обоснована;
- реалистична и соответствует возрастным особенностям детей;
- корректна по отношению к ребенку;
- диагностируема



2.
Аргументированное объяснение содержания воспитательной деятельности.
Направления, формы, способы, приемы, оригинальные идеи и находки:
- выбраны, исходя из поставленных целей;
- грамотно обоснованы;
- имеют очевидную воспитательную значимость или эта значимость показана и разъяснена автором;
- носят системный характер, взаимозависимы или выстроены как алгоритм;
- в их осуществлении есть "изюминка", оригинальный авторский подход;
- их описание дает ясное представление о содержании работы педагога



3.
Раскрытие форм и методов контроля за результативностью своей деятельности по организации воспитательного процесса



4.
Полученные результаты:
- реальны;
- адекватны поставленным целям;
- способы их определения корректны



5
Проблемы, с которыми столкнулся педагог в реализации модели воспитания:
- сформулированы грамотно;
- дают представление об умении педагога анализировать свою профессиональную деятельность, видеть ее препятствия и перспективы



Итоговые оценки




Критерии оценки внеклассного мероприятия

Оценки от 0 до 5 баллов за каждый параметр, максимально - 25 баллов.

№ п/п
Фамилия, имя, отчество





Критерии оценки
1.
Педагогические требования:
(соответствие содержания возрасту учащихся, новизна формы проведения, степень сотрудничества с детьми).
Высший суммарный балл - 5





2.
Методические требования (логика и структура мероприятия, новизна информации и использование национально-региональных возможностей, соответствие содержания и формы).
Высший суммарный балл - 5





3.
Организационные требования (умение заинтересовать и вовлечь в общение детей; владение приемами организации выбранной формы общения (беседа, диспут, дебаты и т.п.); сочетание и эффективность работы с различными группами учащихся, динамика и оптимальность темпа мероприятия).
Высший суммарный балл - 5





4.
Личностные качества классного руководителя: культура речи, эмоциональность, продуктивность общения с детьми, педагогическая выразительность (педагогический "кураж").
Высший суммарный балл - 5





5.
Самоанализ (умение ставить цели мероприятия, уровень оценки деятельности учащихся, степень достижения цели мероприятия).
Высший суммарный балл - 5






Всего






Критерии оценки творческого проекта
"Проектная деятельность классного руководителя"

Оценки от 0 до 5 баллов за каждый параметр, максимально - 25 баллов.

№ п/п
Ф.И.О. участника



Критерии оценки
1.
Обоснование проекта (учет возраста учащихся, их интересов, актуальность проекта)



2.
Конкретность реализации проекта в жизнь класса, школы, микрорайона, результат



3.
Национально-региональный компонент в содержании проекта



4.
Новизна, нетривиальность, оригинальность содержания проекта



5.
Использование современных технологий



Итоговые оценки




Критерии оценки по конкурсу "Мастер"

Оценки от 0 до 5 баллов за каждый параметр, максимально - 25 баллов.

№ п/п
Ф.И.О. участника



Критерии оценки
1.
Актуальность и практическая значимость содержания мастер-класса



2.
Новизна, нетривиальность, оригинальность содержания мастер-класса



3.
Ясность, последовательность и доступность изложения содержания мастер-класса



4.
Обучающий характер мастер-класса



5.
Демонстрируемая конкурсантом культура речи



Итоговые оценки




Критерии оценки по конкурсу "Гражданин"

Оценки от 0 до 5 баллов за каждый параметр, максимально - 25 баллов.

№ п/п
Ф.И.О. участника



Критерии оценки
1.
Знание основ государственной политики в сфере воспитания



2.
Умение видеть современные проблемы воспитания и предлагать реалистичные способы их решения



3.
Аргументированность высказываемых мнений



4.
Умение отстаивать свою позицию



5.
Уважительный и партнерский стиль общения с коллегами



Итоговые оценки





Приложение № 3
к Положению
о проведении Конкурса

Заявка-анкета
на участие в зональном этапе конкурса
"Классный руководитель года"
от ______________ муниципального района

1. Сведения о конкурсанте:
1.1. Ф.И.О. конкурсанта (полностью) _______________________________________
___________________________________________________________________________
1.2. Дата рождения ________________________________________________________
1.3. Место работы, должность ______________________________________________
___________________________________________________________________________
1.4. Адрес места работы, телефон __________________________________________
___________________________________________________________________________
1.5. Домашний адрес, телефон ______________________________________________
___________________________________________________________________________
1.6. Сведения об образовании:
полное название образовательного учреждения,
дата поступления,
факультет,
специальность,
дополнительное образование, стажировки
1.7. Стаж работы в системе образования, в данной должности ________________
___________________________________________________________________________

1.9. Государственные и отраслевые награды _________________________________
___________________________________________________________________________
1.10. Формы повышения Вашей квалификации за последние 5 лет _______________
___________________________________________________________________________
1.11. Какие еще данные считаете нужным сообщить о себе дополнительно ______
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Решение муниципального Оргкомитета о выдвижении данного участника на
Конкурс, заверенное подписью председателя Оргкомитета и печатью
муниципального органа образования.
3. Необходимая информация для участия в зональном этапе.
3.1. Указать оборудование, необходимое конкурсанту для участия в зональном
этапе Конкурса (с указанием назначения и количества единиц).
3.2. Указать возраст обучающихся и воспитанников для проведения открытого
мероприятия в рамках презентации педагогического опыта.


------------------------------------------------------------------