По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Приказ Минобрнауки РТ от 04.03.2014 N 1092/14 "О работе по раннему выявлению незаконного потребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, других психоактивных веществ для образовательных организаций"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ
от 4 марта 2014 г. № 1092/14

О РАБОТЕ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО
ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ,
ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Во исполнение протокола Заместителя Премьер-министра Республики Татарстан, заместителя председателя антинаркотической комиссии в Республике Татарстан Ю.З.Камалтынова от 05.12.2013 № ЮК-12-362, в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ" Министерством образования и науки Республики Татарстан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработана "дорожная карта", предусматривающая алгоритм действий по раннему выявлению незаконного потребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, других психоактивных веществ для образовательных организаций. "Дорожная карта" утверждена решением Оперативного штаба по проведению осмотров учащихся и студентов от 17 января 2014 года.
В связи с этим ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Руководителям подведомственных образовательных организаций, рекомендовать начальникам отделов (управлений) образования исполнительных комитетов муниципальных образований Республики Татарстан организовать работу по раннему выявлению незаконного потребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, других психоактивных веществ среди учащейся молодежи (Приложение № 1).
2. Контроль за выполнением Приказа возложить на С.В.Гиниатуллину, заместителя министра, руководителя Оперативного штаба по проведению профилактических осмотров учащихся и студентов.

Заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан - министр
Э.Н.ФАТТАХОВ





Приложение № 1
к Приказу

Утверждена
на заседании Оперативного штаба
от 17 января 2014 года

"ДОРОЖНАЯ КАРТА"
ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИЧЕСКИХ
СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

1. Общие положения

1.1. Настоящая "Дорожная карта" разработана во исполнение протокола Заместителя Премьер-министра Республики Татарстан, заместителя председателя антинаркотической комиссии в Республике Татарстан Ю.З.Камалтынова от 05.12.2013 № ЮК-12-362, в соответствии с Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ".
1.2. "Дорожная карта" предназначена для сотрудников образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования (далее - образовательные организации) (администрации, педагогов, педагогов-психологов и других), медицинских работников, обеспечивающих оказание медицинской помощи в образовательных организациях, сотрудников центров для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
1.3. "Дорожная карта" представляет собой последовательность действий (мероприятий), выполняемых с целью своевременного выявления признаков потребления обучающимися образовательных организаций алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, других психоактивных веществ (далее - психоактивных веществ), а также принятия мер организационного и медико-реабилитационного характера.

2. Выявление обучающихся, допускающих
употребление психоактивных веществ

Организация работы по данному направлению складывается из трех основных этапов:
1 этап - организация работы по раннему выявлению обучающихся, допускающих употребление психоактивных веществ;
2 этап - организация работы по принятию мер организационного характера;
3 этап - организация работы по принятию мер профилактического характера.

1 этап - организация работы по раннему выявлению обучающихся, допускающих употребление психоактивных веществ
Руководителям образовательных организаций, педагогическим работникам, непосредственно осуществляющим учебно-воспитательную деятельность, в своей повседневной деятельности необходимо организовать систематическую работу, направленную на раннее выявление обучающихся, допускающих употребление психоактивных веществ.
Данный этап направлен на выделение 4-х групп обучающихся, подлежащих в дальнейшем первичной, вторичной и третичной профилактике наркологических заболеваний.
1-я группа - обучающиеся, не имеющие опыта употребления психоактивных веществ (легальных и нелегальных). Подлежат первичной профилактике, которая проводится в образовательной организации.
2-я группа - обучающиеся, входящие группу риска по наркологической патологии (смотри "Критерии для формирования "групп риска"). Подлежат вторичной профилактике без наблюдения у нарколога, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению в образовательной организации.
3-я группа - обучающиеся, имеющие опыт употребления психоактивных веществ. Подлежат профилактическому наблюдению у нарколога, вторичной профилактике и психологической коррекции, последующему психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению в образовательной организации, в т.ч. в центрах для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
4-я группа - обучающиеся, имеющие признаки зависимости от психоактивных веществ. Подлежат диспансерному наблюдению у нарколога, лечению и реабилитации, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению в образовательной организации, в т.ч. в центрах для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Педагогам-психологам и социальным педагогам необходимо организовать плановые мероприятия по выявлению обучающихся (студентов) с личностными особенностями, социальными, биологическими, медицинскими предпосылками и мотивами, обуславливающими повышенную склонность к употреблению психоактивных веществ.
Для осуществления такой работы следует использовать специально разработанные формы тематических бесед, современные тестовые психодиагностические методики, отвечающие требованиям валидности, надежности и прогностичности результатов, а также проводить работу по социально-биографическому изучению личности. Знание и применение этих методов в процессе динамического наблюдения за психологическим состоянием обучающихся позволит своевременно выявлять лиц с высоким риском по формированию и проявлению форм наркозависимого поведения и способствовать их предупреждению.
При выявлении обучающихся (студентов), соответствующим критериям, свидетельствующим о наличии риска начала употребления психоактивных веществ, необходимо включить их в "группу риска" с целью последующей работы организационного и медико-реабилитационного характера, в т.ч. организовать прохождение ими профилактических медицинских осмотров на предмет выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ (смотри "Технологическую карту проведения профосмотров учащейся молодежи" в Приложении).

Критерии для формирования "групп риска"

Понятие "группы риска" не правовая, а медико-социальная категория. Оно не закреплено ни в законах, ни в подзаконных актах. Принадлежность несовершеннолетних к какой-либо "группе риска" не предопределяет обязательное приобщение их к наркотикам, а служит индикатором благоприятной почвы для возникновения наркологической патологии. Увлечение детей и молодежи наркотиками зависит от конкретных условий, от стечения ряда обстоятельств в их жизни, сложного взаимодействия различных причин и действующих на них внешних факторов. Фатальной обреченности для отдельных подростков, чтобы стать наркоманами, нет, есть только определенная их предрасположенность к потреблению психоактивных веществ. Этот факт надо учитывать при организации и проведении профилактических мероприятий по выявлению несовершеннолетних - потребителей наркотических средств. В свою очередь, принадлежность подростков к "группам риска" никоим образом не влечет за собой ограничение их прав и свобод, а также ущемление их законных интересов. Тем не менее при возникновении обоснованных подозрений в потреблении такими подростками наркотиков либо участии их в незаконном их обороте меры профилактического характера необходимы с целью выявления и документирования подобных фактов.
Критерии включения детей и молодежи в "группу риска" можно подразделить на медико-биологические, правовые и поведенческие, семейные и психологические. Отнесение ребенка к "группе риска" только по одному из данных критериев является ошибочным.
Медико-биологические критерии:
1. Сотрясения головного мозга, особенно многократные.
2. Злоупотребление алкоголем, наркотическими, токсическими средствами, психотропными веществами кем-либо из близких родственников (отец, мать, дед, дядя, родные братья или сестры).
3. Психические заболевания (в том числе умственная отсталость) у самого несовершеннолетнего или у кого-либо из близких родственников.
Правовые и поведенческие критерии:
1. Несовершеннолетние, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных образовательных организаций закрытого типа.
2. Несовершеннолетние, состоящие на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних УВД (ОВД), муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3. Несовершеннолетние, часто допускающие пропуски учебных занятий без уважительной причины и часто нарушающие общепринятые правила поведения.
4. Несовершеннолетние, допускающие эпизодическое или регулярное употребление табака, насвая, кальянных смесей.
5. Несовершеннолетние, допускающие эпизодическое или регулярное употребление слабоалкогольных напитков, пива, токсических веществ (ацетона, растворителя, клея "Момент" и других химических веществ).
Семейные критерии:
1. Воспитание только одним из родителей (т.е. в неполной семье).
2. Один из родителей является неродным.
3. Постоянная занятость одного из родителей или обоих - длительные командировки, деловая загруженность ("челноки", сезонные рабочие, вахтовый метод работы и другие).
4. Уклонение родителей от воспитания ребенка (непосещение родительских собраний, других классных мероприятий).
5. Воспитание в приемной семье.
6. Воспитание бабушками и дедушками.
7. Жестокое обращение в семье.
Психологические критерии:
Психологические критерии могут быть применены к определению "группы риска" в случае использования методов психологической диагностики (индивидуальные консультации психолога, психологическое тестирование).
Индивидуально-психологические критерии:
неустойчивость эмоций;
нестабильное настроение;
низкая стрессоустойчивость;
недисциплинированность;
низкая успеваемость;
неадекватная реакция на фрустрирующие обстоятельства (агрессия, депрессия);
преобладание деструктивных стратегий выхода из психотравмирующей ситуации.
Социально-психологические критерии:
неадекватная самооценка;
неустойчивый круг интересов;
высокий уровень агрессивности (конфликты с педагогами, одноклассниками, родителями);
отрицание любых проблем и стремление избегать неприятных ситуаций;
неумение прогнозировать последствия своих поступков;
неумение преодолевать трудности;
трудности в налаживании межличностных отношений;
зависимость от мнения окружающих и от объекта привязанности.
Классным руководителям, кураторам групп и педагогам как звену, непосредственно контактирующему с обучающимися (студентами) в рамках психолого-педагогической деятельности, необходимо знать перечень и характеристики признаков, свидетельствующих об употреблении психоактивных веществ, и использовать эти знания для организации ежедневного объективного наблюдения. При выявлении обучающихся (студентов) с признаками употребления психоактивных веществ или находящихся в состоянии актуального наркотического опьянения необходимо действовать согласно алгоритмам, приведенным в пунктах 2.1 и 2.2.
Медицинским работникам, обеспечивающим оказание медицинской помощи в образовательных организациях, при проведении плановых профилактических медицинских осмотров, а также при индивидуальных случаях обращения за медицинской помощью вследствие плохого физического самочувствия следует обращать внимание на признаки, которые могут прямо или косвенно свидетельствовать об употреблении обучающимися (студентами) психоактивных веществ.
При возникновении подозрения об употреблении обучающимся (студентом) психоактивных веществ медицинскому работнику необходимо поставить в известность руководителя образовательной организации.

2 этап - организация работы по принятию мер организационного характера
2.1. В случае подозрения на наличие у обучающегося (студента) признаков опьянения психоактивными веществами педагогические работники обязаны поставить в известность руководителя образовательной организации (замещающее его лицо) и сопроводить обучающегося в медицинский кабинет. Запрещается оставлять обучающегося (студента) в состоянии актуального опьянения одного либо в присутствии других обучающихся (студентов). В том случае, если инцидент произошел во время учебного занятия, педагогические работники обязаны предупредить коллег, проводящих занятия в соседних кабинетах, о необходимости временного отсутствия и попросить их взять под контроль оставленных ими учащихся.
В свою очередь, руководитель образовательной организации (замещающее его лицо) обязан поставить в известность родителей (законных представителей) обучающегося, инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленного за образовательной организацией.
При необходимости педагогические работники обязаны оказать содействие медицинскому персоналу образовательной организации в выведении обучающегося (студента) из состояния наркотического опьянения. При симптомах передозировки необходимо вызвать "скорую медицинскую помощь" и до ее прибытия оказать первую медицинскую помощь. При принятии бригадой "скорой медицинской помощи" решения о госпитализации необходимо сопроводить обучающегося в лечебное учреждение.
По завершении первоочередных организационных мер руководитель образовательной организации обязан организовать работу по постановке обучающегося на внутренний учет.
2.2. В случае возникновения подозрения на систематическое употребление обучающимся (студентом) психоактивных веществ педагогические работники обязаны поставить в известность руководителя образовательной организации (замещающее его лицо).
В свою очередь, руководитель образовательной организации (замещающее его лицо) обязан поставить в известность родителей (законных представителей) обучающегося, инспектора по делам несовершеннолетних, закрепленного за образовательной организацией, и назначить ответственных из числа педагогических работников по сопровождению обучающегося и его семьи во взаимодействии с указанной службой.
Если по завершении первоочередных организационных мер подозрение в систематическом употреблении обучающимся (студентом) психоактивных веществ подтвердится, руководитель образовательной организации обязан организовать работу по его постановке на внутренний учет.

3 этап - организация работы по принятию мер профилактического характера
3.1. Педагогам-психологам, социальным педагогам, классным руководителям, кураторам групп, сотрудникам центров для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи, разработать совместную комплексную программу по индивидуальному сопровождению обучающегося (студента) и профилактике повторного употребления им психоактивных веществ на весь период учета и наблюдения и утвердить эту программу у руководителя образовательной организации.
Руководитель образовательной организации (назначенное им ответственное лицо) обязан:
держать под личным контролем реализацию указанной программы;
довести до родителей (законных представителей) обучающегося (студента) информацию:
о возможности обращения за помощью в центры психологической помощи ("Росток", "Роза ветров", "Сердэш" и другие);
о доступности бесплатной наркологической помощи и, по возможности, мотивировать их обратиться за этой помощью.
3.2. Педагогам-психологам, классным руководителям, кураторам групп, социальным педагогам образовательных организаций, сотрудникам центров для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи, необходимо разработать совместную профилактическую программу по работе с обучающимися (студентами) "группы риска" по употреблению психоактивных веществ и их семьями.
Обучающиеся (студенты), входящие в "группу риска" по наркологической патологии, должны быть:
- обязательно включены в списки лиц, подлежащих внезапным осмотрам на предмет употребления наркотиков;
- интегрированы в коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы, реализуемые педагогом-психологом школы;
- состоять на патронате, осуществляемом сотрудниками образовательной организации (педагоги-психологи, классные руководители, кураторы групп, социальные педагоги образовательных организаций, сотрудники центров для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи).
Обучающиеся (студенты), имеющие опыт употребления психоактивных веществ должны:
- получить индивидуальную консультацию педагога-психолога и (или) пройти коррекционные психолого-педагогические программы на базе центров для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи, других психологических центров;
- состоять на комплексном патронате (психологическом, педагогическом, социальном, медицинском), осуществляемом сотрудниками образовательной организации (педагоги-психологи, классные руководители, кураторы групп, социальные педагоги образовательных организаций, сотрудники центров для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи, других психологических центров).
Обучающиеся, имеющие признаки зависимости от психоактивных веществ, должны:
- состоять на диспансерном наблюдении у врача-нарколога;
- пройти через программы медико-социальной и медико-психологической реабилитации;
- состоять на межведомственном патронате (психологическом, педагогическом, социальном, медицинском), осуществляемом сотрудниками образовательной организации, центра для детей, нуждающихся в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи, других психологических центров, социальными работниками учреждений помощи семье и детям, врачами.
3.3. Медицинским работникам, обеспечивающим оказание медицинской помощи в образовательных организациях, проводить на постоянной основе информационно-разъяснительную работу с педагогическими коллективами и родителями о методиках выявления внешних признаков наркотического и алкогольного опьянения, характерных местах хранения и употребления наркотиков и т.д.


Приложение
к "Дорожной карте"

Технологическая карта
проведения профосмотров учащейся молодежи

Должностное лицо
Вид деятельности
Содержание деятельности
Заместитель начальника муниципального органа управления образованием по воспитательной работе
Осуществление контроля за деятельностью по профилактике наркомании в ОО, в т.ч. организацией и проведением профосмотров
Организация разъяснительной работы об особенностях проведения профосмотров для руководителей и педагогических работников образовательных организаций, расположенных в муниципальном образовании.
Направление в учреждение здравоохранения, проводящее профосмотры, списков "группы риска" - обучающихся, подлежащих профосмотрам в соответствии с критериями (в бумажном и электронном виде).
Выборочный выездной контроль проведения профосмотров в образовательных организациях
Руководитель образовательной организации (ОО)
Осуществление контроля за организацией и проведением деятельности по профилактике наркомании в ОО
Назначение приказом лиц, ответственных за проведение профосмотров.
Составление и направление в муниципальный орган управления образованием списков, подлежащих профосмотрам в соответствии с критериями (в бумажном и электронном виде).
Создание необходимых условий медицинским работникам для проведения профосмотра. Обеспечение выполнения регламента проведения профосмотров среди заявленных обучающихся.
Осуществление контроля за подготовкой и ходом проведения профосмотров, своевременным представлением статистической информации по их результатам в органы управления образованием
Заместитель руководителя по воспитательной работе ОО
Организация деятельности по профилактике наркомании в ОО
Организация и проведение информационно-просветительской работы.
Организация работы по раннему выявлению обучающихся с признаками употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Привлечение органов ученического (студенческого) самоуправления, общественных организаций, родительских и попечительских советов, творческих коллективов к участию в агитационных мероприятиях по ведению здорового образа жизни и добровольному участию в профосмотрах.
Обеспечение готовности ОО к проведению профосмотров (в режиме полной внезапности) при получении информации о выезде из учреждения здравоохранения. Обеспечение контроля за соблюдением порядка при проведении профосмотров
Медицинский работник
Проведение медицинского осмотра и экспресс-тестирования
Раннее выявление обучающихся с признаками употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Получение согласия обучающихся, достигших возраста 15 лет.
Проведение экспресс-тестирования в соответствии с методическими рекомендациями.
Проведение профосмотра и беседы.
Соблюдение конфиденциальности информации о персональных результатах тестирования.
Направление лиц, имеющих положительные результаты экспресс-диагностики, на консультацию в наркологическое учреждение.
Заполнение протокола проведения профосмотра и представление его копии администрации ОО.
Участие в родительских, педагогических собраниях, в антинаркотических акциях, выступления в СМИ с информацией о целях и задачах профосмотров, о методиках выявления внешних признаков наркотического и алкогольного опьянения.
Обработка данных по результатам профосмотров с составлением отчета
Педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, кураторы групп
Раннее выявление учащихся "группы риска"
Раннее выявление обучающихся с признаками употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Представление администрации ОО списков "группы риска" обучающихся, подлежащих профосмотрам в соответствии с критериями (в бумажном и электронном виде).
Проведение индивидуальной и групповой мотивационной работы с обучающимися и родителями
Педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, кураторы групп
Психолого-педагогическая помощь, коррекция и реабилитация
Раннее выявление обучающихся с признаками употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Проведение индивидуальной и групповой консультационной и коррекционной работы с обучающимися и родителями
Классные руководители, кураторы групп, мастера производственного обучения, педагоги-предметники
Проведение информационно-просветительской работы по профилактике наркомании в ОУ
Раннее выявление обучающихся с признаками употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Получение письменного согласия родителей для детей, не достигших возраста 15 лет.
Обеспечение выполнения регламента проведения профосмотров среди заявленных учащихся.
Проведение индивидуальных бесед, классных часов с привлечением актива классов
Педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы
Проведение разъяснительных мероприятий
Раннее выявление обучающихся с признаками употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Участие в разъяснительных мероприятиях по проведению профосмотров.
Привлечение общественности, волонтеров к проведению разъяснительных мероприятий

Лечебно-профилактический и реабилитационный этап предполагает проведение учреждениями здравоохранения мероприятий медицинского и медико-психологического характера с лицами, допускающими немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, и выявленными в процессе профосмотров, в установленном законодательством порядке.
Подведение итогов проводится по окончании профосмотров в муниципальном образовании (не реже чем один раз в полугодие) на заседании муниципальной антинаркотической комиссии и оформляется протоколом.


------------------------------------------------------------------