По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление КМ РТ от 24.11.2014 N 901 "О внесении изменений в Государственную программу "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 N 823 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", и признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан"



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2014 г. № 901

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ
"ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ", УТВЕРЖДЕННУЮ
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 31.10.2013 № 823 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2014 - 2020 ГОДЫ", И ПРИЗНАНИИ
УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в Государственную программу "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы", утвержденную Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.10.2013 № 823 "Об утверждении Государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика Республики Татарстан на 2014 - 2020 годы" (с изменениями, внесенными Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2013 № 1078, от 22.02.2014 № 109, от 24.02.2014 № 118, от 30.04.2014 № 284, от 02.06.2014 № 374, от 17.06.2014 № 418, от 08.07.2014 № 473, от 09.07.2014 № 477, от 25.08.2014 № 612, от 01.10.2014 № 709) (далее - Программа), следующие изменения:
в паспорте Программы:
строку "Задачи Программы" дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан";
строку "Перечень подпрограмм" дополнить пунктом 4 следующего содержания:
"4. Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы";
строку "Объемы финансирования Программы с разбивкой по годам и источникам" изложить в следующей редакции:

"Объемы финансирования Программы с распределением по годам и источникам
Общий объем финансирования Программы составляет 9 314 872,9 <*> тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 6 684 615,343 тыс. рублей; за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 2 132 288,857 <**> тыс. рублей; за счет планируемых к привлечению средств местных бюджетов - 300,0 тыс. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 497 668,7 тыс. рублей.
Год
Объем средств, тыс. рублей
бюджет Республики Татарстан
средства, планируемые к привлечению
федеральный бюджет
местный бюджет
внебюджетные источники
2014
1 598 831,743
2 132 288,857 <**>
100,0
165 200,0
2015
1 306 720,9
<*>
100,0
165 868,7
2016
1 315 186,7
<*>
100,0
166 600,0
2017
615 969,0
<*>
0,0
0,0
2018
615 969,0
<*>
0,0
0,0
2019
615 969,0
<*>
0,0
0,0
2020
615 969,0
<*>
0,0
0,0
Всего
6 684 615,343
2 132 288,857 <**>
300,0
497 668,7
Примечание: Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.
--------------------------------
<*> Объем ресурсного обеспечения Программы за счет средств федерального бюджета будет определяться ежегодно по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы".
<**> В том числе 195 955,28 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2012 - 2013 годах на реализацию мероприятий Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1151, планируемый к освоению в 2014 году.";

строку "Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач Программы (индикаторы оценки результатов) с разбивкой по годам и показатели бюджетной эффективности Программы" дополнить абзацами следующего содержания:
"увеличения производительности труда на предприятиях Республики Татарстан в 1,3 раза к концу 2020 года относительно показателя 2014 года;
увеличения доли высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан в 1,3 раза к концу 2020 года относительно показателя 2014 года.";
раздел I Программы дополнить новыми абзацами девяносто четвертым - девяносто седьмым следующего содержания:
"Ключевой задачей, стоящей перед Республикой Татарстан, является обеспечение конкурентоспособности отраслей экономики. Актуальность этой задачи в последние годы возросла в связи с организацией Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации. Все более глубокая интеграция России в международную торговлю способствует созданию более жесткой конкурентной среды для бизнеса, что заставляет искать пути повышения эффективности предприятий.
Основным фактором обеспечения экономического роста и конкурентоспособности экономики является повышение производительности труда. Влияние фактора производительности одинаково значимо как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельных предприятий.
Производительность с макроэкономической точки зрения является одним из основных факторов повышения благосостояния республики. При этом именно возможность более эффективно производить товары и оказывать услуги позволяет обеспечить качественный прирост добавленной стоимости, т.е. ВРП, а не просто его валовое увеличение. Эффективное производство способствует повышению объема и качества производимых товаров и оказываемых услуг и, в конечном счете, улучшению качества жизни населения.
На уровне отдельного предприятия повышение производительности труда позволяет обеспечить конкурентоспособность бизнеса - сократить издержки, накопить инвестиционный капитал, выполнить свои обязательства перед акционерами, работниками и государством.";
разделы II и III Программы изложить в следующей редакции:

"II. Основные цели, задачи, описание основных ожидаемых
конечных результатов Программы, сроки и этапы ее реализации

Цель Программы - создание благоприятных условий для гармоничного развития экономики Республики Татарстан и обеспечения роста уровня жизни населения Республики Татарстан.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Повышение эффективности государственного управления, увеличение активности жителей в общественно-политической жизни Республики Татарстан, создание условий для развития инновационной деятельности и промышленного производства;
2. Создание условий для эффективного функционирования и развития малого и среднего предпринимательства как важнейшего компонента формирования инновационной экономики, а также увеличение его вклада в решение задач социально-экономического развития Республики Татарстан;
3. Стимулирование социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций;
4. Повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан.
Масштабность поставленной цели требует разработки комплекса мероприятий. В этой связи в настоящей Программе предусмотрена реализация следующих подпрограмм:
1) "Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы";
2) "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы";
3) "Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы";
4) "Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы".
Основные цели, задачи, индикаторы оценки результатов целей и задач, а также объемы финансирования мероприятий представлены в приложениях к подпрограммам.
Основными макроэкономическими показателями, характеризующими результаты экономических преобразований и формирования инновационной экономики в рамках реализации Программы, являются:
увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека до 150 тыс. рублей;
увеличение объема прямых иностранных инвестиций в расчете на одного жителя Республики Татарстан к 2016 году до 1500 долларов США;
обеспечение высокого качества предоставления органами исполнительной власти государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан;
увеличение доли продукции, работ, услуг субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме ВРП к 2016 году до 34 процентов;
улучшение условий для эффективного функционирования и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан: снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие внешнеэкономических связей для продвижения продукции на региональные и зарубежные рынки;
увеличение количества социально ориентированных некоммерческих организаций, которым оказана поддержка, до 380 единиц;
увеличение производительности труда и доли высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан в 1,3 раза к концу 2020 года относительно показателя 2014 года.
Таким образом, системы целей, задач и мероприятий, предусмотренные в рамках каждой из подпрограмм, в комплексе наиболее полно охватывают весь диапазон приоритетных направлений экономического развития и в максимальной степени способствуют достижению целей и конечных результатов настоящей Программы.
На создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса направлены мероприятия по:
содействию технологическому перевооружению производства и повышению производительности труда субъектов малого и среднего предпринимательства в промышленности, а также созданию условий для устойчивого развития малых форм хозяйствования в сельской местности;
содействию внедрению технологий, необходимых для производства инновационной и конкурентоспособной продукции;
повышению доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства;
созданию новых форм и развитию имеющейся инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
развитию кадрового потенциала предпринимательства;
повышению качества оказания государственных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе научно-методического, нормативно-правового и консультационного обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства;
вовлечению экономически активного населения в предпринимательскую деятельность;
развитию внешнеэкономических связей, созданию условий для продвижения продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональные и зарубежные рынки.
На повышение эффективности государственного управления и создание условий для развития инновационной деятельности и промышленного производства Республики Татарстан направлены мероприятия по организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна", продвижению продукции республиканских предприятий на внутренние и внешние рынки, поддержанию актуального состояния документов территориального планирования (схемы территориального планирования Республики Татарстан и муниципальных районов Республики Татарстан, генеральных планов городских округов, городских и сельских поселений), развитию инновационного пояса университетов, созданию системы управления интеллектуальной собственностью, установлению тарифов по регулируемым видам деятельности.
На повышение производительности труда на предприятиях республики направлены мероприятия по:
стимулированию предприятий республики к проведению эффективных преобразований, направленных на повышение производительности труда;
созданию благоприятных внешних условий и снятию текущих (инфраструктурных, ресурсных, в том числе кадровых, и административных) ограничений для развития и повышения производительности предприятий Республики Татарстан;
повышению эффективности деятельности предприятий Республики Татарстан с использованием принципов и инструментов методики бережливого производства.
Описание ожидаемых результатов реализации цели и задач Программы, а также финансирование Программы в разрезе подпрограмм представлены в приложениях № 1 и № 2 к настоящей Программе.
Общий срок реализации Программы рассчитан на 2014 - 2020 годы:
I этап: 2014 - 2016 годы;
II этап: 2017 - 2020 годы.
В рамках I этапа планируется:
разработать и принять нормативные правовые акты, регулирующие сферу экономического и инновационного развития Республики Татарстан;
совершенствовать механизмы, обеспечивающие доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым и материальным ресурсам, а также направленные на содействие в устранении административных барьеров и препятствий, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства;
осуществить координацию действий некоммерческого сектора социально ориентированной направленности в сфере государственно-общественных отношений, создать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами и устранить дублирование деятельности органов государственной власти и некоммерческого сектора;
сформировать основу для системной работы по повышению производительности труда и обеспечению конкурентоспособности предприятий Республики Татарстан.
В рамках II этапа планируется:
продолжить реализацию мер инвестиционного и инновационного характера, закрепляющих достигнутые позитивные изменения, на базе нормативных правовых актов Республики Татарстан, в результате чего будет обеспечено динамичное развитие экономики, позволяющее ускоренными темпами решать вопросы повышения качества жизни населения;
обеспечить реализацию мероприятий, направленных на повышение эффективности государственного управления экономическим развитием Республики Татарстан.

III. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 9 314 872,9 <*> тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 6 684 615,343 тыс. рублей; за счет планируемых к привлечению средств федерального бюджета - 2 132 288,857 <**> тыс. рублей; за счет планируемых к привлечению средств местных бюджетов - 300,0 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 497 668,70 тыс. рублей.

Год
Объем средств, тыс. рублей
Бюджет Республики Татарстан
Средства, планируемые к привлечению
федеральный бюджет
местный бюджет
внебюджетные источники
2014
1 598 831,743
2 132 288,857 <**>
100,0
165 200,0
2015
1 306 720,9
<*>
100,0
165 868,7
2016
1 315 186,7
<*>
100,0
166 600,0
2017
615 969,0
<*>
0,0
0,0
2018
615 969,0
<*>
0,0
0,0
2019
615 969,0
<*>
0,0
0,0
2020
615 969,0
<*>
0,0
0,0
Всего
6 684 615,343
2 132 288,857 <**>
300,0
497 668,7

Примечание: Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих бюджетов.

--------------------------------
<*> Объем ресурсного обеспечения Программы за счет средств федерального бюджета будет определяться ежегодно по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках реализации подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы";
<**> В том числе 195 955,28 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2012 - 2013 годах на реализацию мероприятий Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1151, планируемый к освоению в 2014 году.";

раздел V Программы дополнить абзацем следующего содержания:
"повышению производительности труда и конкурентоспособности предприятий Республики Татарстан.";
приложение № 1 к Программе дополнить строками следующего содержания:


"повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан
Индекс производительности труда на предприятиях республики, в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах

102,0
103,1
104,3
104,7
104,8
104,9
105,0
Доля высокопроизводительных рабочих мест в общем количестве рабочих мест на предприятиях республики, процентов

30,8
32,1
33,6
35,3
37,0
38,2
40,8";

приложение № 2 к Программе изложить в редакции согласно приложению № 1 к настоящему Постановлению;
дополнить Программу Подпрограммой "Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы" в редакции согласно приложению № 2 к настоящему Постановлению.
2. Признать утратившими силу:
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2012 № 85 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Реализация методики "Бережливое производство" в Республике Татарстан на 2012 - 2013 годы";
пункт 15 перечня отдельных норм актов Кабинета Министров Республики Татарстан, не обеспеченных источниками финансирования, действие которых приостанавливается с 1 января по 31 декабря 2013 года, прилагаемого к Постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.12.2012 № 1091 "О приостановлении в 2013 году действия отдельных норм актов Кабинета Министров Республики Татарстан, не обеспеченных источниками финансирования";
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.02.2013 № 99 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы "Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 - 2016 годы".

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ





Приложение № 1
к Постановлению
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 24 ноября 2014 г. № 901

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
НА 2014 - 2020 ГОДЫ"

(тыс. рублей)
Наименование подпрограммы
Источник финансирования
Объем финансирования
Итого
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Совершенствование государственной экономической политики в Республике Татарстан на 2014 - 2020 годы
бюджет Республики Татарстан
701 557,45
637 302,6
649 306,7
615 969,0
615 969,0
615 969,0
615 969,0
4 452 042,75
Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы
бюджет Республики Татарстан
703 644,293
500 000,0
500 000,0
-
-
-
-
1 703 644,293
федеральный бюджет
2 132 288,857 <**>
<*>
<*>
<*>
<*>
<*>
<*>
2 132 288,857 <**>
Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы
бюджет Республики Татарстан
193 630,0
151 680,0
151 380,0
-
-
-
-
496 690,0
федеральный бюджет
<*>
<*>
<*>
-
-
-
-
<*>
местные бюджеты
100,0
100,0
100,0
-
-
-
-
300,0
внебюджетные источники
165 200,0
162 800,0
166 600,0
-
-
-
-
494 600,0
Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы
бюджет Республики Татарстан
-
17 738,3
14 500,0
-
-
-
-
32 238,3
внебюджетные источники
-
3 068,7
-
-
-
-
-
3 068,7
Всего по Программе,
в том числе:
3 896 420,6
1 472 689,6
1 481 886,7
615 969,0
615 969,0
615 969,0
615 969,0
9 314 872,9
бюджет Республики Татарстан
1 598 831,743
1 306 720,9
1 315 186,7
615 969,0
615 969,0
615 969,0
615 969,0
6 684 615,343
федеральный бюджет
2 132 288,857 <**>
<*>
<*>
<*>
<*>
<*>
<*>
2 132 288,857 <**>
местные бюджеты
100,0
100,0
100,0
-
-
-
-
300,0
внебюджетные источники
165 200,0
165 868,7
166 600,0
-
-
-
-
497 668,7

--------------------------------
<*> Объем ресурсного обеспечения Программы за счет средств федерального бюджета определяется ежегодно по итогам конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014 - 2016 годы".
<**> В том числе 195 955,28 тыс. рублей - остаток неосвоенных средств федеральных субсидий, полученных в 2012 - 2013 годах на реализацию мероприятий Республиканской программы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2011 - 2013 годы, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 № 1151, планируемый к освоению в 2014 году.





Приложение № 2
к Постановлению
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 24 ноября 2014 г. № 901

ПОДПРОГРАММА
"ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2020 ГОДЫ"

Паспорт Подпрограммы


Наименование "Повышение производительности труда на предприятиях
подпрограммы Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы" (далее -
Подпрограмма)

Государственный Министерство экономики Республики Татарстан
заказчик -
координатор
Подпрограммы

Государственные Министерство экономики Республики Татарстан,
заказчики Министерство промышленности и торговли Республики
Подпрограммы Татарстан, государственное автономное учреждение
"Центр энергосберегающих технологий при Кабинете
Министров Республики Татарстан", Министерство
земельных и имущественных отношений Республики
Татарстан, Министерство труда, занятости и
социальной защиты Республики Татарстан

Основной Министерство экономики Республики Татарстан
разработчик
Подпрограммы

Цель Повышение производительности труда и рост числа
Подпрограммы высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях
Республики Татарстан

Задачи 1. Стимулирование предприятий Республики Татарстан к
Подпрограммы проведению эффективных преобразований, направленных
на повышение производительности труда.
2. Создание благоприятных внешних условий и снятие
текущих (инфраструктурных, ресурсных, в том числе
кадровых, и административных) ограничений для
развития и повышения производительности труда на
предприятиях Республики Татарстан.
3. Повышение эффективности деятельности предприятий
Республики Татарстан с использованием принципов и
инструментов методики бережливого производства

Сроки реализации 2015 - 2020 годы
Подпрограммы

Объемы Общий объем финансирования Подпрограммы на 2015 -
финансирования 2016 годы составляет 35 307,0 тыс. рублей, в том
Подпрограммы с числе за счет средств бюджета Республики Татарстан -
распределением по 32 238,3 тыс. рублей, за счет средств внебюджетных
годам и источников 3 068,7 тыс. рублей:
источникам
Год Объем средств, тыс. рублей

бюджет внебюджетные итого
Республики источники
Татарстан

2015 17 738,3 3 068,7 20 807,0

2016 14 500,0 - 14 500,0

Всего 32 238,3 3 068,7 35 307,0

Финансирование на 2017 - 2020 годы будет
определено по итогам реализации мероприятий в 2015
- 2016 годах.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и
подлежат ежегодной корректировке с учетом
возможностей соответствующих источников

Ожидаемые конечные Реализация мероприятий Подпрограммы позволит:
результаты повысить конкурентоспособность предприятий
реализации целей и республики;
задач Подпрограммы снять внешние и внутренние барьеры для роста
(индикаторы оценки производительности на предприятиях республики;
результатов) с увеличить производительность труда на предприятиях
распределением по республики в 1,3 раза к концу 2020 года относительно
годам и показатели показателя 2014 года в сопоставимых ценах. Темп
бюджетной роста производительности труда на предприятиях
эффективности республики составит (в процентах к предыдущему году
Подпрограммы в сопоставимых ценах):
в 2015 году - 103,1 процента;
в 2016 году - 104,3 процента;
в 2017 году - 104,7 процента;
в 2018 году - 104,8 процента;
в 2019 году - 104,9 процента;
в 2020 году - 105,0 процента;
увеличить долю высокопроизводительных рабочих мест
на предприятиях республики в 1,3 раза к концу 2020
года относительно показателя 2014 года. Доля
высокопроизводительных рабочих мест в общем
количестве рабочих мест на предприятиях республики
составит:
в 2015 году - 32,1 процента;
в 2016 году - 33,6 процента;
в 2017 году - 35,3 процента;
в 2018 году - 37,0 процента;
в 2019 году - 38,2 процента;
в 2020 году - 40,8 процента.


I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы, проблемы,
на решение которых направлена Подпрограмма, пути их решения

Основной задачей, стоящей перед Республикой Татарстан, является обеспечение конкурентоспособности отраслей экономики. Актуальность этой задачи в последние годы возросла в связи с организацией Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и членством Российской Федерации во Всемирной торговой организации. Все более глубокая интеграция России в международную торговлю способствует созданию более жесткой конкурентной среды для бизнеса, что заставляет искать пути повышения эффективности предприятий.
Ключевым фактором конкурентоспособности экономики и основой для экономического роста является производительность труда. Влияние фактора производительности одинаково значимо как на макроэкономическом уровне, так и на уровне отдельных предприятий.
Производительность с макроэкономической точки зрения является одним из основных факторов повышения благосостояния республики. При этом именно возможность более эффективно производить товары и оказывать услуги позволяет обеспечить качественный прирост добавленной стоимости, т.е. валового регионального продукта (далее - ВРП), а не просто его валовое увеличение. Эффективное производство способствует повышению объема и качества производимых товаров и оказываемых услуг и, в конечном счете, улучшению качества жизни населения.
Задача повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест определена в качестве одной из приоритетных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике".
На уровне отдельного предприятия повышение производительности труда позволит обеспечить конкурентоспособность бизнеса (сократить издержки, накопить инвестиционный капитал, выполнить свои обязательства перед акционерами, работниками и государством).
В общем виде под производительностью понимается соотношение объемов выпуска продукции к объемам ресурсов, затраченных на ее выпуск, выраженных в идентичных единицах измерения, т.е. оцениваются понесенные ресурсные затраты на создание одной единицы продукции. Детальный анализ производительности осуществляется по более сложным формулам, однако неизменной остается основная концепция понятия производительности - выпуск продукции на единицу затраченных ресурсов. Под выпуском понимается суммарная стоимость товаров и услуг, являющихся результатом производственной деятельности хозяйствующих единиц или национальной экономики в целом в отчетном периоде. Под затратами ресурсов понимаются все факторы производства, включая труд, капитал, землю и прочие факторы, задействованные в процессе производства. Производительность может оцениваться на уровне отдельных предприятий, кластеров, регионов и отраслей или всей экономики в целом. Производительность может рассчитываться на единицу отдельного фактора производства, как, например, наемный труд, или на единицу земли в сельском хозяйстве, или ее можно соотнести с совокупной производительностью, предполагающей агрегирование различных видов производственных факторов.
Под ростом производительности понимается рост эффективности использования факторов производства, т.е. затрачиваемых ресурсов. Рост производительности обеспечивает снижение затрат ресурсов на производство единицы продукции, что на практике выражается в:
относительном сокращении затрат ресурсов при сохранении или увеличении объемов выпуска;
относительном увеличении объемов выпуска при сохранении или уменьшении объема затрачиваемых ресурсов.
Таким образом, высокая производительность труда соответствует более эффективному использованию ресурсов. Например, производительность для одного занятого может расти за счет усиления интенсивности труда, возрастания мастерства со стороны рабочей силы или же за счет внедрения капитального оборудования, усовершенствованной технологии и лучшего управления. Рост производительности может быть обеспечен на уровне страны, региона, кластера, предприятия, цеха, участка.
Производительность обеспечивает конкурентоспособность экономики страны, региона, кластера или отдельного предприятия, влияет на создаваемую добавленную стоимость и благосостояние населения.
Так как общий объем выпуска соответствует совокупной добавленной стоимости, увеличение общего выпуска соответствует росту ВРП. Таким образом, рост производительности оказывает прямое влияние на рост благосостояния экономики.
Связь между ростом производительности и ростом доходов населения можно продемонстрировать через фундаментальный показатель подушевого ВРП, который измеряется как отношение общего выпуска (совокупной добавленной стоимости) к количеству населения и используется для измерения благосостояния людей и стандартов жизни.
В свою очередь общий ВРП можно представить как произведение производительности труда и затрат труда. Следовательно, подушевой ВРП, то есть показатель благосостояния населения, напрямую зависит от показателя производительности труда в экономике.
Страны, для которых характерна высокая годовая заработная плата, отличаются высокой производительностью труда, в свою очередь страны с низкой производительностью труда характеризуются и низким уровнем годовых доходов. Наиболее развитыми, то есть сочетающими в себе высокие показатели заработной платы и производительности труда, являются мировые технологически продвинутые страны, концентрирующиеся на производстве дифференцируемой продукции с высокой добавленной стоимостью. Таким образом, производительность труда - ключевой фактор повышения достатка населения и благосостояния экономики, так как высокая производительность труда в экономике позволяет добиться создания большей добавленной стоимости. При этом существует и обратная зависимость, связанная со стимулами к повышению производительности у сотрудников, вызванными ростом уровня достатка.
На уровне отдельных компаний рост производительности может способствовать:
росту оплаты труда и улучшению его условий для работников;
росту стоимости компаний для акционеров;
снижению цен на товары и услуги для потребителей;
увеличению налоговых выплат в пользу государства.
Рост производительности важен для компании, так как он позволяет бизнесу выполнять обязательства перед своими сотрудниками, акционерами и государством и при этом сохранять и усиливать свою конкурентную позицию на рынке. Существует два способа увеличить общий выпуск, то есть создаваемую валовую добавленную стоимость: увеличить потребление ресурсов или обеспечить рост производительности. Однако увеличение объема используемых ресурсов не обеспечивает роста доходов на единицу потребляемых ресурсов (если не существует значительного постоянного положительного эффекта масштаба). На практике это зачастую приводит к снижению заработной платы и падению рентабельности бизнеса. В свою очередь рост производительности труда даже без прироста потребления ресурсов способствует увеличению создаваемой добавленной стоимости, а доход, получаемый с одной единицы затрачиваемых ресурсов, растет.
Важным свойством роста производительности труда является то, что он не приводит к системному повышению уровня безработицы. Рост производительности отдельной компании, который может быть достигнут, например, с помощью внедрения новой, более эффективной технологии производства, может способствовать незначительному снижению занятости на небольшой период времени. Однако компании, активно внедряющие инновационные технологии и производящие инновационные продукты, как правило, после успешного внедрения технологии или продукта в производство стремятся восстановить или увеличить численность своих работников, чтобы получить контроль над большей долей рынка. При этом внедрение новых технологий увеличивает спрос на рабочую силу более высокой квалификации, что положительно отражается как на уровне заработной платы, так и на расходах компании на подготовку и повышение квалификации собственного персонала. Кроме того, в среднесрочном и долгосрочном периоде высвобождение трудовых ресурсов, неэффективно используемых на одних предприятиях, приводит к перераспределению труда между предприятиями в экономике.
Республика Татарстан располагает большим потенциалом для роста производительности труда предприятий. В целом показатель производительности в Республике Татарстан в 1,5 раза ниже среднего аналогичного показателя для стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР).
На рисунке 1 ранжирован ряд стран и регионов мира в зависимости от показателя производительности труда, рассчитанной в долларах США на одного занятого в 2013 году. Группа стран с наиболее высокой производительностью труда - США, Франция, Германия и другие - относится к экономическим лидерам, при этом средний показатель производительности труда по странам ОЭСР составляет 83,4 тыс. долларов США.



Рисунок 1. Показатель производительности труда в странах и регионах мира в 2013 году, в долларах США на одного занятого (по паритету покупательной способности).

За последние 5 лет в Республике Татарстан производительность труда в реальном выражении выросла на 16 процентов, в то время как реальная заработная плата - на 25 процентов. Если в среднем по республике из каждого рубля добавленной стоимости, произведенной одним работником, около 25 копеек направляется на выплату ему заработной платы, то на некоторых предприятиях это соотношение превышает 50 процентов. Единственным резервом для дальнейшего развития предприятий и повышения заработной платы является рост производительности труда. На предприятиях в рамках одного вида деятельности уровень производительности труда может значительно отличаться, что свидетельствует о наличии резервов для повышения производительности. О недостаточно эффективном использовании резервов говорит и динамика числа высокопроизводительных рабочих мест. К высокопроизводительным рабочим местам относятся все рабочие места предприятия, на которых среднемесячная заработная плата работников превышает установленную величину (пороговое значение) <1>. Перед Республикой Татарстан стоит задача к 2020 году создать и модернизировать 750 тысяч высокопроизводительных рабочих мест. По итогам 2013 года их число составило 489,7 тысячи, рост по отношению к 2012 году - на 9 процентов. При этом в промышленности прирост высокопроизводительных рабочих мест составил только 6,2 процента.
--------------------------------
<1> Методика расчета порогового значения определена Приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 ноября 2013 года № 449. Для монотерриториальных предприятий нефинансового сектора пороговое значение рассчитывается как среднемесячная заработная плата работников на одно замещенное рабочее место в среднем по совокупности монотерриториальных предприятий (без малых), расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; для многотерриториальных предприятий (без малых) - в среднем по Российской Федерации. По организациям финансового сектора пороговое значение устанавливается на уровне среднемесячной начисленной заработной платы в экономике субъекта Российской Федерации. Пороговое значение для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей определяется как среднемесячная заработная плата по совокупности соответствующего типа предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

Факторы, препятствующие росту производительности
Совокупность факторов, определяющих уровень производительности, делится на две группы - внешние и внутренние факторы.
1. К внешним факторам относятся:
доступ к рынку и конкуренция;
инфраструктура;
финансовые ресурсы;
человеческие ресурсы и навыки;
экосистема поставщиков;
административное регулирование.
2. К внутренним факторам относятся:
оборудование и активы;
продуктовый портфель;
маркетинг и сбыт;
менеджмент и процессы;
сырье и материалы;
кадры.
Принципиальное отличие между внутренними и внешними факторами состоит в том, что внутренние факторы по большей части зависят от деятельности самих компаний, поэтому при соответствующей поддержке и институциональном обеспечении предприятия в состоянии самостоятельно влиять на развитие внутренних факторов с помощью широкого набора мер, которые, в конечном счете, могут привести к росту производительности труда. В этом случае государство должно оказывать стимулирующее и поддерживающее воздействие как на частные компании, так и на организации с участием государства с целью обратить их внимание на решение проблем роста производительности. Внешние факторы в свою очередь по большей части находятся за пределами воздействия компаний. Ключевую роль в их развитии должны играть региональные и федеральные органы власти. В этой части успех программы по обеспечению роста производительности целиком зависит от продуманности и качества шагов, предпринимаемых государственным сектором.
Для того чтобы обеспечить рост производительности на системном уровне, в долгосрочном периоде и на постоянной основе, необходимо применить комплексную систему мер поддержки, сфокусированную на решении конкретных задач. Задействовать необходимый объем ресурсов и скоординировать множество субъектов возможно только при использовании программно-целевого подхода и активной роли Правительства Республики Татарстан.
Итоги реализации в 2013 году Долгосрочной целевой программы "Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 - 2016 годы"
В целях повышения производительности труда и роста числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях нефтехимии и машиностроения, которые обеспечивают около 60 процентов всего объема промышленного производства Республики Татарстан, Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.02.2013 № 99 принята первая в России Долгосрочная целевая программа "Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 - 2016 годы".
В качестве оператора указанной программы определено государственное автономное учреждение "Центр энергосберегающих технологий при Кабинете Министров Республики Татарстан" с возложением на него функций республиканского центра повышения производительности труда и консалтинговой организации для реализации пилотных проектов по повышению производительности труда.
В 2013 году в рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы повышения производительности труда Центром энергосберегающих технологий Республики Татарстан разработаны методики проведения финансово-экономического и технологического аудита резервов роста производительности труда на предприятиях. В качестве предприятий по реализации пилотных проектов по повышению производительности труда определены ОАО "Алнас" (машиностроительный комплекс) и ОАО "Химзавод имени Л.Я.Карпова" (нефтехимический комплекс).
На указанных предприятиях проведен финансово-экономический и технологический аудит резервов роста производительности труда, по результатам которого разработаны пилотные проекты по повышению производительности труда на 2013 - 2016 годы.
Разработанный комплексный проект, обеспечивающий повышение производительности труда в ОАО "Алнас", включает в себя следующие направления:
внедрение мероприятий по совершенствованию технологической эффективности (технологическая модернизация, модернизация энергохозяйства);
оптимизация численности персонала;
внедрение мероприятий по совершенствованию систем управления производством;
организация подготовки и повышение квалификации персонала.
По результатам проведенного аудита в ОАО "Химзавод имени Л.Я.Карпова" сформированы проекты по повышению технологической эффективности, реструктуризации предприятия с выводом непрофильных производств на аутсорсинг, которые можно разделить на 2 группы:
проекты по оптимизации организационной и управленческой структуры предприятия;
проекты по оптимизации производственных процессов.
При успешной реализации проектов будет обеспечено повышение производительности труда в ОАО "Алнас" на 63 процента, в ОАО "Химзавод имени Л.Я.Карпова" - на 41 процент.
В качестве практической помощи для промышленных предприятий республики подготовлены типовые рекомендации по разработке программ по повышению производительности на предприятии, в которых определен спектр необходимых действий компаний по повышению производительности труда.
Для предприятий нефтехимического и машиностроительного комплексов Республики Татарстан организовано 2 семинара по вопросам повышения производительности труда и операционной эффективности.
Созданы интернет-сайт по вопросам повышения производительности труда на портале Правительства Республики Татарстан (www.ppt.tatarstan.ru) и интернет-страница по повышению производительности труда на сайте государственного автономного учреждения "Центр энергосберегающих технологий при Кабинете Министров Республики Татарстан" (www.cet.tatarstan.ru).
Одним из направлений повышения производительности труда является внедрение принципов и инструментов бережливого производства.
Республика Татарстан имеет успешный опыт внедрения в производственный процесс предприятий методики "Бережливое производство".
В 2012 году в республике принята первая в России Долгосрочная целевая программа "Реализация методики "Бережливое производство" в Республике Татарстан на 2012 - 2013 годы" (утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2012 № 85). Программа была направлена на поэтапное повышение эффективности деятельности предприятий, в первую очередь наукоемкого машиностроения, за счет оптимизации производства и внедрения современных технологий. Цель Программы - рост производительности труда, повышение уровня рентабельности предприятий, профессиональная подготовка кадров по вопросам бережливого производства для различных отраслей экономики республики.
Особенно заметен эффект от внедрения технологий бережливого производства на предприятиях республики, которые системно применяют их в течение нескольких лет. Наиболее показательны результаты их применения в ОАО "КАМАЗ". Экономический эффект от их внедрения составил более 27 млрд рублей. Одним из масштабных проектов по внедрению технологий бережливого производства на предприятии стал проект "Маяк". Цель реализованного в 2011 году проекта - оптимизация техпроцессов автомобильного завода ОАО "КАМАЗ". Поставленная задача достигнута с помощью внедрения современных стандартов операционной системы немецкого партнера - компании Daimler. В результате реализации проекта производительность труда на автомобильном заводе повышена на 49 процентов.
В целом предприятия, внедряющие принципы и инструменты бережливого производства, при минимальных вложениях добиваются следующих результатов: увеличения производительности труда - до 70 процентов, роста качества выпускаемой продукции - до 60 процентов, высвобождения производственных площадей - до 50 процентов, сокращения брака - в среднем на 65 процентов, сокращения сроков реализации инвестиционных проектов - до 20 процентов. Следует отметить, что в результате внедрения принципов и инструментов бережливого производства изменяются психология, менталитет рабочих, инженерно-технических кадров и руководителей предприятий.
С 1 января 2014 года осуществлен переход к формированию бюджета Республики Татарстан на основе государственных программ, в связи с чем органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе осуществлять реализацию долгосрочных целевых программ. Продолжение реализации мероприятий, завершение которых предусматривается позже указанного срока, включенных в настоящее время в долгосрочные целевые программы, возможно в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации.
В этой связи с целью формирования основы для системной работы по повышению производительности на предприятиях республики основные мероприятия Долгосрочной целевой программы "Повышение производительности труда на предприятиях машиностроительного и нефтехимического комплексов Республики Татарстан на 2013 - 2016 годы", дополненные мероприятиями по проекту бережливого производства, включены в качестве Подпрограммы "Повышение производительности труда на предприятиях Республики Татарстан на 2015 - 2020 годы" в Государственную программу Республики Татарстан "Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 - 2020 годы".

II. Цель, задачи, описание основных мероприятий
Подпрограммы, сроки и этапы ее реализации

Настоящая Подпрограмма направлена на содействие развитию предприятий республики в части роста конкурентоспособности, производительности и операционной эффективности, дополняя таким образом программы и стратегии развития отраслей республики.
Реализация Подпрограммы является частью государственной системной политики Республики Татарстан по повышению конкурентоспособности и производительности экономики Республики Татарстан и созданию новых высокопроизводительных рабочих мест.
Цель Подпрограммы - повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан.
В целом по республике по итогам реализации Подпрограммы производительность труда увеличится к 2020 году в сопоставимой оценке в 1,3 раза.
Для достижения этой цели Министерством экономики Республики Татарстан, Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан, другими министерствами, ведомствами и организациями Республики Татарстан предполагается решение следующих задач:
1. Стимулирование предприятий Республики Татарстан к проведению эффективных преобразований, направленных на повышение производительности труда.
2. Создание благоприятных внешних условий и снятие текущих (инфраструктурных, ресурсных, в том числе кадровых, и административных) ограничений для развития и повышения производительности предприятий Республики Татарстан.
3. Повышение эффективности деятельности предприятий Республики Татарстан с использованием принципов и инструментов методики бережливого производства.
В целях стимулирования предприятий республики к проведению эффективных преобразований, направленных на повышение производительности труда, запланирована разработка:
проектов по повышению производительности труда на пилотных предприятиях;
инструментов повышения операционной эффективности вспомогательных и административных процессов предприятий (курса лекций, практических занятий, самостоятельной работы, материалов дистанционного обучения, тестов).
В рамках задачи по созданию благоприятных внешних условий и снятия текущих (инфраструктурных, ресурсных, в том числе кадровых, и административных) ограничений для развития и повышения производительности труда предприятий Республики Татарстан предусмотрены следующие мероприятия:
разработка предложений о механизмах государственной поддержки (бюджетного софинансирования) проектов по разработке планов развития предприятий;
проведение для руководителей и специалистов предприятий Республики Татарстан конференций, семинаров-совещаний, "круглых столов", мастер-классов с промышленными предприятиями Республики Татарстан по вопросу повышения производительности труда;
разработка нормативных правовых, нормативно-методических документов по повышению производительности труда предприятий;
мониторинг и анализ результатов реализации проектов повышения производительности труда на предприятиях, размещение результатов мониторинга и анализа на интернет-сайте "Повышение производительности труда в Республике Татарстан" (http://ppt.tatarstan.ru/);
оказание консультационных и информационно-консалтинговых услуг по повышению производительности труда;
ведение интернет-сайта по вопросам производительности труда для предприятий республики (http://ppt.tatarstan.ru/);
создание и ведение информационной базы консалтинговых компаний, реализующих комплексные проекты по развитию предприятий, на интернет-сайте "Повышение производительности труда в Республике Татарстан" (http://ppt.tatarstan.ru/);
проведение конкурсного отбора консалтинговых компаний;
регулярное рассмотрение вопросов повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест на заседаниях советов директоров акционерных обществ с долей участия Республики Татарстан;
участие в реализации пилотных проектов в субъектах Российской Федерации по выработке эффективных механизмов привлечения работников для осуществления трудовой деятельности на территории приоритетного привлечения трудовых ресурсов.
В целях повышения эффективности деятельности предприятий Республики Татарстан в рамках Подпрограммы предполагается реализация мероприятий, направленных на стимулирование предприятий республики к внедрению в производственную деятельность технологий бережливого производства:
организация проведения исследования на тему "Опыт внедрения проектов бережливого производства с презентационными материалами по итогам реализации пилотных проектов и программ развития предприятий";
создание и сопровождение раздела, посвященного вопросам бережливого производства, на интернет-сайте "Повышение производительности труда в Республике Татарстан" (http://ppt.tatarstan.ru/);
разработка и апробация на промышленных предприятиях, в образовательных учреждениях и отраслевых министерствах и ведомствах модульных презентаций, сценариев деловых игр по бережливому производству;
разработка и выпуск журнала по организации бережливого производства;
организация и проведение на регулярной основе научно-технических, экономических и методических симпозиумов, конференций, семинаров по проблемам внедрения методики бережливого производства, в том числе проведение тематических зональных выставок, семинаров;
подготовка и выпуск научно-методических рекомендаций по методологии разработки программ бережливого производства для территорий, отраслей, отдельных предприятий;
реализация проекта "Набережные Челны - город устойчивого развития".
Реализация вышеуказанных мероприятий позволит создать ряд положительных примеров разработки и реализации реальных проектов по повышению производительности труда. В дальнейшем пилотные предприятия будут использованы в качестве площадок для проведения кустовых семинаров по практическому внедрению инструментов повышения производительности аналогично имеющемуся в республике опыту по реализации Долгосрочной целевой программы "Реализация методики "Бережливое производство" в Республике Татарстан на 2012 - 2013 годы", утвержденной Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.02.2012 № 85.
В целом это должно способствовать популяризации идеологии повышения производительности и конкурентоспособности среди предприятий республики, росту активности и инициативности самих предприятий в решении указанных вопросов.
Реализация мероприятий, направленных на повышение производительности труда в Республике Татарстан, будет способствовать не только достижению целей и задач в этом направлении, но и благоприятно скажется на экономике Республики Татарстан в целом за счет снятия внешних и внутренних барьеров к росту производительности на предприятиях, позволит предприятиям стать более конкурентоспособными на рынке, что важно для их дальнейшего развития в условиях нахождения в ВТО и повышения конкуренции на мировых рынках, а также позволит получить социальный эффект - улучшение условий труда и рост заработной платы.
Целевые индикаторы оценки результатов Подпрограммы в разрезе целей, задач, мероприятий приведены в приложении к Подпрограмме.
Срок реализации Подпрограммы: 2015 - 2020 годы.


IV. Обоснование ресурсного обеспечения Подпрограммы

Общий объем финансирования Подпрограммы на 2015 - 2016 годы составляет 35 307,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств бюджета Республики Татарстан - 32 238,3 тыс. рублей, за счет средств внебюджетных источников - 3 068,7 тыс. рублей:

Год
Объем средств, тыс. рублей
бюджет Республики Татарстан
внебюджетные источники
итого
2015
17 738,3
3 068,7
20 807,0
2016
14 500
-
14 500
Всего
32 238,3
3 068,7
35 307,0

Финансирование на 2017 - 2020 годы будет определено по итогам реализации мероприятий в 2015 - 2016 годах.
Объемы финансирования носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей соответствующих источников.

V. Механизм реализации Подпрограммы

Управление реализацией Подпрограммы осуществляет Министерство экономики Республики Татарстан - государственный заказчик - координатор Подпрограммы.
Государственный заказчик-координатор:
осуществляет взаимодействие с ответственными соисполнителями, организует координацию и контроль за реализацией мероприятий Подпрограммы;
осуществляет подготовку и уточнение перечня мероприятий Подпрограммы, целевых индикаторов и показателей эффективности Подпрограммы, затрат по мероприятиям и состава ее исполнителей;
проводит анализ проблем, возникающих при реализации Подпрограммы;
проводит анализ успешности реализации мероприятий с последующим принятием решения о целесообразности их повторения и тиражирования результатов;
организует ведение и проводит анализ статистической и аналитической информации о ходе реализации Подпрограммы по перечню целевых индикаторов Подпрограммы, а также анализирует причины расхождения фактических значений индикаторов с плановыми.
Государственные заказчики Подпрограммы курируют реализацию мероприятий Подпрограммы в соответствии с приложением к Подпрограмме, проводят мониторинг и анализ хода мероприятий и результатов их реализации.
Государственный заказчик-координатор и государственные заказчики Подпрограммы несут ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий, рациональное и целевое использование финансовых средств, выделяемых на ее реализацию.
Государственные заказчики Подпрограммы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в Министерство экономики Республики Татарстан информацию о ходе реализации ее мероприятий.
Министерство экономики Республики Татарстан ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, формирует сводную аналитическую информацию о ходе реализации Подпрограммы по установленной форме.

VI. Оценка социально-экономической
эффективности Подпрограммы

Успешная реализация Подпрограммы будет способствовать:
снятию внешних и внутренних барьеров для роста производительности на предприятиях, повышению конкурентоспособности предприятий республики;
увеличению производительности на предприятиях республики к 2020 году в 1,3 раза относительно показателя 2014 года (в сопоставимой оценке);
увеличению доли высокопроизводительных рабочих мест в общем количестве рабочих мест на предприятиях республики к концу 2020 года в 1,3 раза относительно показателя 2014 года;
увеличению на предприятиях республики доли продукции, производимой с высокой добавленной стоимостью, а также усилению их конкурентных преимуществ перед другими предприятиями.
Реализация мероприятий Подпрограммы благоприятно скажется на экономике Республики Татарстан в целом за счет снятия барьеров для роста и повышения производительности, общих для всех предприятий, а также за счет мультипликативного эффекта.

Индикаторы оценки реализации Подпрограммы

Наименование индикаторов
Целевые индикаторы
2014 год, оценка
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
Индекс производительности труда на предприятиях республики, в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах
102,0
103,1
104,3
104,7
104,8
104,9
105,0
Доля высокопроизводительных рабочих мест в общем количестве рабочих мест на предприятиях республики, процентов
30,8
32,1
33,6
35,3
37,0
38,2
40,8


Приложение
к Подпрограмме "Повышение
производительности труда
на предприятиях Республики Татарстан
на 2015 - 2020 годы"

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ИНДИКАТОРЫ
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОДПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН НА 2015 - 2020 ГОДЫ" И
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЕЕ МЕРОПРИЯТИЙ

Наименование программных мероприятии
Исполнители
Сроки выполнения мероприятий
Индикаторы оценки конечных результатов
Значения индикаторов
Источник финансирования
Объем финансирования, тыс. рублей
2014 год, оценка
2015 год
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2015 год
2016 год
2017 год <**>
2018 год <**>
2019 год <**>
2020 год <**>
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
Наименование цели: Повышение производительности труда и рост числа высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях Республики Татарстан

МЭ РТ, отраслевые министерства

Индекс производительности труда на предприятиях республики, в процентах к предыдущему году в сопоставимых ценах
102,0
103,1
104,3
104,7
104,8
104,9
105,0








МЭ РТ, отраслевые министерства

Доля высокопроизводительных рабочих мест в общем количестве рабочих мест на предприятиях республики, процентов
30,8
32,1
33,6
35,3
37,0
38,2
40,8







Наименование задачи 1: Стимулирование предприятий республики к проведению эффективных преобразований, направленных на повышение производительности труда
Разработка проектов по повышению производительности труда на пилотных предприятиях
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ, предприятия (по согласованию)
2015 - 2020 годы
Прирост производительности труда на предприятиях, реализовавших проект, в процентах от заданного в разработанных проектах значения
-
-
100
<*>
<*>
<*>
<*>
БРТ
7 500
7 500




Доля высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, реализовавших проект, в процентах от заданного в разработанных проектах значения
-
-
100
<*>
<*>
<*>
<*>




Количество предприятий, реализовавших проект по повышению производительности труда, единиц
-
2
2
<*>
<*>
<*>
<*>




Разработка инструментов повышения операционной эффективности вспомогательных и административных процессов предприятий (разработка курса лекций, практических занятий, самостоятельной работы, материалов дистанционного обучения, тестов)
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ, предприятия (по согласованию)
2015 - 2020 годы
Количество разработанных учебных программ и курсов повышения квалификации "Инструменты повышения производительности труда и операционной эффективности вспомогательных и административных процессов предприятий", единиц
-
1
1
<*>
<*>
<*>
<*>
БРТ
500
500




Наименование задачи 2: Создание благоприятных внешних условий и снятие текущих (инфраструктурных, ресурсных, в том числе кадровых, и административных) ограничений для развития и повышения производительности предприятий Республики Татарстан
Разработка предложений о механизмах государственной поддержки (бюджетного софинансирования) проектов по разработке планов развития предприятий
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Количество разработанных методических документов по реализации перфоманс-контрактов, применяемых при внедрении проектов повышения производительности труда на предприятиях РТ (рекомендации для предприятий/приказы отраслевых министерств/распоряжения КМ РТ/постановления КМ РТ), единиц
-
2
2
<*>
<*>
<*>
<*>
БРТ
3 000
3 000




Проведение для руководителей и специалистов предприятий Республики Татарстан конференций, семинаров, совещаний, "круглых столов", мастер-классов по вопросу повышения производительности труда
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Количество проведенных обучающих семинаров по вопросу повышения производительности труда, единиц
2
2
2
<*>
<*>
<*>
<*>
Количество проведенных мастер-классов с участием ведущих экспертов в области повышения производительности труда, единиц
-
1
1
<*>
<*>
<*>
<*>
Разработка нормативных правовых, нормативно-методических документов по повышению производительности труда предприятий
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ, предприятия (по согласованию)
2015 - 2020 годы
Наличие распоряжения КМ РТ о вводе в действие методических документов, направленных на повышение производительности труда предприятий, 1 (проект распоряжения разработан)/0 (проект распоряжения не разработан)
-
1
-
-
-
-
-
Наличие методики аудита резервов роста производительности труда, 1 (методика создана)/0 (методика не создана)
-
1
-
-
-
-
-
Мониторинг и анализ результатов выполнения проектов повышения производительности труда по предприятиям, размещение результатов на интернет-сайте "Повышение производительности труда в Республике Татарстан" (http://ppt.tatarstan.ru/)
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Наличие базы данных реализованных проектов повышения производительности труда по предприятиям Республики Татарстан, 1 (база разработана)/0 (база не разработана)
-
1
-
<*>
<*>
<*>
<*>
Периодичность размещения в год в базу данных реализованных проектов повышения производительности результатов мониторинга и аналитической информации о ходе реализации проектов на предприятиях республики, раз
-
4
4
<*>
<*>
<*>
<*>
Выполнение консультационных и информационно-консалтинговых работ по повышению производительности труда
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Количество консультационных услуг для предприятий по вопросам повышения производительности труда, единиц
-
40
40
-
<*>
<*>
<*>
Ведение интернет-сайта по вопросам производительности труда для предприятий республики ((http://ppt.tatarstan.ru/)
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Средняя месячная аудитория сайта по вопросам производительности труда, человек
1 500
2 000
2 500
<*>
<*>
<*>
<*>
Создание и ведение информационной базы консалтинговых компаний, реализующих комплексные проекты по развитию предприятий, на интернет-сайте "Повышение производительности труда в Республике Татарстан"
(http://ppt.tatarstan.ru/)
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Наличие базы данных консалтинговых компаний для нужд промышленных предприятий, 1 (база создана и ведется ее наполнение)/0 (база не создана)
-
1
1
<*>
<*>
<*>
<*>
Количество опубликованных рейтингов консалтинговых компаний по осуществлению услуг по разработке проектов по повышению производительности труда, единиц
-
1
1
<*>
<*>
<*>
<*>
Проведение конкурсного отбора консалтинговых компаний
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МПиТ РТ, МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Количество проведенных конкурсных отборов консалтинговых компаний на разработку на предприятиях проектов по повышению производительности труда, единиц
-
1
1
<*>
<*>
<*>
<*>
Регулярное рассмотрение вопросов повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест на заседаниях советов директоров акционерных обществ с долей участия Республики Татарстан
МЗиО РТ
2015 - 2020 годы
Количество изданных директив по вопросу рассмотрения на заседаниях советов директоров акционерных обществ с долей участия Республики Татарстан, единиц
1
1
1
1
1
1
1







Участие в реализации пилотных проектов в субъектах Российской Федерации по выработке эффективных механизмов привлечения работников для осуществления трудовой деятельности на территории приоритетного привлечения трудовых ресурсов
МТЗиСЗ РТ
2015 год
Вхождение Республики Татарстан в число пилотных регионов по реализации пилотных проектов по выработке эффективных механизмов привлечения работников для осуществления трудовой деятельности на территории приоритетного привлечения трудовых ресурсов, 1 (республика включена в число пилотных проектов)/0 (республика не включена в число пилотных проектов)
-
1
-
-
-
-
-







Наименование задачи 3: Повышение эффективности деятельности предприятий Республики Татарстан с использованием инструментов методики бережливого производства
Проведение исследования на тему "Опыт внедрения проектов бережливого производства по итогам реализации пилотных проектов и программ развития предприятий"
МПиТ РТ, ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Наличие отчета по проведенному исследованию, 1 (отчет подготовлен)/0 (отчет не подготовлен)
-
1
1
<*>
<*>
<*>
<*>
БРТ
600
600




Создание и сопровождение раздела, посвященного вопросам бережливого производства, на интернет-сайте "Повышение производительности труда в Республике Татарстан" (http: //ppt.tatarstan. ru/);
подготовка информации о состоянии и работе в области бережливого производства в отрасли
МПиТ РТ, ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МЭ РТ
2015 - 2020 годы
На интернет-сайте "Повышение производительности труда в Республике Татарстан" создан раздел, посвященный вопросам бережливого производства, 1 (раздел создан)/0 (раздел не создан)
-
1
-
-
-
-
-
БРТ
600
600




Средняя месячная аудитория сайта, посвященного вопросам бережливого производства, человек
-
2 000
2 500
<*>
<*>
<*>
<*>
Разработка и апробация на промышленных предприятиях, в образовательных учреждениях и отраслевых министерствах и ведомствах модульных презентаций, сценариев деловых игр по бережливому производству
МПиТ РТ, ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Количество проведенных мероприятий по бережливому производству, единиц
-
2
4
<*>
<*>
<*>
<*>
БРТ
600
600




Разработка и выпуск журнала по вопросам организации бережливого производства
МПиТ РТ, ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МЭ РТ
2015- 2020 годы
Количество журналов по вопросам организации бережливого производства, единиц
-
1
1
<*>
<*>
<*>
<*>
БРТ
500
500




Организация и проведение на регулярной основе научно- технических, экономических и методических симпозиумов, конференций, семинаров по проблемам внедрения методики бережливого производства, в том числе проведение тематических зональных выставок, семинаров
МПиТ РТ, ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" (по согласованию), МЭ РТ
2015 - 2020 годы
Количество проведенных мероприятий по проблемам внедрения методики бережливого производства, единиц
-
6
6
<*>
<*>
<*>
<*>
БРТ
1 000
1 000




Подготовка и выпуск научно-методических рекомендаций по методологии разработки программ бережливого производства для территорий, отраслей, отдельных предприятий
МПиТ РТ, КНИТУ - КАИ (по согласованию), предприятия (по согласованию)
2015 - 2020 годы
Количество экземпляров научно-методических рекомендаций по методологии разработки программ бережливого производства для территорий, отраслей, отдельных предприятий, единиц
-
500
500
<*>
<*>
<*>
<*>
БРТ
200
200




Реализация проекта "Набережные Челны - город устойчивого развития"
МПиТ РТ, предприятия (по согласованию)
2015 год
Доля обученного персонала на предприятиях, участвующих в проекте, по вопросу внедрения инструментов "Бережливого производства", в процентах от общего числа персонала на данных предприятиях

20%





БРТ
3 238,3





ВБИ
3 068,7





ИТОГО
20 807,0
14 500





--------------------------------
<*> Индикаторы эффективности реализации мероприятий на 2017 - 2020 годы будут определены по итогам реализации мероприятий в 2015 - 2016 годах.
<**> Финансирование на 2017 - 2020 годы будет определено по итогам реализации мероприятий в 2015 - 2016 годах.

Список использованных сокращений:
КМ РТ - Кабинет Министров Республики Татарстан.
МЭ РТ - Министерство экономики Республики Татарстан.
МПиТ РТ - Министерство промышленности и торговли Республики Татарстан.
ГАУ "ЦЭТ РТ при КМ РТ" - государственное автономное учреждение "Центр энергосберегающих технологий при Кабинете Министров Республики Татарстан".
МЗиО РТ - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.
МТЗиСЗ РТ - Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
КНИТУ-КАИ - федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Казанский национальный исследовательский технический университет имени А.Н.Туполева-КАИ".
БРТ - бюджет Республики Татарстан.
ВБИ - внебюджетные источники.


------------------------------------------------------------------