По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Определение Конституционного суда Республики Татарстан от 17.09.2014 N 15-О "По жалобам граждан Р.С.Мурадова и Г.А.Мурадовой на нарушение конституционных прав и свобод статьей 46 Земельного кодекса Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года N 836-XII, статьей 7 Закона Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года N 838-XII "О земельной реформе" , пунктом 26 Положения о порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 1991 года N 346 "Об утверждении Республиканской программы проведения земельной реформы на территории Татарской ССР, положений "О формировании специального фонда перераспределения земель в Татарской ССР", "О государственном контроле за использованием и охраной земель", "О порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям", "О порядке передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов", "О порядке привлечения к административной ответственности за нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного участка и сокрытие информации о наличии земельного фонда" и формы договоров об аренде земли и о временном пользовании землей"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Именем Республики Татарстан

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2014 г. № 15-О

ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАН Р.С.МУРАДОВА И Г.А.МУРАДОВОЙ
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД СТАТЬЕЙ 46
ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 19 АПРЕЛЯ 1991
ГОДА № 836-XII, СТАТЬЕЙ 7 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 19 АПРЕЛЯ 1991 ГОДА № 838-XII "О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ"
(В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 21 МАЯ 1993 ГОДА
№ 1861-XII), ПУНКТОМ 26 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ
И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ ГРАЖДАНАМ, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯМ,
ПРЕДПРИЯТИЯМ, УЧРЕЖДЕНИЯМ, ОРГАНИЗАЦИЯМ, УТВЕРЖДЕННОГО
ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ОТ 7 АВГУСТА 1991 ГОДА № 346 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ
НА ТЕРРИТОРИИ ТАТАРСКОЙ ССР, ПОЛОЖЕНИЙ "О ФОРМИРОВАНИИ
СПЕЦИАЛЬНОГО ФОНДА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ В ТАТАРСКОЙ
ССР", "О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ", "О ПОРЯДКЕ ИЗЪЯТИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
ЗЕМЕЛЬ ГРАЖДАНАМ, ИХ ОБЪЕДИНЕНИЯМ, ПРЕДПРИЯТИЯМ,
УЧРЕЖДЕНИЯМ, ОРГАНИЗАЦИЯМ", "О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ЗЕМЕЛЬ
В ВЕДЕНИЕ СЕЛЬСКИХ СОВЕТОВ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ", "О ПОРЯДКЕ
ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
СРОКОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
И СОКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ О НАЛИЧИИ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА" И ФОРМЫ
ДОГОВОРОВ ОБ АРЕНДЕ ЗЕМЛИ И О ВРЕМЕННОМ ПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЛЕЙ"

Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н.Демидова, судей Ф.Н.Багаутдинова, Л.В.Кузьминой, Р.А.Сахиевой, А.А.Хамматовой, А.Р.Шакараева,
заслушав в судебном заседании заключение судьи А.Р.Шакараева, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" предварительное изучение жалоб граждан Р.С.Мурадова и Г.А.Мурадовой,

установил:

1. В Конституционный суд Республики Татарстан 14 мая 2014 года обратился гражданин Р.С.Мурадов с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод статьей 46 Земельного кодекса Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года № 836-XII, статьей 7 Закона Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года № 838-XII "О земельной реформе" (в редакции Закона Республики Татарстан от 21 мая 1993 года № 1861-XII), пунктом 26 Положения о порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 1991 года № 346 "Об утверждении Республиканской программы проведения земельной реформы на территории Татарской ССР, положений "О формировании специального фонда перераспределения земель в Татарской ССР", "О государственном контроле за использованием и охраной земель", "О порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям", "О порядке передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов", "О порядке привлечения к административной ответственности за нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного участка и сокрытие информации о наличии земельного фонда" и формы договоров об аренде земли и о временном пользовании землей".
Оспариваемые нормативные правовые акты, в настоящее время утратившие юридическую силу, в период их действия регулировали вопросы предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Гражданин Р.С.Мурадов, обратившись в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой, действовал в интересах гражданки Л.Н.Давлеевой, являющейся сестрой гражданки Г.А.Мурадовой, что подтверждается приложенной копией доверенности.
18 июня 2014 года в Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой, содержащей аналогичные требования, обратилась гражданка Г.А.Мурадова.
На основании статьи 50 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" дела по данным жалобам, касающимся одного и того же предмета, были соединены в одном производстве.
В своих жалобах заявители отмечают, что основанием к обращению в Конституционный суд Республики Татарстан послужила обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые положения Конституции Республики Татарстан (в ее редакции от 30 марта 1995 года).
Из содержания жалоб и приложенных к ним копий документов следует, что доверительница заявителя Р.С.Мурадова гражданка Л.Н.Давлеева и гражданка Г.А.Мурадова являются дочерями умершей в 1995 году гражданки М.А.Тазовой, которая при жизни владела земельным участком и находящимся на нем жилым домом, расположенным в Зеленодольском муниципальном районе Республики Татарстан. С 1997 года в этом доме проживает гражданка Г.А.Мурадова, которая пользуется земельным участком, ведет подсобное хозяйство, оплачивает налоги.
В 2013 году гражданам Л.Н.Давлеевой и Г.А. Мурадовой стало известно, что земельный участок, на котором расположен их дом, распоряжением Мамадыш-Акиловского Совета местного самоуправления Зеленодольского района Республики Татарстан от 20 февраля 1996 года № 3 был предоставлен в собственность гражданину Н.Н.Гибадуллину для ведения личного подсобного хозяйства.
В связи с этим граждане Л.Н.Давлеева и Г.А.Мурадова обратились в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан с требованием признать данное распоряжение незаконным, полагая, что предоставление земельного участка было произведено неуполномоченным органом. Решениями Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года и от 24 февраля 2014 года им было отказано в удовлетворении исковых требований.

В своих жалобах граждане Р.С.Мурадов, представляющий интересы гражданки Л.Н.Давлеевой, и Г.А.Мурадова отмечают, что Зеленодольский городской суд Республики Татарстан, принимая решения по их гражданскому делу, связанному с оспариванием распоряжения Мамадыш-Акиловского Совета местного самоуправления Зеленодольского района Республики Татарстан о предоставлении в собственность гражданину земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, неправомерно сослался на вышеуказанные оспариваемые нормативные правовые акты, действовавшие по состоянию на 20 февраля 1996 года, поскольку, как считают заявители, на тот момент они не соответствовали Конституции Республики Татарстан (в редакции от 30 марта 1995 года).
В обоснование своей позиции заявители указывают, что в 1996 году органы местного самоуправления не входили в систему органов государственной власти и управления, а исполнительно-распорядительные функции в городах и районах выполняли администрации соответствующих административно-территориальных единиц. В этой связи они полагают, что Мамадыш-Акиловский сельский Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан не имел полномочий по предоставлению гражданам земельных участков в собственность, поскольку эти полномочия в то время должны были возлагаться на администрацию Зеленодольского района и города Зеленодольска.
На этом основании граждане Р.С.Мурадов и Г.А.Мурадова считают, что указанные положения обжалуемых нормативных правовых актов противоречат Конституции Республики Татарстан в редакции, действовавшей по состоянию на 20 февраля 1996 года, и просят Конституционный суд Республики Татарстан признать их не соответствующими статьям 66, 112, 131 Конституции Республики Татарстан (в редакции от 30 марта 1995 года).
При этом заявители указывают, что применение оспариваемых нормативных правовых актов в конкретном деле повлекло нарушение их конституционных прав и свобод, установленных частью второй статьи 24, частью первой статьи 28, частью первой статьи 40, статьей 41, частью первой статьи 55, статьей 60 Конституции Республики Татарстан (в действующей редакции).
2. В соответствии с частью первой статьи 40 Закона "О Конституционном суде Республики Татарстан" обращение направляется в Конституционный суд Республики Татарстан в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). При этом согласно части второй статьи 54 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" полномочия представителя стороны, которым может выступать адвокат или лицо, имеющее высшее юридическое образование, должны подтверждаться соответствующими документами. Вопреки данному требованию жалоба в Конституционный суд Республики Татарстан подписана гражданином Р.С.Мурадовым только на основании доверенности о праве представлять интересы гражданки Л.Н.Давлеевой во всех органах государственной власти, в том числе во всех судах судебной системы Российской Федерации. Каких-либо документов, подтверждающих наличие у гражданина Р.С.Мурадова статуса адвоката или высшего юридического образования, в представленных материалах не содержится.
С учетом изложенного гражданин Р.С.Мурадов не может рассматриваться как представитель гражданки Л.Н.Давлеевой и, следовательно, он не является надлежащим заявителем по делу в конституционном судопроизводстве, а его жалоба не может быть признана допустимой, поскольку не отвечает требованиям Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан".
Кроме того, по смыслу части второй статьи 46 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" Конституционный суд Республики Татарстан в процессе конституционного судопроизводства проверяет конституционность действующих нормативных правовых актов. Проверка конституционности актов, которые были отменены или утратили силу до обращения заявителя в Конституционный суд Республики Татарстан, не допускается (определение Конституционного суда Республики Татарстан от 27 февраля 2010 года № 3-О).
Оспариваемые гражданами Р.С.Мурадовым и Г.А.Мурадовой нормативные правовые акты утратили силу до момента их обращения в Конституционный суд Республики Татарстан. Так, Земельный кодекс Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года № 836-XII утратил силу в связи с принятием Земельного кодекса Республики Татарстан от 10 июля 1998 года № 1736. Закон Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года № 838-XII "О земельной реформе" (в редакции Закона Республики Татарстан от 21 мая 1993 года № 1861-XII) утратил свою силу в связи с принятием Закона Республики Татарстан от 20 декабря 2002 года № 33-ЗРТ "О признании утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Татарстан о земельной реформе". Положение о порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 1991 года № 346, утратило силу в связи с изданием постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 17 ноября 2003 года № 588 "О признании утратившими силу отдельных постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан".
Следовательно, жалобы граждан Р.С.Мурадова и Г.А.Мурадовой в части проверки конституционности указанных нормативных правовых актов не являются допустимыми.
Помимо этого, как следует из содержания жалоб, заявители Р.С.Мурадов и Г.А.Мурадова, оспаривая конституционность положений статьи 46 Земельного кодекса Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года № 836-XII, статьи 7 Закона Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года № 838-XII (в редакции Закона Республики Татарстан от 21 мая 1993 года № 1861-XII), пункта 26 Положения о порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 1991 года № 346, фактически выражают свое несогласие с распоряжением Мамадыш-Акиловского сельского Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 20 февраля 1996 года № 3 и решениями Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 18 декабря 2013 года и от 24 февраля 2014 года. Однако оценка правомерности действий органов местного самоуправления, а также оценка законности и обоснованности решений судов общей юрисдикции не относятся к компетенции Конституционного суда Республики Татарстан, как она определена в статье 109 Конституции Республики Татарстан и статье 3 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан". В силу этого разрешение данных вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 3, частью первой статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой и частью второй статьи 46, частью второй статьи 54, частью пятой статьи 66, частями первой и второй статьи 67, статьями 69, 72, частью первой статьи 73 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб граждан Р.С.Мурадова и Г.А.Мурадовой на нарушение конституционных прав и свобод статьей 46 Земельного кодекса Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года № 836-XII, статьей 7 Закона Республики Татарстан от 19 апреля 1991 года № 838-XII "О земельной реформе" (в редакции Закона Республики Татарстан от 21 мая 1993 года № 1861-XII), пунктом 26 Положения о порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 7 августа 1991 года № 346 "Об утверждении Республиканской программы проведения земельной реформы на территории Татарской ССР, положений "О формировании специального фонда перераспределения земель в Татарской ССР", "О государственном контроле за использованием и охраной земель", "О порядке изъятия и предоставления земель гражданам, их объединениям, предприятиям, учреждениям, организациям", "О порядке передачи земель в ведение сельских Советов народных депутатов", "О порядке привлечения к административной ответственности за нарушение сроков принятия решения о предоставлении земельного участка и сокрытие информации о наличии земельного фонда" и формы договоров об аренде земли и о временном пользовании землей", поскольку они в соответствии с установленными требованиями не являются допустимыми, а разрешение поставленных в них вопросов Конституционному суду Республики Татарстан неподведомственно.
2. Определение Конституционного суда Республики Татарстан по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Копию настоящего определения направить гражданам Р.С.Мурадову и Г.А.Мурадовой, в Государственный Совет Республики Татарстан и в Кабинет Министров Республики Татарстан.
4. Настоящее определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".


------------------------------------------------------------------