Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 04.02.2014 N 2-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т.И.Порфирьевой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 1 и абзацем пятым статьи 5 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года N 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" "
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. № 2-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ
Т.И.ПОРФИРЬЕВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ
ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЕЙ 1 И АБЗАЦЕМ ПЯТЫМ СТАТЬИ 5 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 13 ИЮЛЯ 2007 ГОДА № 31-ЗРТ
"О РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ГРАЖДАН НА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ИМ ЖИЛЫХ
ПОМЕЩЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН И МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА" (В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 30 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА № 150-ЗРТ)
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.А.Хамматовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалобы гражданки Т.И.Порфирьевой,
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан 1 ноября 2013 года поступила жалоба гражданки Т.И.Порфирьевой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 1 и абзацем пятым статьи 5 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (в редакции Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2008 года № 150-ЗРТ).
Из содержания жалобы следует, что заявительница с семьей в составе четырех человек проживает в жилом помещении общей площадью 37,5 кв. метра, жилая из которой составляет 26,6 кв. метра. В 2001 году администрацией Советского района города Казани ее семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Сын гражданки Т.И.Порфирьевой является инвалидом II группы по заболеванию, включенному в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378. В связи с этим в 2008 году он был включен в список лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Однако, как указывает гражданка Т.И.Порфирьева, жилое помещение ее сыну до настоящего времени не предоставлено, ввиду чего заявительница и ее внук вынуждены проживать с ним в одном жилом помещении.
Гражданка Т.И.Порфирьева считает, что, поскольку в Республике Татарстан граждане не могут реализовать свое право на внеочередное обеспечение жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма из жилищного фонда Республики Татарстан, необходимо предусмотреть предоставление таким гражданам жилых помещений из муниципального жилищного фонда.
Заявительница полагает, что положения статьи 1 и абзаца пятого статьи 5 обжалуемого Закона Республики Татарстан нарушают ее конституционные права и права ее сына-инвалида Д.Н.Порфирьева, поскольку в данных нормах не предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями на обеспечение граждан, страдающих заболеванием, включенным в указанный Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, жилыми помещениями муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
На основании изложенного заявительница просит признать статью 1 и абзац пятый статьи 5 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" не соответствующими статьям 28 (часть первая), 29 (часть третья), 54 (часть первая), 55 и 58 (часть вторая) Конституции Республики Татарстан.
2. Вопрос реализации инвалидами, в том числе страдающими заболеваниями, включенными в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, права на предоставление жилого помещения был предметом рассмотрения Конституционного суда Республики Татарстан. Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным судом Республики Татарстан в Постановлении от 8 апреля 2010 года № 39-П, действующее законодательство устанавливает две самостоятельные меры социальной поддержки, направленные на улучшение жилищных условий инвалидов: это предоставление субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, и предоставление во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма. При этом право выбора одной из указанных мер социальной поддержки при решении вопроса об обеспечении жильем принадлежит самому инвалиду.
Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан, утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 июня 2006 года № 275, устанавливает в отношении инвалидов, в том числе страдающих заболеваниями, включенными в указанный Перечень, первоочередной порядок предоставления данной субсидии (абзац шестой пункта 4). Предоставление жилого помещения по договору социального найма, которое избрано сыном заявительницы, для указанной категории граждан осуществляется согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации во внеочередном порядке. При этом Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что названной категории граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 17 декабря 2009 года № 1563-О-О, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации условие о предоставлении жилых помещений вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями, исходя из части 2 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьи 19 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года № 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", относится к исключительной дискреции законодательного органа государственной власти Республики Татарстан и осуществляется путем принятия специального закона.
Статья 1 оспариваемого Закона Республики Татарстан по своему целевому назначению направлена на определение круга регулируемых данным Законом отношений, которые в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации возникают в связи с признанием граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Республики Татарстан, а гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими, также и из муниципальных жилищных фондов. Тем самым оспариваемые нормативные положения, устанавливающие предмет регулирования Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма", не содержат неопределенности в вопросе их соответствия Конституции Республики Татарстан.
В связи с этим согласно пункту 2 части первой статьи 46 во взаимосвязи с пунктом 1 части второй статьи 39 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" жалоба заявительницы в данной части не является допустимой.
Статья 5 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" устанавливает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Оспариваемый абзац пятый статьи 5 указанного Закона определяет, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности; перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данное законодательное положение идентично по своему буквальному содержанию пункту 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении которого Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями статьи 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации (Определение от 12 апреля 2011 года № 551-О-О).
Таким образом, оспариваемый абзац пятый статьи 5 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" не устанавливает собственное правовое регулирование, и, следовательно, проверка обжалуемого заявительницей нормативного положения означала бы, по сути, оценку указанной нормы федерального законодательства на ее соответствие Конституции Республики Татарстан, что в силу статьи 109 Конституции Республики Татарстан и статьи 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не относится к полномочиям Конституционного суда Республики Татарстан.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части второй статьи 39, пунктами 1 и 2 части первой статьи 46, частями первой и пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69 и 72, частью первой статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Т.И.Порфирьевой на нарушение ее конституционных прав и свобод статьей 1 и абзацем пятым статьи 5 Закона Республики Татарстан от 13 июля 2007 года № 31-ЗРТ "О реализации прав граждан на предоставление им жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Татарстан и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма" (в редакции Закона Республики Татарстан от 30 декабря 2008 года № 150-ЗРТ), поскольку обращение заявительницы в соответствии с требованиями Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" не является допустимым и разрешение поставленных в жалобе вопросов неподведомственно Конституционному суду Республики Татарстан.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего Определения направить гражданке Т.И.Порфирьевой и в Государственный Совет Республики Татарстан.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Конституционный суд
Республики Татарстан
------------------------------------------------------------------