Решение Тюлячинского районного Совета от 20.02.2014 N 190 "Об утверждении Программы развития крестьянских хозяйств и личных подсобных хозяйств в Тюлячинском муниципальном районе Республики Татарстан на 2014 год"
СОВЕТ ТЮЛЯЧИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
РЕШЕНИЕ
II созыва
от 20 февраля 2014 г. № 190
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ)
ХОЗЯЙСТВ И ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В
ТЮЛЯЧИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НА 2014 ГОД
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" Совет Тюлячинского муниципального района РЕШИЛ:
1. Утвердить Программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан на 2014 год.
2. Настоящее решение обнародовать согласно действующему законодательству.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на заместителя Главы Тюлячинского муниципального района А.Г.Фатхуллина.
Глава
Тюлячинского муниципального района
И.Ф.ЗАРИПОВ
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И ЛИЧНЫХ
ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ В ТЮЛЯЧИНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 ГОД
Паспорт программы
Наименование Программы
"Программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан на 2014 год" (далее - Программа)
Нормативно-правовая основа
- Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";
- Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве";
- Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.03.2006 № 136 "Об утверждении Концепции развития личных подсобных хозяйств населения Республики Татарстан"
Муниципальный заказчик программы
Совет Тюлячинского муниципального района
Основной разработчик и координатор исполнения Программы
Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района
Цель Программы
Стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств в Тюлячинском муниципальном районе
Задачи Программы
1. Создание условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств по доступности финансовых ресурсов;
2. Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и сохранения поголовья крупного рогатого скота, увеличения производства сельскохозяйственной продукции;
3. Стимулирование граждан проживающих на территории района для развития личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств;
4. Развитие малого и среднего предпринимательства в районе
Сроки и этапы реализации Программы
2014 год
Объемы и источники финансирования (млн рублей)
Финансирование из бюджета Тюлячинского муниципального района: 2014 год - 1,6 млн руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
Целевые показатели:
-количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью Программной поддержки, - не менее 5 единиц;
- сохранность поголовья молочного крупного рогатого скота не ниже уровня 2013 года и увеличение поголовья молочного крупнорогатого скота в личных подсобных хозяйствах на 5% от уровня 2013 года;
Реализация программы также позволит получить следующие социально-экономические результаты эффективности реализации Программы:
- развитие конкурентной среды;
- создание условий для развития фермерских хозяйств и для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета;
- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий;
- создание новых рабочих мест;
- обеспечение производства качественной сельскохозяйственной продукции
Общая характеристика программных мероприятий
Комплекс мер, направленных на реализацию задач, включает следующие направления:
- гранты на условиях софинансирование части затрат на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;
- субсидирование на возмещение части затрат на содержание молочного крупно рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств;
- обеспечение методической помощи;
- проведение обучающих семинаров
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ, НА РЕШЕНИЕ
КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
Проводимая государственная политика поддержки малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа субъектов малого сельскохозяйственного предпринимательства к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кооперативов в рамках реализуемых государственных программ развития сельского хозяйства. В 2012 году Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию, в связи с этим актуален вопрос поддержки и развития отечественных товаропроизводителей в рамках различных программ по различным направлениям производства.
В Тюлячинском муниципальном районе общая численность крестьянских (фермерских) хозяйств (далее по тексту - КФХ) по состоянию на 01.01.2014 составляет 39 единиц (по данным МРИ ФНС № 10 по РТ), а число фактически функционирующих хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 22 единицы, которые предоставляют статистические сведения о своей деятельности. Численность личных подсобных хозяйств (далее по тексту - ЛПХ) на территории района на 01.01.2014 составляет - 4570 штук. Общая численность поголовья крупного рогатого скота в ЛПХ - 5018 голов, в КФХ - 321 голов.
Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств требует значительных затрат на содержание скота, на проектирование хозяйственных построек и их строительства, их подключения к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по различным обязательствам, платежам.
Без решения всех перечисленных проблем хозяйства не смогут быть конкурентоспособными. В большинстве своем крестьянские (фермерские) хозяйства вынуждены прекратить деятельность уже в первые два или три года своей деятельности. Тюлячинский муниципальный район является в основном сельскохозяйственным районом, и основное население района в своих личных подсобных хозяйствах осуществляет производство мяса, молока и иных сельскохозяйственных продуктов, при этом это для них является основным видом дохода, и настоящая Программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств Тюлячинского муниципального района на 2014 год (далее - Программа) призвана помочь фермерам в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств и их закреплению в аграрном секторе экономики района и личным подсобным хозяйствам для дальнейшего развития, сохранения поголовья крупного рогатого скота и ее увеличения, обеспечения самозанятости населения, увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
Основные понятия Программы
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Заявитель - гражданин Российской Федерации в возрасте от 19 до 58 лет, подающий заявку в конкурсную комиссию, созданную согласно действующему законодательству органом местного самоуправления района, для признания его участником Программы. Форма заявки и сроки их предоставления определяются постановлением Исполнительного комитета района. Заявки подлежат регистрации в книге учета.
Заявитель должен постоянно проживать на территории Тюлячинского муниципального района, личное подсобное хозяйство должно находиться на территории района, регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства должна быть осуществлена на территории района согласно действующему законодательству. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства должна осуществляться на территории Тюлячинского муниципального района.
Раздел 2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель Программы: стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств в Тюлячинском муниципальном районе и увеличения поголовья молочного крупного рогатого скота, увеличения производства сельскохозяйственной продукции.
Мероприятия Программы предусматривается осуществлять за счет средств, выделяемых на реализацию в 2014 году мероприятий муниципальной Программы.
Задачи Программы:
1. Создание условий для развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств по доступности финансовых ресурсов;
2. Обеспечение условий для создания, расширения и модернизации производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и сохранения поголовья крупного рогатого скота, увеличения производства сельскохозяйственной продукции;
3. Стимулирование граждан, проживающих на территории района для развития личного подсобного хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств;
4. Развитие малого и среднего предпринимательства в районе.
Раздел 3. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности:
- количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью Программной поддержки, - не менее 5 единиц.
- сохранность поголовья молочного крупного рогатого скота не ниже уровня 2013 года и увеличение поголовья молочного крупнорогатого скота в личных подсобных хозяйствах на 5% от уровня 2013 года.
Реализация Программы также позволит получить следующие социально-экономические результаты эффективности реализации Программы:
- развитие конкурентной среды;
- создание условий для развития фермерских хозяйств и для перехода личных подсобных хозяйств в крестьянские (фермерские) хозяйства, что приведет к увеличению налоговых платежей во все уровни бюджета;
- создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий;
- создание новых рабочих мест;
- обеспечение производства качественной сельскохозяйственной продукции.
Реализация Программы также позволит получить следующие результаты:
1. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
2. Создание условий для устойчивого развития и сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
3. Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Раздел 4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
4.1. Основными мероприятиями настоящей Программы поддержки фермеров являются предоставление начинающим и действующим главам крестьянских (фермерских) хозяйств на конкурсной основе грантов на условиях софинансирования части затрат на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств. Грант выдается на возмещение части затрат при приобретении сельскохозяйственного молочного скота (коров, нетели). Порядок проведения конкурса разрабатывается Исполнительным комитетом района и утверждается постановлением Руководителя Исполнительного комитета района.
4.2. Субсидирование на возмещение части затрат на содержание молочного крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйств. Порядок предоставления указанной субсидии разрабатывается Исполнительным комитетом района и утверждается постановлением Руководителя Исполнительного комитета района. Также Исполнительным комитетом района производятся мероприятия по обеспечению методической помощи и проведению обучающих семинаров глав КФХ и представителей ЛПХ.
Для формирования инфраструктуры развития фермеров, личных подсобных хозяйств обеспечивается свободный доступ граждан к информации о наличии земель сельскохозяйственного назначения и порядке участия в Программе поддержки фермеров согласно действующему законодательству.
Не допускается оказания повторного финансирования из бюджета Тюлячинского муниципального района на те же цели одному и тому же лицу.
Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района в пределах компетенции создает комиссию для рассмотрения заявлений и приложенных документов, поступивших от глав КФХ на соответствие условиям конкурса, условия конкурса и перечень необходимых документов определяются Исполнительным комитетом района согласно действующему законодательству.
В состав конкурсной комиссии включают должностных лиц органов местного самоуправления (не более половины состава комиссии), юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в сфере агропромышленного комплекса. В состав комиссии могут быть включены представители кредитных, научных, образовательных, консультационных, консалтинговых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, районных фермерских ассоциаций.
Конкурсная комиссия рассматривает заявки заявителей и документы к ним, в сроки, установленные Исполнительным комитетом района, проводит очное собеседование с заявителями, включает в состав участников Муниципальной программы развития крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств на условиях софинансирования части затрат.
При принятии решения о включении заявителей в состав участников настоящей Программы, конкурсная комиссия наряду с информацией, указанной в документах заявителя, положительно учитывает:
местонахождение крестьянского (фермерского) хозяйства вне населенного пункта (в отношении фермеров);
наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции;
предоставление рабочих мест для местных жителей (в отношении фермеров);
социальную и бюджетную ответственность;
наличие производственных фондов и их хорошее состояние;
наличие земель сельскохозяйственного назначения;
деловую репутацию и кредитную историю;
итоговые аттестационные оценки выпускника, указанные в приложении к документу об образовании;
рекомендации и просьбы от органов местного самоуправления сельского поселения, на территории которого проживает заявитель, физических лиц, общественных организаций, поручителей, общественную активность и ответственность заявителя;
результаты очного собеседования.
По итогам рассмотрения конкурсная комиссия принимает решение:
- о предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
- об отказе в предоставлении крестьянскому (фермерскому) хозяйству гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
- о субсидировании на возмещение части затрат на содержание молочного крупно рогатого скота в личных подсобных хозяйств;
- об отказе в субсидировании на возмещение части затрат на содержание молочного крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйств.
4.2. Использование денежных средств, предоставленных в рамках настоящей Программы, должно соответствовать сметной документации, плану расходов заявителя. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, субсидии подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть использован на цели, указанные в плане расходов по статье на приобретение молочного крупнорогатого скота, в течение 12 месяцев со дня получения фермером.
В случае нецелевого использования гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства использованные нецелевым образом, получатель гранта, субсидии обязан в шестидесяти дневной срок с даты получения соответствующего требования Исполнительного комитета района по выявлению факта использования гранта, субсидии не по целевому назначению и (или) представления недостоверных сведений и документов для получения субсидии, гранта, вернуть указанные денежные средства путем возврата в бюджет Тюлячинского муниципального района в соответствии с действующим законодательством.
Имущество фермера, полученное за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в документах, заключаемых между распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями.
Грант на условиях софинансирования части затрат развитие выделяется главе крестьянского (фермерского) хозяйства только один раз.
4.3. Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием средств фермерами и осуществляет контроль за достоверностью представляемых отчетов.
4.4. Фермер ежеквартально представляет в Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района отчет о целевом расходовании гранта по развитию крестьянского (фермерского) хозяйства по форме, установленной Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района. Ответственность за достоверность информации несет глава КФХ, по личным подсобным хозяйствам - несет гражданин, который подал соответствующее заявление об участии его личного подсобного хозяйства в программных мероприятиях.
Раздел 5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в 2014 году. Реализация Программы начинается с момента опубликования согласно действующему законодательству.
Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы, с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
Раздел 6. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели: реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей в области сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности, повышению самозанятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию территорий сельских поселений входящих в состав Тюлячинского муниципального района.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач в области сельского хозяйства, являются увеличение численности хозяйствующих субъектов крестьянского (фермерского) хозяйства, личных подсобных хозяйств и рост объемов производства сельскохозяйственной продукции на территории Тюлячинского муниципального района. Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе.
Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Согласно обоснованным целевым показателям Программы количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты развития своих хозяйств на территории Тюлячинского муниципального района, составит не менее 5 единиц. Предполагается, что за 2014 год поддержка фермеров обеспечит увеличение поголовья молочного скота на 100 голов. Обеспечить сохранность поголовья молочного крупного рогатого скота в личных подсобных хозяйствах не ниже уровня 2013 года и увеличение поголовья молочного крупно рогатого скола в личных подсобных хозяйствах на 5% от уровня 2013 года.
В результате бюджеты сельских поселений и муниципального образования получат дополнительную экономическую выгоду от увеличения налоговых сборов.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий и их целевому использованию.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства.
Раздел 8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы осуществляется ежегодно Исполнительным комитетом Тюлячинского муниципального района исходя из степени достижения показателя результативности, определенного в соглашениях между участником (заявителем), выполнение бизнес-плана, организации и показателей отчетных данных предоставленных участниками Программы.
Выдача грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам требует проведения мониторинга за их использованием. С этой целью будет разработана форма отчетности и порядок ее представления в комиссию по выдаче грантов. На основании анализа собранной информации будут приниматься решения о целесообразности дальнейшего развития системы грантов.
Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта о представлении отчета об использовании средств.
2. Периодичность представления отчетности грантополучателями.
3. Разработку критериев сравнительной эффективности использования грантов.
4. Увязку объемов выданных грантов с производственными показателями развития фермерских хозяйств в регионах.
5. Создание новой формы отчетности в рамках реализации Программы на текущий период.
Оценка эффективности Программы проводится на основе анализа следующей информации: указанных в государственных статистических и ведомственных отраслевых формах отчетности. Достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
Порядок возврата субсидий, грантов в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, устанавливается согласно действующему законодательству и должны быть указаны в соответствующих положениях об их предоставлении.
Раздел 9. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ
Финансирование Программы по поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым решением Совета Тюлячинского муниципального района о бюджете района на текущий год и плановый период.
Финансирование Программы в 2014 году осуществляется в рамках бюджета Тюлячинского муниципального района.
Общая сумма грантов, субсидий на развитие соответствующих форм хозяйств за 2014 год составит 1,6 млн руб.
Наименование мероприятия
2014 г.
- Гранты на софинансирование части затрат на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств;
- Субсидирование на возмещение части затрат на содержание молочного крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подсобных хозяйств всего (млн рублей)
1,6
Раздел 10. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Организационно-методическое управление реализацией Программы осуществляет Исполнительный комитет Тюлячинского муниципального района.
Ответственным за реализацию Программы, достижение целей и задач, утвержденные индикаторы цели, показатели задач и мероприятий является отдел территориального развития Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района.
Финансирование программных мероприятий осуществляет Финансово-бюджетная палата Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района.
Ответственными за формирование отчетности о ходе реализации Программы является отдел территориального развития Исполнительного комитета Тюлячинского муниципального района.
------------------------------------------------------------------