По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Руководителя Исполкома муниципального образования "Заинский муниципальный район" от 10.02.2014 N 227 "О Муниципальной программе "Формирование личности гражданина" в Заинском муниципальном районе на 2014 - 2015 годы"



РУКОВОДИТЕЛЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЗАИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 февраля 2014 г. № 227

О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
"ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА"
В ЗАИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2014 - 2015 ГОДЫ"

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях формирования у детей высокого патриотического сознания на основе исторических ценностей, чувства верности своему Отечеству, гордости за него, готовности к выполнению государственного долга, руководствуясь ст. 44 Устава Заинского муниципального района, ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить Муниципальную программу "Формирование личности гражданина" в Заинском муниципальном районе на 2014 - 2015 годы" согласно приложению.
2. Организационному отделу Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан опубликовать данное Постановление в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Руководителя Исполнительного комитета по социальным вопросам С.Н.Иванову.

Руководитель
Исполнительного комитета
А.Р.БАРИЕВ





Утверждена
Постановлением
Руководителя Исполнительного комитета
от 10 февраля 2014 г. № 227

ПРОГРАММА
"ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА"
В ЗАИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2014 - 2015 ГОДЫ"

г. Заинск, 2014 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
"ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА"
В ЗАИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2014 - 2015 ГОДЫ"

Наименование Программы
"Формирование личности гражданина" в Заинском муниципальном районе на 2014 - 2015 годы
Основания для разработки Программы
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закон Республики Татарстан от 22.07.2013 № 68-ЗРТ "Об образовании", Закон РТ от 08.07.1992 № 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан" и др. нормативные документы
Заказчик Программы
Исполнительный комитет Заинского муниципального района
Разработчик Программы
МКУ "Управление образования Исполнительного комитета ЗМР РТ"
Цель Программы
Создание условий, способствующих формированию у воспитанников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, оказанию благотворного влияния на развитие основных качеств гражданственности, которые в дальнейшем будут формироваться в течение всей жизни человека
Задачи Программы
- способствовать воспитанию личной убежденности, что ты нужен городу, стране; гордости за себя, свою семью, город, Республику, Страну;
способствовать формированию и развитию активной жизненной позиции воспитанников через привлечение их к социально значимой практической деятельности (бережного отношения к памятникам истории, культуры края, сохранения традиций, участия в поисково-исследовательской деятельности, охране окружающей среды и т.д.);
- способствовать воспитанию и развитию национальных начал и национального образа жизни, в то же время уважения и интереса ко всем нациям;
способствовать сохранению и совершенствованию традиционных и поиску инновационных форм и методов работы по патриотическому воспитанию обучающихся, укреплению их физического и психического здоровья
Сроки реализации Программы
2014 - 2015 годы
Исполнители мероприятий
МКУ "Управление образования Исполнительного комитета ЗМР РТ", образовательные учреждения города и района

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. На наших глазах происходит девальвация духовных ценностей, пересмотр негативных позиций исторического прошлого нашей Родины. У многих молодых людей формируется не совсем объективное представление о событиях, происходивших в нашей стране, и людях - участниках этих событий. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной и государственной службы. Прививать молодежи гордость за принадлежность к своему народу и его свершениям, воспитывать чувство уважения к национальным святыням и символам, к культурному и историческому прошлому России, к ее славным традициям, а также готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству - эти принципы воспитания актуальны как никогда. Связано это с тем, что наше государство на современном этапе нуждается в новом молодом поколении с развитым патриотическим сознанием. Проблема гражданского и патриотического воспитания молодежи в стране, вообще, и в нашем городе, в частности, вновь стала первостепенной. По сведениям информационного центра МВД РТ, за 7 месяцев 2009 года в г. Заинске и Заинском районе несовершеннолетними совершено 19 преступлений:
тяжких и особо тяжких преступлений - 5,
грабежей - 5,
краж - 9.
В отделении ПДН Заинского ОВД состоят на учете 20 несовершеннолетних особой категории, как условно осужденные, условно-досрочно освобожденные и освобожденные от уголовной. Всего на профилактическом учете в ПДН состоит 35 неблагополучных семей, 9 родителей лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей.
К числу негативных факторов, сформировавших целое поколение бездуховных людей, относятся:
- резкое падение уровня благосостояния людей;
- развитие "национального патриотизма", способствующего межнациональным конфликтам и войнам;
- разрушение старой системы воспитания, дегероизация страны и образование идеологического вакуума;
- продуманное и целенаправленное разложение детей и молодежи с помощью алкоголя, наркотиков, ранней проституции, грубого насилия;
- информационный терроризм средств массовой информации.
Таким образом, суть проблемы состоит:
- в несформированности у молодых горожан таких непреходящих общечеловеческих ценностей, как любовь к своей семье, к своему городу, к своей Родине, к соотечественникам, к самому себе, к истории и культуре своего народа;
- в недостатке внутренней культуры, составляющей нравственную основу личности ребенка;
- в отсутствии уважения к старшему поколению защитников Отечества и ответственности за свои поступки;
- в слабом проявлении патриотизма как важнейшего духовного достояния личности.
В основе предлагаемой программы - опыт работы образовательных учреждений г. Заинска и Заинского муниципального района.
Возраст детей, участвующих в реализации программы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, - от 2 до 17 лет. Это требует от организаторов работы по реализации данной программы возрастного подхода с учетом психических и физических особенностей дошкольников (2 - 7 лет), младших школьников (1 - 4 классы), учащихся среднего звена (5 - 8 классы) и старшеклассников (9 - 11 классы). Годовые планы работы по реализации программы будут составляться с учетом этого фактора.
В отличие от существующих довольно многочисленных программ по патриотическому воспитанию учащихся данная программа предполагает деятельностный подход в решение обозначенных проблем, так как реализация программы предусматривает практическую поисково-исследовательскую деятельность, охрану памятников и организацию походов.
Личностно ориентированная направленность работы в совокупности с доказательством того, что быть нравственным человеком, патриотом и гражданином выгодно, что ты нужен городу, Республике, является гарантией успешного решения проблемы патриотического воспитания учащихся.
Деятельность по основным направлениям программы осуществляется системно и комплексно в сотрудничестве со всеми городскими структурами, Советом ветеранов, краеведческим музеем истории города, музеями образовательных учреждений.
Особенностью программы гражданского и патриотического воспитания в воспитательной системе города и района является также тот факт, что осуществляться она будет во взаимосвязи поисково-краеведческой работы с туристско-экскурсионной, эколого-охранной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной, с осуществлением трудового, семейного и профориентационного воспитания.


I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа представлена по модулям, работа в которых ведется по направлениям: поисково-краеведческая, туристско-экскурсионная, эколого-охранная, художественно-эстетическая, спортивно-оздоровительная, профориентационная работа, трудовое и семейное воспитание.

2.1. Модуль "Я - маленький гражданин" (дошкольный возраст)
Цель работы:
Формирование основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, яркими индивидуальными способностями и хорошим здоровьем, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Основные задачи:
Воспитательные
Формирование осознанной убежденной гражданской позиции патриота своей Родины у взрослых и детей, задействованных в реализации Программы.
Образовательные
Апробация новых форм, средств и содержания педагогической работы с детьми, их родителями и педагогами по сообщению знаний об истории быта, культуре и традициях нашей страны, знакомство с трудом народа на современном этапе.
Развивающие
Эмоциональное развитие через формирование чувства гордости, любви ко всему, что объединяет понятие "Родина", сопричастности к культурно-историческим и общественным событиям в жизни народа, чувств достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей как гражданина своего Отечества.



Гипотеза работы:

1. Получение теоретических знаний педагогами, детьми и родителями в области гражданско-патриотического воспитания.
2. Формирование чувства собственного достоинства, самоутверждения, овладения умением правильно строить свои отношения с окружающим миром.
3. Безболезненная адаптация выпускников дошкольных учреждений к условиям школьной жизни.
4. Разумная организация своего свободного времени.
5. Формирование умения защищать себя на правильной правовой основе на протяжении всей жизни.

Этапы реализации проблемы по формированию личности
гражданина Заинского муниципального района

Диагностический:
- выявление затруднений участников Программы при решении данной проблемы;
- анализ состояния воспитательно-образовательной работы.
Теоретическое исследование проблемы:
- изучение теоретических вопросов проблемы;
- предварительная работа по проблеме, сбор материалов;
- организация работы творческой группы.
Практическая часть:
- оформление методических пособий, разработка и принятие Программы по ДОУ города;
- наработка практического материала для педагогов;
- установление взаимосвязи с общественными организациями, учреждениями, школами;
- исследовательская деятельность, разработка педагогических проектов.
Подведение итогов работы:
Диагностика результатов работы, выступление с обобщенным опытом на конференциях, форумах различного уровня, защита проектов по Программе.



Общее содержание и задачи

1. Тематический блок "Кто я?"
Основные темы:
- Кто я?
- Моя семья.
- Мой детский сад.
- Профессии
Задачи: помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость, дать ему знания о себе: своем теле, здоровье и безопасности, эмоциях, путях получения знаний; развивать способности решать проблемы и преодолевать неудачи; научить верить в себя, свои силы и возможности, гордиться тем, что он уже умеет делать; формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования ("Я есть!"); повысить педагогическую культуру родителей, гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства; воспитывать бережное отношение к труду.

Средства реализации

Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Цикл познавательных занятий "Я здоровье берегу, сам себе я помогу":
- мой организм
- мои поступки
- мои мысли
- мои чувства
- мои умения
- мое настроение

Организация работы по педагогическому проекту "Знай свое тело"
Цикл занятий для родителей по адаптации ребенка к детскому саду
Организация работы по семейным проектам "Дружная компания семей", "Мужчины нашего рода", "Семейные традиции", "Большая семья - большая радость", "Детский сад и семья - первый социум для ребенка" и др.
Составление социального портрета семьи
Составление генеалогического древа семьи, семейного герба
Организация работы по семейному проекту "Мама, папа, я - читающая семья" и другим
Организация работы групп кратковременного пребывания "Вместе с мамой" (для детей с 1 года)
Проведение фестиваля "Самая умная и талантливая семья"
Проведение Недели семьи во всех ДОУ
Организация семейных выставок
Организация Клубов выходного дня с участием всей семьи
Проведение Дня рождения детского сада
Экскурсии в соседние детские сады "Замечательный сосед"
Цикл бесед на тему "Чем мы похожи, чем отличаемся?" (имя, фамилия, внешность и др.)

День встречи с выпускниками детского сада


Цикл познавательных занятий "Лица народов мира"

Цикл познавательных занятий "Что в имени тебе моем?" (что означает мое имя, отчество, имена в названии улиц, великие тезки и т.д.)


Проведение "Дня Успеха" с приглашением успешных людей
Знакомство с профессиями (на занятиях согласно основной программе)
Цикл познавательных занятий "Профессии моих родителей", "Все профессии нужны, все профессии важны"

Цикл познавательных занятий "Цена хлеба", "Разговор о правильном питании"
Организация семейных субботников

2. Тематический блок "Мой любимый город"
Основные темы:
- Природа родного края.
- История города, символика.
- Достопримечательности города.
- Села и деревни района.
Задачи: формировать у детей понятие о принадлежности к своему городу, сознание себя как личности - гражданина своей "малой" родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края; воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде, к здоровью (как собственному, так и окружающих людей); знакомить с селами района, знаменитыми земляками, продолжать воспитывать положительное отношение к труду, формирование потребности трудиться.

Средства реализации

Младший дошкольный возраст
Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Цикл занятий "Моя "малая" родина"


- времена года
- символика

- история города
- знаменитые земляки
- природа родного края
- предприятия
- достопримечательности
- села и деревни
Проведение экологических акций "Каждой пичужке свою кормушку", "Зеленая улица", "Природа любит чистоту" и др.
Работа над экологическими проектами
Цикл бесед о растениях и животных (согласно основной программе)
Цикл экскурсий - в лес, парк, поле, к водоему, о правилах поведения на природе
Цикл бесед "Где эта улица, где этот дом" - знаешь ли ты свой адрес
Цикл экскурсий "Наш город красив и молод"
Посещение мини-музея детского сада (при наличии), выставок в ДОУ
Посещение экспозиций краеведческого музея
Изготовление схем совместно с родителями "Дорога в детский сад"
Изготовление макетов "Наш микрорайон" - развивать умение детей ориентироваться в ближайшем окружении, логично излагать мысли
Прогулки по бульвару Победы. Подготовка празднования юбилея Победы: экскурсии к памятнику воинам, погибшим в ВОВ, встречи с земляками-ветеранами, воинами-интернационалистами, оформление фотовыставок, выставок и т.д.
Уроки безопасности в быту, дать понятие об опасных предметах, явлениях
Уроки безопасности: дать понятие о возможных травмах, о безопасном поведении на дороге, в быту, об общении с незнакомыми людьми; учить оказывать первую помощь
Экскурсии по детскому саду, знакомство с профессиями сотрудников детского сада
Закрепление знаний о профессиях. Цикл экскурсий на предприятия города, занятия на тему "Люди труда". Дать детям первоначальные сведения об особенностям развития сельского хозяйства и животноводства Заинского района (с использованием материала местных СМИ)
Цикл бесед "Все работы хороши"
Цикл занятий "Рукотворный мир"
1) Кто и как создает красивые и полезные предметы (рассказы о профессиях. Схема: замысел - материал - орудие труда - производство - продукт деятельности)
2) Я в гостях у мастеров (посещение музеев, выставок, ознакомление народно-прикладным искусством)
3) Я тоже многое могу! (художественно-прикладная деятельность)
4) Подарим новую жизнь старым вещам (изготовление предметов из утилизированного материала, оформление выставок)


Цикл занятий по экономическому воспитанию детей. Социально-экономическая игра "Юный
коммерсант"

3. Тематический блок "Наша Республика. Российская Федерация"
Основные темы:
- Из истории Республики, символика.
- Казань - столица Татарстана.
- Знакомство с природой, растительным и животным миром. Красная книга Татарстана.
- Наши соседи. Знакомство с национальным составом.
- Российская Федерация. Символика.
- "Я имею право..." - знакомство с Конвенцией о правах ребенка, правами и обязанностями гражданина.
Задачи: познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом; расширять знания о географическом положении места, где живет ребенок; способствовать пониманию того, что география объединяет людей региона (рельеф, климат влияют на образ жизни); формировать определенное отношение к истории родного края; познакомить детей с системой обычаев, включающей праздники, обряды, традиции в одежде, еде, формах досуга и отдыха; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку; формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям; развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных видах творчества; помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях.

Средства реализации

Средний дошкольный возраст
Старший дошкольный возраст
Цикл бесед "Кто ты?" - принадлежность к национальности, язык

Знакомство с государственной символикой РТ. Президент РТ
Знакомство с государственной символикой РФ. Президент РФ
Цикл занятий "Моя родина - Татарстан" - беседы, праздники, игры, песни, национальные блюда. Казань - столица Татарстана
Цикл занятий "Наша Родина - Россия"
Что такое родная природа? (ознакомление с ландшафтом, растительным и животным миром своего края) Красная книга Татарстана, России
Цикл занятий об экономном расходовании природных ресурсов
Цикл занятий о соседях Татарстана "Наши соседи". Знакомство с культурой чувашей, башкир, марийцев и др.
Многонациональная Россия. Знакомство с расами, воспитание толерантного отношения к культуре разных народов. Понятие о многообразии религий
Цикл занятий "Воины - защитники Отечества". Из истории русской армии, о ее славных победах. Беседы о Великой Отечественной войне, воинах-интернационалистах. Создание Книги Памяти о родственниках - участниках ВОВ и боевых действий в Афганистане, Чеченской Республике и т.д.
Цикл занятий "Я имею право...". Знакомство с Конвенцией о правах ребенка
Цикл бесед с родителями "Маленький гражданин в вашей семье"



Перспективный план работы по преемственности
с начальной школой "Я - будущий первоклассник!"

Цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного, основного общего образования, придание педагогическому процессу целостного, последовательного и перспективного характера.
Задачи непрерывного образования:
на дошкольной ступени:
- приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
- обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
- развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
- формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
- развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
на ступени начальной школы:
- осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
- готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная, коммуникативная, деловая и др.);
- желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
- инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности:
- совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализации процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Проблемы непрерывного образования.
1. Автономность подсистем образовательно-воспитательной системы, т.е. сохранение дискретного характера отдельных ступеней образования. Формирование и развитие образования в каждом звене осуществляются без опоры на предшествующее образование и без учета дальнейших перспектив.
2. Разрыв между конечными целями и требованиями при обучении отдельным предметам на различных этапах образовательного процесса. Несогласованность между "входными" и "выходными" требованиями детского сада и школы.
3. Необеспеченность учебного процесса в системах преемственного образования учебно-методическими материалами и дидактическими пособиями, несовершенство существующих учебных пособий и их несоответствие новым целям и требованиям обучения.
4. Несовершенство существующих систем диагностики при переходе учащихся с одного образовательного уровня на другой.
5. Отсутствие системности при отборе содержания обучения и организации учебного материала по ступеням.
6. Слабая управленческая и организационная преемственность, т.е. трудности в общем руководстве всем процессом воспитания, обучения и развития учащихся в обеих подсистемах комплекса "детский сад - школа".
7. Неполное соблюдение психологической преемственности (необходимость в специалистах, умеющих работать с детьми 3 - 10 лет, сочетающих профессиональный потенциал воспитателей и учителей начальных классов).
8. Отсутствие единых программ воспитания и обучения.
9. Недостаточный уровень подготовки педагогических кадров к работе в системе непрерывного образования.
Психолого-педагогические условия реализации непрерывного образования.
1. Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
2. Предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности партнера, средств и пр.;
3. Ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
4. Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранение его индивидуальности;
5. Формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, опора на игру при формировании учебной деятельности;
6. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных норм активности.
Алгоритм работы по преемственности детского сада и школы.
1 этап - поступление ребенка в детский сад:
- постановка детей на учет в детский сад,
- медицинское обследование,
- адаптационный период ребенка при поступлении в детский сад,
- педагогическая и психологическая диагностика при поступлении ребенка в детский сад.
2 этап: подготовка ребенка к обучению.
Методическая работа:
- проведение общих методических объединений, педагогических советов воспитателей и учителей начальных классов по проблемным вопросам воспитания и обучения детей;
- проведение открытых уроков и занятий;
- участие педагогов (воспитателей) в творческих группах: экология, валеология, информатика;
- воспитание и обучение;
- разработка "сквозных" программ по патриотическому, трудовому, эстетическому, экологическому воспитанию;
- ведение диагностических карт на каждого ребенка с целью дальнейшего отслеживания роста и развития детей;
- выявление наиболее острых проблемных вопросов при обучении детей в начальной школе (школьная незрелость, дезадаптация первоклассников в школе).
3 этап - плавный переход из детского сада в школу.
Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе. Заполнение диагностических карт на каждого ребенка. Заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.
На основании созданной программы составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.
Ожидаемые результаты:
- целостный педагогический процесс;
- реализация единой линии развития ребенка.

Совместный план работы ДОУ и школы

№ п/п
Наименование мероприятия
Дата проведения
Ответственный
1
Организационная работа.
Организация предметно-развивающей среды и жизненного пространства для обеспечения разнообразной деятельности детей ДОУ и школы с учетом их возрастных и индивидуальных интересов (уютные игровые комнаты, приближенные к домашним условиям, учебный класс для уч-ся 1 кл., музыкальный зал, спортивный зал для ДОУ)
В течение года
Воспитатели учителя
2
Внедрение новых форм организации нерегламентированной деятельности детей. Дополнительные занятия в ДОУ:
По экологии
Спортивно-оздоровительные,
Риторика,
Развитие математических способностей Оздоровительные (валеология)
1 раз в неделю
Учителя совместно с воспитателями
3.
Проведение экскурсий и целевых прогулок в школу.
- Проведение дня знаний,
- подготовительная группа знакомится с помещением школы, экскурсии в музей, спортивный зал, кабинеты химии, физики и др.,
- неделя "театр и дети",
- спортивные состязания,
- совместные экологические праздники,
- праздник "Последнего звонка"
В течение года согласно плану
Учителя, воспитатели
4
Осуществление единого подхода в привитии детям гигиенических навыков, в воспитании культуры поведения, умения вести себя со взрослыми, сверстниками, слушать собеседника, быть вежливыми, аккуратными, умения занять себя, найти дело по интересам, в соблюдении режима дня, не допускающего физической, психологической и интеллектуальной перегрузки и способствующего общему развитию и оздоровлению ребенка
В течение года
Учителя, воспитатели
5.
Осуществление воспитания детей в игре. Место игры в режиме дня, подбор и размещение игрового материала, содержание игр, умение играть самостоятельно. Использование игры в педагогическом процессе
В течение года
Воспитатели, учителя
6.
Обеспечение своевременного медицинского осмотра детей, сбор основных медицинских данных о состоянии здоровья детей старшей и подготовительной группы, 1 класса, об уровне физического развития
Апрель - май
Медсестра, учителя
7.
Оказание шефской помощи детскому саду:
- пошив одежды для кукол,
- ремонт игрушек,
- постройка снежных сооружений,
- инсценирование сказок учащимися школы,
- показ кукольных спектаклей
В течение года
Учителя
8.
Методическая работа.
Учителя нач. школы и детского сада работают над единой методической темой
В течение года
Учителя, воспитатели
9.
Внедрение новых форм педагогической учебы:
- совместные заседания МО по вопросам преемственности образовательного процесса;
- педагогические мастерские
Согласно плану
Администрация школы и ДОУ
(завуч, ст. воспитатель)
10
Изучение и анализ программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе,
- взаимопосещения уроков и занятий
-"-
-"-
11.
Изучение личности и контроль за развитием каждого ребенка, начиная с ясельной группы детского сада до 4 кл. нач. школы,
- ведение диагностических карт наблюдений за ребенком
В течение года
Воспитатели, учителя
12.
Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа:
- проведение психодиагностической работы с детьми 4 - 6-летнего возраста, направленного на выявление уровня и особенностей развития ребенка, выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для его развития и подготовки к школе;
- создание системы единого психолого-педагогического контроля за динамикой развития детей с целью решения проблемы адаптации в 1 классе. Для этого завести индивидуальную карту развития учащегося 1 класса;
- охват всех детей 5 - 6-летнего возраста, не посещающих детский сад
-"-
Психолог, воспитатели
13.
Работа с родителями.
- Принимать участие в проведении родительских собраний в школе и детском саду,
- проводить психологические консультации для родителей,
- тематические выставки для родителей,
- подготовка детей к школе,
- уголок школьника,
- что должен знать и уметь первоклассник
В течение года согласно плану
Учителя, воспитатели



2.2. Модуль "Отечеству служить готовы!"
Модуль "Отечеству служить готовы!" обеспечивает учащимся среднего и старшего возраста серьезную социальную и психологическую поддержку, оказывает помощь в выборе профессии, ориентируя их на военные специальности, на службу в государственных органах, МЧС, пожарных частях.
Тематическое содержание этого модуля представлено:
- работой клубов патриотической направленности;
- проведением историко-краеведческих игр;
- праздниками, торжественными митингами, встречами, концертами в соответствии с памятными датами;
- работой Детской городской Думы, школьного самоуправления;
- выступлениями детских творческих коллективов и педагогов в Доме престарелых, на предприятиях города;
- театральными постановками военно-исторической направленности;
- конкурсами танцевальных, военно-патриотических песен "А мы с тобой войны не знали".

Тематическое содержание модуля "Отечеству служить готовы!"

N
Название
Сроки исполнения
Ответственные

Работа клубов патриотической направленности:
- "Форпост" - СОШ № 2, 4, 6;
- "Беркут" - СОШ № 6;
- "Айдиновский отряд" - СОШ № 4, Верхнешипкинская СОШ
В течение всего периода реализации программы
Администрация СОШ

Работа Детской городской Думы, школьного самоуправления
В течение всего периода реализации программы
ОО,
администрация СОШ

Историко-краеведческие игры "Русский солдат умом и сердцем богат"
Февраль
ДДТ

Встречи с сотрудниками ОВД, военкомата, прокуратуры
В течение всего периода реализации программы
Администрация СОШ

Операция "Звезда"
Февраль, май
ЗДВР

Выступления детских творческих коллективов в Доме престарелых, на предприятиях города
В течение года
ЗДВР

Театральные постановки военно-патриотической направленности
Февраль
ЗДВР

Конкурсы танцевальные, военно-патриотической песни "А мы с тобой войны не знали"
Апрель - май
ЗДВР

Коллективные просмотры и обсуждение кинофильмов военной тематики
В течение года
Классные руководители

2.3. Модуль "Люби и знай родной свой Край!"
Историко-краеведческая деятельность всегда была важной составляющей патриотического воспитания детей, развития потребности в изучении истории, культуры, природы родного края, приобщения к опыту старших поколений, а также популяризации государственных символов России и Татарстана, их истории. Тематическое содержание этого модуля составляет:
- Экскурсии по городам Республики Татарстан, России.
- Работа туристско-спортивного клуба "Турист" (на базе СОШ № 1).
- Изучение истории государственных символов РФ и символов РТ, их исторической преемственности, сущности и значения в разные периоды истории.
- Работа городского оздоровительного лагеря "Созвездие".

Календарно-тематический план
модуля "Люби и знай родной свой Край!"

N
Название
Сроки исполнения
Ответственные

Экскурсионные поездки по городам России, Республики Татарстан
В течение года
Администрация СОШ

Работа туристско-спортивного клуба "Турист" (на базе СОШ № 1)
В течение всего периода
Администрация СОШ № 1

Работа городского оздоровительного лагеря "Созвездие"
В период школьных каникул
ОО

Игры-путешествия "Люби и знай родной свой Край!"
Декабрь, апрель
ДДТ

Торжественное вручение паспортов 14-летним юношам и девушкам
Ноябрь, май
ОО

Парламентские уроки "Где рождаются законы";
Уроки по изучению государственной символики РФ и РТ
Октябрь;
в течение всего периода
Администрация СОШ

Передвижные выставки, посвященные истории государственной символики РФ и РТ
В течение года
Руководители школьных музеев

Сбор и пополнение краеведческих материалов для школьных музеев, уголков боевой Славы
В течение всего периода
Руководители школьных музеев

Выпуск информационных стендов:
- день Бородинского сражения;
- победа у мыса Тендра российской эскадры под командованием Ф.Ушакова
В течение года
- 8 сентября
- 11 сентября
Школьные библиотекари

- Победа в Куликовской битве;
- 21 сентября


- Запуск первого в мире советского
искусственного спутника Земли (ПС-1);
- 4 октября


- Открытие в Москве памятника первопечатнику Ивану Федорову;
- 12 октября


- День рождения Российского флота;
- 30 октября


- День народного единства;
- 4 ноября


- Освобождение Москвы от польских интервентов Мининым и Пожарским;
- 16 ноября


- День победы русской эскадры под командованием Нахимова у мыса Синоп;
- 1 декабря


- День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск под Москвой;
- 5 декабря


- День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова;
- 24 декабря


- День снятия блокады Ленинграда;
- 27 января


- День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве;
- 2 февраля


- Международный день родного языка;
- 21 февраля


- День защитников Отечества;
- 23 февраля


- Первый человек в космосе (А.А.Леонов "Восход - 2");
- 18 марта


- День победы воинов Александра Невского в Ледовом побоище;
- 18 апреля


- Международный день освобождения узников фашистских концлагерей;
- 11 апреля


- День рождения вождя пролетариата В.И.Ленина;
- 22 апреля


- День победы советского народа в ВОВ
- 9 мая


2.4. Модуль "Истоки"
Модуль патриотизма и гражданственности на лучших народных традициях, развитие творческой активности на основе поисковой деятельности. Участие в городских культурно-досуговых программах, национальных праздниках. В рамках данного модуля предлагаются следующие формы работы:
- Историко-познавательные игры-путешествия;
- Операция "Герой живет рядом";
- Исследовательские походы;
- Работа 13 музеев образовательных учреждений.

Календарно-тематическое содержание модуля "Истоки"

N
Название
Сроки исполнения
Ответственные

Игры-путешествия:
- "Времен связующая нить",
- "Я - гражданин"
Ноябрь, март
Администрация СОШ

Исследовательские походы:
"Истории улиц родного города" (сбор материалов для издания буклетов, листовок)
В течение года
Руководители школьных музеев

Участие в проведении национальных фольклорных праздников: "Сабантуй", "Навруз", "Масленица", "Рождество"
В течение года
ЗДВР

Проведение праздников, посвященных творчеству Мусы Джалиля, Габдуллы Тукая
Май;
апрель
Учителя татарского языка, классные руководители

Краеведческие уроки "Мой родной край"
В течение года
Руководители шк. музеев

Изучение истории на местном краеведческом материале, увековечение памяти земляков "Их именами названы улицы нашего города"
В течение года
Руководители шк. музеев

Семейные праздники "Минен гаиля"
В течение года
Классные руководители

Акция "Бабушкин сундук"
Октябрь
ЗДВР

Конкурс "Краса - длинная коса"
Декабрь
ДДТ

Конкурс "Мини-мисс Заинск"
Март
ОО

Участие в республиканских мероприятиях":
- Научно-исследовательские чтения по изучению творческого наследия языковеда-фольклориста и педагога Хаджи Бадиги;
Ноябрь
ОО

- Конкурс-акция по государственным языкам РТ "Мин татарча сейлэшэм";
- Конкурс сочинений по теме "Мой любимый учитель" на языках народов РТ
Апрель


День родного языка
Февраль
ОО

Конкурс "Лучший школьный музей"
Февраль
ОО

Выпуск сборника "Музейные уроки"
Май
ОО

2.5. Модуль "Человек, Земля, Вселенная"
Основной задачей предлагаемых в данном модуле дел является воспитание у детей и подростков чувства гражданина-патриота, признание важности и приоритета человеческой жизни, формирование чувства гордости за себя и свои поступки, осознание ценности Земли как "Общего дома", позитивного отношения к общественно полезному труду и природоохранной деятельности.
Наряду с традиционными формами работы планируются разработка и освоение новых форм:
- проведение экологических операций: "Экологическая тропинка", "Родник", "Мы - друзья природы", "Лес просит защиты";
- проведение экологических акций;
- праздники: "Прекрасен мир живой природы", "Весенняя капель";
- выставки: "Где осени следы", "Тайны леса";
- калейдоскоп поделок из природного материала "Детские руки творят чудеса" проводится в форме конкурса;
- работа клубов "Наш дом - природа" (на базе СОШ № 5) и "Экопульс" (на базе СОШ № 4).

Календарно-тематический план модуля
"Человек. Земля. Вселенная"

N
Название
Сроки исполнения
Ответственные

Операции: "Экологическая тропинка", "Родник", "Мы - друзья природы", "Лес просит защиты"
В течение года
ЗДВР

Проведение праздников "Прекрасен мир живой природы", "Весенняя капель"
1 раз в четверть
Классные руководители

Калейдоскоп поделок из природного материала "Где осени следы", "Тайны леса"
Сентябрь - ноябрь
Классные руководители

Работа клубов "Наш дом - природа", "Экопульс"
В течение года
СОШ № 4, 6

Проведение мероприятий в рамках экологических акций:


- Всемирный день воды
22 марта
ЗДВР
- День птиц
1 апреля
- День здоровья
7 апреля
- День Земли
22 апреля
- День туризма
27 сентября
- День защиты животных
4 октября
- Международный день отказа от курения
20 ноября
- Всемирный день борьбы со СПИДом
1 декабря

Месячник по охране окружающей среды
Апрель
Учителя биологии

Научно-практическая конференция "Горизонты поиска и достижений"
Ноябрь
СОШ № 4

Конкурс среди учащихся 8 - 11 классов по физике "Космос - земля - человек"
Январь
Учителя физики

Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?"
Декабрь
Учителя биологии, физики

2.6. Модель "В здоровом теле - здоровый дух"
Модуль "В здоровом теле - здоровый дух" включает в себя возрождение и развитие народных спортивных игр, создание условий для здорового спортивного соперничества между детьми и коллективами и предлагает учащимся:
- военно-спортивные, интеллектуальные игры; соревнования, состязания, турниры;
- работу ДЮСШ "Зай" и ДЮСШ "Лыжник";
- конкурсы плакатов, посвященных пропаганде здорового образа жизни.

Календарно-тематический план модуля
"В здоровом теле - здоровый дух"

N
Название
Сроки исполнения
Ответственные

Военно-спортивные игры "Школа выживания", "Зарница", "Военная тропа"
В течение года
Администрация СОШ

Национальные спортивные игры: "Почмак", "Капкалы", "Чума урдэк, чума каз", "Сигуле", "Чyлмэк вату", "Дyртле"
Апрель, май
Учителя физической культуры

Интеллектуальная игра "В здоровом теле - здоровый дух"
Ноябрь
Учителя физической культуры, классные руководители

Семейные спортивные праздники "Веселые старты", посвященные Дню защитника Отечества
Февраль
ЗДВР

Спортивно-познавательная игра "Путешествие по стране Неболейка"
Март
Классные руководители

Конкурсы плакатов, посвященных пропаганде здорового образа жизни
Октябрь
ЗДВР

Конкурс школьных Театров здоровья "Навстречу Универсиаде!"
Ноябрь
ЗДВР

Конкурсно-игровая программа "Добрая дорога детства"
Сентябрь
ДШИ

Конкурсная программа "Безопасность на дорогах глазами ребенка"
Сентябрь
ДДТ

"Спорт против наркотиков!" (единый день - акция)
Октябрь
Администрация школ

Проведение единых Дней здоровья
ежемесячно
Администрация школ

Проведение утренней зарядки
ежедневно
Учителя физической культуры, классные руководители

2.7. Модуль "Счастливая семья"
Модуль "Счастливая семья" разработан с целью проведения совместного досуга родителей с детьми, пропаганды опыта семейного воспитания и повышения компетенции в области воспитания детей и повышения психологической культуры родителей. Это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания детей. В рамках этого модуля предлагаются следующие формы работы:
- совместное творчество детей, родителей и педагогов,
- родительские конференции,
- семейные праздники,
- творческие встречи и вечера,
- конкурсы и посиделки,
- работа клубов "Молодая семья", "Забавушка" (клуб бабушек).

Календарно-тематический план модуля "Счастливая семья"

N
Название
Сроки исполнения
Ответственные

Семейные творческие вечера:
"Счастлив тот, кто счастлив дома",
"Семейному кораблю - счастливого плавания",
"Неразлучные друзья - родители и "Я"
ежеквартально
ЗДВР, классные руководители

Работа клубов:
"Молодая семья",
"Забавушка" - клуб бабушек
в течение года
ОО

Родительская конференция:
"Школа общения с ребенком"
февраль
ЗДВР, психологи школ

Конкурс "Мама и дочь - 2009", посвященный Дню матери
ноябрь
ЗДВР

Вечер отдыха в клубе бабушек "Мы за чаем не скучаем"
март
ЗДВР

Семинар с элементами тренинга "Как поступить, если ваш ребенок тревожен?"
декабрь
ЗДВР, психологи школ

Практические занятия:
"Безопасное поведение ребенка в социуме",
"Мир моей семьи",
"Учим детей выражать свои эмоции в игре"
ежеквартально
ЗДВР, педагоги и психологи школ

Фотоконкурс "Моя семья"
май
ЗДВР

Педагогические семинары-практикумы:
"Роль отца в семейном воспитании",
"Здоровье ребенка: советы как его сохранить"
"В какие игры играют наши дети"
ежеквартально
ЗДВР, психологи школ, врачи

"В музей всей семьей"
День открытых дверей
1 раз в четверть
Классные руководители, руководители школьных музеев

2.8. Модуль "Делу время, потехе час"
Основной целью предлагаемых в данном модуле дел является выработка у школьников сознательного отношения к труду, создание условий для профессионального самоопределения в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Тематическое содержание этого модуля представлено:
- проведением акций, выставок, субботников, встреч, экскурсий;
- активизацией работы органов ученического самоуправления;
- посещением вузов и средних профессиональных учебных заведений.

Календарно-тематический план модуля
"Делу время, потехе час"

N
Название
Сроки исполнения
Ответственные

Акция "Неделя добрых дел"
декабрь
ЗДВР

Операции:
- "Мы за чистоту и порядок!",
- "Мой школьный двор",
- "Озеленение родного города"
в течение года
Администрации СОШ

Акция "Живи книга!"
ноябрь
Школьные библиотекари

Субботники
- по уборке школьной территории, парка,
- по сбору макулатуры
ежемесячно
Администрации СОШ

Выставки-ярмарки:
- "Кулинарный вернисаж",
- "Швейное дело"
март
учителя технологии СОШ

Семейный праздник "Трудовые династии"
февраль
ОО, администрации СОШ

Профессиональное просвещение: встречи с представителями различных организаций, предприятий, служб и ведомств
в течение года
Администрации СОШ

Тематические и комплексные экскурсии учащихся в организации и предприятия города
в течение года
Администрации СОШ

Анкетирование по профориентационной работе: "Изучение личности воспитанника с целью побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию"
февраль
Классные руководители, ЗДВР, психологи школ

Посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях
в течение года
Администрации СОШ

Акция "Школа ремонта"
апрель
Совет школьного самоуправления

Посадка молодых саженцев выпускниками школ
май
Администрации СОШ

Программа "Маршруты трудового лета" (трудоустройство несовершеннолетних)
июнь
Управление образования, центр труда и занятости населения

2.9. Модуль "Возьмемся за руки, друзья!"
Модуль "Возьмемся за руки, друзья!" включает в себя проведение разнообразных мероприятий в рамках клуба выходного дня: конкурсов, турниров, круглых столов, состязаний с обязательным участием родителей.

N
Название
Сроки исполнения
Ответственные
1
Мероприятия в рамках Клуба выходного дня
В течение года по особому графику
ОО, УДМ, Управление культуры, УФСиТ

2.10. Модуль "Планета детства"
Модуль "Планета детства" включает в себя мероприятия по организации и проведению отдыха детей и молодежи в каникулярное время, работу спортивно-досуговых площадок.

N
Название
Сроки исполнения
Ответственные
1
"Осенний калейдоскоп"
В период школьных каникул
Администрация ОУ
2
"Зимушка-Зима"
3
"Весенняя капель"
4
"Лето - 2014"

III. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Реализация программы будет осуществляться системой конкретных мер нормативно-правового, кадрового, научного, программно-методического и информационного обеспечения во взаимодействии с заинтересованными предприятиями, ведомствами, учреждениями и организациями.

3.1. Развитие нормативно-правовой базы

N
Мероприятия
Сроки исполнения
Исполнители
1
Проведение мониторинга имеющихся нормативных актов по патриотическому воспитанию учащихся в системе общего и дополнительного образования
В течение всего периода
Гатауллина Р.А.
2
Разработка целевой подпрограммы "Программа развития музея "На пути к Победе!" на 2009 - 2015 гг.

Гатауллина Р.А.
3
Разработка планов подготовки отдела к 65-летию Победы
Октябрь - ноябрь
Гатауллина Р.А.
4
Сбор данных по вопросам патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях
В течение года
Гатауллина Р.А.

3.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами
Обеспечение готовности специалистов к решению проблем и современных задач патриотического воспитания детей и учащейся молодежи - основной вопрос всей предстоящей работы по реализации программы. Подготовка педагогов к организации воспитательной деятельности в данном направлении требует существенных изменений. Необходимо разработать современное программно-методическое обеспечение для специалистов, усовершенствовать систему их подготовки и повышения квалификации.

N
Мероприятия
Сроки исполнения
Исполнители
1.
Разработка плана работы с руководителями школьных музеев в связи с 65-летием Победы
Ноябрь
Гатауллина Р.А.
2.
Подготовка материалов для сборников (из опыта работы ДДТ и музеев школ города) по организации деятельности специалистов в области патриотического воспитания и дополнительного образования
Декабрь - январь
Гатауллина Р.А.
3.
Проведение тематических планерок и педагогических советов по проблемам патриотического воспитания учащихся
В течение всего периода
Гатауллина Р.А.
4.
Осуществление комплексного анализа состояния подготовки руководящих и педагогических кадров по проблемам патриотического воспитания
1 раз в год
Гатауллина Р.А.
5.
Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся в общеобразовательных школах
Май
Гатауллина Р.А.

3.3. Научное обеспечение
Комплекс научных исследований по реализации программы предусматривает:
- последовательный системный анализ патриотического воспитания детей в городе и районе, уровня их внутренней культуры, знаний истории своей семьи, своего города, республики, Отечества;
- анализ состояния проблем патриотического воспитания учащихся в разных учреждениях образования;
- разработку современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности.

N
Мероприятия
Сроки исполнения
Исполнители
1.
Проведение исследований по проблемам патриотического воспитания учащихся города, района:
- совершенствование содержания, форм, методов и технологий нравственного воспитания личности, развития ее творческого потенциала;
- психолого-педагогическая диагностика процесса воспитания патриотизма и гражданственности
В течение года
Управление образования, ИМЦ
4.
Организация и проведение конкурса сценариев по гражданско-патриотической тематике
Декабрь
Гатауллина Р.А.
5.
Организация научных исследований по проблемам: "Совершенствование содержания методов и технологий нравственного, гражданского и патриотического воспитания учащихся, развитие творческого и мотивационного потенциала"
В течение года
Управление образования, ИМЦ
6.
Организация поисковой работы по сбору материалов для школьных музеев и уголков Славы с целью использования собранных материалов в патриотическом воспитании учащихся
2014 - 2015 гг.
Руководители школьных музеев

3.4. Программно-методическое и информационное обеспечение
Повышение качества воспитательной деятельности и целенаправленного развития патриотического воспитания возможно только с информационным и программно-методическим обеспечением, основными задачами которого являются:
- разработка учебно-методического сопровождения деятельности по воспитанию гражданина-патриота; отдельных направлений; детских общественных организаций;
- создание программно-методических комплектов психолого-педагогической поддержки воспитания гражданина-патриота;
- расширение педагогической деятельности по выпуску программных материалов и информационной литературы;
- расширение сотрудничества со СМИ в утверждении патриотических основ воспитания патриота, нравственных, гражданских и патриотических качеств личности.

N
Мероприятия
Сроки исполнения
Исполнители

Подготовить договор со СМИ и добиться выделения времени на телевидении для передачи "Я - гражданин!" и полосы в городской газете под тем же названием
Октябрь
Управление образования

Подготовить и издать методические рекомендации:
- "Руководителю школьного музея",
- "Классному руководителю о военно-патриотическом воспитании учащихся"
Январь - апрель
Управление образования

Презентация новых программ патриотического воспитания учащихся и механизмов их внедрения
Февраль
ИМЦ

Создание банка форм, методов, технологий по совершенствованию патриотического, нравственного и гражданского воспитания учащихся
В течение года
Шимановская Е.В.

Подготовить статью на основе аналитической справки: "Система патриотического воспитания в школах города и района" (из опыта работы педагогов)
Май
Управление образования, ИМЦ

Проведение педагогических чтений "Гражданином быть обязан" (с привлечением родителей)
Февраль
Управление образования

Разработка рекомендаций по составлению целевых программ патриотического воспитания учащихся в условиях лагеря, трудового (экологического) отряда, профильной смены
Ноябрь
Гатауллина Р.А.

Разработка механизма консультативной поддержки детей, педагогов, родителей в вопросах патриотического воспитания
Октябрь
Управление образования, ИМЦ

Организация тематических мероприятий, оформление стендов, наглядно подчеркивающих важность тех или иных характеристик личности, проявляющихся в различных жизненных ситуациях
В течение года
Администрация ОУ

Подготовка методических рекомендаций:
- "Формирование у учащихся качеств гражданина-патриота";
- "Городское учебно-методическое объединение руководителей школьных музеев как средство управления развитием музейного пространства с целью организации патриотического воспитания учащихся"
В течение года
Управление образования, ИМЦ

3.5. Взаимодействие с ведомствами, учреждениями и общественными организациями
Одно из условий выполнения цели и задач программы - это работа с заинтересованными ведомствами: УДМ, Управление спорта, МВД, военкомат, управление культуры и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи. Настоящая программа реализуется в тесном взаимодействии и с городским краеведческим музеем.
Решению задач укрепления взаимодействия будут способствовать:
- координация деятельности организаций, учреждений и общественных движений по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи;
- распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров, круглых столов по вопросам патриотического воспитания учащихся;
- создание системы патриотического воспитания учащихся.

N
Мероприятия
Сроки исполнения
Исполнители

Проведение родительских собраний, педсоветов совместно с УДМ, Управлением спорта, МВД, военкоматом, Управлением культуры на темы:
- "Роль семьи в патриотическом воспитании детей"
- "Воспитание детей в семье: идеалы, ценности, ориентиры"
По четвертям
Управление образования, ИМЦ, администрация ОУ

Заключение двусторонних и многосторонних договоров о сотрудничестве, поддержке проектов и программ деятельности образовательных учреждений по вопросам патриотического воспитания учащихся
В течение всего периода
Управление образования

Организация круглого стола "Проблемы установления оптимальных форм взаимодействия с партнерами по совместной деятельности в области патриотического воспитания учащихся" с приглашением представителей Управления культуры, УФСиТ, УДМ
Ноябрь
Управление образования

V. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение предполагает использование кадровых, технических и методических возможностей.

4.1. Кадровое обеспечение
Основу кадрового состава образовательных учреждений составляет персонал:
- с I и высшей квалификационной категорией (738 педагогов);
- со II квалификационной категорией (237 педагога).

4.2. Информационно-методическое обеспечение
Общеобразовательные учреждения располагают библиотекой, книжный фонд которой составляет 333227 экземпляров. Литература (пособия, рекомендации и т.д.) по воспитательной работе составляет 10 000 экземпляров.

V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

5.1. Ожидаемые результаты от детей:
- Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской работе по исторической и патриотической тематике.
- Освоение учащимися знаний государственных символов Российской Федерации и Республики Татарстан.
- Сформированность объективного исторического подхода к событиям ВОВ 1941 - 1945 гг., повышение интереса у юношей к военной службе, формирование психологической готовности к успешной деятельности в современной техносоциальной среде.
- Сформированность личной убежденности в том, что ты нужен семье, городу, стране.
- Развитие активной жизненной позиции, накопление опыта жизнедеятельности личности путем выработки механизмов преодоления трудностей по изменению окружающего мира.
- Освоение учащимися определенных способов действия в повседневных условиях и опасных ситуациях.
- Освоение учащимися определенных способов действия в повседневных условиях и опасных ситуациях.
- Развитие навыков дисциплины, здорового образа жизни и норм поведения.
5.2. Ожидаемые результаты от педагогов:
- Реализация принципа вариативности программ, который дает возможность выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели.
- Умение осуществлять задачи с учетом принципов личностно ориентированного развития детей.
- Создание психологического комфорта в работе с детьми, подготовка актива для реализации программы в своих коллективах.
5.3. Критерии оценки результативности Программы
Оценка результативности программы осуществляется через анализ такого показателя, как "патриотизм и гражданственность". Критериями патриотизма и гражданственности являются: социальная и творческая активность, гражданское мужество, правдолюбие, демократизм, интернационализм, независимость убеждений, принципиальность, прогрессивность взглядов, знание истории Отечества и любовь к своей стране.
Успешная реализация программы будет способствовать распространению опыта и его внедрению в городах Российской Федерации с учетом их исторических, культурных и социальных особенностей. Реализация программы будет осуществляться системой конкретных мер нормативно-правового, кадрового, научного, программно-методического и информационного обеспечения во взаимодействии с заинтересованными предприятиями, ведомствами, учреждениями и организациями.








------------------------------------------------------------------