По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление КМ РТ от 22.08.2014 N 604 "Об утверждении Концепции реализации потенциала молодежи, занятой в организациях Республики Татарстан, на 2014 - 2018 годы"



КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2014 г. № 604

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ,
ЗАНЯТОЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,
НА 2014 - 2018 ГОДЫ

В целях создания условий для развития движения работающей молодежи в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию реализации потенциала молодежи, занятой в организациях Республики Татарстан, на 2014 - 2018 годы.
2. Министерству по делам молодежи и спорту Республики Татарстан разработать и представить на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан план мероприятий по реализации Концепции реализации потенциала молодежи, занятой в организациях Республики Татарстан, на 2014 - 2018 годы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан.

Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ





Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 22 августа 2014 г. № 604

КОНЦЕПЦИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ, ЗАНЯТОЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, НА 2014 - 2018 ГОДЫ

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция реализации потенциала молодежи, занятой в организациях Республики Татарстан, на 2014 - 2018 годы (далее - Концепция) определяет совокупность целей, задач и приоритетов, обеспечивающих реализацию единой стратегии Республики Татарстан по формированию и развитию правовых, экономических и организационных условий для эффективной социализации молодых работников в демократическом обществе, правовом государстве с рыночной экономикой.
"Работающая молодежь" - это граждане России, работающие в сфере услуг и на производстве (молодые рабочие и специалисты).
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Татарстан, распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р "О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации", законами Республики Татарстан от 19 октября 1993 года № 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан", от 22 апреля 2011 года № 13-ЗРТ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011 - 2015 годы" и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан.
Настоящая Концепция является основой для нормотворческой деятельности, разработки программ и проектов, ориентированных на работающую молодежь Республики Татарстан.

2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ
ДВИЖЕНИЯ РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ

Молодежь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает ее от других групп населения.
Молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. Перед обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство. Например, высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15 - 24 лет.
Государственная молодежная политика ориентирована на граждан в возрасте от 14 до 30 лет. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан <1>, на 1 января 2014 года в Республике Татарстан насчитывалось 857049 человек молодежи, что составляет 22 процента от общей численности населения; из них учащихся - 195200 человек (23 процента молодежи), студентов - 182716 человек (21 процент), работающей (занятой) молодежи - 479133 человека (56 процентов). Получается, что большая часть молодежи - люди работающие.
--------------------------------
<1> http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/employment.

Основная доля молодежных программ и проектов (следовательно, и ресурсов) государственных органов и общественных объединений направлена на учащуюся молодежь, так как разработаны механизмы государственной поддержки. Хотя проблемы, которые принято называть "молодежными": отсутствие стартовых возможностей, жилья и т.п., - остро ощущаются среди молодежи, занятой в организациях.
Республика Татарстан оказалась в числе лидеров среди субъектов Российской Федерации, где во второй половине 90 годов XX века стало возрождаться молодежное движение. Первые молодежные организации появились на предприятиях Авиастроительного района г. Казани (Союз молодежи Казанского вертолетного завода, Совет молодежи Казанского авиационного производственного объединения имени С.П.Горбунова и комиссия профкома по вопросам молодежи Казанского моторостроительного производственного объединения). Развитие молодежного движения было поддержано в ОАО "Татнефть", ОАО "КАМАЗ", ОАО "Татэнерго", ОАО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Производственное объединение "Завод имени Серго" и др.
Государственный комитет Республики Татарстан по делам детей и молодежи, а затем Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан поддержали движение молодых рабочих и специалистов. По инициативе Государственного комитета Республики Татарстан по делам детей и молодежи в 1997 году были проведены I Республиканский конкурс профессионального мастерства среди молодых рабочих на звание "Лучший по профессии", а также семинар на тему "Формирование системы работы с молодежью на промышленных предприятиях Республики Татарстан".
В 2001 году создана, а в 2003 году официально зарегистрирована региональная общественная организация "Союз молодежи предприятий и организаций Республики Татарстан". При Федерации профсоюзов Республики Татарстан создан Молодежный Совет. В процессе работы оформились основные направления деятельности, реализуются значимые проекты и ежегодные мероприятия: Форум работающей молодежи Республики Татарстан, Конкурс профессионального мастерства и др.
На сегодняшний день в Республике Татарстан насчитываются 12014 организаций в различных сферах деятельности, на которых трудятся около 480 000 молодых работников <2>. Насчитываются порядка 150 молодежных объединений.
--------------------------------
<2> http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/resources/256bbd804e925842ad1cbfa638e2bbf1/i010002r.pdf.

Начиная с 1998 года наблюдается тенденция омоложения коллективов организаций: в 1998 году средний возраст работающих в организациях составлял 45 - 52 года, в 2001 году - 35 - 43 года, в 2010 году - 40 лет, доля работающих в возрасте до 30 лет повысилась с 5 - 7 до 26,3 процента <3>.
--------------------------------
<3> http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/employment.

В молодежном движении активно проявляются общественные объединения работающей молодежи. Различны формы организации молодежных структур в организациях республики: специалисты в составе отдела кадров, союзы молодежи, комиссии при профкомах, советы молодых специалистов, спортивные и туристические клубы, творческие объединения. Часть из них - преемники комитетов комсомола предприятий, другие созданы по инициативе молодых специалистов или администрации организаций.
Таким образом, результаты анализа развития движения работающей молодежи свидетельствуют о том, что необходим новый концептуальный подход к созданию условий для реализации потенциала работающей молодежи.

3. СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЯ
РАБОТАЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Общественное молодежное объединение организации - это добровольное объединение молодежи, изъявившей желание активно участвовать в общественной жизни организации, отражая социум работающей молодежи, в задачу которого входит реализация государственной молодежной и кадровой политики.
В зависимости от формы собственности организации и необходимости молодежное объединение может быть сформировано в соответствии с законодательством без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Структура по работе с молодежью - это подразделение организации (от одного до нескольких специалистов), ответственное за реализацию молодежной государственной политики путем сотрудничества с молодежным объединением организации.
Союз работающей молодежи городов и районов Республики Татарстан - это общественное объединение, учрежденное молодежными организациями организаций городов и районов Республики Татарстан, основными задачами которых является развитие и координация деятельности в реализации государственной молодежной политики в организациях.
Региональная общественная организация "Союз молодежи предприятий и организаций Республики Татарстан" - это общественное объединение со статусом юридического лица, высшим органом управления которого является конференция из делегатов от молодежных объединений предприятий и организаций Республики Татарстан. Деятельность объединения определяется его Уставом.

4. АДРЕСАТЫ КОНЦЕПЦИИ

Адресатами настоящей Концепции являются:
работающая молодежь;
министерства и ведомства Республики Татарстан;
исполнительные комитеты муниципальных образований городов и районов Республики Татарстан;
государственные и муниципальные организации в сфере социальной и молодежной политики Республики Татарстан;
Федерация профсоюзов Республики Татарстан;
Ассоциация работодателей и предпринимателей Республики Татарстан;
региональная общественная организация "Союз молодежи предприятий и организаций Республики Татарстан";
организации Республики Татарстан;
средства массовой информации;
общественные организации и фонды местного, регионального, федерального и международного уровней.

5. ЦЕЛЬ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Цель Концепции - создание условий для успешной социализации, эффективной самореализации молодежи, способствующих формированию кадрового резерва в организациях Республики Татарстан.
Концепция разрабатывается и реализуется в Республике Татарстан с учетом ее социально-экономического развития на основе следующих принципов:
инновационное развитие;
инициатива и самореализация;
социальное инвестирование.
В этой связи предусматривается решение следующих основных задач:
1. Систематизация нормативно-правовой базы с целью проведения работы с молодежью, занятой в организациях Республики Татарстан;
2. Реализация приоритетных направлений работы с молодежью, занятой в организациях Республики Татарстан;
3. Поддержка и мотивация развития молодежного движения в организациях Республики Татарстан.

5.1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ С ЦЕЛЬЮ
ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ, ЗАНЯТОЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В целях реализации настоящей Концепции необходимо в установленном законодательством порядке утвердить правовую базу, лежащую в основе республиканского правового поля для перспективного развития системы работы с молодежью, занятой в организациях Республики Татарстан, и осуществить иные необходимые действия, в том числе:
заключить межведомственные соглашения для осуществления эффективной координации работы всех заинтересованных ведомств и организаций;
утвердить положения о работе с молодежными объединениями;
систематизировать и унифицировать документы для внутренней работы первичных молодежных объединений в организациях Республики Татарстан.

5.2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ,
ЗАНЯТОЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Для успешной реализации Концепции планируются организация и проведение мероприятий приоритетных направлений: организационное, производственное, социальное и информационное.
Организационное направление:
участие в реализации приоритетных национальных проектов Российской Федерации, а также в реализации проектов, предусмотренных Стратегией государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;
создание целостной системы взаимовыгодных, партнерских отношений органов всех уровней власти, профсоюзов, организаций и общественных объединений работающей молодежи;
систематизация банка данных молодежных объединений организаций;
обучение молодежных лидеров и специалистов по работе с молодым персоналом;
участие в конкурсах и грантах для реализации молодежной политики.
Производственное направление:
реализация инновационного потенциала работающей молодежи (поддержка рационализаторства и изобретательства, проведение научно-технических конференций молодых специалистов);
организация молодежного соперничества (конкурсы профессионального мастерства, молодых руководителей, молодых специалистов);
содействие повышению квалификации молодых работников (организация стажировок, обучение в образовательных организациях высшего образования без отрыва от производства и др.).
Социальное направление:
организация процесса адаптации в организациях выпускников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
контроль за предоставлением правовой поддержки и социальной защиты посредством выстраивания партнерских отношений профсоюзных объединений и администраций организаций (исполнение раздела "Молодежная политика" в коллективных договорах организаций);
содействие в решении вопроса по улучшению жилищных условий (временное жилье - общежитие, жилье в рамках реализации Закона Республики Татарстан от 21 октября 1999 года № 2443 "О государственной поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий" и других жилищных программ);
укрепление института молодой семьи в рамках существующих программ;
содействие гражданско-патриотическому воспитанию (уважительное отношение к традициям организации - работодателя, встречи с ветеранами);
пропаганда здорового образа жизни (профилактика социальных болезней - СПИД, наркомании, алкоголизма);
организация молодежного досуга и отдыха, развитие молодежного туризма (спортивные и культурно-массовые мероприятия, клубы по интересам, туристические поездки и походы, организация летнего отдыха).
Информационное направление:
формирование имиджа организаций республики средствами современных информационных технологий (внутреннее - заводские газеты, радио, объявления, внешнее - сотрудничество с городскими и республиканскими средствами массовой информации);
популяризация рабочих и инженерных специальностей; повышение престижа рабочих профессий, содействие консолидации общества на идее поддержки отечественного производства, формирование положительного общественного мнения о роли производительного труда.
Предложенные направления можно подразделить на две группы: внутренние проекты, которые реализуются в пределах местонахождения организации и для ее работников, и внешние проекты, которые реализуются за пределами местонахождения организации. Мероприятия могут быть нацелены только на молодых рабочих или на молодых специалистов либо проводиться для обеих целевых групп одновременно.

5.3. ПОДДЕРЖКА И МОТИВАЦИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В ОРГАНИЗАЦИЯХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

В целях целенаправленного развития движения работающей молодежи Республики Татарстан и координации работы молодежных объединений органы государственной и муниципальной власти, Федерация профсоюзов Республики Татарстан, администрации организаций оказывают различные формы поддержки.
Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, исполнительными комитетами муниципальных районов Республики Татарстан осуществляется организационная поддержка в:
создании групп по работе с молодым персоналом в организациях;
формировании молодежных объединений в организациях;
развитии структурных подразделений республиканских молодежных объединений в городах и районах Республики Татарстан.
Органами государственной власти и Федерацией профсоюзов Республики Татарстан осуществляется правовая поддержка, в том числе:
принятие отраслевых программ по организации работы с молодежью в организациях;
утверждение Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан типовых документов по организации деятельности общественных объединений в организациях;
методическое обеспечение программных действий по решению проблем работающей молодежи.
Правительством Республики Татарстан на грантовой основе осуществляется финансовая поддержка деятельности республиканского объединения работающей молодежи. Администрациям организаций предлагается оказывать финансовую поддержку своих молодежных объединений и структур по работе с молодым персоналом.
Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, Республиканском агентством по массовым коммуникациям "Татмедиа" осуществляется информационная поддержка, включающая:
освещение деятельности республиканских объединений работающей молодежи и их структурных подразделений на государственных телерадиовещательных каналах, в республиканских и муниципальных печатных изданиях, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
организацию социальной рекламы и издание информационных материалов;
проведение мониторинга деятельности, динамики интересов и мотивов работающей молодежи для последующей корректировки Концепции.
Министерствами и ведомствами Республики Татарстан, Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, администрацией организаций осуществляются следующие методы мотивации работающей молодежи:
профессиональное стимулирование (повышение профессионального мастерства молодых работников с последующим включением их в кадровый резерв организаций);
материальное стимулирование (поощрение (премирование) за достижение высоких показателей в работе, в частности, по рационализации, за реализацию государственной молодежной политики);
моральное стимулирование (награждение активных членов молодежного движения и молодежных объединений Республики Татарстан почетными грамотами, благодарственными письмами, ценными подарками).

6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Ответственным за реализацию Концепции является Министерство по делам молодежи и спорту Республики Татарстан, которое осуществляет организацию и координацию работы по реализации Концепции, вносит в установленном порядке предложения по ее уточнению с учетом складывающейся социально-экономической ситуации, обеспечивает контроль за целевым использованием выделенных федеральных и республиканских средств.
Приоритетными направлениями настоящей Концепции предусмотрены проекты, которые будут реализованы на региональном и муниципальном уровнях. Основной уровень реализации Концепции - это непосредственно сама организация.
Наиболее жизнеспособной и эффективной является модель, сочетающая общественную инициативу (молодежное объединение) с использованием административного влияния (группа по работе с молодым персоналом). Всю работу с молодежью предлагается вести в рамках работы с персоналом организаций Республики Татарстан.
Для каждого проекта Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан при участии республиканского объединения работающей молодежи разрабатывается технико-экономическое обоснование (цели, основные задачи, приоритеты и значения индикаторов), а также привлекаются научные организации, отдельные объединения работающей молодежи.
Для достижения целей настоящей Концепции требуется внедрение механизмов прямого взаимодействия с молодежью, обеспечивающих высокую результативность и оперативность в управлении процессами, проистекающими в среде работающей молодежи, прежде всего, через молодежные объединения организаций Республики Татарстан.

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ,
ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Молодежная политика в отношении работающей молодежи Республики Татарстан призвана обеспечить:
1) преемственность поколений работающих, сохранение и развитие профессиональной культуры, воспитание у молодежи бережного отношения к историческому, культурному и промышленному наследию республики;
2) положительную трудовую мотивацию, высокую деловую активность, профессионализм, навыки активного и эффективного поведения на рынке труда;
3) ответственность молодежи за собственное благосостояние, социально-экономическое развитие организаций, состояние общества, развитие культуры, социальное поведение с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамики изменений;
4) развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности политических и общественных объединений и организаций.
Реализация настоящей Концепции позволит:
снизить средний возраст работающих в организациях Республики Татарстан;
восполнить кадровый резерв организаций;
создать условия для устойчивой и планомерной социально-экономической поддержки работающей молодежи в Республике Татарстан;
создать эффективную систему и механизмы взаимодействия адресатов Концепции и общественности.
Основными индикаторами оценки эффективности реализации настоящей Концепции являются:
количественный показатель - количество созданных молодежных объединений и представителей работающей молодежи, занятых в организациях Республики Татарстан;
качественный показатель - повышение уровня жизни работающей молодежи и молодых семей, увеличение числа представителей работающей молодежи, закрепившихся в организациях Республики Татарстан, повысивших свою профессиональную подготовку и прошедших дополнительное обучение.
Концепцию планируется реализовать в течение 2014 - 2018 годов.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основные позиции и ориентиры Концепции будут использованы при формировании прогнозов социально-экономического развития республики, реализации программ-проектов по поддержке молодежи предприятий и организаций.
В ходе изменения социально-экономических процессов в Республике Татарстан, нормативно-правовой базы, касающейся интересов молодежи предприятий и организаций, Концепция при необходимости подлежит уточнению и дополнению.


------------------------------------------------------------------